Дистанционное обучение с использованием компьютерных телекоммуникационных сетей как способ реализации индивидуальной образовательной траектории




Аннотация. Данная статья посвящена актуальной проблеме образования, связанной с построением индивидуальной образовательной траектории студентов среднего профессионального образования. На основании изученной литературы в статье приводится обобщенная структура индивидуальной образовательной траектории. Подчеркиваются положительный эффект интеграции индивидуальной образовательной траектории в дистанционное обучение с использованием компьютерных телекоммуникационных сетей. Приводится пример учета индивидуальной образовательной траектории в рамках разработанного дистанционного курса «Финансовая математика» для обучающихся на ступени среднего профессионального образования.

Ключевые слова: индивидуальная образовательная траектория, индивидуальный образовательный маршрут, индивидуальная образовательная программа, дистанционное обучение, дистанционный курс.

Изменение социально-экономических условий в развитии общества выдвигает всё больше новых требований к нашей системе образования. Среди которых можно выделить: мобильность образования, повышение её гибкости; необходимость создавать реальные вариативные образовательные системы; наиболее полно учитывать индивидуальные запросы и личные возможности обучающихся. Значимым недостатком в среднем профессиональном образовании является ориентация на среднестатистического студента, без выделения его индивидуальности, поэтому в условиях действующего ФГОС процесс индивидуализации обучения является актуальным вопросом. В соответствии с пунктом 4 статьи 50 Закона РФ «Об образовании», который утверждает «...обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения», каждое учебное заведение должно предоставлять возможность обучаться по индивидуальной программе [5].

В современной практике реализации программы профессиональной подготовки мы все чаще встречаемся со следующими выражениями «индивидуальная образовательная траектория», «индивидуальный образовательный маршрут» или «индивидуальная образовательная программа». Они все тесно связаны, но не являются синонимами.

Ученые С.В. Воробьёва, А.П. Тряпицына подразумевают под индивидуальным образовательным маршрутом индивидуальный путь движения обучающегося от студента к «саморазвивающемуся» специалисту. Е.А. Климов, Н.Н. Суртаева, B.C. Мерлин, И.С. Якиманская считают, что понятие «индивидуальная образовательная траектория» гораздо шире индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной программы. Структура индивидуальной образовательной траектории представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 – Компоненты индивидуальной образовательной траектории

 

Таким образом индивидуальная образовательная траектория содержит в себе три концептуальных элемента: индивидуальный образовательный маршрут, способ реализации данного маршрута и индивидуальную образовательную программу.

В связи с этим, возникает вопрос, как же организовать качественное обучение по индивидуальной образовательной траектории, затратив как можно меньше средств, времени, но при этом остаться на высоком уровне развития современного цифрового образования. Для этого можно интегрировать индивидуальную образовательную траекторию в дистанционное обучение. Использование информационно-коммуникационных методов при дистанционном обучении в среднем профессиональном образовании позволит достичь ряд преимуществ, основным из которых является развитие индивидуальной траектории обучения, позволяющая обучающемуся выстраивать свою образовательную деятельность. Мобильность системы дистанционного обучения, постоянная доступность образовательных материалов, возможность студента самостоятельно удаленно определять график обучения и формировать индивидуальную траекторию – всё это свидетельствует о том, что индивидуальная образовательная траектория в виде дистанционного обучения будет носить положительный характер.

На основании выше изложенного нами в соответствии с ФГОС была разработана программа дистанционного курса «Финансовая математика» c использованием информационно-коммуникационных методов. В ходе реализации курса используются 2 группы функциональных подсистем: студент и разработчик курса. Данный курс, реализуемый в средних профессиональных организациях, может быть внесен в инвариантную часть федерального компонента, если студенты обучаются на направлении подготовки, например, «Экономика», либо в вариативную часть, если учащиеся осваивают образовательную программу по направлению подготовки «Менеджмент».

Дистанционный курс c использованием информационно-коммуникационных методов «Финансовая математика» включает семь блоков (тем). Каждый блок включает в себя: видеоуроки по изучаемой теме; лекционный материал; практические работы, выполняемые в режиме онлайн; дистанционные контрольные работы; итоговые и текущие тесты; онлайн-семинары; творческие задания (составление кроссвордов, докладов, тестов, написание эссе). В ходе изучения данного курса реализуется постоянное общение преподавателя и обучающегося, проводятся консультации с учётом всех этапов проектирования индивидуального образовательного маршрута.

Таким образом, интеграция индивидуальной образовательной траектории в дистанционное обучение c использованием информационно-коммуникационных методов станет средством достижения личностных результатов студентов.

 

Литература

1. Бероева, Е.А. Индивидуальная образовательная траектория как средство развития профессиональной компетентности специалиста в системе дополнительного профессионального образования // Вестник оренбургского государственного университета. – 2017 № 10 (210). URL: https://vestnik.osu.ru/2017_10/4.pdf (дата обращения: 30.11.2019).

2. Козлова Е.С. Обоснование выбора системы дистанционного обучения в высшем учебном заведении/Е.С. Козлова, М.А. Черкасов, В.Н. Макашова, Л.В. Курзаева//Сборник трудов II международной научно-практической конференции: Современные проблемы развития фундаментальных и прикладных наук.-2016.- С. 48-56.

3. Лаврентьев С.Ю. Особенности педагогического консалтинга как инновационного направления профессиональной подготовки студента вуза. Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: материалы всероссийской научно-практической конференции с дистанционным и международным участием: 20-21 декабря 2018 г. / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. – Ульяновск: ЗЕБРА, 2018. – С. 337-340.

4. Сергеева Е.Н. Проектирование индивидуальной образовательной траектории студентов среднего профессионального образования в виртуальном пространстве / Е.Н. Сергеева, С.Ю. Лаврентьев // Новое слово в науке: стратегии развития: материалы VIII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 7 июня 2019 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2019. – С. 81-82. – ISBN 978-5-6042956-5-6.

5. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (ред. от 25.11.2013; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) // Российская газета, N 303, 31.12.2012.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: