ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЛЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА




Цель исследования – определить роль игры - драматизации в развитии детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования – процесс развития актерских способностей детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – игра – драматизация как средство развития актерских способностей детей старшего дошкольного возраста.

Изложение основного материала. Дошкольный возраст - это интенсивный период развития творческих возможностей. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет задачу развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и собой. Система дошкольного образования придает большое значение созданию условий для полноценного развития ребенка. Развитие творческих способностей современного дошкольника является актуальной задачей государственного масштаба. Насколько сегодняшний дошкольник сможет освоить пути творческой самореализации, зависит от уровня технической и духовной стороны российского общества завтрашнего дня.

Многочисленные исследования Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, Л. И. Божовича и др., подтверждают, что наиболее чувствительным периодом для развития творческих способностей и творческих качеств является именно старший дошкольный возраст. В этот период ребенок воспринимает мир по-своему, живо и эмоционально, для него нет стереотипного видения окружающей действительности.

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей, поскольку в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них огромное желание познавать мир. Развитием творческих способностей личности занимались Л.С. Выготский, Д.Б. Богоявленская, Дж. Гилфорд, Э.П. Торренс и др., изучение массовой и инновационной практики И.П. Волков, Б.М. Неменский, Ш.А. Амонашвили, В.А. Библер и др.

Детство каждого из нас проходит через мир ролевых игр, которые помогают ребенку выучить правила и законы взрослых. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых, любимых персонажей, стараясь быть похожими на них: красивая Забава, непослушный Буратино, хорошая Дюймовочка. Детские игры можно рассматривать как импровизированные театральные постановки. Ребенку предоставляется возможность быть в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта. Изготовление обезглавливания, декораций, костюмов дает повод для визуального и технического творчества детей. Дети рисуют, склеивают, шьют, и все эти уроки имеют смысл и цель как часть общей, захватывающей концепции детей. Особое значение в детских учебных заведениях можно и нужно уделять театральной деятельности, всем видам детского театра, потому что они помогают:

- сформировать правильную модель поведения в современном мире;

- повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным ценностям;

- познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, привить устойчивый интерес;

- совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению.

Творческие способности - это индивидуальные характеристики качества человека, которые определяют успешность его различных творческих действий.

Творчество детей в театре и игре проявляется в трех направлениях:

- насколько продуктивна креативность (работа собственных историй или творческая интерпретация определенной истории);

- исполнительские (лингвистические, моторные) - актерские навыки;

- дизайн (декорации, костюмы и др.).

Эти направления могут быть объединены.

Психолого-педагогические исследования показывают, что старшие дошкольники позитивно относятся к игровой драматизации, им это остается интересно. Эти игры расширяют возможности ребенка. В старшем дошкольном возрасте физические возможности детей значительно возрастают: движения становятся более согласованными и пластичными, они могут длительное время испытывать определенное эмоциональное состояние, готовы его анализировать, выражать явления, чтобы понять причины поведения и действий героев литературных произведений, деятельность детей по подготовке и проведению театральных представлений стала бы самостоятельной и коллективной по своему характеру, самостоятельно выбирать литературную основу этого спектакля, иногда изобретая коллективный сценарий, объединяющий разные предметы, распределяющий обязанности, подготавливающий атрибуты декораций.

В старшем дошкольном возрасте воображение ребенка направлено на то, чтобы пережить вновь полученные впечатления в игре, рисовании и других видах производительной и творческой деятельности. В случае, если ребенок не может соотноситься с реальностью, он начинает воображать.

Значение детского воображения заключается в том, что оно изменяет видимое значение проблемы или конфликта и тем самым облегчает ее решение. По мнению исследователей, в качестве целенаправленной деятельности воображение развивается в процессе возникновения замысла, представления схемы воображаемого образа, явления, события.

Изначально основой для развития творческих способностей является собственная деятельность ребенка, стремление действовать во внешнем мире, выражать себя. Именно на основе общей деятельности дошкольников формируется потребность в новых переживаниях.

Условия развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста:

1. Первым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание среды, предшествующей развитию детей. Необходимо, насколько это возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которая стимулировала бы его или ее различные творческие действия и развивала в нем именно то, что в нужный момент способно развивать наиболее эффективно.

2. Вторым условием успешного развития творческих способностей является предоставление ребенку большой свободы в выборе видов деятельности, в чередовании случаев, в продолжительности одной вещи, в выборе путей и т. д. Затем желание ребенка, его интерес к эмоциональному подъему послужит надежной гарантией того, что большее напряжение ума не приведет к усталости и принесет пользу ребенку.

Важную роль также играет отношение педагога к детям. Естественно, педагог должен относиться ко всем детям одинаково, и это отношение не должно отличаться. Но, поскольку педагог также испытывает различные эмоциональные состояния, некоторые дети могут вызывать у него чувство разочарования, расстройства, раздражения и т. д. Поэтому одним из условий эмоционального благополучия детей является развитие профессиональных навыков учителя, управлять, прежде всего, своим собственным эмоциональным состоянием, контролировать свои эмоции, анализировать свое отношение.

В этом направлении очень важна способность педагога организовывать различные виды деятельности детей, устанавливать диалог с ними и использовать различные средства для налаживания взаимодействия между детьми. Чем более профессионально компетентен преподаватель, тем эффективнее он выстраивает взаимодействие в группе друг с другом, с детьми, взаимодействие детей друг с другом, взаимодействие с родителями детей.

Не менее важным является создание позитивного эмоционального фона, в котором дети чувствуют себя эмоционально комфортно, способны выражать свои идеи и замыслы.

Таким образом, роль творчества во всестороннем развитии личности настолько велика, что дает основание рассматривать его как универсальную способность, обеспечивающую успешное выполнение различных видов деятельности. Степень его формирования у детей во многом зависит от педагога, родителей, их внимания к развитию творческих способностей, их способности к стимулированию.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: