Руководитель: Иванова Л.Д.




Ольховец Милана,

Ученица 8 класса ГБОУ города Москвы №446

Руководитель: Иванова Л.Д.

Экологический проект на тему:

«Советы улитки Леси младшим школьникам».

Цель: Разработать рекомендации и сделать брошюру для младших школьников по уходу и защите брюхоногих, при содержании их в домашних условиях.

Задачи:

1. Сделать анализ среды обитания улиток Ахатин.

2. Дать общую характеристику внешнего вида улиток.

3. Сделать анализ питания, на примере улитки Ахатины Леси.

4. Провести опрос учащихся, с целью выявления проблем при содержании улиток.

5. Выступить с рекомендациями по уходу за улитками в начальной школе и на кружке «Исследователь»,

6. Найти единомышленников по работе с домашними питомцами.

7. Разработать рекомендации по уходу за Ахатинами от имени моей улитки Ахатины Леси.

8. Опубликовать рекомендации по уходу за улитками в форме брошюры с фотографиями и советами от улитки Леси.

Живой мир представляет собой не просто совокупность живых организмов, а целостную систему взаимосвязанных процессов, которая живет по своим законам. Человек является единственным разумным существом, который не только использует природу для удовлетворения своих жизненных потребностей, но и способен познавать эти законы, чтобы не идти против них. Много ошибок сделало человечество, прежде чем в 20-21 веке оно стало понимать, что нельзя подчинить, покорить природу, она живет по своим законам, и человек – часть природы, он подчиняется этим законам. Однако, во многих случаях, определяемых, в том числе и человеческими качествами, воздействие на животный мир может носить и негативный характер. Поэтому задачей сохранения природного разнообразия является забота, защита животного мира. Может ли человек вмешиваться в процессы жизнедеятельности животных? Оказывать влияние? Даже на основе благих намерений? Человек не должен вмешиваться в сообщества дикой природы на Земле, оставлять в ней свой след. Поэтому важно приобретение экологических знаний принципов гармонизации взаимодействия людей и природы, важно найти модельные объекты изучения таких принципов. Особенно это важно для школьников начальной школы, которые только начинают свой путь в познании экологических законов взаимоотношения живых существ, учатся любить и понимать окружающий мир. И ценность приобретенных знаний подтверждается личным опытом. Возможно, в дальнейшем такие знания обретут вид рекомендаций, подкрепленных результатами собственных исследований и стремлением к гармонии и гуманизму взаимоотношений с природой. Тогда бы каждодневное применение их в жизни позволило бы выработать полезные экологические привычки, правила.

Хотя улитки Ахатины обитают, в основном, в естественных условиях дикой природы, в настоящее время все больше увеличивается их содержание в домашних условиях. Это объясняется тем, что улитки являются вредителями сельскохозяйственных растений (особенно сахарного тростника), и в настоящее время во многих странах ареал их обитания ограничен благодаря строгим мерам по поддержанию карантина. Учитывая тот факт, что в России и странах Европы условия обитания улиток в естественных диких условиях невозможен (неблагоприятный климат), то гуманное отношение людей к улиткам предопределило содержание их в домашних условиях.

Ученик: «Если бы животные могли бы нам рассказать о своих бедах и проблемах!»

Учитель: «Давайте представим, какой бы мог быть этот рассказ»

Здравствуйте,Вам интересно кто я? Разрешите представиться – Леся – Ахатина Гигантская. Я отношусь к сухопутным брюхоногим моллюскам из подкласса лёгочных улиток и считаюсь самым большим видом африканской улитки.

В Южной Эфиопии, южном Сомали, Кении, Танзании, северном Мозамбике и не только можно встретить представителей улиток Ахатин. Но все же своей родиной я считаю прибрежную часть Восточной Африки, где относительно высокие температуры сочетаются с высокой влажностью. Если вы увидели меня в Москве или другом городе Европы, не в зоопарке, а в квартире или на рынке, то задумайтесь, легко ли мне приспособиться к новым условиям жизни, чем я рискую, если вы не знаете моих потребностей, то рискуете меня потерять.

У меня есть пара втягивающихся щупалец, на концах которых находятся глаза (рис. 1). Имеется еще пара коротких щупалец.

Рис. 1. Общий вид улитки Ахатины

 

Моя раковина массивная, толстостенная и напоминает спираль. При рождении она была меньше сантиметра, а сейчас моя раковина 15 сантиметров и состоит из 7-9 оборотов. Моя раковина позволяет мне:

1. Защитить мягкое тело от механических повреждений во время передвижения;

2. Защититься от внешних врагов;

3. Защитить тело от высыхания.

Мне характерен хвост, которого нет у других видов улиток.

Кожа моего тела морщинистая, складчатая. Это играет большую роль в процессе кожного дыхания, которое дополняется дыханием через легкие. Мои подошва и щупальца являются органами осязания.

Мои глаза позволяют различать степень освещения. Я способна видеть предметы на расстоянии примерно 1 см. Однако освещение я чувствую не только глазами, но и телом, поскольку в теле имеются светочувствительные клетки. Но очень яркий свет я не люблю.

Но, к сожалению, у меня нет слуха! Да, я ничего не слышу! Даже если громко крикнуть или свиснуть в свисток я не пугаюсь и не поменяю своего поведения. Я очень спокойна и не пуглива.

Я гермафродит, половой зрелости я достигла к 6 месяцам. Период беременности длился 2 недели, после чего я отложила в норку 400 яиц (рис.2).

Рис. 2. Откладка яиц улитки Ахатины

 

Через 4 недели на свет, наконец-то, появились мои малыши (рис. 3).

Рис. 3. Новорожденные улитки Ахатины

 

Иногда я могу впадать в неактивное состояние, так называемую спячку (рис. 4). Почему? Основными причинами могут быть:

1. слишком сухая атмосфера (низкая влажность);

2. недостаток или отсутствие подходящих кормов;

3. период акклиматизации на новом месте;

4. понижение температуры воздуха.

Рис.4. Спячка улитки Ахатины

Ученик: «Содержание улиток в домашних условиях это большая ответственность. Как же лучше cделать условия существования ее дома привычными?»

Учитель: «Для этого необходимо изучить условия существования улиток в естественных диких условиях»

Позвольте рассказать вам о своей жизни, она у меня разнообразная и интересная. Я веду преимущественно ночной образ жизни, хотя во влажную погоду могу выползать и днем.

Я – Ахатина, являюсь самым крупным представителем сухопутных молюсков. Первоначальной территорией моего обитания были острова Шри-Ланка, Индия, Малайзия, Индокитай, остров Тайвань, а также различные тихоокеанские острова. По мере резкого возрастания численности, местное население стало испытывать немалые трудности в борьбе с нами. Нас стали употреблять в пищу. И даже бытовало поверье, что суп из Ахатин является лекарством от туберкулеза. И только в Восточной Африке мы не доставляли никаких проблем местному населению, так как в данном биотопе обитает естественный наш враг Ахатин – улитка Гонаксис, поддерживающий нашу численность невысокой. В США мы являемся национальным бедствием. Проблемы возникли после стремительного возрастания нашей численности. В результате пострадали посевы, кора на деревьях, и даже штукатурка на домах, используемая для пополнения запаса кальция. С тех пор все Ахатины, попавшие в США, подвергаются смертной казни, а любители этих животных – тюрьмы.

В природе мы играем полезную роль. Взрослые особи малоразборчивы в выборе пищи, поедают разлагающиеся остатки растений, экскременты животных, различные нечистоты, то есть являются своего рода «санитарами, чистильщиками». И в основном только лишь улитята чрезмерно вредят культурным растениям.

Таким образом, привычными естественными условиями обитания для меня являются дикие условия в наземных экосистемах. Здесь для меня все условия привычные и комфортные.

Но вот отношение человека ко мне не однозначно. Многие люди охотятся на меня и используют в пищу, простительно было бы, если бы у них не было ничего другого для питания, все же я считаю это не гуманным отношением к живому существу, хотя в естественных условиях у меня рисков могло бы быть и больше. Но более страшным последствием может быть истребление нас ради наживы, так истребляют других животных ради бивней, рогов, шкур, ради забавы, так природа потеряла уже многих животных, а других люди записали в Красную книгу, пока еще не всех истребили. Неприятно чувствовать, что человек использует тебя в своих корыстных интересах, а не пытается тебе помочь.

Но в мире очень много добрых людей. Добрые люди не хотят моего уничтожения. Они ухаживают за мной в домашних условиях как за домашним питомцем. Я являюсь для них членом семьи. Они любят меня, кормят и заботятся, хорошо, если они знают, что мне необходимо в естественных условиях, ведь я сама не могу добыть себе пищу и воду, сидя в клетке. В тоже время данные условия не являются для меня естественными. Они для меня непривычно – частично пища, биотоп. Иногда я страдаю без привычного окружения. И это сказывается на моей продолжительности жизни.

Учитель: «Как ты считаешь, можно ли содержать экзотических животных в домашних условиях?»

Ученик: «Я считаю, что лучше не заводить в домашних условиях представителей дикой природы. Это является оправданным лишь в случае защиты от истребления и вымирания видов»

Давайте стремиться к достижению экологического гуманизма, то есть отказа от насилия над природой, частью которой являются все живые существа, в том числе и человек. Я думаю, что именно человек, как наиболее развитое разумное существо, способен реализовать данный замысел.

Позвольте поделиться на основе моих наблюдений и рассуждений рекомендациями по уходу за моими собратьями – улитками Ахатинами.

Они следующие:

ü Содержать меня нужно в террариуме при температуре 25-28 градусов; соблюдайте меру, не морозьте меня ради экспериментов.

ü Поместите мне в террариум небольшую лампу 25-40 вт;

ü Размер моего террариума должен быть не меньше 40 * 25 * 25 см, что бы я могла расти;

ü На дно емкости насыпьте, пожалуйста, гравий, сверху положите влажную землю – я очень люблю зарываться туда;

ü Содержите мое жилище в чистоте, убирайте остатки корма, в противном случае я могу заболеть – а мне бы этого очень не хотелось!

ü В случае появления грязи, инфекции вы можете заболеть сами и ваши родственники. Будьте чистоплотны и аккуратны.

ü Кормите меня овощами, клевером – я их очень люблю! Изредка кормите меня творогом и белым хлебом, смоченным молоком (рис.5);

ü В мою кормушку положите кусок кальция, чтобы моя раковина была твердой; учитесь у природы, если бы меня не перенесли из моего дома в дом людей, я сама бы нашла себе все необходимое для жизни;

ü Я люблю мыться под водой 25-30 градусов, делайте это, пожалуйста, регулярно (рис.6).

ü Действуйте осторожно, ведь вы взяли на себя ответственность за мою жизнь и жизнь моего потомства!

Рис. 5. Питание улитки Ахатины

Рис. 6. Купание улитки Ахатины

 

Таблица 1. Примеры вопросов для опроса учащихся. Тест: выберите один из вариантов ответа.

Вопросы Варианты ответов
Да Нет Затрудняюсь ответить
1. Любите ли вы домашних питомцев      
2. Хотели ли бы вы ухаживать за домашними питомцами у себя дома      
3. Нравиться ли вам улитки      
4. Знаете ли вы как нужно ухаживать за улитками в домашних условиях      
5. Нужны ли вам рекомендации по уходу за улитками      
6. Помогли ли вам наши рекомендации по уходу за улитками      
7. Познавательны ли были для вас рекомендации      
8. Хотели ли бы вы задать дополнительные вопросы по уходу за улитками      
9. Считаете ли вы, что любовь и забота о домашних питомцах помогает человеку стать добрее к животным и людям      
10. После ознакомления с нашими рекомендациями захотели ли вы завести у себя дома улитку      

На данные вопросы ответили 100 человек. Результаты опроса показаны в таблице 2.

Таблица 2. Результаты опроса.

Вопрос Результаты ответов
Да Нет Затрудняюсь ответить
№1      
№2      
№3      
№4      
№5      
№6      
№7      
№8      
№9      
№10      

Далее был произведен расчет вариантов ответ в процентах на примере вопроса №3:

Количество ответов «Да»: 71ответов=71%=0,71

Количество ответов «Нет»: 14 ответов=14%=0,14

Количество ответов «Затрудняюсь ответить»: 15 ответов=15%=0,15.

На диаграмме №1 представлены результаты ответов в процентах.

Далее был произведен расчет количества трех вариантов ответов (да, нет, затрудняюсь ответить) на все 100 вопросов:

Количество ответов «Да»: 719 ответов=71,9%=0,719

Количество ответов «Нет»: 169 ответов=16,9% = 0,169

Количество ответов «Затрудняюсь ответить»:112 ответов=11,2% =0,112

На диаграмме №2 представлены результаты ответов на все 10 вопросов в процентах.

Наши исследования на примере улитки Ахатины показали, насколько важным является общение человека с его домашними питомцами. Человеку необходимо общение с природой. Человек дарит любовь, добро, заботу своему домашнему любимцу. При этом человек сам становится добрее, получает положительные эмоции, и в итоге осознает ценность взаимосвязи всего живого на Земле.

В настоящее время наблюдается тенденция содержания некоторых представителей дикой природы в домашних условиях. Все чаще мы наблюдаем содержание людьми, чаще из-за собственных эгоистических соображений, экзотических животных в домашних условиях. Я считаю, что человек заботится, прежде всего, о себе, а не о благополучии самого животного. Он не учитывает жизненные потребности животного, условия его содержания и многие другие условия. Это является негуманным по отношению к живым существам, жизнь которых полностью зависит и определяется человеческими поступками. К сожалению, чаще всего такие примеры заканчиваются печальными последствиями для самих животных.

Животные должны жить в привычных для них условиях. И содержание в домашних условиях представителей дикой природы является оправданным лишь в случае защиты от истребления. Таким примером являемся мы – улитки Ахатины.

Ученик: «Давайте бережно относиться ко всем представителям животного мира. Они являются частью природы, как и мы с вами – люди. И мы во многом ответственны за их комфортное существование на нашей планете»

Учитель: «В то же время человек способен передавать свои знания, делиться свои опытом с другими людьми. Тогда люди станут лучше сами и могут изменить в лучшую сторону жизнь на планете в будущем! Особенно важным является обучение для детей дошкольных групп, школьников начальной школы, которые только начинают свой путь в познании экологических законов взаимоотношения живых существ, учатся любить и понимать окружающий мир»

Каждодневная забота о домашних питомцах, на основе предложенных рекомендаций, позволит изменить отношение детей к домашним питомцам.

Поэтому для более эффективного достижения результата по приобретению экологических познаний были сформированы рекомендации для школ:

· Создание живого уголка, в котором школьники практически могут ухаживать за домашними питомцами;

· Создание школьниками экологического образовательного лектория, где школьники могут представлять на общее обсуждение подготовленные сообщения о правилах общения с домашними питомцами;

· Создание пункта на экологической тропе, посвященного возможностям жизни питомцев в домашних условиях, рекомендациям ухода за ними, и, главное, ответственности за их жизнь.

 

Возможно сформированные основные «зеленые» правила от лица улитки Ахатины помогли бы человеку понять и помочь в определении правильного, нужного ухода за ними:

1. «Все связано со всем». Помните о всеобщей взаимосвязи живых существ, то есть жизни различных живых существ взаимосвязаны между собой: в том числе человека и других живых существ. Таким образом, жизнь домашних питомцев полностью зависит и определяется поступками человека.

2. Помните об ответственности человека перед живыми существами, прежде всего перед домашними питомцами. «Ничто не дается даром». То есть любой результат достигается благодаря целенаправленным ежедневным усилиям, в том числе каждодневной заботой человеком о живых существах. Таким образом, наработанные ежедневные экологические привычки, правила общения человека со своим питомцем должны стать привычными приятными обязанностями.

Точно также изменение одного компонента в экосистеме повлечет за собой изменение и других компонентов экосистемы. То есть данные изменения скажутся на функционировании всей экосистемы.

3. Учитывайте, что «природа знает лучше». То есть природные процессы организованы и взаимосвязаны между собой и человек должен учиться у природы гармонизации взаимоотношений с живыми существами. Таким образом, все компоненты экосистемы находятся во взаимосвязи между собой.

Таким образом, человек учитывая условия существования питомцев в диких условиях должен обеспечить благоприятные условия жизнедеятельности и в домашних условиях.

4. Поймите, что основой отношения питомцев к человеку является преданность. Поэтому человек, даря любовь, добро, заботу своему домашнему любимцу, сам становится добрее, получает положительные эмоции, учится ценить и любить жизнь.

Однако это применимо лишь для домашних животных и неприменимо для диких животных, которые во многих случаях могут быть опасны.

5. Учитывайте и тот факт, что человек является частью социума, то есть общества, в котором он живет. Поэтому люди, объединяясь в группы, коллективы по схожим целям и идеям, способны к более результативной работе. То есть создавайте сообщества любителей домашних питомцев, вы подарите любовь и заботу многим видам домашних питомцев!

6. Дарите больше добра, любви и заботы вашим питомцам! Они все чувствуют и отплатят вам тем же в виде своей преданности.

Одной из наиболее важных характеристик функционирования экосистем является всеобщность связей. Изменение одного компонента в экосистеме повлечет за собой изменение и других компонентов экосистемы, что может повлечь за собой негативные последствия для представителей всех видов животного мира. Таким образом, людям нужно задуматься о своем вмешательстве в природные процессы функционирования экосистемы. Сохранение качества окружающей среды, биоразнообразия животного мира намного важнее для человечества, чем удовлетворение ежеминутных неоправданных порывов, связанных с истреблением, торговлей или негуманным отношением к представителям животного мира.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: