Творческое задание 2016 года




Второй тур заключительного этапа - творческий. Он должен выявить творческие способности школьника, умение создавать разные по жанру и стилю тексты, готовность решать нестандартные (с точки зрения школьного обучения) филологические задачи, выступать в роли редактора, журналиста, писателя, рецензента, популярного блогера, комментатора, учёного и в других ролях, требующих филологической подготовки, широкого литературного и культурного кругозора, языкового чутья и художественного вкуса. Задания этого тура разнообразны и варьируются год от года. Для муниципального этапа 2016/2017 учебного года предлагаем в качестве примера следующее творческое задание:

11 класс

В крупных книжных и медиа-издательствах существует должность «бильд- редактора». Профессия «бильд-редактора» довольно редкая: этот специалист по иллюстрациям обеспечивает номер журнала или издание книги фотоматериалами, иллюстрациями (например, репродукциями картин), архивными изображениями: картами, документами эпохи и т.д.

Мы предлагаем вам выступить в подобной роли. Выберите одно из предложенных произведений («Капитанская дочка» А.С. Пушкина, «Ревизор» Н.В. Гоголя, «Обломов» И.А.Гончарова, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова и др.) и создайте проект каталога иллюстраций для издания книги.

Проект должен представлять собой перечень визуальных объектов, которые вы включите в книгу (карт, фотографий, документов, репродукций картин, иллюстраций и т.п.). Пронумеруйте визуальные объекты, озаглавьте их, дайте рядом с каждым описание и обоснование его включения в книгу (с каким элементом поэтики выбранного произведения, с какой деталью мира или словесного текста вы соотносите этот визуальный объект).

Комментарии и критерии оценивания творческого задания

Выполнение этого задания требует от участников хорошего знания выбранного произведения и умения сопоставлять его с культурно-исторической эпохой, которая становится фоном или основным местом действия (как в историческом романе). Задание предлагает выступить в роли активно-сотворческой по отношению к тексту произведения: конкретизировать пространственно-временные обстоятельства, в

которых происходят события, уточнить социальные и личностные характеристики персонажей, дать пояснения некоторым особенностям повествования (использование вставных нехудожественных текстов - таких, как документы, письма и т.п.). Задание предоставляет возможность заполнения лакун (пробелов), внесения деталей, подсказываемых художественной логикой произведения, и требует поискового воображения, выбирающего из множества возможных визуальных объектов, пригодных для иллюстрации произведения, самые необходимые.

Сотворческая деятельность по «домысливанию», «довоображению» таких деталей, подробностей оформляется в виде текста проекта, жанровые особенности которого помогают выявить умение описывать визуальные объекты и систематизировать это описание в соответствии с художественной структурой выбранного произведения.

 

Критерии:

1. Соответствие отобранных визуальных объектов тематике и проблематике литературного произведения - до 10 баллов;

2. Качественное и количественное разнообразие иллюстративного материала, точность и подробность его описания, адекватность описания художественному миру произведения - до 10 баллов;

3. Уместность и точность проведённых параллелей между визуальными объектами и литературным текстом, культурно-историческая обоснованность установленных связей - до 10 баллов.

Максимальный балл - 30.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН АНАЛИЗА ПРОИЗВЕДЕНИЯ:

· определить тему и основную мысль произведения, основной конфликт;

· сюжет; особенности композиции;

· охарактеризовать героев-персонажей, дать их сравнительные характеристики; оценить систему персонажей;

· выявить особенности языка и стиля писателя; найти основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определить их художественные функции;

· определить жанровую, родовую специфику художественного произведения;

· объяснить своё понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений;

· определить авторское отношение к героям и событиям, к читателю;

· использовать основные теоретико-литературные термины и понятия;

· выразить личное отношение к художественному произведению; аргументировать свою точку зрения;

· представить развернутый ответ на поставленные вопросы;

· собирать материал, необходимый для написания сочинения на заранее объявленную литературную или публицистическую тему;

На олимпиаде по литературе (региональный этап) 2 варианта заданий.

1 вариант - комплексный анализ прозаического текста,

2 вариант - сравнительный анализ стихотворений

Анализ лирического стихотворения

Схема разбора

1. Творческая история произведения (дата написания, текстология-история возникновения и судьба текста художественного произведения); место стихотворения в творческой биографии поэта; историко-литературный, бытовой контекст; реально-биографический комментарий, критические оценки.

2. Идейное содержание.

3. Тематическая структура. Мотивация. Лейтмотивы.

 

4. Тип лирического стихотворения (медитативная (философская: передает переживания, размышления поэта о жизни и смерти, о природе, любви, дружбе), медитативно-изобразительная, изобразительная лирика).

5. Специфика жанровой формы (элегия, баллада, сонет, послание и др.).

6. Пафос (эмоциональное возбуждение, страстное воодушевление, подъём, энтузиазм).

7. Значение заглавия, его связь с основной поэтической идеей.

8. Композиция. Повторы, контрасты, оппозиции. Типы композиции. Концовка.

9. Сопоставление и развитие основных словесных образов (по сходству, по контрасту, по ассоциации, по умозаключению).

10. Особенности использования различных частей речи, грамматических категорий.

11. Лирический герой.адресат лирики.

12. Формы речевой коммуникации (диалог, монолог).

13. Поэтическая лексика.

14. Ритм, стихотворный размер.

15. Звуковая (фонологическая) структура (аллитерация, ассонанс, звуковой повтор,).

 


В предложенной ниже схеме разбора лирического стихотворения последовательность пунктов не жестко соблюдается, основное требование – учет (по возможности) всех указанных компонентов.

 

Анализ поэтического произведения
План анализа стихотворения
1. Элементы комментария к стихотворению:
- Время (место) написания, история создания;
- Жанровое своеобразие;
- Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.);
- Пояснение неясных мест, сложных метафор и прочие расшифровки.
2. Чувства, выраженные лирическим героем стихотворения; чувства, которые вызывает стихотворение у читателя.
3. Движение авторской мысли, чувства от начала к концу стихотворения.
4. Взаимообусловленность содержания стихотворения и его художественной формы:
- Композиционные решения;
- Особенности самовыражения лирического героя и характер повествования;
- Звуковой ряд стихотворения, использование звукозаписи, ассонанса, аллитерации;
- Ритм, строфика, графика, их смысловая роль;
- Мотивированность и точность использования выразительных средств.
4. Ассоциации, вызываемые данным стихотворением (литературные, жизненные, музыкальные, живописные - любые).
5. Типичность и своеобразие данного стихотворения в творчестве поэта, глубинный нравственный или философский смысл произведения, открывшийся в результате анализа; степень «вечности» поднятых проблем или их интерпретации. Загадки и тайны стихотворения.
6. Дополнительные (свободные) размышления.

Анализ поэтического произведения (схема)

Приступая к анализу поэтического произведения, необходимо определить непосредственное содержание лирического произведения - переживание, чувство;

 

Определить «принадлежность» чувств и мыслей, выраженных в лирическом произведении: лирический герой (образ, в котором выражены эти чувства);

 

- определить предмет описания и его связь с поэтической идеей (прямая - косвенная);
- определить организацию (композицию) лирического произведения;
- определить своеобразие использования изобразительных средств автором (активное - скупое); определить лексический рисунок (просторечие-книжно-литературная лексика...);
- определить ритмику (однородная - неоднородная; ритмическое движение);
- определить звуковой рисунок;
- определить интонацию (отношение говорящего к предмету речи и собеседнику.

Поэтическая лексика
Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики - синонимов, антонимов, архаизмов, неологизмов;

 

- выяснить меру близости поэтического языка с разговорным;

 

- определить своеобразие и активность использования тропов
ЭПИТЕТ - художественное определение;
СРАВНЕНИЕ - сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого;
АЛЛЕГОРИЯ (иносказание) - изображение отвлеченного понятия или явления через конкретные предметы и образы;
ИРОНИЯ - скрытая насмешка;
ГИПЕРБОЛА - художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление;
ЛИТОТА - художественное преуменьшение;
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ - даром речи, способностью мыслить и чувствовать;
МЕТАФОРА - скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слово «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.

Поэтический синтаксис
(синтаксические приемы или фигуры поэтической речи)
- риторические вопросы, обращения, восклицания - они усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа;
- повторы – неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений;
- антитезы – противопоставления;

Поэтическая фонетика
Использование звукоподражаний, звукозаписи - звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи.)
- Аллитерация – повторение согласных звуков;
- Ассонанс – повторение гласных звуков;
- Анафора - единоначалия;

Композиция лирического произведения
Необходимо:
- определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении;
- выяснить стройность композиционного построения, его подчиненность выражению определенной мысли;
- определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.)
- определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание;
- выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный «рисунок»).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: