Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию мотивационно-образовательной среды в условиях онлайн-обучения




(Глава II. Эмпирическое исследование по реализации модели формирования мотивационно-образовательной среды в условиях онлайн-обучения)

2.1 Программа исследования и формирования мотивационно-образовательной среды в условиях онлайн-обучения

2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента по формированию мотивационно-образовательной среды в условиях онлайн-обучения

2.3 Анализ результатов формирующего эксперимента по формированию мотивационно-образовательной среды в условиях онлайн-обучения

Выводы по второй главе………………………………………………..

Заключение…………………………………………………….……………..

Список литературы

Приложения »

Задание 2. « Согласно Заданию №2, необходимо было разработать методологический аппарат исследования, определить основные научные методы решения исследовательской проблемы по теме курсовой работы, написать первый вариант введения. В силу того, что ранее мне приходилось писать введение только на основе полностью написанной и разработанной курсовой/дипломной работы, данное задание показалось мне достаточно сложным.

«На сегодняшний день, устанавливая требования к обучающимся, усваивающим основную программу начального общего образования, ФГОС отмечает, что главная цель образования представляет собой развитие личности учащегося. В соответствии с этим педагог стремится способствовать развитию стремления учеников к познанию нового.

Мотивации в данном случае отводится особое место в структуре личности. Мотивация представляет собой основное понятие, помогающее объяснить движущие силы поведения и деятельности человека.

В настоящее время в современной школе всё так же особое место занимают вопросы повышения эффективности обучения. Как правило, для того чтобы повысить эффективность обучения, необходимо способствовать повышению и развитию мотивации учащихся. Неудивительно, что с каждым годом объем информации увеличивается в разы, требуя все больше времени на его освоение. В связи с этим осуществляется постоянный поиск новых способов, средств, направленных на более прочное и длительное усвоение знаний учащимися. Отсюда следует, что проблема заключается в поиске таких средств и способов, которые бы способствовали прочному, осмысленному усвоению знаний учащимися. Одно из таких средств – мотивация. Известно, что наличие положительных мотивов у учащегося способствует повышению его активности в запоминании и усвоении необходимой информации, а низкий уровень мотивации влечет за собой снижение успеваемости и заинтересованности в том или ином предмете.

В целом, стоит отметить, что несмотря на широкую разработку проблемы становления мотивации в педагогике и психологии, проблема методического решения формирования положительных мотивов учения еще не до конца разработана. К наиболее распространенным средствам формирования положительной мотивации в учении, начиная с середины 20 века, активно относили игры, занимательную организацию заданий, а также своевременную помощь учащимся при выполнении заданий. Однако можно сделать вывод о том, что не все вышеуказанные средства способны развить интерес к содержанию знания, пониманию роли знаний как средства познания себя и окружающего мира. В соответствии с этим становится необходимым искать новые способы повышения мотивации учащихся к учению. Таким образом, имеет место противоречие между необходимостью создания и развития мотивации учения и недостаточной разработанностью методических путей формирования мотивации учения в процессе обучения.

На сегодняшний день ни у кого не возникает сомнений относительно того, что наше общество становится все более компьютеризированным и информационным. Информационные технологии активно внедряются не только в повседневную жизнь, но и в учебную деятельность. Сегодня трудно представить себе урок без использования мультимедиа, презентаций, и других ИКТ. В связи с этим особое место в учебной деятельности на сегодняшний день занимает проблема изучения средств онлайн-обучения. Существует множество различных факультативных курсов как для младших школьников, так и для взрослых в онлайн-формате. Рассматривая онлайн-обучение как нечто новое в сфере образования, возникают вопросы относительно эффективности данной технологии, о ее возможности повысить мотивацию к обучению, тем самым развить интерес к предмету, а также возникает вопрос непосредственно о способности повысить мотивацию к обучению именно у младших школьников, которые на сегодняшний день вряд ли смогут представить свою жизнь без телефонов, компьютеров и планшетов. Исходя из этого, проблемой данного исследования является анализ эффективности применения онлайн-обучения как средства повышения учебной мотивации младших школьников к изучению иностранного языка. Именно стремление к изучению и анализу мотивационных возможностей младших школьников средствами онлайн-обучения обусловливает актуальность выбранной темы исследования: «Развитие мотивации у младших школьников к изучению иностранного языка средствами онлайн обучения».

Актуальность данной проблемы также обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования социальных компетентностей, активной жизненной позиции. Проблема поиска новых способов повышения мотивации у учащихся, в данном случае средствами онлайн обучения, может быть вызвана рядом следующих причин:

1. Вероятной неудовлетворенностью в организации взаимодействия между преподавателем и учащимися в ходе занятия.

2. Относительной пассивностью некоторых учеников на занятии, их незаинтересованностью в образовательном процессе.

3. Невозможностью в полной мере реализовать свои творческие способности в силу неактивного использования новых образовательных технологий в условиях модернизации и компьютеризации образования.

Объектом данного исследования выступает мотивация учащихся к обучению.

Предметом исследования является процесс развития позитивной мотивации к обучению учащихся иностранным языкам через использование средств онлайн-обучения.

Цель работы заключается в выявлении педагогических условий и возможностей, способствующих развитию учебной мотивации младших школьников средствами онлайн-обучения.

Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:

1. На основе психолого-педагогической и учебно-методической литературы выявить суть понятий «мотивация» и «мотивационная сфера», «онлайн-обучение».

2. Проанализировав психолого-педагогическую характеристику младшего школьного возраста, выявить ряд особенностей, влияющих на формирование и развитие мотивации в обучении иностранным языкам.

3. Выделить основные характеристики мотивационно-образовательной среды и ее структуру в условиях онлайн-обучения.

4. Рассмотреть основные способы формирования мотивационно-образовательной среды в условиях онлайн-обучения.

5. Разработать модель мотивационно-образовательной среды в условиях онлайн-обучения и апробировать соответствующую модель на практике на базе онлайн-школы английского языка SkyEng.

Гипотеза исследования: процесс развития позитивной мотивации к обучению учащихся иностранным языкам на основе широкого использования средств онлайн-обучения будет эффективным, если:

  • определены теоретические основы развития позитивной мотивации к обучению учащихся;
  • выявлена совокупность факторов, влияющих на развитие позитивной мотивации к обучению учащихся;
  • разработана методика развития позитивной мотивации к обучению иностранным языкам через использование средств онлайн-обучения;
  • процесс развития позитивной мотивации к обучению учащихся иностранным языкам через использование ИКТ является направлением и конечной целью специально организованной работы.

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач были использованы теоретические и эмпирические методы исследования: анализ учебно-методической, психолого-педагогической литературы и исследований по проблеме мотивации учащихся к обучению; изучение и обобщение практического опыта по теме исследования; мониторинг уровня сформированности мотивации учащихся к изучению иностранного языка, наблюдение, педагогический эксперимент, включающий, беседы, анкетирование, а также статистическая обработка результатов опытно-экспериментальной работы.

 

Научная новизна исследования состоит:

  • в определении теоретических основ развития позитивной мотивации к обучению учащихся иностранным языкам: подходы, закономерности, содержание и его компоненты, критерии, показатели;
  • в выявлении совокупности факторов, влияющих на развитие позитивной мотивации к обучению (социальных, побудительных, образовательных, организационных, коммуникативных, психологических);
  • в разработке методики развития позитивной мотивации к обучению учащихся иностранным языкам с помощью средств онлайн-обучения, позволяющей дифференцировать обучение с учётом познавательных потребностей, ближайших интересов и актуального состояния мотивации учащихся к обучению.

Мотивация, являясь одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии, сложна и многоаспектна. В связи с этим многие отечественные и зарубежные ученые обращались к изучению ее сущности, природы, структуры, а также к методам ее изучения. Методологическую основу исследования представляют научные труды Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, В.Г. Асеева, дж. Аткинсона, Л.И. Божович, К. Левина, А.Н. Леонтьева, А. Маслоу, П.М. Якобсона, К.д. Ушинского, Е.П. Ильина, А.К. Марковой, В.Н. Мясищева, А.Б. Орлова, М.В. Матюхиной. Л.И. Божович, П.М. Якобсон, В.Н. Мясищев особое внимание уделяют теории мотивации учебной деятельности, работы В.Л. Прокофьевой, Г.Д. Юрченковой посвящены вопросу теории мотивации в обучении иностранному языку.

Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и систематизации материала, посвященного формированию и дальнейшему развитию мотивации к изучению иностранных языков у младших школьников на основе применения средств онлайн-обучения.

Практическая значимость заключаетсяв представлении рекомендаций по повышению мотивации к обучению иностранному языку на основе онлайн- обучения, а также разработке методики развития позитивной мотивации к обучению учащихся иностранным языкам с помощью средств онлайн-обучения».

Задание 3. « Согласно заданию №3, необходимо было на основе Определить содержание понятий «мотив», «мотивационная сфера», «мотивация» с опорой на научно-теоретические и методические источники.
«В основе любой деятельности, как отмечает А.Н. Леонтьев, лежат потребности. Согласно его утверждению: «Потребность - это направленность активности ребенка, психическое состояние, создающее предпосылку деятельности» (А.Н.Леонтьев). Однако сама по себе потребность не определяет характера деятельности; это объясняется тем, что в самом «потребностном» состоянии предмет ее удовлетворения жестко не записан. Одна и та же потребность может быть удовлетворена разными предметами, разными способами. Предмет ее удовлетворения определяется только тогда, когда человек начинает действовать, это приводит, как говорят психологи А.Н.Леоньтьев, Е.И.Савонько, Л.И.Божович к «опредмечиванию» потребности. Но без потребности не пробуждается активность ребенка, у него не возникают мотивы, он не готов к постановки целей. По словам А.Н Леонтьева: «цель - это направленность на промежуточный результат, представляющий этап достижения предмета потребности».

По мнению Л.И. Божович дети нуждаются в новых впечатлениях, что постепенно превращается в познавательную потребность. В том случае, если у школьника не актуализирована это широкая познавательная потребность, соответственно, он не может перейти к постановке цели. В данном случае учителю приходится ставить уже готовые цели, а это, в свою очередь, является тормозом развития интереса к учению. Вопрос о связи потребности и деятельности должен быть продуман основательно, Необходимо обеспечить переход от потребности к деятельности. Та самая познавательная потребность может удовлетворяться по -разному: посредством получения хороших оценок, в правильно организованной учебной деятельности и т.д.

Л.И. Божович выделила некоторые из путей развития потребностей в учении. К ним относятся:

1. Изменение позиции ребёнка в системе его взаимоотношений с окружающими людьми.

2. Возникновение новых потребностей в связи с усвоением новых форм поведения и деятельности, с овладением готовыми предметами культуры

3.Переход от элементарных форм потребности к ее более совершенным формам.

4. Развитие структуры мотивационной сферы ребёнка.

Одной из важнейших сторон мотивационной сферы учебной деятельности выступает интерес к учению. По мнению А.Н. Леонтьева, для того, чтобы повысить интерес к учению, нужен мотив, который затем позволит учащимся открыть возможность нахождения цели. Таким образом, мотив также выступает в качестве ключевого элемента структуры мотивационной сферы.

По утверждению Н.В.Савина, мотив представляет собой «побуждение, направленность, к деятельности, связанное с удовлетворением определённых потребностей, совокупность внутренних психологических условий, вызывающих, направляющих человеческие действия и управляющих поступками». Учебных мотивов существует множество, включая стремление к овладению знаниями, получение хороших оценок, похвала со стороны учителей и родителей и т.д.

Такие психологи, как Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов выделяют в качестве наиболее естественного учебного мотива – овладение новыми способами действий, так как именно это способствует обогащению субъекта учебной деятельности. Задача учителя, в свою очередь, сформировать данный учебно-познавательный мотив.

Основа мотива, как неотъемлемого компонента мотивационной сферы, представляет собой прямую связь со смыслом, значимостью совершаемой деятельности. При изменении мотива, ради которого учащийся выполняет учебные действия, вместе с этим перестраивается и смысл всей учебной деятельности, соответственно, мотив приобретает познавательную значимость, направляя ребенка на овладение чем-либо новым.

Существует несколько классификаций мотивов. Первая из них - это деление мотивов на познавательные и социальные мотивы. Познавательные мотивы несут ответственность за направленность на содержание учебного предмета. Социальные мотивы отвечают за направленность на другого человека в ходе учения.

К познавательным мотивам относятся: (А.К. Маркова)

1) широкие познавательные мотивы (овладение новыми знаниями);

2) учебно - познавательные мотивы (усвоение способов добывания знаний, приёмов самостоятельного приобретения знаний);

3) мотивы самообразования (приобретение дополнительных знаний и построение специальной программы совершенствования)

К социальным мотивам относятся: (А. К. Маркова, там же):

1) широкие социальные мотивы (долг и ответственность, понимание социальной значимости учения);

2) узкие социальные или позиционные мотивы (стремление занять определённую позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение);

3) мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы с другим человеком).

Существует другая классификация мотивов. Так, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и др., делят мотивы на внешние и внутренние. что объясняется зависимостью от отношения человека к процессу получения знаний.

В.Г.Асеев, Г.И.Щукина и др. делят мотивы на осознаваемые и неосознаваемые. В основе учебного процесса лежат осознаваемые мотивы. Однако мотивация учащегося определяется в том числе и набором неосознаваемых мотивов. Работа учителя, в свою очередь заключается, в грамотном воздействии как на осознаваемые, так и не осознаваемые мотивы учащихся.

Существует еще одна классификация мотивов:

1) учебно-познавательные (интерес к учению, стремление к получению знаний, познавательная потребность, любознательность и др.);

2) непосредственно-побуждающие (яркость, новизна, занимательность),

3) перспективно-побуждающие (ответственность, чувство долга, и др.).

Основными в формировании учебной мотивации являются учебно-познавательные мотивы, которые могут быть сформированы только в ходе активного освоения учебной деятельности.

Проанализировав основные типологии мотивов, стоит сделать вывод, что основной характеристикой мотивационной сферы являются мотивы, другими словами, направленность активности на предмет. Нельзя не отметить тот факт, что успешное эффективное формирование мотивов обеспечивается благодаря гармоничному единству с другими сторонами мотивационной сферы, такими как потребности, цели и т.д. Именно единство всех сторон мотивационной сферы обеспечивает грамотную работу функций мотивации: побуждающую, направляющую, организующую и смыслообразующую.

Проблема мотивации издавна считалась одной из насущнейших проблем. На сегодняшний день существует множество теорий мотивации, отражающих сущность, происхождение мотивации человека.Сегодня психологией мотивации занимаются такие науки как психология личности, социальная психология, клиническая психология. Многие ученые, включая 3. Фрейда, А. Адлера, К. Юнга, Э. Эриксона, Б. Скиннера, А. Маслоу, К. Роджерса затрагивали проблему изучения мотивационной сферы. Наиболее распространенной теорией мотивации является концепция иерархии потребностей А. Маслоу, согласно которой в основе человеческой жизни лежит потребность. В том случае, если одна определенная потребность удовлетворена, возникает другая и направляет внимание и усилия человека на ее удовлетворение.

А. Маслоу разработал классификацию человеческих потребностей в зависимости от появления потребностей в процессе индивидуального развития, а также на развитость в целом мотивационной сферы. Среди данных классов потребностей выделяют:

1. Физиологические (органические) потребности, представляющие собой голод, жажду, половое влечение и др.

2. Потребности в безопасности, то есть чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и неудач, от агрессивности.

3. Потребности в принадлежности и любви, а именно принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым ими.

4. Потребности уважения (почитания) включают в себя компетентность, достижение успехов, одобрение, признание, авторитет.

5. Познавательные потребности, которые требуют знать, уметь, понимать, исследовать.

6. Эстетические потребности, представляющие собой гармонию, симметрию, порядок, красоту.

7. Потребности в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.
По А. Маслоу, именно такое последовательное расположение основных нужд в иерархии составляет основу организации мотивации человека.

Изучению проблемы мотивационной сферы человека посвятил многие годы К. Роджерс. В основе его концепции лежит тенденция актуализации, согласно которой важнейший мотив жизни человека - это актуализировать, т.е. сохранить и развить себя, максимально проявить лучшие качества своей личности, заложенные в ней от природы.

Тенденция актуализации представляет собой активный процесс, отвечающий за тот факт, что организм всегда стремится к какой-то цели, будь то начинание, исследование, перемены в окружении, игра или творчество. Она ведёт человека в направлении автономии и самодостаточности. (Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб., 2007.)

К. Роджерс отмечал, что в основе человеческого поведения лежит стремление развиваться и улучшаться. В контексте теории К. Роджерса тенденция самоактуализации - это процесс реализации человеком на протяжении всей жизни своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью.

В отечественной психологии мотивация как психологическая категория была исследована и раскрыта в работах А.Н. Леонтьева [35], Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейна, П.М. Якобсон и др.

Во всех вышеуказанных работах отмечается, что мотивация представляет собой активность, которая характеризуется направленностью на достижение некоторой цели. Также мотивация представляет собой свойство, компонент, качество личности, объясняющее её целенаправленность. Являясь своеобразным стержнем личности, мотивация определяет человеческий облик и его активность.

Особое значение в образовательном процессе отводится учебной мотивации. Формирование мотивации учения в школьном возрасте является одной из центральных и фундаментальных проблем современной школы.

Мотивация представляет собой внутреннюю психологическую характеристику личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности.

В целом, под мотивацией подразумевается совокупность, система психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека.

Проблема мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету. Однако особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков. Учебно-познавательная мотивация, представляет собой деятельностный подход к учёбе, реализация желания хорошо учиться.

Выделяют несколько типов мотивации:

1) целевая мотивация;

2) мотивация успеха (как правило, успешный результат провоцирует удвоенный интерес к изучению предмета);

3) страноведческая мотивация;

4) эстетическая мотивация (позволяет превращать изучение языка в удовольствие);

5) инструментальная мотивация (реализует личностно-ориентированный подход в обучении, позволяет учащемуся проявить себя в любимом виде работ).

Формирование мотивации представляет собой создание определенных условий, при которых появятся внутренние побуждения (мотивы, цели, эмоции) к учению, осознаются учеником и будут способствовать дальнейшему саморазвитию своей мотивационной сферы.

Учебная мотивация представляет собой частный вид мотивации, включенной в деятельность учения. Учебная мотивация определяется образовательной системой, организацией образовательного процесса, индивидуально-индивидуально-психологическими особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.), а также индивидуальными особенностями педагога и системой его отношений к ученику, спецификой учебного предмета.

Учебная мотивация является многоуровневой. Выделяют пять основных уровней мотивации:

Первый уровень — высокий уровень школьной мотивации, у детей проявляется познавательный мотив, яркое желание выполнять все предъявляемые школьные требования. Такие ученики ответственны, переживают за свои неудачи, ярко радуются достижениям.

Второй уровень — хорошая школьная мотивация, что является средней нормой. Учащиеся, находящиеся на этом уровне, как правило, успешны.

Третий уровень — положительное отношение к школе, но таких учащихся привлекает в большей степени внеучебная деятельность в отличие от учебной деятельности.

Четвертый уровень — низкая школьная мотивация, что характеризуется неохотным посещением школы, испытывают затруднения в учебной деятельности.

Пятый уровень — негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

В заключение стоит отметить, что мотивация, являясь важнейшей пружиной процесса овладения тем или иным предметом, способна обеспечить результативность при осознании, что: мотивация определяется собственными побуждениями и пристрастиями учащегося, осознаваемыми им потребностями. Отсюда все трудности вызова мотивации со стороны. Задача учителя - опосредованно влиять на ее развитие создавая предпосылки и формируя основания, на базе которых у учащихся возникает личная заинтересованность в работе».

Согласно примерному содержанию курсовой работы, параграф 1.1. носит название «Понятийно-категориальный аппарат исследования (мотивация мотивационная сфера, средства мотивации, формирование мотивации»

 

Оценка____________

Подпись ___________ к.пед.н, доц. Кривотулова Е.В.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: