Литературное чтение
Класс
Урок в технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Учитель АНДРЕЕВА М.Н.
ТЕМА: Зимние настроения.
ЦЕЛЬ: Учащиеся научатся распознавать точку зрения и настроения автора, через определение роли изобразительно-выразительных средств в поэтическом произведении.
ЗАДАЧИ: ОЦЕНКА:
1.У детей сформируются умения 1.через анализ поэтического произве-
определять авторскую позицию, дения;
настроения
2.У учащихся сформируется соб- 2.через отношение автора к герою;
ственная точка зрения
3.Учащиеся сумеют анализировать, 3.через акцентное вычитывание,
выделять главное, проявят свой сочинение синквейна, практической
творческий потенциал, смогут ассо- работы по вырезыванию «снежин-
циировать свое настроение с опре- ки-настроения»;
деленным цветом
4.Дети научатся взаимодействовать 4.во время работы в парах и группах.
Стратегии: 3-хэтапный урок (побуждение, реализация, рефлексия), ассоциативная карта, направленное чтение, синквейн.
Материалы на каждого уч-ся:
1. текст стихотворения «Снежинка» Ильяса Тургумбаева (уч-ся 3 класса 2000-2001уч.года, гимназия «Арина») по частям-строфам,
2. лист А-4 синего цвета,
3. 4 снежинки, вырезанные из бумаги белого цвета,
4. ¼ часть листа А-4 фиолетового цвета,
5. ¼ часть листа бирюзового цвета,
6. ножницы,
7. клей.
ЭТАПЫ I. Побуждение (ассоциатив-ная карта) II. Реализация (направлен- ное чтение) III Рефлексия (синквейн) | ХОД УРОКА а). Вступительное слово: - Урок литературы. Чтобы он стал для вас интересным, плодотворным - работаем внимательно, быстро и четко, - не перебиваем друг друга во время обсуждения, - задаем вопросы только для понимания. - На прошлых уроках мы с вами читали произведения о зиме, о снеге, вы учили наизусть стихотворение К. Бальмонта «Снежинка». Какие слова первыми приходят вам в голову, когда слышите: снежинка? - Записываю: СНЕЖИНКА - Сколько замечательных, интересных слов вы сказали! - Хотите ли вы узнать, что думает об этом подарке природы такой же, как вы третьеклассник? - Предлагаю вашему вниманию стихотворение Тургумбаева Ильяса «Снежинка» 1 строфа: Снежинка Ильяс Тургумбаев Я – красавица пушистая, Любой зиме – награда. А упаду на землю чистую, Так всех детей обрадую! - Прочитайте первую строфу. - Запишите на белой бумажной снежинке, кто говорит про себя: «Я»? (Я- снежинка). - Что она о себе говорит? Как себя описывает? Выпишите только эти слова. - Наклейте свою снежинку на синий лист бумаги. Обсуждение: - Обсуждая сначала в парах, потом в группах, выясняете совпадения. Назначаете ученика от группы, который сообщит о ваших совпадениях классу. (Далее опрашиваются спикеры 2-3 групп. Другие группы поднятием руки сообщают, что у них тоже есть совпадения внутри группы и есть ли совпадения с другими группами.) На доске появляется огромная бумажная снежинка, на которой учитель маркером записывает наиболее совпавшие слова во всех группах. 2 строфа: Они берут меня в ладошки И смотрят на меня. Но вдруг я сразу таю – Вот так со света исчезаю. - Прочитайте вторую строфу. - Почему снежинка исчезает? Запишите на бумажной снежинке. - Допишите здесь же, какое настроение у вас появилось при записи этих слов? - Наклейте. Обсуждение: - Работаете в парах, затем в группах. Совпадения сообщит кто-то один, кого назначите. Он должен приготовить свой быстрый точный ответ. Выступают 2-3 спикера. Мнение других групп сообщается поднятием рук . На доске появляется 2-я снежинка с «общим» мнением. 3 строфа: Когда исчезну я, Все дети говорят: «Какая она смелая, Что не боится погибать!» - Прочитайте третью строфу. - Какую черту характера нашей героини заметили дети? Запишите ее. - Наклейте свою снежинку с записью на синий лист. Обсуждение: - Посовещайтесь, выясните совпадения. Назначьте говорящего от группы, пусть приготовит ответ. На доске появляется 3-я большая снежинка с «общим» мнением. 4 строфа: Они посмотрят в сторону, А там увидят новую Звезду кристальную, хрустальную, Такую же, как я! - Прочитайте последнюю строфу. - Найдите слова в этом четверостишии, которые объясняют, из-за чего наша героиня смелая и не боится погибать. Запишите на 4-й снежинке, наклейте. Обсуждение: - Совещайтесь в парах, группах. Выясните совпадения. Подготовьте 1 уч-ка к выступлению. Заслушиваются 2-3 спикера. Учитель записывает совпадения на «общей» снежинке. Итог II этапа: - Посмотрите, какой снегопад получился на ваших листах! У нас на доске! Я думаю, автор этого стихотворения очень обрадуется, узнав, что вы правильно поняли его произведение, почувствовали его настроение, которое он передал нам читателям, рассказывая о снежинке. - Что выможетерассказать о снежинке, как ее описать? - На обратной стороне «снегопада» напишите пятистишие. Соблюдайте строгие правила его написания! На доске – схема пятистишия: 1 строка – Снежинка 2 строка – 2 прилагательных, описывающих ее. 3 строка – 3 глагола, характеризующих ее действия, движения. 4 строка – Фраза из 4-х слов о снежинке. 5 строка - ассоциация. - Во время написания будет звучать музыка А.Вивальди из концерта «Времена года. Зима.» Думаю, она вам поможет. Итог: - Что вы сочинили, пока останется секретом. Эти «секретики» заслушаем на следующем уроке литературы. Ваши сочинения несут ваши настроения. Какие они сейчас увидим. На обратной стороне доски предложены настроения, в соответствии с определенными цветами: Нежно-фиолетовый – нежность. Нежно-бирюзовый – грусть. - Выберите бумагу, которая подходит к вашему настроению и вырежьте снежинку-настроение. Приклейте около пятистишия. - Покажите свои настроения! Преобладающее мнение – к «общему снегопаду» на доске. - СПАСИБО. | ДЕЯТ-ТЬ УЧ-СЯ Говорят ассоциации Отвечают с места Читают для себя Записывают Записывают Наклеивают Обсуждение в парах, группах. Спикер от группы. Читают Записывают Наклеивают Обсуждают в парах, группах. Спикер от группы. Читают Записывают Наклеивают Совещание пар, групп. Выступления 1-2 спикеров (надеюсь, у всех совпадет «смелость») Читают Записывают наклеивают обсуждают в парах, группах. Спикер от группы Дети сочиняют под звуки классической музыки Вырезают, приклеивают |
|