Внедрение цифровых технологий потребует пересмотра содержания профессиональной подготовки современных специалистов, в том числе и научно-педагогических работников. Анализ научных статей позволил выделить наиболее значимые цифровые компетенции специалиста: технико-технологические — навыки работы с «облачными» и web-технологиями, цифровыми платформами, способность к разнообразной и эффективной онлайн-коммуникации, к применению в профессиональной деятельности технологий «больших данных» и SММ-продвижения товаров и услуг; интеллектуальные — навыки аналитического, критического и гибкого мышления, способность к межпрофессиональному взаимодействию; деятельностные — навыки мультизадачной, комплексной, креативной работы, в том числе в международных и межпрофессиональных командах [Кешелава, Буданов, Румянцев 2017; Лапидус 2017].
Готовность образовательных учреждений к профессиональной подготовке специалистов цифрового общества потребует не только дальнейшей технико-технологической модернизации сферы образования, но и подготовки (переподготовки) профессорско-преподавательского состава: развития цифровой грамотности; формирования способности оцифровывать учебно-методический материал и использовать его в педагогической практике; умения разрабатывать электронные учебники с элементами интерактивных технологий и программируемого обучения, создавать массовые открытые образовательные курсы и осуществлять учебный процесс в онлайн и/или смешанном режиме, включая навыки эффективной коммуникации.
Вместе с тем скорость нововведений и глобальность их последствий требуют прогнозирования возможных рисков цифровизации. Известный эксперт в области ИТ-безопасности Н.И. Касперская в своем выступлении на Парламентских слушаниях в Государственной думе (март 2018 года) обозначила основные риски «цифровой колонизации» и широкого внедрения во все сферы жизнедеятельности таких технологий, как уберизация, «большие данные», блокчейн, виртуальная реальность [Касперская]. Анализ выделенных рисков позволил составить список вероятных изменений в сфере образования в результате цифровизации общества и образования (таблица 1).
Таблица 1. Риски цифровизации и возможные изменения в системе образования
Возможности цифровых технологий | Риски внедрения в экономику | Изменения в системе образования |
Прорыв в искусственном интеллекте, анализ «больших данных» | Навязывание западных технологий, деградация собственных компетенций | Потеря базовых когнитивных компетенций (письмо, расчет, чтение, логика), снижение качества обучения |
Ускорение коммуникаций и платежей, новые возможности общения и новый уровень комфорта | Новые уязвимости, утечка персональных данных, потеря тайны личной жизни, слежка | «Публичная» модель педагога/преподавателя, высокие требования к его психологическим качествам, рост конфликтов |
Электронная идентификация и аутентификация личности, электронный двойник гражданина | Исчезновение приватности, цифровой тоталитаризм, утечка персональных данных за границу | Снижение личных контактов, рост конфликтов, «утечка» талантливой молодежи и преподавателей за границу, снижение общего уровня подготовки, проблемы контроля качества |
Новые бизнес-модели, большие компании, массовые ИТ -сервисы | Захват рынков транснациональными компаниями | Изменение требований к содержанию обучения, дальнейшее изменение средств обучения |
Автоматизация и роботизация деятельности, рост производительности и эффективности производств | Потеря рабочих мест, безработица, социальная напряженность, возникновение слоя тунеядцев | Изменение требований к квалификации специалистов, снижение потребности в «интеллектуальном» специалисте и «тяготение» к его технологическому образу, сокращение контингента высшего образования |
Дальнейшая стандартизация и уберизация медицины, образования, транспорта, сферы услуг | Юридическая неопределенность, снижение качества и ответственности, этические проблемы, рост мошенничества, «роботизация» людей, рост социального отчуждения | Движение в сторону «образовательных услуг», уход от фундаментальности, изменение /перераспределение функций администрации вузов и преподавателей, рост конфликтов, снижение качества обучения |
Инвестиции, стартапы, новые деньги, новые индустрии, «перелицовка» традиционных индустрий | Захват экономики более сильными иностранными игроками | Потеря статуса отечественного высшего образования, снижение контингента обучающихся |
2. Подготовка (публикация) статьи по теме
диссертационного исследования
Выходные данные опубликованных статей
1. Сергеева Е.Н. Проектирование индивидуальной образовательной траектории студентов среднего профессионального образования в виртуальном пространстве / Е.Н. Сергеева, С.Ю. Лаврентьев // Новое слово в науке: стратегии развития: материалы VIII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 7 июня 2019 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2019. – С. 81-82. – ISBN 978-5-6042956-5-6.
Статьи, принятые к публикации