Проблемы в работе учителя- словесника




Конечно же, как и у любого учителя, в ходе работы возникают проблемы. На некоторых аспектах остановлюсь подробнее.

К сожалению, современные дети мало читают, отсюда – узкий кругозор, малый словарный запас, слабые навыки самостоятельной работы.
С этим приходится не только считаться, но и находить выход из
сложившейся ситуации. И тут опять на помощь приходят различные
способы и приёмы, которых у опытного учителя в достаточном количестве.
Мало читают? Мал словарный запас? Тут могут помочь внеклассная работа по предмету, участие в творческих конкурсах и творческие домашние задания, связанные с материалом, выходящим за страницы учебника.

Изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов и образовании идеологической пустоты. В последнее время перед учителем-словесником возникла следующая проблема: часто у школьников среднего звена не складывается должного понимания таких нравственных качеств, как милосердие, простодушие, миролюбие, терпеливость. Например, характеристика «тихий» (в смысле «кроткий») связывается детьми с такими представлениями, как: «сидит и молчит», «плачет», «кого бьют». Доктор педагогических наук С.Г. Макеева отмечает, что каждый десятый выпускник начальной школы относит к антиценностям такие нравственные отношения, как примирение и любовь, расценивая первое как признак трусости, второе – как образец «плохого поведения в барах и ресторанах», а нравственные характеристики «послушный», скромный» перестают указываться детьми среди основных положительных качеств.

В связи с поставленной проблемой перед учителем словесности стоит цель: восстановить лучшие черты народа и приумножить их.

На уроках русского языка все учителя-словесники обращают внимание на культуру речи, мы проводим внеклассные мероприятия на эту тему, предметные недели, занимательные беседы, учим любить родной язык, раскрываем его красоту, призываем беречь его. И на занятиях дети с нами соглашаются, даже иногда очень интересно высказываются по этому поводу. А после занятий они общаются друг с другом СМСками, искажая слова, а то и просто смайликами, забыв, что сами говорили о необходимости сохранять культуру речи. И мы понимаем, что остановить это не можем, это - технический прогресс. Интернет все больше и больше входит в нашу жизнь, заменяет живое общение.

 

На сегодняшний день в нашей школе есть дети этнического контингента, которые приходят учиться в общеобразовательную российскую школу, очень плохо говорят по-русски, многие вообще не понимают русского языка. Ребёнок не говорит или плохо говорит по-русски, не понимает учителя, не может объясниться со сверстниками, а дома слышит только родной язык и не имеет возможности практиковаться в освоении нового языка, так как его родители тоже не владеют русским. О получении качественного образования в данном случае не стоит и говорить.

Второй аспект, на который следовало бы обратить внимание, это религия.

 

Ни для кого не является секретом, что влияние религиозных догматов на восприятие мира и себя в нём очень велико. Различия в религии зачастую являются причинами непонимания и конфликтов в полиэтнической среде общеобразовательной школы.

Третий важный фактор – национальные традиции и культура. Сюда относятся не только особенности национального костюма, но и более существенный факт – моральные нормы и этика, правила поведения и взаимодействия в социуме. У каждого народа эти правила и нормы – свои. Своя этика, своя эстетика, свои моральные устои. Разумеется, общие точки пересечения в этом вопросе есть у каждого народа, но существуют и противоречия, которые необходимо учитывать.

 

Помогает в работе курс «Культура народов Поволжья». Главная цель предмета – пробуждение и углубление чувства любви к своей малой родине, чувства своего кровного родства с ее прошлым и настоящим, чувства толерантности к народам, населяющим наш край. В конце изучения курса ребята представляют проект «Мы разные, но мы вместе».

 

В настоящее время экономические проблемы государства сказываются на экономическом благосостоянии семьи. В сёлах нет работы. Родители вынуждены уезжать, для того чтобы устроиться на работу. Дети остаются жить с бабушками. Для них главное, чтобы ребёнок был сыт, одет, обут. Многие не могут оказать помощь в обучении. Ребёнок предоставлен сам себе, не каждый может заставить себя учиться. Как результат- низкое качество знаний.

Проблем много. Их надо решать. Обучая детей, надо самим учиться вместе с ними, показывать пример. На уроках русского языка и литературы просто необходимо показать бережное отношение к родному слову, потому как русское слово открывает для нас мир бесконечных радостей, всю гамму человеческих чувств и отношений, размышления над словом, его анализ, интерпретация помогают обучающимся познакомиться с особенностями русского видения мира, понять и познать себя как представителя русской нации. Через учебный диалог учителя и ученика происходит культурное, нравственное и духовное взаимообогащение обучающихся и преподавателя.

Пытаюсь зажечь в них хотя бы свечу –

Не худшая все - таки участь.

Мне кажется, я их чему-то учу,

А может, они меня учат.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: