СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ




Литау Е.А.,

магистрант, группа 1416М1СР1

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского;

Пузарова Ю.А.

магистрант, группа 1416М1СР1

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Аннотация: В статье рассматривается важность статистических данных в области социальной работы. Социальная статистика исследует вопросы, с которыми связаны интересы человека, его благополучие, удовлетворение потребностей, реализация жизненных планов. Этим объясняется повышенный интерес к социальной информации не только специалистов, но и всего населения. Это обуславливает одну из функций социальной статистики - популяризацию данных. Социальная статистика формирует и анализирует систему показателей, комплексно характеризующих различные стороны социальных условий и образа жизни населения. Рассмотрены структура статистической отчетности и виды документированной информации в системе государственной статистики. А также было проанализировано статистическое наблюдение и его формы в сфере социальной защиты населения.

Ключевые слова: статистические данные, субъекты статистического учета, виды документированной информации, социальная работа, статистическое наблюдение, формы статистического наблюдения, социальные проблемы, социальная статистика.

В современном мире социальная статистика вызывает повышенный интерес со стороны всего населения. Это объясняется тем, что социальная информация освящает вопросы, которые связаны с удовлетворением потребностей, благополучием граждан нашей страны.

Социальная статистика предоставляет возможность ознакомиться с полной, достоверной, научно обоснованной и своевременно предоставленной информацией о количественной стороне массовых, социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации. Данные материалы позволяют в доступной форме повысить осведомленность людей об окружающей действительности, предупреждая возникновение неполных или ложных представлений людей о социальных явлениях и процессах.

Таким образом, социальная статистика выполняет важную функцию популяризации социальной информации. Для этой цели реализуется единая государственная политика в сфере официального статистического учета. Официальный статистический учет осуществляется такими субъектами как федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы, центральный банк РФ.[1] Данные субъекты официального статистического учета осуществляют формирование официальной статистической информации в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством РФ. Необходимо отметить, что объектом исследования социальной статистики является население.

Социальная статистика акцентирует внимание на социальных аспектах жизни различных групп населения. В поле зрения социальной статистики находится уровень жизни населения и ее динамика, уровень благосостояния, уровень здоровья населения, образование и просвещение, политическая жизнь, культура, общественное мнение и т.д. Исследуя эти вопросы, социальная статистика не обращается к населению в целом, а изучает те группы, для которых характерны определенные условия жизни.

Социальная статистика свидетельствует о многих социальных проблемах. Так с помощью официальных статистических данных специалист по социальной работе может определить основные проблемы определенных социальных групп, исходя из чего, определяется их нуждаемость в социальных услугах. К примеру, социальный работник может проанализировать проблемы современной семьи, опираясь на статистические данные. К демографическим проблемам относится снижение рождаемости и уменьшение количества детей в семье. Процесс резкого снижения рождаемости начался в 1990-е годы. К 2000 году показатель среднего числа детей, рожденных одной женщиной в течении жизни (суммарный коэффициент рождаемости) составил 1,2 против 2,01 в 1989. В 2015 году суммарный коэффициент рождаемости немного увеличился до 1,77 против 1,19 в 1999 году[2]. Проблема низкой рождаемости актуальна и в настоящее время. Снижению рождаемости сопутствует ускорение старения населения. Таким образом, непроизводительное население оказывает демографическую нагрузку на население трудоспособного возраста. Кроме того, снижение численности населения приводит к увеличению доли некоренных жителей.

За последнее десятилетие существенно выросло количество разводов. Так, в 1999 году количество разводов составляло 532,5 тысяч, а в период с 2000 по 2015 этот показатель не падал ниже 604,7 тысяч[3]. Происходит снижение регистрации брачности. Так в 2000 году было зафиксировано 897327 заключенных браков против 1464579 в 1980. К 2015 году ситуация стабилизировалась, но количество зарегистрированных браков остается невысоким и составляет 1161068. В соответствии с этими тенденциями происходит распространение сожительства как формы семьи. Так же появляются различные нетрадиционные семьи - коммуны или «шведские» семьи, гомосексуальные семьи. Для современной семьи характерен рост количества фактических, но юридически не оформленных «свободных» семейных союзов и рожденных в них детей. В таких семьях страдают в первую очередь дети, так как становится затруднительной защита юридических прав ребенка.

К экономическим проблемам относится сложное материальное положение семей, возникающее из-за низкой заработной платы, безработицы. Изнашивание одежды, обуви, выход из строя бытовой техники, необратимо снижает стандарты потребления всех семей. Кроме того, существует проблема жилищного обеспечения, особенно у молодых семей. Обострение жилищного вопроса ведет к конфликтам в семейных отношениях. Жилищная проблема также отражается и на репродуктивной способности семьи.

Острой проблемой является неравенство в сфере труда. Это происходит из-за того, что равная трудовая нагрузка выливается в неравные доходы мужчины и женщины. К медицинским проблемам относится увеличение количества больных детей и детей-инвалидов. Медицинские проблемы с репродуктивными функциями семьи осложняются абортами. В настоящее время нежелательная беременность связана со снижением возраста сексуального дебюта при низкой контрацептивной культуре. Аборты приводят к конфликтам и напряженности между супругами, которые сказываются на росте разводимости.

Таким образом, социальная статистика позволяет вычленить не только проблемы семьи, но проблемы различных групп населения, а также определить пути выхода из них.

В системе государственной статистики используются следующие виды документированной информации: официальная статистическая информация, первичные статистические данные, административные данные.[4] С помощью статистических данных можно выявить, проанализировать и сравнить социальные проблемы в различные периоды времени. Выполнение данных задач возможно благодаря федеральному статистическому наблюдению, которое представляет собой сбор первичных статистических данных и административных данных субъектами официального статистического учета.

Система федеральных статистических данных представляет собой совокупность федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам по следующим направлениям, характеризующим условия жизни населения:

а) условия проживания, доступность и качество социальных услуг;

б) уровень и источники доходов населения;

в) мотивация к труду и здоровому образу жизни;

г) репродуктивные планы.[5]

Достоверные и полные статистические данные, необходимые для исследований в социальной работе, можно получить на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики, а также на официальном сайте территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области. Пользователями официальной статистической информации могут быть государственные органы, органы местного самоуправления, юридические и физические лица, обращающиеся к системе государственной статистики или субъектам официального статистического учета за получением необходимой им статистической информации и (или) пользующиеся такой информацией.[6]

Существуют различные формы федерального статистического наблюдения. Так существует инструментарий для организации федерального статистического наблюдения за уровнем жизни населения. В соответствующих формах указывается численность отдельных категорий граждан, получающих меры социальной поддержки за счет средств консолидированного бюджета субъекта РФ, а также численность граждан, получающих социальную поддержку в виде набора социальных услуг и в форме денежных компенсаций. Утверждена форма для учета численности отдельных категорий граждан, получающих меры социальной поддержки за счет средств консолидированного бюджета субъекта РФ, численности граждан, получивших регулярную денежную выплату, численности граждан, получивших единовременную денежную выплату, размеров единовременной денежной выплаты и регулярной денежной выплаты.[7]

В форме для учета численности граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в виде набора социальных услуг, отражается перечень следующих услуг: обеспечение лекарственными средствами, предоставление санаторно-курортного лечения, предоставление бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, предоставление бесплатного проезда на пригородном транспорте. Кроме того, ведется учет численности граждан, получающих денежные компенсации на проезд на городском, пригородном, междугородном транспорте, приобретение лекарственных средств и оплату медицинских услуг, санаторно-курортное лечение или пребывание в доме отдыха, оплату услуг связи, питание, приобретение одежды, обуви, предметов первой необходимости и другие цели.

Особое значение для развития социальной работы имеет федеральное статистическое наблюдение за деятельностью учреждений социальной защиты населения. Специально разработанный статистический инструментарий помогает собрать сведения о стационарных учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, учреждениях социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий всех типов, а также сведения о социальном обслуживании этих категорий граждан. Данные формы федерального статистического наблюдения отражают информацию о штатных и занятых должностях персонала, об учреждениях и предприятиях, производственных мастерских и подсобных сельских хозяйствах, привлекающих к лечебно-трудовому процессу граждан пожилого возраста, инвалидов и лиц без определенного места жительства и занятий, об учреждениях, основанных на иных формах собственности.[8] Следующим примером форм федерального статистического наблюдения, заполняемых организациями в сфере социальной защиты населения, является форма для наблюдения за выявлением и устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данное статистическое наблюдение предоставляет возможность учесть численность детей, устроенных в образовательные, медицинские, социальные организации, а также в замещающие семьи. Кроме того, статистическое наблюдение позволяет собрать данные о движении численности детей, уже находящихся на воспитании в семьях граждан (усыновленных и находящихся под опекой (попечительством)). Также приводятся данные о численности детей, устроенных в отчетном году на воспитание в семьи граждан, и распределение их по возрасту и формам семейного устройства. Стоит отметить, что статистический инструментарий позволяет собрать данные о числе семей, желающих принять ребенка (детей) на воспитание и обратившихся в органы опеки и попечительства или к региональному оператору.[9]

 

Список литературы

1. Федеральный закон от 29.11.2007 N 282-ФЗ «Об официальном

статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации»/ Правовой сайт «Консультант Плюс». – Режим доступа.URL:https://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=14983 (Дата обращения: 03.04.2017).

2. Постановление Правительства РФ от 27.11.2010 N 946 «Об

организации в Российской Федерации системы федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам и мониторинга экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения» / Правовой сайт «Консультант Плюс». – Режим доступа.URL:https://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=186234 (Дата обращения: 03.04.2017).

3. Приказ Росстата от 23.07.2015 N 339 «Об утверждении

статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за естественным движением населения» /Правовой сайт «Консультант Плюс». – Режим доступа. – URL: https://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=183952 (Дата обращения: 03.04.2017).

4. Приказ Росстата от 30.07.2015 N 347 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за уровнем жизни населения» / Правовой сайт «Консультант Плюс». – Режим доступа. – URL: https://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=183869 (Дата обращения: 03.04.2017).

5. Приказ Росстата от 11.09.2009 N 196 «Об утверждении статистического инструментария для организации Минздравсоцразвития России федерального статистического наблюдения за деятельностью учреждений социальной защиты населения» / Правовой сайт «Консультант Плюс». – Режим доступа. – URL:https://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=91932 (Дата обращения: 03.04.2017).

6. Приказ Росстата от 21.08.2015 N 389 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством образования и науки Российской Федерации федерального статистического наблюдения за выявлением и устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» / Правовой сайт «Консультант Плюс». – Режим доступа. – URL:https://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=185161 (Дата обращения: 03.04.2017).

7. https://www.gks.ru/ Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики

8. https://nizhstat.gks.ru/ Официальный сайт территориального органа

Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области


[1] Федеральный закон от 29.11.2007 N 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации»/ Правовой сайт «Консультант Плюс». – Режим доступа. – URL: https://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=149837 (Дата обращения: 28.03.2017г.).

 

[2] Динамика суммарного коэффициента рождаемости / Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.- [Электронный ресурс] – Режим доступа:

https://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/#

(Дата обращения: 26.03.2017г.)

[3] Браки и разводы, Россия,1970-2015г / Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.- [Электронный ресурс] – Режим доступа:

https://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/# (Дата обращения: 26.03.2017г.)

 

[4] Федеральный закон от 29.11.2007 N 282-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" Правовой сайт «Консультант Плюс». – Режим доступа: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=149837&fld=134&dst=100012,0&rnd=0.009293067549577039#0

[5] Федеральный закон от 29.11.2007 N 282-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" Правовой сайт «Консультант Плюс». – Режим доступа: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=149837&fld=134&dst=100012,0&rnd=0.009293067549577039#0

[6] Федеральный закон от 29.11.2007 N 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации»/ Правовой сайт «Консультант Плюс». – Режим доступа. – URL: https://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=149837

[7] Приказ Росстата от 30.07.2015 N 347 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за уровнем жизни населения» / Правовой сайт «Консультант Плюс». – Режим доступа: https://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=183869 (Дата обращения:27.03.2017г.)

[8] Приказ Росстата от 11.09.2009 N 196 «Об утверждении статистического инструментария для организации Минздравсоцразвития России федерального статистического наблюдения за деятельностью учреждений социальной защиты населения» / Правовой сайт «Консультант Плюс». – Режим доступа. – URL: https://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=91932

[9] Приказ Росстата от 21.08.2015 N 389 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством образования и науки Российской Федерации федерального статистического наблюдения за выявлением и устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» / Правовой сайт «Консультант Плюс». – Режим доступа: https://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=185161(Дата обращения:27.03.2017г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: