Все инструменты маркетинговых коммуникаций, в том числе реклама, используются на предприятии в основном в следующих целях:
¾ увеличить объем продаж;
¾ увеличить размер среднего чека;
¾ увеличить число новых покупателей;
¾ продвинуть «Попугайскую денежку».
Первоначально предприятие использовало множество медианосителей, но по анализу эффективности были выбраны следующие каналы, которые используются до сих пор:
¾ телевидение (каналы ТНТ Благовещенск, СТС Благовещенск);
¾ печатные СМИ (газета «Моя мадонна»).
Рекламу магазина размещается: в программе «Ценник», в рекламном блоке каналов СТС и ТНТ Благовещенск, также в 2010 году был запущен сюжет в программе «Благовещенск: инструкция по применению».
Только за 2009 год было выпущено около пяти рекламных роликов, которые размещались на таких телеканалах как СТС и ТНТ. В газете «Моя мадонна» в 2009 году в преддверии Нового Года была опубликована статья «По ту сторону новогодних баррикад», в которой давались советы родителям по «борьбе за хорошие подарки к главному празднику» от магазина «38 попугаев». В этом же издании «38 попугаев» в 2008 году являлся спонсором конкурса «Разгадай-ка».
Используется такой канал распространения рекламы как наружная реклама: рекламные щиты на здании ОКЦ, по улице Амурской. Печатная реклама используется при рассылке почтой фирменных открыток к праздникам (23 февраля, 8 марта, Новый Год, День Рождения).
Эффективность почтовой рассылки, представим в таблице 5.
Таблица 5 - Эффективность почтовой рассылки
Название акции | Количество разосланных открыток, шт. | Число участников, чел. | Отклик, % |
День Рождение магазина | 5,8 | ||
23 февраля | 6,1 | ||
8 марта | 5,0 |
Число разосланных открыток определяется по числу активных покупателей, которые не менее трех раз за год совершили покупку, а также вновь зарегистрированные клиенты. Наибольший отклик в 2009 году был зарегистрирован по акции на 23 февраля и составил 6,1. Несколько меньше (на 0,3 %) оказался отклик по акции на День Рождения магазина, который составил 5,8 %. Наименее эффективна оказалась почтовая рассылка к акции на 8 марта - 0,5 %.
Следует отметить, что наибольший отклик по почтовой рассылке происходит за счет недавно зарегистрированных покупателей и VIP - клиентов, которые не только более активны, но и совершают покупки на более крупные суммы.
Динамика расходов на рекламу представлена в таблице 6.
Таблица 6 - Динамика расходов на рекламу ИП Виноходовой Е.В. за 2007-2009 гг.
Год | Расходы на рекламу, тыс. руб. | Темп роста, % | Темп прироста, % |
- | - | ||
1,02 | 1,82 | ||
0,99 | -1,29 |
Как видно из таблицы 6, расходы на рекламу в 2008 году увеличились по сравнению с 2007 годом на 1,82 %, но в 2009 году сократились по сравнению с 2008 годом на 1,29 %. Изменения в расходах на рекламу за три года незначительны и колеблются в пределах 220 тысяч рублей. В 2010 г. планируется увеличение расходов на рекламу в несколько раз.
Рассмотри долю затрат на рекламу в общем бюджете на продвижение, который представлен в таблице 7.
Таблица 7 - Удельный вес затрат на рекламу в бюджете на продвижение магазина «38 попугаев» за 2007 - 2009 год
Статья расходов | Расходы, тыс. руб. | Темп прироста 2009 г. по сравнению с 2007 г., % | |||||
2007 год | Удельный вес, % | 2008 год | Удельный вес, % | 2009 год | Удельный вес, % | ||
Реклама | 99,90 | 99,89 | 99,91 | 0,50 | |||
Печатные материалы | 150,96 | 0,07 | 169,2 | 0,07 | 230,4 | 0,10 | 52,62 |
Оплата услуг ивент - агентств | 22,2 | 0,01 | 27,9 | 0,01 | 28,5 | 0,01 | 28,38 |
Дополнительные расходы | 45,9 | 0,02 | 39,21 | 0,01 | 44,25 | 0,01 | -3,59 |
Итого | 100,00 | 100,00 | 100,00 | 0,54 |
Непосредственно бюджет на продвижение увеличился в 2009 году по сравнению с 2007 годом незначительно - на 0,54 %. Значительный рост затрат наблюдается по таким статьям расходов как печатные материалы и оплата услуг ивент - агентств (заработная плата актеров). Затраты на рекламу выросли незначительно - всего на пол процента. Общий бюджет на продвижение увеличился также незначительно, т.к. наибольший вес в нем имеет статья расходов на рекламу. Единственная статья, по которой наблюдается отрицательная тенденция - это дополнительные расходы, но и здесь изменение невелико - 3,59 %.
Относительная стабильность бюджета на продвижение заключается в сложившейся конкурентной ситуации. До 2009 года, конкурентная ситуация на рынке города была достаточно стабильной (спокойной), большинство конкурентов активно не проявляли себя в области продвижения. Но с 2010 года ситуация резко изменилась: активировались все конкуренты, появились новые игроки, увеличились расходы на рекламу всех фирм.
Таким образом, следует предположить, что бюджет на продвижение в 2010 году резко увеличится за счет увеличения расходов именно на рекламу.
Рассмотрим затраты на рекламу более подробно. В данную статью расходов включаются затраты на создание рекламных роликов, наружной рекламы, рекламных объявлений в печатных СМИ, а также расходы на размещение рекламных материалов, арендная плата за размещение наружной рекламы.
Расходы на рекламу представлены в таблице 7.
Наибольшую долю в расходах на рекламу занимает статья на размещение рекламного ролика. Затраты по данной статье выросли в 2009 году по сравнению с 2007 годом на 11,35 %. Это связано с тем, что в 2009 году было изготовлено и запущено больше роликов, чем в 2007 г. В связи с этим, также значительно увеличились затраты на изготовление рекламных роликов на 70,67 %. Отрицательная тенденция наблюдается только по наружной рекламе. Арендная плата в 2009 году по сравнению с 2007 годом снизилась на 42,42 %, а по статье изготовление наружной рекламы затраты отсутствуют вообще. Это связано с тем, что в 2009 году предприятие отказалось от данного вида рекламы в пользу рекламы на телевидении. В этом же году использовался только один рекламный щит, поэтому затраты на аренду рекламного места имеют место быть. Также увеличились затраты на рекламу в печатных СМИ на 2,15 %, что в большей степени связано с повышением цен по данной услуге.
Таблица 7 - Расходы на рекламу ИП Виноходовой Е.В.
Статья расходов | Расходы, тыс. руб. | Темп прироста 2009 г. К 2007 г., % | ||
2007 год | 2008 год | 2009 год | ||
Изготовление рекламного ролика | 70,67 | |||
Изготовление наружной рекламы | - | -100,00 | ||
Изготовление рекламных статей и объявлений в печатных СМИ | 1,67 |