Ринат Ринатович Камалиев




Опыт ядерной программы ЮАР и влияние США на политику нераспространения.

Ринат Ринатович Камалиев

Исторический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Отделение международных отношений кафедры новой и новейшей истории.

Научный руководитель: Роман Александрович Сетов.

 

Какие бы новые масштабные вызовы ни вставали перед человечеством, с момента внедрения ядерных вооружений, наиболее мощного вида ОМП, одной из первостепенных международных задач по поддержанию глобальной стабильности и безопасности неизменно остается осуществление политики нераспространения ядерного оружия. Однако, при всех успехах нераспространения, обращает на себя внимание негативный факт – лишь одно государство отказалось от активной ядерной программы, ликвидировав построенные ядерные арсеналы и технологические разработки. Негативно – то, что данный пример до сих пор единственный, но сам пример, разумеется, позитивен и, будучи уникальным, требует детального изучения. Речь о сворачивании ядерной программы ЮАР. Еще одним позитивным случаем является вывод оружия с территории Украины, Беларуси и Казахстана после распада Советского Союза, но все-таки, несмотря на все сходства, в частности, стремление за счёт осуществления разоружения тесно примкнуть к западному либеральному сообществу[1], а также участие в процессе США (в СНГ – в рамках программы Нанна-Лугара[2]), чуть более поздние события на постсоветском пространстве не тождественны южноафриканскому опыту, завершившемуся добровольным отказом от практически самостоятельно разработанной и державшейся в секрете военной ядерной программы. В данной статье я покажу, как США влияли на ядерную судьбу Южной Африки, выделю причины, приведшие к закрытию военного ядерного проекта ЮАР, продемонстрировав, какую роль в этом сыграли Соединённые Штаты. Рассмотрение конкретного, южноафриканского, сюжета в контексте позиции США позволит лучше понимать влияние США на явление нераспространение в целом.

 

К вступлению на ядерную тропу Южную Африку (на тот момент доминион, Южно-Африканский Союз) подтолкнула Великобритания – премьеру ЮАС Яну Смэтсу от британского правительства поступил запрос на изучение уранового потенциала территории, реализованный и приведший к выявлению крупных запасов руды[3]. В дальнейшем развитие отраслей, связанных с атомом, в Южной Африке велось уже в основном под патронажем США. В 1957 году под эгидой программы «Атомы для мира» США и ЮАС заключили сотрудничество в атомной отрасли сроком на 50 лет: столь длительным и бесперебойным сотрудничеству суждено было остаться лишь на бумаге, в то же время, за первые годы партнерства в Южной Африке был заложен технологический фундамент для последующего осуществления независимой ядерной программы, приобретено высокообогащенное топливо и построен реактор «Сафари-1»[4]. Советский исследователь проблемы нераспространения ядерного оружия В.Ф.Давыдов подчеркивал: «Именно импорт обогащённого урана из США сыграл заметную роль в развитии ядерной программы, так как в тот момент не было каких-либо других альтернативных источников его поступления»[5]. Власти США на заре атомной эры, на начальном этапе «холодной войны», способствовали распространению ядерных технологий среди своих союзников и сателлитов, не рассчитывая, что программы взаимодействия в этой сфере повышенных рисков выйдут из-под контроля. В Южной Африке вышла…

 

С момента провозглашения независимости ЮАР в 1961 году запускается маховик милитаризации, связанной с борьбой за сохранение режима апартеида и против обретения суверенитета соседями по «черному континенту», преподносившейся руководством ЮАР в качестве антикоммунистической. Волна деколонизации Африки в начале 60-х ослабила веру лидеров апартеида в том, что ЮАР может считаться надёжно защищённым членом западного сообщества. От своих убеждений отказаться они были не готовы, потому предпочли модернизировать армию. Однако во время наращивания войскового потенциала министр обороны Фуше пояснял, что «программа модернизации разработана, чтобы сделать ЮАР более привлекательным партнёром западного альянса. Даже если Запад не в состоянии прийти на помощь ЮАР, Южная Африка будет оставаться неколебимой в своей лояльности Западу»[6]. Ориентация на западный мир, действительно, сохранялась, но обрастая стеной обособления и паутиной обмана. Несмотря на первоначальную существенную роль ЮАР в основании МАГАТЭ, в 1964 году южноафриканский премьер Хендрик Фервурд демонстративно отказался от участия в переговорах по нераспространению в Женеве[7], в результате, ЮАР не подпишет и договор о нераспространении ядерного оружия в 1968 году. Напротив, в 1968 году ЮАР делает решительный шаг в сторону распространения – создается государственная оружейная корпорация «Армскор», которая совсем скоро будет отвечать за производство ядерного оружия[8]. На следующий год в ЮАР запущено строительство полупромышленного центра по обогащению урана в Валиндабе. А ещё через пять лет была пройдена роковая черта – после проведения масштабных лабораторных испытаний устройства пушечного типа, продемонстрировавшей возможность самостоятельного создания атомной бомбы[9], принято политическое решение запустить свою тайную программу.

 

Ореол тайны вокруг программы вылился в разработку концепции трёхфазного сдерживания[10], идею «бомб в подвале» («bombs in basement»), предназначенных, главным образом, для политического использования, извлечения в качестве козыря при переговорах с Западом в случае невыгодного для главарей апартеида обострения обстановки в регионе. Понимание необходимости скрывать программу до «чёрного дня» укрепилось в связи с осуждением США индийского ядерного испытания 1974 г.. На руководство ЮАР влияло и нелегальное ядерное сотрудничество с Израилем[11]: помогавшее ЮАР еврейское государство категорически не допускало огласки разработок, идущих в разрез с международным правом, сам факт кооперации добавлял режиму апартеида уверенность в успехе, к тому же, коллаборация с Израилем, проникнутым мессианскими идеями, подпитывало мессианство, присущее и африканерским элитам – осознание себя, как мощной цитадели, противостоящей распространению «красной чумы» и «чёрного» национализма. Созревание «осадного менталитета»[12] сдабривало почву ядерных амбиций – либеральные западные демократии всё чаще критиковали апартеид, у ЮАР, по понятным причинам, складывались отвратительные отношения с соседями, обретшими независимость, вследствие деколонизации, ослабленные вьетнамскими неудачами Соединённые Штаты Америки не оказали запрашиваемую ЮАР военную помощь в конфликте с Анголой, таким образом, продолжая ориентироваться на «коллективный Запад» и его флагман в лице США, режим ЮАР не ощущал себя обезопашенным. Создание смертоносных снарядов служило, по меньшей мере, плацебо, средством, создаваемым бурской элитой для поддержания своей устойчивости, возможности предъявить всё менее надёжным союзникам туз в рукаве в критический момент.

 

Но с сохранением конфиденциальности, без которой усилия военно-политического руководства ЮАР по осуществлению программы шли насмарку (ввиду утраты концептуальной эффективности), ЮАР страшно не везло. Хотя масштабы южноафриканской военной ядерной программы не всплыли наружу вплоть до её логического финала, тем не менее, ещё за несколько лет до сборки первой южноафриканской атомной бомбы, пришедшейся на 1982 г. (после чего производилось по одной «адской машине» раз в 15-18 месяцев)[13], существенное негативное внимание к ЮАР привлекли два эпизода – в 1977 году советский спутник зафиксировал подозрительную активность в районе пустыни Калахари, напоминающую приготовления к проведению ядерного испытания. ТАСС распространило соответствующее заявление, которое на Западе поначалу было воспринято чуть ли не в штыки, «нашлись внешнеполитические обозреватели, которые расценили его, как «простой пропагандистский манёвр» СССР с целью торпедировать англо-американские планы урегулирования расовых проблем и усилить за своё влияние на Юге Африки за счёт интересов западных стран»[14]. Однако анализ информации подтвердил выраженные советской стороной опасения, США, Великобритания, Франция, ФРГ оказали давление на ЮАР, прозвучало обещание ЮАР «ни сейчас, ни в будущем не производить ядерные испытания»[15]. Пару лет спустя необычную «двойную вспышку» над Атлантическим океаном зафиксировал уже американский спутник связи «Vela», по названию которого эпизод, до сих пор покрытый конспирологической пеленой, получил название «инцидент Вела». Комиссия экспертов по расследованию инцидента, назначенная президентом США Картером, «после изучения всех фактов пришла к выводу, что обнаруженная спутником вспышка, «вероятно», не была результатом ядерного взрыва»[16], то есть ни окончательно подтвердить, ни окончательно опровергнуть данную гипотезу не смогла. Но данные советских разведчиков А.М. Козлова[17] и Дитера Герхарда[18], а также позднейшие изыскания ряда американских специализированных организаций, в частности, Defense Intelligence Agency, Naval Research, Laboratory и Лос-Аламосской лаборатории, показывают, что взрыв всё-таки был. Однако и после первых, неокончательных, выводов (к тому же, возможно американская президентская комиссия сгладила острые углы в расследовании, дабы не всплыли факты о преступлениях Израиля), нажим на ЮАР усилился. Программа, задумывавшаяся для потенциального манипулирования всем Западным сообществом и конкретно США, уже приводила к противоположным результатам в виде американского прессинга.

 

Отношения ЮАР с США на рубеже 1970-80-х гг. портились и в связи с тем, что поборник прав человека демократ Картер изначально осуждал политику расовой сегрегации, ряд серьёзных ограничений в отношении ЮАР вводится после жестокого подавления темнокожих протестующих в Соуэто, санкции распространяются в числе прочего на сотрудничество в атомной сфере[19]. «Потепление» в отношениях с ЮАР происходит с приходом к власти республиканской администрации Рейгана. По инициативе его советника по делам в Африке Честера Крокера запущен курс на «конструктивное взаимодействие»[20], придающей военной ядерной программе ЮАР «второе дыхание». Права человека для Рейгана отступают на второй план, «тефлоновый президент» готов закрывать глаза на многое ради своей идеи фикс, задачи по слому «империи зла».

 

Но в ходе второго срока Рейгана дискурс меняется - в СССР начинается перестройка, а оппозиция с новой силой поднимает на щит антирасистские лозунги[21], в обход президентского вето, проталкивая принятие Всеобъемлющего закона против апартеида[22]. В изменившихся условиях гнуть дальше линию на потворство режиму апартеида для администрации Рейгана оказалось невозможным. Со скрипом в зубах американские ястребы вводят пакет ограничительных мер, но всё же прикладывают максимум усилия для облегчения положения ЮАР, пребывавшей под градом международной критики. В частности, США помогли отложить на более поздний срок вопрос о возможном исключении ЮАР из МАГАТЭ за многочисленные нарушения[23]. Улавливая в складывающемся положении дел при всех его минусах шанс не допустить дальнейшее углубление и без того обширной изоляции, сохранить лицо, восстановить хорошие контакты с западным миром, к которому белые лидеры апартеида неизменно относили себя при всей специфичности Южно-Африканской республики и её системы, ещё при президенте Боте ЮАР при активном участии США, заявляя о намерениях следовать международному праву, приступает к ряду важных переговоров, способствовавших закату ядерного апартеида. Знаменательным стало подписание 22 декабря 1988 г. в учреждениях ООН в Нью-Йорке трёхсторонних соглашений между ЮАР, Анголой и Кубой. Кубинские войска выходили из Анголы, ЮАР также выводила войска из Анголы, а ещё из Намибии, а Намибия получала независимость, но на условиях ЮАР – построение государства со свободным рынком и многопартийной демократией[24]. Установление долгожданного мира на юге Африке способствовало успеху других переговоров, проводившихся в тот же период и касавшихся непосредственно атомной отрасли ЮАР – о приведении её в соответствии нормам МАГАТЭ. В качестве депозитариев на этих переговорах выступали представители США, СССР, Великобритании[25]. Не переоценивая роль какой-то одной стороны в переговорном процессе, стоит отметить, что без политической воли США, грамотного использования «мягкой мощи», переговоры вряд ли даже были бы начаты.


Внутриполитический ландшафт ЮАР в этот период тоже в корне меняется. В начале 1989 г. ухудшается здоровье возглавлявшего страну Боты, обязанности президента несколько недель исполняет министр конституционного развития Ян Хёйнис. Преемником Бота назначает министра финансов де Плесси, однако собрание в качестве будущего президента утверждает бывшего министра внутренних дел и национального образования (для белых), возглавившего Национальную партию Фредерика Виллема де Клерка. Переход власти получился мирным (в том смысле, что обошёлся без кровопролития), но неприязненным – смена президента была назначена на сентябрь, однако Клерк не дождался нескольких недель, подав в отставку 14 августа 1989 года, в общенациональном эфире представив это решение, как выражение демарша Клерку, без консультации с ним проведшему встречу с президентом Замбии, Каундой, который, по словам Боты, покровительствовал Африканскому Национальному Конгрессу и замышлял акции, направленные против Южной Африки. Прозванный в годы правления «великим крокодилом» апологет апартеида заявил буквально следующее: «Для меня очевидно, что после всех этих лет моих усилий, направленных на благо национальной партии, а также на безопасность нашей страны, меня игнорируют министры, работающие в моём кабинете»[26]. И он не ошибался. Вскоре Клерк станет «брататься» с Манделой и выступит в роли гробовщика как апартеида, так и шантажистской ядерной дубинки ЮАР – желая войти в историю в качестве миротворца[27], Клерк уже в первый год президентства заявляет руководителям южноафриканской ядерной военной программы о намерении её свернуть, что и было осуществлено за три года. Об устранении ядерной программе Клерк во всеуслышание объявил в парламенте 24 марта 1993 года[28]. Возможно, перед допуском на объекты страны интернациональных мониторинговых комиссий во избежание эксцессов Белый дом был проинформирован руководством ЮАР и лично Клерком о своём ликвидируемом ядерном скелете в шкафу на условиях необнародования, но документальных подтверждений этому, по объяснимым причинам, нет, по крайней мере, в свободном доступе.

 

Зато изучение сравнительно непродолжительного, но захватывающего южноафриканского ядерного эпоса высвечивает специфику причин как пробуждения ядерных амбиций, так и факторов, приведших к их угасанию и демонтажу программы и её плодов. К зарождению ядерных амбиций ведёт, главным образом, вполне естественное желание сохранения независимости и идентичности режима, при этом лишённого экзистенциальной стабильности, уверенности в защищённости и вынужденного прибегать к чрезвычайным способам самообороны, одним из которых и является стратегия ядерного сдерживания. Часто государства, избирающие для себя подобный сценарий, готовы на статус «изгоя», дистанцированного от ведущих акторов международных отношений, но это не случай Южно-Африканской Республики, не прекращавшей сохранять ориентацию на Запад. Закат «холодной войны», нормализация региональной обстановки, предоставление ЮАР гарантий безопасности и выгодных условий сотрудничества в обмен на переход к международным стандартам, транзит власти в стране – всё это повлияло на состоявшийся удачный южноафриканский опыт в области политики нераспространения. И важно, что власти США, особенно, после принятия Всеобъемлющего закона против апартеида (пусть и нежеланного), сумели проявить в отношении ЮАР разумный баланс настойчивости и гибкости, не допустить унижения страны, помогли осознать преимущества, вытекающие из ратификации и соблюдения международных правовых актов. Пожалуй, такого же грамотного поведения США сегодня не хватает при попытках решения, к примеру, северокорейского и иранского ядерных вопросов – действия носят либо вялотекущий характер, либо непомерно жёсткий, лишь подогревающий ядерные амбиции. И, хотя приструнить ЮАР, возможно, было чуть проще, учитывая статус союзника, анализ и использование современным американским истеблишментом опыта, приведшего к успеху в деле нераспространения в ЮАР, на мой взгляд, могло бы существенно повысить шанс на новые прорывы. Пока же столь ценному опыту уделяется до странности мало внимания, но уверен, это досадное недоразумение будет преодолено, в том числе при участии нашего научного сообщества.

 

Список литературы:

1. Давыдов В.Ф. Нераспространение ядерного оружия и политика США. Издательство «Наука», Москва, 1980.

2. Тимербаев Р. Южная Африка: как создавалось её ядерное оружие, как и почему она отказалась от него. Журнал «Ядерный контроль» № 2, 2005.

3. Хромов Г.К. Сотрудничество в области ликвидации сокращаемых стратегических вооружений и обеспечении безопасности ядерных материалов. Программа совместного снижения угрозы. Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ. 22 апреля 2003.

4. Информационный портал «Белая Африка». URL: https://whiteafrica.ucoz.ru

5. Сайт Президентской библиотеки Рональда Рейгана. URL: https://www.reaganlibrary.gov

6. Электронный ресурс «История государства». URL: https://statehistory.ru

7. Albright D., Stricker A. Revisiting South Africa's Nuclear Weapons Program: Its History, Dismantlement, and Lessons for Today. Institute for science and international security, June 2016.

8. Albright D. South Africa’s Secret Nuclear Weapons. Institute for Science and International Security. ISIS Report, May 1994

9. Claiborne W. Botha Quits, Criticizes Successor. Washington Post Foreign Service. Tuesday, August 15, 1989.

10. Javan D. Atomic apartheid: United States – South African Nuclear Relations from Truman to Reagan, 1945-1989. A Dissertation submitted to the Graduate Faculty of Auburn University in Partial Fulfillment of the Requirements for the Degree of Doctor of Philosophy. Auburn, Alabama, May 2006.

11. Hibbs M. South Africa's Secret Nuclear Program: From a PNE to Deterrent. Nuclear Fuel, 10 May 1993.

12. Klerk F.W. South Africa, the nation that gave up its nukes. Los Angeles Times. 22 December, 2013.

13. Long W.J., Grillot S.R.. Ideas, beliefs, and Nuclear Policies: The cases of South Africa and Ukraine. The Nonproliferation Review. Spring 2000.

14. Minty A. South Africa's Nuclear Capability: The Apartheid Bomb. Zimbabwe Publishing House. Harare, 1986.

15. Moore J.D.L. South Africa and nuclear proliferation: South Africa's nuclear capabilities and intentions in the context of international non-proliferation policies. Palgrave Macmillan, 1987.

16. Purkitt H.E., Burgess S.F. South Africa’s Nuclear Decisions. International Security, Vol. 27, № 1, Summer 2002.

17. Tennant E.W. Locating Transnational Activists. The United States Anti-Apartheid Movement and the Confines of the National. Deciphering the Global: Its Spaces, Scales, and Subjects. Ed. by S.Sassen. London and New York, Routledge, 2007.

18. Transcript of Talk by Waldo Stumpf, South African Embassy. Washington, D.C., July 23, 1993.

 


[1] Long W.J., Grillot S.R.. Ideas, beliefs, and Nuclear Policies: The cases of South Africa and Ukraine. The Nonproliferation Review. Spring 2000. P. 24

[2] Хромов Г.К. Сотрудничество в области ликвидации сокращаемых стратегических вооружений и обеспечении безопасности ядерных материалов. Программа совместного снижения угрозы. Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ. 22 апреля 2003. URL: https://www.armscontrol.ru/course/lectures03a/gkh30422.htm

[3] Albright D., Stricker A. Revisiting South Africa's Nuclear Weapons Program: Its History, Dismantlement, and Lessons for Today. Institute for science and international security, June 2016. P. 1

[4] Minty A. South Africa's Nuclear Capability: The Apartheid Bomb. Zimbabwe Publishing House. Harare, 1986. P. 205

[5] Давыдов В.Ф. Нераспространение ядерного оружия и политика США. Издательство «Наука». Москва, 1980. С. 104

[6] Long W.J., Grillot S.R. Ideas, beliefs, and Nuclear Policies: The cases of South Africa and Ukraine. The Nonproliferation Review. Spring 2000. P. 30

[7] Wyk A.-M. (in collaboration with Van Wyk J.-A., UNISA). Apartheid’s Atomic bomb: birth and demise. South African Historical Journal. 13 March 2015. P. 3 URL: https://dx.doi.org/10.1080/02582473.2014.977337

[8] Сведения на информационном портале «Белая Африка». URL: https://whiteafrica.ucoz.ru/publ/drugoe/armija_juar_vremjon_aparteida_chast_ii/3-1-0-6

[9] Albright D., Stricker A. Revisiting South Africa's Nuclear Weapons Program: Its History, Dismantlement, and Lessons for Today. Institute for science and international security, June 2016. P. 41

[10] Long W.J., Grillot S.R. Ideas, beliefs, and Nuclear Policies: The cases of South Africa and Ukraine. The Nonproliferation Review. Spring 2000. P. 31

[11] Transcript of Talk by Waldo Stumpf, South African Embassy. Washington, D.C., July 23, 1993.

[12] Purkitt H.E., Burgess S.F. South Africa’s Nuclear Decisions. International Security, Vol. 27, № 1, Summer 2002. P. 188

[13] Hibbs M. South Africa's Secret Nuclear Program: From a PNE to Deterrent. Nuclear Fuel, 10 May 1993. P. 5

[14] Давыдов В.Ф. Нераспространение ядерного оружия и политика США. Издательство «Наука», Москва, 1980. С. 102

[15] Там же, С. 103

[16] Тимербаев Р. Южная Африка: как создавалось её ядерное оружие, как и почему она отказалась от него. Журнал «Ядерный контроль» № 2, 2005. С. 127

[17] Информация на электронном ресурсе «История государства». URL: https://statehistory.ru/573/Aleksey-Kozlov--nash-razvedchik-v-YUAR/

[18] Albright D. South Africa’s Secret Nuclear Weapons. Institute for Science and International Security. ISIS Report, May 1994. P. 18

[19] Javan D. Atomic apartheid: United States – South African Nuclear Relations from Truman to Reagan, 1945-1989. A Dissertation submitted to the Graduate Faculty of Auburn University in Partial Fulfillment of the Requirements for the Degree of Doctor of Philosophy. Auburn, Alabama, May 2006. P. 239

[20] Moore J.D.L. South Africa and nuclear proliferation: South Africa's nuclear capabilities and intentions in the context of international non-proliferation policies. Palgrave Macmillan, 1987. P. 53

[21] Tennant E.W. Locating Transnational Activists. The United States Anti-Apartheid Movement and the Confines of the National. Deciphering the Global: Its Spaces, Scales, and Subjects. Ed. by S.Sassen. London and New York, Routledge, 2007. P. 119-138

[22] H.R. 4868, which passed over the President's veto on October 2, was assigned Public Law No. 99 – 440. Материал на сайте Президентской библиотеки Рональда Рейгана. URL: https://www.reaganlibrary.gov/sites/default/files/archives/speeches/1986/100286d.htm

[23] Reagan Ronald. Letter to the Speaker of the House of Representatives and the Chairman of the Senate Foreign Relations Committee Transmitting a Report on Apartheid in South Africa. October 1, 1987. Материал на сайте Президентской библиотеки Рональда Рейгана. URL: https://www.reaganlibrary.gov/sites/default/files/archives/speeches/1987/100187j.htm

[24] Agreement among the People's Republic of Angola, the Republic of Cuba, and the Republic of South Africa (Tripartite Agreement). Материал на информационном портале «Миротворец ООН». URL: https://peacemaker.un.org/angola-tripartite-agreement88

[25] Тимербаев Роланд. Южная Африка: как создавалось её ядерное оружие, как и почему она отказалась от него. Журнал «Ядерный контроль» № 2, 2005. С. 129

[26] Claiborne W. Botha Quits, Criticizes Successor. Washington Post Foreign Service. Tuesday, August 15, 1989. P. A12. Материал на сайте издания «Вашингтон Пост». URL: https://www.washingtonpost.com/wp-srv/inatl/longterm/s_africa/stories/botha0889.htm

[27] Klerk F.W. South Africa, the nation that gave up its nukes. Los Angeles Times. 22 December, 2013. Материал на сайте издания «Лос-Анджелес Таймс». URL: https://www.latimes.com/opinion/op-ed/la-oe-deklerk-south-africa-nukes-20131222-story.html

[28] South Africa's Secret Nuclear Program: From a PNE to a Deterrent. Nuclear Fuel, 5/28/93. P. 4



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: