Понятия «Уменьшаемое», «Вычитаемое», «Разность» вводят аналогично, но уже во 2 части.




Практическое занятие

Тема: «Смысл действий сложения и вычитания.

Приемы сложения и вычитания в пределах 10 и 20»

План.

Вопрос 6. Методика ознакомления с понятиями «сумма», «разность», названием компонентов и результатов действий сложения и вычитания.

После того как учащихся познакомили со смыслом + и – вводят термины:

Слагаемое 2 слагаемое сумма

2 + 3 = 5

Сумма

По некоторым программам (Н.Б. Истоминой, И.И. Аргинской и т.д.), чтобы отличать название результата действия от названия выражения вводят понятие «значение суммы»

Уменьшаемое вычитаемое разность

5 - 2 = 3

Разность

Аналогично по программам Н.Б.Истоминой, И.И.Аргинской и т.д. результат вычитания называют «значением разности».

Данные таблицы учитель вывешивает на доске. Сначала дети пользуются ими. Потом учитель перевешивает их на стену сбоку (но детям не запрещает пользоваться ими). А через какое-то время убирает их назад. Если дети еще не до конца усвоили(выучили) термины, и без таблицы перед глазами начинают теряться, путаться, учитель может заново вывесить таблицы.

По программе Моро, понятия «Слагаемые», «Сумма» вводят в 1 классе ч.1 стр. 86

На странице представлен рисунок (реальная модель), по которой можно составить МР. Также представлена графическая модель и знаково-символическая. А рядом названы компоненты (1 слагаемое, 2 слагаемое) и результат действия сложения (сумма).

Понятия «Уменьшаемое», «Вычитаемое», «Разность» вводят аналогично, но уже во 2 части.

По программе Истоминой, как только ввели действия, сразу даются термины. Т.к. смысл сложения и вычитания вводят отдельно, то и термины вводят отдельно.

После введения терминологии учат читать выражения и равенства разными способами.

Пример: Сумма 3 и 2 = 5 или первое слагаемое 2, второе слагаемое 3, сумма равна 5.

На основе этой терминологии затем рассматривают взаимосвязи между компонентами и результатом действий сложения и вычитания.

Вопрос 7. Раскройте последовательность изучения приемов сложения и вычитания в пределах 10, которая нашла отражение в учебниках М1 Моро М.И.

Рассмотрим, как изучают устные приемы сложения и вычитания по программе М.И. Моро. М1М, ч.1 с.79.

 

 

По программе М.И. Моро эту тему изучают в несколько этапов.

1этап. +и- 1: прием присчитывания и отсчитывания по одному.

Т.О. принцип образования чисел в натуральном ряду (как получить следующее и предыдущее число).

Этот прием детям уже знаком из нумерации, поэтому на это отводится 1 урок с.80, затем вместе с детьми составляется таблица сложения и вычитания в пределах 10. М1М, ч.1 с.80.

Особое внимание уделяется словам «прибавить 1», «вычесть из числа 1».

 

 

В качестве помощи используют линейку как модель числового ряда М1М, ч.1 с.80.

2 этап. +- 2,3, 4 прием присчитывания и отсчитывания по частям.

Т.О. конкретный смысл сложения и вычитания и прием +-1. (позволяет вычитать и прибавлять по частям).

М1М стр. 82.

 

На данной странице проходит подготовка. (2 раза прибавить один и 2 раза вычесть один).

При подготовке используют задания типа

+-1+-1

На уроке М1М стр. 84 детей знакомят с приемом и разбирают случаи 6+2=6+1+1=8 (подробная запись, а позднее краткая).

6-2=6-1-1=4

 

 

Составляют рассказ, чтобы было и (6+2) и (6-2).

Пример рассказа: в гараже стояло 6 машин, приехали ещё 2 машины и заезжали в гараж по одной. Сколько всего машин?

(6+2) =6+1+1

Пример: Маша имеет 6 кукол. Две она взяла в руки по одной. Сколько кукол осталось?

(6-2) = 6-1-1

Также, на данном этапе подбирают дидактические игры для закрепления сложения и вычитания.

На стр. 92 составляют таблицы + -2, а затем учат их наизусть.

 

Составляют таблицы всегда в конце этапа. Многие дети уже знают некоторые случаи наизусть, к данному уроку, но не все. Учитель даёт установку, чтобы дети запоминали.

Для этого вешают данную таблицу рядом с доской. Через время её уже можно повесить на боковую стену, а потом совсем назад.

До стр.104 продолжаются случае -+2.

Затем так же дети на наглядной основе разбирают +-3:

М1М ч.1 с.104.

Разбирают с детьми три способа -+3. Формируют умения (дети должны всё выполнять сами с подробной записью и подробным объяснением) и навыки.

6+3=6+2+1=9 или 6+3=6+1+2=9 или 6+3=6+1+1+1=9

На стр. 110 составляют таблицы + -3, а затем учат их наизусть.

 

 

На данном этапе можно использовать дидактическую игру с карточками.

Работа продолжается и во 2 части учебника: М1М ч. 2 с.4-7.

На уроке М1М ч.2 с.8 изучают приемы +- 4.

 

 

 

6+4=6+2+2=10 или 6+4=6+3+1=10 или 6+4=6+1+3 =10

Приемы изучаются аналогично.

На стр. 12 составляют таблицы + -4, а затем учат их наизусть.

 

 

3 этап. Прием перестановки слагаемых.

+5,6,7,8,9

Т.к этот прием сводится к уже изученным случаям сложения, то на него отводится меньше уроков.

М1М ч.2 с. 15

 

 

 

Для того, чтобы проще посчитать используем новый переместительный случай. (Что легче к 1+6 или в 6+1?).

Таким образом, случаи на 3 этапе изучаются легко, т.к. их уже знают наизусть.

4 этап. Случаи вычитания вида - 5,6,7,8,9

М1М ч.2 с. 26

 

 

Т.О.

1. взаимосвязь между слагаемыми и суммой;

2.знание состава чисел в пределах 10.

9-6=

9 это 6 и сколько? 9=6+3. Следовательно, 9-6=3

cтр. 26 Изучают правило, как найти неизвестное слагаемое.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: