Методика «Кулинарный рецепт».




Оборудование: набор различных продуктов из овощей, фруктов, ягод, меда, сахара, соли, масла, майонеза, сметаны и т.д.


       
 
 
   

 

Процедура обследования. 1 серия. Детям дается задание придумать и приготовить новое вкусное кушанье и дать ему название, при зтш можно использовать любые продукты, какие захочется. {Обследование может проводиться с группой старших дошкольников или младших школьников из 4- 6-ти человек). Оценка результатов: способность к целостному и структурному (гармоничность вкусовых ощущений) восприятию, уровень синестезий, перцептивные действия (способы обследования и получения вкусовых сочетаний), эмоциональный тон ощущений, способность к сенсорной рефлексии.

2 серия. Придумать и приготовить острое кушанье (салат «Острый»), нежное кушанье (салат «Нежный»), легкое блюдо; для детей с развитыми синестезиями - салат с мягким вкусом, резким вкусом, свежим вкусом, ясным вкусом, ярким, бледным, дробным вкусом и т.д. (Методика рассчитана на детей от 6-ти лет и старше и может проводиться в групповой форме).

Оценка результатов: понимание задания, способность к синестезиям (соощущениям), сенсорной рефлексии, целостности вкусового восприятия.

Для исследования цветоощущений (различительной

чувствительности цветов и оттенков) и цветового зрения (целостности восприятий и ощущений) можно использовать следующие методики.

Методика «Таблицы Рабкина».

Предназначена для определения тонкости различительной чувствительности насыщенности красного, желтого, синего, зеленого цвета и ахроматических (белого и черного) цветов.


Оборудование: Таблицы Рабкина (для исследования цветовых порогов). Они включают 5 таблиц для исследования различительной чувствительности насыщенности красного, зеленого, желтого, синего цветов и ахроматических цветов (от белого к черному), а также специальные «маски» (экраны) для исключения влияния одного цвета на другой (светлый экран для хроматических таблиц, черный - для ахроматической таблицы) [29].

Процедура исследования: Детям предлагается подобрать лампочки (огоньки) разного цвета для украшения комнаты и елки. Причем, детям говорится, что огоньки должны быть одинаковыми для комнаты и разными для елки. Нужно найти одинаковые и разные огоньки. После этого осуществляется процедура поиска одинаковых и разных огоньков отдельно с каждым типом таблиц. Детям предлагается одна из таблиц, по которой последовательно передвигается экран, позволяющий выделить каждый оттенок цвета. Цветовые пятна предъявляются попарно (эталон и стимул). Стимул постепенно отдаляется по степени насыщенности или приближается к эталонному пятну до тех пор, пока ребенок не обозначит их как различные (при отдалении) или похожие (при приближении). Оценка результатов: понимание задачи, уровень различительной чувств ительности для анализа возрастных различий детей и различий в контрольной и экспериментальной группах.

 

Методика «Елочки».

Предназначена для детей от трех до пяти лет. Диагностируется уровень развития сенсорных эталонов оттенков цвета, характер перцептивных действий.


92

Оборудование: Контурное изображение елочек на двух листах белой бумаги, игрушки,(«шары») различных оттенков определенного цвета, которые лежат на белой поверхности. На эталонном листе помещены игрушки - «шары» одинакового размера одного и того же цвета, но разных оттенков. Например, нарисованы «шары» зеленого цвета, имеющие следующие оттенки: салатовый, травяной, болотный, изумрудный и т.д. Соответственно детям предлагаются для выбора шары зеленого цвета разных оттенков. На втором рисунке «шары» обозначены контуром, их пространственное расположение такое же, как на эталонном рисунке. Для исследования сенсорных эталонов оттенков красного цвета можно предложить следующий набор: алый, бордовый, кирпичный, малиновый и т.д.

Процедура обследования: детям предлагается украсить елочку шарами точно так. же, как на рисунке. Для этого нужно к каждому шару (игрушке) подобрать одинаковый по цвету и поместить его па свою елочку.

Оценки результатов: понимание задания, уровень развития сенсорных эталонов оттенков цвета, характер перцептивных действий.

.-;■ ■. '■■■ К..

Для диагностики уровня развития осязательной чувствительности, соответствующих сенсорных эталонов и перцептивных действий рекомендуется использовать следующие методики.

Методика «Чудесный мешочек».

Может быть использована для детей разного возраста в зависимости от сложности предметов и их качеств, требующих опознания. Выявляется уровень владения сенсорными эталонами осязания,


осязательная различительная и абсолютная чувствительность, перцептивные действия.

Оборудование: наборы одинаковых по величине кусочков тканей либо картонок, обклеенных материалом, различающимся по степени гладкости, упругости, хрупкости, мягкости, ворсистости; экран с прорезями для рук. либо достаточно просторный мешочек.

Процедура обследования: включает несколько серий. В первой серии детям предлагается отыскать руками, не видя предмет, такой же по осязательным ощущениям. При этом и эталон, и образцы предъявляются на ощупь. Детям разрешается использовать такой способ сравнения предметов на ощупь, который им удобен (обеими руками сразу, одной рукой, попеременно ощупывая образцы и т.д.). Для диагностики уровня развития перцептивных действий лучше использовать экран с прорезями для рук.

Во второй серии детям предлагается отыскать ворсистую ткань, шероховатую ткань, гладкую, пушистую, мягкую, упругую, хрупкую (т.е. характер ткани называется). При этом младшим дошкольникам предлагается для сравнения 2 - 3 образца, старшим дошкольникам весь набор.

В третьей серии детям последовательно предлагается разложить образцы по степени гладкости (шероховатости), ворсистости, мягкости, упругости и т.д. Младшим дошкольникам для составления соответствующего ряда предлагается 3-4 образца, старшим дошкольникам предлагается составить последовательность из 5 - 6 образцов определенного качества. Если ребенок затрудняется в выполнении задания, можно оказать ему помощь, предложив сначала выбрать самый гладкий (ворсистый, упругий и т.д.) кусочек ткани, затем сделать то же с оставшимися образцами и т.д.


94

Оценка результатов: понимание задания, владение сенсорными эталонами, характер перцептивных действий, различительная и абсолютная осязательная чувствительность. Сравниваются возрастные особенности и индивидуальные внутригрупповые различия.

Для диагностики уровня развития целостности и осмысленности восприятия можно опираться на следующие приемы.

Методика " «Путаница». Может быть использована для детей разного возраста при использовании материала разной степени сложности.

Оборудование: картинки, представляющие собой хаос линий, либо однотонных или цветных пятен {по пять картинок каждого типа), в которых при1 ■ сформированное™ соответствующих образов -представлений можно выделить (увидеть) заданные изображения {зайчика, который спрятался от' охотника; шляпы, которую потерял незнайка; ключа от двери, который потерял малыш и т.д.).

Процедура обследования: Детям поочередно предъявляются картинки и' предлагается поиграть: например, найти Зайку, спрятавшегося в кустах от охотника, затем помочь малышу отыскать ключ от двери, помочь космонавтам найти космический корабль, спрятавшийся среди скал и т.д. Если ребенок не справляется с заданием, можно помочь ему, обведя контуры изображения указкой.

Оценка результатов: понимание задания, способность зрительно выделить целостное изображение в слабоорганизованном материале, уровень произвольности {самостоятельности) выполнения задания на выделение целого {произвольность восприятия), способ выполнения задания.


Методика «Что такое?»

Методика может применяться для детей разного возраста в зависимости от сложности конкретных заданий.

Оборудование: пять рисунков, на которых контуры фигур обозначены точками или штрихами на белом листе бумаги. Младшим дошкольникам предлагаются простые фигуры {утенок, воздушный шарик, мячик, яблоко, цветок, морковка и т.д.). Старшим дошкольникам могут быть предъявлены более сложные фигуры (собачка, ботинок, ключ, бабочка, рука человека и т.п.). Расстояние между точками также может быть различным, что обусловливает степень сложности задания. Каждая фигура имеет три степени сложности в зависимости от частоты расположения точек на контуре рисунка.

Процедура обследования: Детям предъявляются рисунки по одному, предлагается назвать, что нарисовано. При этом вначале предъявляется самый сложный рисунок данной фигуры (обозначенный редкими точками), если ребенок не может назвать фигуру, предлагается более простой вариант рисунка. При затруднениях детям предлагается обвести точки карандашом.

Оценка результатов: количество правильно названных рисунков при определенном уровне их сложности является показателем целостности и осмысленности восприятия (за сложный рисунок дается 3 балла, за средний по уровню сложности - 2, за легкий - 1 балл). Оценивается также уровень понимания задания и способ его выполнения.


96

Методика предназначена для диагностики уровня развития сенсорной рефлексии у детей дошкольного возраста.

Вариант 1. Предназначен для младших дошкольников.

Оборудование: повязка для глаз, источники слабых слуховых сигналов; температурных сигналов, перышко, которым можно прикоснуться к коже, сильный источник света, могущий проникать сквозь повязку, источник слабого запаха.

Процедура обследования: Ребенку завязываются глаза, и предлагается поиграть. Нужно почувствовать, что изменилось. Предварительно можно поиграть с открытыми глазами. Например, зажигается лампа, ребенка просят сказать, что изменилось. После того, как ребенок понял смысл игры (задания), проводится процедура обследования. Последовательно включаются определенные источники раздражения. Например, включается слабый звук. (тихая музыка). Ребенок должен ответить, что изменилось. Если он ответил правильно, его просят сказать, как он узнал об этом (ушами, услышал и т.д.). Затем открывается флакон с духами, находящийся рядом с ребенком. Задаются те же самые вопросы.

Оценка результатов: оценивается, понимает ли ребенок задание, дает ли ребенок отчет в том, какие именно ощущения он испытывает, при помощи каких органов чувств, как он описывает свои ощущения. Анализируя ответы детей, можно ограничиться качественными характеристиками. Можно пойти по пути количественного анализа, присваивая за каждый правильный ответ один балл..

Вариант 2. Предназначен для старших дошкольников.

Оборудование: то же, что в первом варианте методики, однако кроме безусловно приятных по ощущениям сигналов имеются также


неприятные: например, запах рыбьего жира, ноющий звук, раздражающее прикосновение.

Процедура обследования: ребенку предлагается не только рассказать, что изменилось, и как он узнал об этом, но также сообщить, приятно или неприятно для него то или иное воздействие, чем именно приятно или неприятно, как и что нужно изменить, чтобы исчезло неприятное ощущение.

Оценка результатов: оценивается уровень понимания задания, способность дать отчет о характере изменений в ощущениях, дать оценку своим ощущениям с точки зрения их эмоционального тона, оценить возможность изменения ситуации, т.е. устранения неприятных ощущений.

Вариант 3. Предназначен для старших дошкольников и младших школьников.

Оборудование: Пейзаж (репродукция с картины).

Процедура обследования: Ребенку предлагается представить, что находится внутри картины. Экспериментатор помогает ребенку осуществить воображаемое действие: например, можно спросить о том, где ребенок находится в картине, сидит он, лежит или стоит, что он делает. После этого ребенка просят представить и рассказать, что он чувствует, находясь в картине (холод или жару, шум ветра, тишину, солнечный свет и т.д.).

Оценка результатов: оценивается понимание задания, глубина и содержательность описания, многообразие ощущений, которым ребенок дает отчет на основе воображения.

 


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: