Роль литературы в воспитании гармонично развитой личности.




 

Велика роль и литературы. Русская литература всегда была гордостью, совестью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес.

Любая тема в литературе может рассматриваться с точки зрения духовно- нравственного понимания. Но это понятие мы не всегда употребляем на занятиях, заменяя его составляющими: дружба, любовь, уважение к окружающим, честность, порядочность и др.

Русская классическая (образцовая) литература всегда проповедовала добро. Обратимся к истокам:

Русские сказки (побеждает добро в конце)

Былины. «ИЛЬЯ МУРОМЕЦ». Странники наставляли Илью Муромца: «Не помысли злом на татарина, не убей в чистом поле христианина». Ведь это здорово! Не сотвори зла, не помысли злом. И родитель дает ему благословление на добрые дела, «а на худые дела благословления нет».

ПОУЧЕНИЯ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА (см. программа 7 класс). Вот некоторые высказывания:

- ни питью, ни еде, ни спанью не предавайтесь;

- лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело и т.д. Вот какие важные гуманные советы оставил Владимир Мономах молодому поколению.

Бесценной является русская классика. Здесь все выверено временем, нет ни единого лишнего слова. Классика бессмертна. ЕЁ высшее назначение по Пушкину - бессмертие. Идея бессмертия души: «..душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья…» Огромное внимание уделяла русская литература семейному воспитанию.

Роман «Евгений Онегин». Разное воспитание Онегина и Татьяны. Русское национальное воспитание в семье Лариных (идея, дух, верность русским традициям, старина и т.д.). «Но я другому отдана, я буду век ему верна», - говорит любимая героиня Пушкина. Даем правильное толкование, почему Татьяна не приняла любовь Е.Онегина после замужества?

М.Ю.Лермонтов в «Песне про купца Калашникова…» выставил героем удалого купца Степана Парамоновича, который защищает честь жены, свою честь, честь семьи ценой жизни. Нарушил семейную святыню Кирибеевич– басурманский сын (обращаем внимание на нерусскую фамилию).

Эту же тему продолжает Н.В.Гоголь в повести «Тарас Бульба» -Так предать, предать веру,- говорит старый Тарас своему сыну Андрею. Тема семейных отношений нашла отражение в творчестве Толстого, Тургенева, Гончарова, Шолохова и т.д. Семья, где нет духовности, – распадается. А сейчас – пропаганда свободной любви.

Силу характера русского человека мы видим у Лескова в «Очарованном страннике», у М.Шолохова в «Судьбе человека» и т.д. - Ведь ты русский! Русский человек со всем справится! - Тоска по Родине в плену. - Сила русского духа, вера, духовная красота. Нынешние мои восьмиклассники, когда были в 6 классе и читали рассказ В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой», искренне говорили о том, что главный герой, обманувший бабушку, был не прав, что так поступать нельзя, даже если очень хочется что-то получить. В 7 классе они сопереживали вместе с автором, когда читали рассказ Ф.Абрамова «О чем плачут лошади», им было искренне жаль собачку из произведения Л.Андреева «Кусака». А в 8 классе совсем иного мнения при чтении рассказа Л.Н.Толстого «После бала, которое условно можно разделить на две части: «На балу», где главный герой, полковник, очень вежлив, учтив, благороден со всеми, вызывает симпатию не только у рассказчика, но и у читателей, и «После бала», где описывается наказание татарина прохождением сквозь строй солдат, которым руководит тот же полковник. Меня поразил тот факт, что при анализе образа полковника во второй части ученики говорят, что в этом эпизоде главный герой показан хорошим военным, добросовестно исполняющим свой долг. Я пытаюсь навести их на правильное понимание текста, говорю, что это жестоко избивать человека. А они отвечают, что это армия, там так положено, если заслужил - получи серьезное наказание. Думаю, куда делась жалостливость детей, их сопереживание, почему они так рассуждают. Я долго потом размышляла над такими ответами, пытаясь понять причину. А причина, видимо, в том, что эти дети родились и выросли уже в постперестроечное время. Это новое поколение, которое воспитывалось не на добрых мультиках, а на фильмах ужасов, агрессивных боевиках. Нередко первоклассники, впервые переступившие порог школы, стремятся копировать главных героев фильмов, мечтают о завоевании мира. А нынешние подростки постоянно слышат о беспределе в армии, их родители часто говорят о том, как бы освободить своего сына от нее, а то там будут бить его, издеваться над ним. А дети воспринимают эту жестокость как норму для армии. Поэтому они говорят, что полковник всего лишь добросовестно выполняет долг военного начальника, он же не просто бьет человека, а наказывает его. Конечно, я постаралась подвести учеников все же к адекватному восприятию текста, т.е. к правильному пониманию авторской позиции, к тому, что полковник на самом деле жестокий человек, а в первой части на нем была лишь маска великодушия. Но что же получается – я учу одному, а общество учит другому.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: