Ольховец Милана,
Ученица 8 класса ГБОУ города Москвы №446
Руководитель: Иванова Л.Д.
Экологический проект на тему:
«Советы улитки Леси младшим школьникам».
Цель: Разработать рекомендации и сделать брошюру для младших школьников по уходу и защите брюхоногих, при содержании их в домашних условиях.
Задачи:
1. Сделать анализ среды обитания улиток Ахатин.
2. Дать общую характеристику внешнего вида улиток.
3. Сделать анализ питания, на примере улитки Ахатины Леси.
4. Провести опрос учащихся, с целью выявления проблем при содержании улиток.
5. Выступить с рекомендациями по уходу за улитками в начальной школе и на кружке «Исследователь»,
6. Найти единомышленников по работе с домашними питомцами.
7. Разработать рекомендации по уходу за Ахатинами от имени моей улитки Ахатины Леси.
8. Опубликовать рекомендации по уходу за улитками в форме брошюры с фотографиями и советами от улитки Леси.
Живой мир представляет собой не просто совокупность живых организмов, а целостную систему взаимосвязанных процессов, которая живет по своим законам. Человек является единственным разумным существом, который не только использует природу для удовлетворения своих жизненных потребностей, но и способен познавать эти законы, чтобы не идти против них. Много ошибок сделало человечество, прежде чем в 20-21 веке оно стало понимать, что нельзя подчинить, покорить природу, она живет по своим законам, и человек – часть природы, он подчиняется этим законам. Однако, во многих случаях, определяемых, в том числе и человеческими качествами, воздействие на животный мир может носить и негативный характер. Поэтому задачей сохранения природного разнообразия является забота, защита животного мира. Может ли человек вмешиваться в процессы жизнедеятельности животных? Оказывать влияние? Даже на основе благих намерений? Человек не должен вмешиваться в сообщества дикой природы на Земле, оставлять в ней свой след. Поэтому важно приобретение экологических знаний принципов гармонизации взаимодействия людей и природы, важно найти модельные объекты изучения таких принципов. Особенно это важно для школьников начальной школы, которые только начинают свой путь в познании экологических законов взаимоотношения живых существ, учатся любить и понимать окружающий мир. И ценность приобретенных знаний подтверждается личным опытом. Возможно, в дальнейшем такие знания обретут вид рекомендаций, подкрепленных результатами собственных исследований и стремлением к гармонии и гуманизму взаимоотношений с природой. Тогда бы каждодневное применение их в жизни позволило бы выработать полезные экологические привычки, правила.
|
Хотя улитки Ахатины обитают, в основном, в естественных условиях дикой природы, в настоящее время все больше увеличивается их содержание в домашних условиях. Это объясняется тем, что улитки являются вредителями сельскохозяйственных растений (особенно сахарного тростника), и в настоящее время во многих странах ареал их обитания ограничен благодаря строгим мерам по поддержанию карантина. Учитывая тот факт, что в России и странах Европы условия обитания улиток в естественных диких условиях невозможен (неблагоприятный климат), то гуманное отношение людей к улиткам предопределило содержание их в домашних условиях.
|
Ученик: «Если бы животные могли бы нам рассказать о своих бедах и проблемах!»
Учитель: «Давайте представим, какой бы мог быть этот рассказ»
Здравствуйте,Вам интересно кто я? Разрешите представиться – Леся – Ахатина Гигантская. Я отношусь к сухопутным брюхоногим моллюскам из подкласса лёгочных улиток и считаюсь самым большим видом африканской улитки.
В Южной Эфиопии, южном Сомали, Кении, Танзании, северном Мозамбике и не только можно встретить представителей улиток Ахатин. Но все же своей родиной я считаю прибрежную часть Восточной Африки, где относительно высокие температуры сочетаются с высокой влажностью. Если вы увидели меня в Москве или другом городе Европы, не в зоопарке, а в квартире или на рынке, то задумайтесь, легко ли мне приспособиться к новым условиям жизни, чем я рискую, если вы не знаете моих потребностей, то рискуете меня потерять.
У меня есть пара втягивающихся щупалец, на концах которых находятся глаза (рис. 1). Имеется еще пара коротких щупалец.
Рис. 1. Общий вид улитки Ахатины
Моя раковина массивная, толстостенная и напоминает спираль. При рождении она была меньше сантиметра, а сейчас моя раковина 15 сантиметров и состоит из 7-9 оборотов. Моя раковина позволяет мне:
1. Защитить мягкое тело от механических повреждений во время передвижения;
2. Защититься от внешних врагов;
3. Защитить тело от высыхания.
Мне характерен хвост, которого нет у других видов улиток.
Кожа моего тела морщинистая, складчатая. Это играет большую роль в процессе кожного дыхания, которое дополняется дыханием через легкие. Мои подошва и щупальца являются органами осязания.
|
Мои глаза позволяют различать степень освещения. Я способна видеть предметы на расстоянии примерно 1 см. Однако освещение я чувствую не только глазами, но и телом, поскольку в теле имеются светочувствительные клетки. Но очень яркий свет я не люблю.
Но, к сожалению, у меня нет слуха! Да, я ничего не слышу! Даже если громко крикнуть или свиснуть в свисток я не пугаюсь и не поменяю своего поведения. Я очень спокойна и не пуглива.
Я гермафродит, половой зрелости я достигла к 6 месяцам. Период беременности длился 2 недели, после чего я отложила в норку 400 яиц (рис.2).
Рис. 2. Откладка яиц улитки Ахатины
Через 4 недели на свет, наконец-то, появились мои малыши (рис. 3).
Рис. 3. Новорожденные улитки Ахатины
Иногда я могу впадать в неактивное состояние, так называемую спячку (рис. 4). Почему? Основными причинами могут быть:
1. слишком сухая атмосфера (низкая влажность);
2. недостаток или отсутствие подходящих кормов;
3. период акклиматизации на новом месте;
4. понижение температуры воздуха.
Рис.4. Спячка улитки Ахатины
Ученик: «Содержание улиток в домашних условиях это большая ответственность. Как же лучше cделать условия существования ее дома привычными?»
Учитель: «Для этого необходимо изучить условия существования улиток в естественных диких условиях»
Позвольте рассказать вам о своей жизни, она у меня разнообразная и интересная. Я веду преимущественно ночной образ жизни, хотя во влажную погоду могу выползать и днем.
Я – Ахатина, являюсь самым крупным представителем сухопутных молюсков. Первоначальной территорией моего обитания были острова Шри-Ланка, Индия, Малайзия, Индокитай, остров Тайвань, а также различные тихоокеанские острова. По мере резкого возрастания численности, местное население стало испытывать немалые трудности в борьбе с нами. Нас стали употреблять в пищу. И даже бытовало поверье, что суп из Ахатин является лекарством от туберкулеза. И только в Восточной Африке мы не доставляли никаких проблем местному населению, так как в данном биотопе обитает естественный наш враг Ахатин – улитка Гонаксис, поддерживающий нашу численность невысокой. В США мы являемся национальным бедствием. Проблемы возникли после стремительного возрастания нашей численности. В результате пострадали посевы, кора на деревьях, и даже штукатурка на домах, используемая для пополнения запаса кальция. С тех пор все Ахатины, попавшие в США, подвергаются смертной казни, а любители этих животных – тюрьмы.
В природе мы играем полезную роль. Взрослые особи малоразборчивы в выборе пищи, поедают разлагающиеся остатки растений, экскременты животных, различные нечистоты, то есть являются своего рода «санитарами, чистильщиками». И в основном только лишь улитята чрезмерно вредят культурным растениям.
Таким образом, привычными естественными условиями обитания для меня являются дикие условия в наземных экосистемах. Здесь для меня все условия привычные и комфортные.
Но вот отношение человека ко мне не однозначно. Многие люди охотятся на меня и используют в пищу, простительно было бы, если бы у них не было ничего другого для питания, все же я считаю это не гуманным отношением к живому существу, хотя в естественных условиях у меня рисков могло бы быть и больше. Но более страшным последствием может быть истребление нас ради наживы, так истребляют других животных ради бивней, рогов, шкур, ради забавы, так природа потеряла уже многих животных, а других люди записали в Красную книгу, пока еще не всех истребили. Неприятно чувствовать, что человек использует тебя в своих корыстных интересах, а не пытается тебе помочь.
Но в мире очень много добрых людей. Добрые люди не хотят моего уничтожения. Они ухаживают за мной в домашних условиях как за домашним питомцем. Я являюсь для них членом семьи. Они любят меня, кормят и заботятся, хорошо, если они знают, что мне необходимо в естественных условиях, ведь я сама не могу добыть себе пищу и воду, сидя в клетке. В тоже время данные условия не являются для меня естественными. Они для меня непривычно – частично пища, биотоп. Иногда я страдаю без привычного окружения. И это сказывается на моей продолжительности жизни.
Учитель: «Как ты считаешь, можно ли содержать экзотических животных в домашних условиях?»
Ученик: «Я считаю, что лучше не заводить в домашних условиях представителей дикой природы. Это является оправданным лишь в случае защиты от истребления и вымирания видов»
Давайте стремиться к достижению экологического гуманизма, то есть отказа от насилия над природой, частью которой являются все живые существа, в том числе и человек. Я думаю, что именно человек, как наиболее развитое разумное существо, способен реализовать данный замысел.
Позвольте поделиться на основе моих наблюдений и рассуждений рекомендациями по уходу за моими собратьями – улитками Ахатинами.
Они следующие:
ü Содержать меня нужно в террариуме при температуре 25-28 градусов; соблюдайте меру, не морозьте меня ради экспериментов.
ü Поместите мне в террариум небольшую лампу 25-40 вт;
ü Размер моего террариума должен быть не меньше 40 * 25 * 25 см, что бы я могла расти;
ü На дно емкости насыпьте, пожалуйста, гравий, сверху положите влажную землю – я очень люблю зарываться туда;
ü Содержите мое жилище в чистоте, убирайте остатки корма, в противном случае я могу заболеть – а мне бы этого очень не хотелось!
ü В случае появления грязи, инфекции вы можете заболеть сами и ваши родственники. Будьте чистоплотны и аккуратны.
ü Кормите меня овощами, клевером – я их очень люблю! Изредка кормите меня творогом и белым хлебом, смоченным молоком (рис.5);
ü В мою кормушку положите кусок кальция, чтобы моя раковина была твердой; учитесь у природы, если бы меня не перенесли из моего дома в дом людей, я сама бы нашла себе все необходимое для жизни;
ü Я люблю мыться под водой 25-30 градусов, делайте это, пожалуйста, регулярно (рис.6).
ü Действуйте осторожно, ведь вы взяли на себя ответственность за мою жизнь и жизнь моего потомства!
Рис. 5. Питание улитки Ахатины
Рис. 6. Купание улитки Ахатины
Таблица 1. Примеры вопросов для опроса учащихся. Тест: выберите один из вариантов ответа.
Вопросы | Варианты ответов | ||
Да | Нет | Затрудняюсь ответить | |
1. Любите ли вы домашних питомцев | |||
2. Хотели ли бы вы ухаживать за домашними питомцами у себя дома | |||
3. Нравиться ли вам улитки | |||
4. Знаете ли вы как нужно ухаживать за улитками в домашних условиях | |||
5. Нужны ли вам рекомендации по уходу за улитками | |||
6. Помогли ли вам наши рекомендации по уходу за улитками | |||
7. Познавательны ли были для вас рекомендации | |||
8. Хотели ли бы вы задать дополнительные вопросы по уходу за улитками | |||
9. Считаете ли вы, что любовь и забота о домашних питомцах помогает человеку стать добрее к животным и людям | |||
10. После ознакомления с нашими рекомендациями захотели ли вы завести у себя дома улитку |
На данные вопросы ответили 100 человек. Результаты опроса показаны в таблице 2.
Таблица 2. Результаты опроса.
Вопрос | Результаты ответов | ||
Да | Нет | Затрудняюсь ответить | |
№1 | |||
№2 | |||
№3 | |||
№4 | |||
№5 | |||
№6 | |||
№7 | |||
№8 | |||
№9 | |||
№10 |
Далее был произведен расчет вариантов ответ в процентах на примере вопроса №3:
Количество ответов «Да»: 71ответов=71%=0,71
Количество ответов «Нет»: 14 ответов=14%=0,14
Количество ответов «Затрудняюсь ответить»: 15 ответов=15%=0,15.
На диаграмме №1 представлены результаты ответов в процентах.
Далее был произведен расчет количества трех вариантов ответов (да, нет, затрудняюсь ответить) на все 100 вопросов:
Количество ответов «Да»: 719 ответов=71,9%=0,719
Количество ответов «Нет»: 169 ответов=16,9% = 0,169
Количество ответов «Затрудняюсь ответить»:112 ответов=11,2% =0,112
На диаграмме №2 представлены результаты ответов на все 10 вопросов в процентах.
Наши исследования на примере улитки Ахатины показали, насколько важным является общение человека с его домашними питомцами. Человеку необходимо общение с природой. Человек дарит любовь, добро, заботу своему домашнему любимцу. При этом человек сам становится добрее, получает положительные эмоции, и в итоге осознает ценность взаимосвязи всего живого на Земле.
В настоящее время наблюдается тенденция содержания некоторых представителей дикой природы в домашних условиях. Все чаще мы наблюдаем содержание людьми, чаще из-за собственных эгоистических соображений, экзотических животных в домашних условиях. Я считаю, что человек заботится, прежде всего, о себе, а не о благополучии самого животного. Он не учитывает жизненные потребности животного, условия его содержания и многие другие условия. Это является негуманным по отношению к живым существам, жизнь которых полностью зависит и определяется человеческими поступками. К сожалению, чаще всего такие примеры заканчиваются печальными последствиями для самих животных.
Животные должны жить в привычных для них условиях. И содержание в домашних условиях представителей дикой природы является оправданным лишь в случае защиты от истребления. Таким примером являемся мы – улитки Ахатины.
Ученик: «Давайте бережно относиться ко всем представителям животного мира. Они являются частью природы, как и мы с вами – люди. И мы во многом ответственны за их комфортное существование на нашей планете»
Учитель: «В то же время человек способен передавать свои знания, делиться свои опытом с другими людьми. Тогда люди станут лучше сами и могут изменить в лучшую сторону жизнь на планете в будущем! Особенно важным является обучение для детей дошкольных групп, школьников начальной школы, которые только начинают свой путь в познании экологических законов взаимоотношения живых существ, учатся любить и понимать окружающий мир»
Каждодневная забота о домашних питомцах, на основе предложенных рекомендаций, позволит изменить отношение детей к домашним питомцам.
Поэтому для более эффективного достижения результата по приобретению экологических познаний были сформированы рекомендации для школ:
· Создание живого уголка, в котором школьники практически могут ухаживать за домашними питомцами;
· Создание школьниками экологического образовательного лектория, где школьники могут представлять на общее обсуждение подготовленные сообщения о правилах общения с домашними питомцами;
· Создание пункта на экологической тропе, посвященного возможностям жизни питомцев в домашних условиях, рекомендациям ухода за ними, и, главное, ответственности за их жизнь.
Возможно сформированные основные «зеленые» правила от лица улитки Ахатины помогли бы человеку понять и помочь в определении правильного, нужного ухода за ними:
1. «Все связано со всем». Помните о всеобщей взаимосвязи живых существ, то есть жизни различных живых существ взаимосвязаны между собой: в том числе человека и других живых существ. Таким образом, жизнь домашних питомцев полностью зависит и определяется поступками человека.
2. Помните об ответственности человека перед живыми существами, прежде всего перед домашними питомцами. «Ничто не дается даром». То есть любой результат достигается благодаря целенаправленным ежедневным усилиям, в том числе каждодневной заботой человеком о живых существах. Таким образом, наработанные ежедневные экологические привычки, правила общения человека со своим питомцем должны стать привычными приятными обязанностями.
Точно также изменение одного компонента в экосистеме повлечет за собой изменение и других компонентов экосистемы. То есть данные изменения скажутся на функционировании всей экосистемы.
3. Учитывайте, что «природа знает лучше». То есть природные процессы организованы и взаимосвязаны между собой и человек должен учиться у природы гармонизации взаимоотношений с живыми существами. Таким образом, все компоненты экосистемы находятся во взаимосвязи между собой.
Таким образом, человек учитывая условия существования питомцев в диких условиях должен обеспечить благоприятные условия жизнедеятельности и в домашних условиях.
4. Поймите, что основой отношения питомцев к человеку является преданность. Поэтому человек, даря любовь, добро, заботу своему домашнему любимцу, сам становится добрее, получает положительные эмоции, учится ценить и любить жизнь.
Однако это применимо лишь для домашних животных и неприменимо для диких животных, которые во многих случаях могут быть опасны.
5. Учитывайте и тот факт, что человек является частью социума, то есть общества, в котором он живет. Поэтому люди, объединяясь в группы, коллективы по схожим целям и идеям, способны к более результативной работе. То есть создавайте сообщества любителей домашних питомцев, вы подарите любовь и заботу многим видам домашних питомцев!
6. Дарите больше добра, любви и заботы вашим питомцам! Они все чувствуют и отплатят вам тем же в виде своей преданности.
Одной из наиболее важных характеристик функционирования экосистем является всеобщность связей. Изменение одного компонента в экосистеме повлечет за собой изменение и других компонентов экосистемы, что может повлечь за собой негативные последствия для представителей всех видов животного мира. Таким образом, людям нужно задуматься о своем вмешательстве в природные процессы функционирования экосистемы. Сохранение качества окружающей среды, биоразнообразия животного мира намного важнее для человечества, чем удовлетворение ежеминутных неоправданных порывов, связанных с истреблением, торговлей или негуманным отношением к представителям животного мира.