Концепция рыночного равновесия




Реферат

По дисциплине: «Налоги»

Тема: «Налоги и рыночное равновесие»

 

 

Выполнил: ст.гр. МОТ-07-1

Скоробогатская А.

Проверил: Климачева И.П.

 

Алчевск, 2008


Содержание

Введение

1 Общее рыночное равновесие

1.1Концепция рыночного равновесия

1.2Рыночное равновесие

2 Налоги и рыночное равновесие

2.1 Налог и равновесная рыночная цена

Заключение

Перечень использованной литературы

 


Введение

Для существования государства нужны соответствующие финансовые ресурсы, которые аккумулируются в бюджетных и внебюджетных централизованных фондах. В рыночных условиях хозяйства налоговая форма такой централизации становится ведущей. Экономические отношения, связанные с налогами, в той или другой мере касаются всего населения страны, поэтому теоретические и практические аспекты построения налоговой системы интересуют не только специалистов, но и граждан страны.

Система налогообложения начала формироваться с 1991 года. Несмотря на неизменность основных принципов построения этой системы, заложенные в Законе Украины «О системе налогообложения», некоторые ее элементы постоянно изменяются: вносятся дополнения, уточнения, поправки.

С переходом к рыночным методам проведения экономики меняются подходы и принципы на счет совершения налогов и налоговых платежей. Важное значение при этом должно предоставляться подготовке специалистов по налогообложению и налоговому регулированию, которые имеют глубокие теоретические знания и практические навыки, могут обобщать приобретенный отечественный и зарубежный опыт и творчески подойти к решению сложных задач в сфере управления налогообложения.

Рыночная экономика – это бесконечное взаимодействие спроса и предложения. Разработка простой модели такого взаимодействия составила эпоху в истории экономической науки. И хотя с той поры минуло более двух столетий, именно с нее начинается теоретическое знакомство с современной рыночной экономикой: дело в том, что через эту модель были описаны все экономические процессы.

 


Общее рыночное равновесие

Концепция рыночного равновесия

 

Экономика как наука существует уже почти две с половиной тысячи лет, со времен проявления трудов великих греков — Ксенофонта и Аристотеля, посвященных проблемам хозяйства. Примерно в это время в ряде регионов мира уже сложились достаточно развитые товарно-денежные отношения, поэтому появилась возможность выявления и анализа закономерностей, присущих рыночной экономике. И уже с тех самых пор одним из основных вопросов экономической теории признается вопрос о сущности и происхождении ценности благ и о рыночной цене как форме ценности. В зависимости от способа ответа на этот вопрос ученые-экономисты разделились на две большие группы. Представители первой группы утверждают, что ценность блага определяется прежде всего количеством и качеством живого и овеществленного труда (средств производства), затраченного на его создание. Данное направление получило название трудовой, или классической теории ценности (стоимости), к нему можно отнести таких известных ученых, как У. Петти, А. Смит, д. Рикардо, К. Маркс и другие. Другое направление, которое можно условно назвать концепцией полезности (У. Джевонс, К. Менгер, Е. БемБаверк), утверждает, что в основе ценности блага лежат не затраты производителя, а его реальная потребительская полезность, способность удовлетворять потребности человека.

И та и другая теория имеют свои сильные и слабые стороны, каждая по-своему права и в известном смысле логическим неуязвима, хотя и небесспорна. По-видимому для точного решения поставленного вопроса экономической науке требовался некий компромисс, а точнее — синтез этих двух направлений который позволил бы соединить в себе положительные элементы обеих теорий и объяснить происхождение ценности именно как результат взаимодействия двух равноправных рыночных агентов — производителя и потребителя. Над этим синтезом работали многие ученые-экономисты, особенно во второй половине ХIХ века, среди которых особенное место принадлежит английскому ученому А. Маршаллу. А. Маршалл предложил идею рыночного равновесия, основной смысл которой заключается в следующем. Предполагается, что на рынке существуют и взаимодействуют две большие группы равноправных агентов — покупатели, представляющие рыночный спрос и продавцы, представляющие рыночное предложение. Под равновесием предполагается такое устойчивое состояние рынка, при котором подавляющее большинство агентов не заинтересовано в изменении рыночной конъюнктуры (условий купли-продажи), т. е. не имеет серьезных стимулов к изменениям. Это возможно прежде всего при равенстве объектов спроса и предложения, а само «уравновешивание происходит при посредстве действия механизма цен.

А. Маршалл показал это графически и аналитически, доказав при этом существование и устойчивость равновесия. Данная модель в своей концептуальной основе не претерпела серьезных изменений и до сих пор считается базовой для объяснения сущности и особенностей функционирования рыночных систем.

 

Рыночное равновесие

 

Спрос и предложение представляют собой форму выражения складывающихся под воздействием различных факторов желаний и решений потребителей и производителей товаров и услуг. Однако эти решения, чтобы быть реализованными, требуют взаимного согласования. Такое согласование и осуществляется на рынке путем взаимодействия спроса и предложения.

Обратимся в качестве примера к ситуации, сложившейся на рынке блок.

При цене в 2 руб. продавец согласен поставить на рынок 18 кг яблок, но покупатель при данной цене согласен купить только 4 кг. 14к окажутся избыточно произведенными и не находящими сбыта. Этот избыток заставит продавца снижать цену, чтобы побудить потребителя приобрести больше продукции. Если цена снизится до 1,5 руб. за 1 к это увеличит количество, которое согласен будет приобрести покупатель до б кг, и в то же время сократит предложение со стороны поставщика до 12 кг. Избыток сократится (до б кг), но все еще буд. существовать и побуждать к дальнейшему снижению цены. Если она упадет до 0,50 руб., то покупатель будет согласен купить уже 10 кг яблок, но теперь уже поставщик при столь низкой цене предложит не более 4 кг. В результате возникнет дефицит, который будет побуждать увеличивать цену. Более высокая цена сократит дефицит за счет уменьшения спроса, с одной стороны, и увеличения предложения, другой.

Следовательно, пока будет существовать перепроизводство, цен будут иметь тенденцию к снижению, а пока есть дефицит - к повышению. Перебирая варианты, мы можем убедиться, что существует только одна цена, при которой то количество продукта, которое согласен предложить поставщик, совпадает с тем количеством, которое согласен и способен приобрести покупатель. В нашем примере это цена 1 руб. 1 кг. При данной цене не будет ни избытка, ни недостатка, а продавец покупатель не будут заинтересованы в изменении своих решений по поводу количества предлагаемого и покупаемого товара. Такая цена называется равновесной и отражает сбалансированность или равенство спроса и предложения. Любое отклонение от цены равновесия рождает дисбаланс интересов продавцов и покупателей и стремление цен вернуться к состоянию равновесия.

Точка пересечения кривых покажет равновесную цену. Все другие варианты цен ведут к образованию разрыва между спросом и предложением, который принимает форму либо избытка, либо дефицита продукции.

Как уже отмечалось, под влиянием различных факторов кривые спроса и предложения могут смещаться вверх и вниз по графику. Что будет происходить в этом случае с ценой равновесия? Здесь возможны различные варианты.

Допустим, кривая спроса сместится вправо и вверх (D, рис.1), отражая более высокий уровень потребностей и возможностей их удовлетворения; кривая предложения осталась без изменения. Тогда цена равновесия переместится в новую точку пересечения кривых спроса и предложения, отражая ситуацию более высокого спроса и более высокой цены. Если кривая спроса сместится по графику вниз (D2, рис.2), новая цена равновесия будет меньше, как и количество покупаемых благ.

Очевидно, существует прямая зависимость между сдвигом кривой спроса и изменением цены равновесия и потребляемого количества блага.

Если смещается кривая предложения при условии, что кривая спроса остается неизменной, то при возрастании предложения цена равновесия падает, а при сокращении - растет. Иначе говоря, существует обратная зависимость между сдвигом кривой предложения и ценой равновесия (рис.3).

В случаях одновременного перемещения кривых возникают более сложные комбинации в зависимости от того, осуществляется ли сдвиг в одном направлении или в противоположных. Тогда эффекты воздействия сдвигов на равновесные цены либо складываются и усиливают их изменения, либо взаимно погашаются.

В свободно функционирующем рыночном хозяйстве цены постоянно стремятся к равновесию и отклонения возможны лишь как способ поиска и постепенного приближения к равновесной точке. Существуют однако, устойчивые отклонения от цен равновесия, связанные, как правило, с попытками контроля над ценами. В определенных ситуациях правительство может законодательным путем устанавливать потолок цен в условиях высокого спроса либо поддержку в условиях избыточного предложения.

В первом случае преследуется цель сделать какой-либо продукт достоянием более широкого круга потребителей, которые не имеют возможности его приобрести по ценам равновесия. Спрос в этом случае естественно, возрастет, однако предложение уменьшится, в результате чего возникает устойчивый дефицит данного продукта или услуги. Если в приведенном выше примере (рис.1) установить предельную цену на яблоки 0,50 руб. за кг, то потребитель будет согласен купить 10 кг, то да как производитель при этой цене поставит всего 4 кг. Поскольку цену повышать нельзя, остается распределить произведенное количество между потребителями, используя нерыночные методы рационирования

(талоны, карточки). Они, в свою очередь, вызывают необходимость в увеличении и усилении контролирующего распределение аппарата рождают протекционизм и утечку товаров на черный рынок. В экстремальных условиях такая система возможна, но в нормально функционирующей экономике она неизбежно ведет к снижению эффективности.

То же можно сказать и о случае поддержки цен, когда государство фиксирует некий минимальный уровень цены, который находится выше цены равновесия. Примером могут служить минимальная заработная плата или поддержка цен на сельскохозяйственную продукцию. В этом случае предложение будет устойчиво превышать спрос и образуется постоянный избыток. Для его ликвидации правительство должно либо разрабатывать и внедрять программы сокращения предложения (например, нормирование земельной площади для сельскохозяйственного производства), либо выкупать излишек, т.е. прибегать к мерам административного воздействия на экономические процессы.

Рассмотренные варианты касались образования равновесных цен на отдельно взятые и независимо анализируемые товары и услуги. Экономика однако не представляет собой совокупности изолированных рынков отдельных товаров, совершенно не связанных между собой. Напротив, существует тесная взаимозависимость и взаимовлияние цен различных товаров. Поэтому наряду с выяснением условий образования цен равновесия на отдельные товары – анализ частичного экономического равновесия - возникает необходимость проследить влияние изменений цен на одни товары на спрос, предложение и цены других товаров, а также обратное влияние окружающих цен на цены данныхтоваров. Такой подход представляет собой анализ общего экономического равновесия.

Предположим, увеличилась цена на сырую нефть вследствие сокращения ее предложения. Естественным последствием роста этой цены будет сокращение спроса на этот продукт. Но помимо этого возрастут издержки производства тех товаров и услуг, для которых нефть является важным составным элементом затрат. Следствием этого будет рост цен на такие товары и услуги: бензин, керосин, смазочные материалы, перевозки и т.п. С другой стороны, возрастет спрос и начнут повышаться цены на товары - заменители (уголь, газ), что, в свою очередь, повлечет рост предложения этих товаров. Что же касается дополняющих товаров, то спрос на них упадет и цены начнут снижаться. Так, на рынке автомобилей цены, по-видимому, упадут, что в дальнейшем должно привести к сокращению их предложения.

Возможны и более отдаленные взаимосвязи: сокращение сбыта автомобилей может привести к падению зарплаты работников этой отрасли, к росту безработицы и, как следствие, к сокращению спроса на более калорийные продукты (мясо, сливочное масло) и замене их менее калорийными.

Таким образом, изменение в цене одного товара вызывало сложную цепную реакцию практически во всей рыночной системе, а, следовательно, цена равновесия данного товара зависит не только от спроса и предложения его самого, но и от общего равновесия всей системы.

Эту систему в виде упрощенной модели можно представить как взаимодействие двух важнейших секторов экономики: бизнеса и потребительского в двух основных сферах рынка на рынке факторов производства и на рынке товаров и услуг.

 

Если на обоих рынках достигнуто равновесие, общий поток денежных доходов от фирм к потребителям равен потоку платежей от потребителей к фирмам. Это предполагает установление комплекса цен, уравновешивающих спрос и предложение по каждому товару на всех рынках одновременно. Достижимо ли такое состояние? Теоретически да, если будет соблюден довольно широкий спектр условий, отвечающих характеристикам модели экономики совершенной конкуренции. Практически одновременное обеспечение всех этих условий представляет значительную сложность, тем большую, чем дальше реальная ситуация от идеальной модели. И все же модель общего экономического равновесия позволяет достаточно адекватно судить о механизме рыночного саморегулирования и применять эти знания при решении более конкретных задач.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: