М. Г. Горлова, М. В. Кошелев
В статье предлагается структура внутреннего психического пространства человека, соответствующая устройству внешнего мира, который человек осваивает через деятельность.
Данная работа предполагает объединение идей русских космистов и теорию деятельности А. Н. Леонтьева.
В соответствии с теорией деятельности А. Н. Леонтьева внутренняя, психическая деятельность возникает в процессе интериоризации внешней, практической деятельности и имеет принципиально то же строение. Таким образом, структура психики должна отражать устройство окружающего мира, чтобы человек смог усвоить внешний опыт и передать свой.
Русские космисты (Н. А. Бердяев, В. И. Вернадский, В. С. Соловьев, Н. А. Умов, Н. Ф. Федоров, П. А. Флоренский, К. Э. Циолковский, А. Л. Чижевский) в той или иной форме развивали идею о том, что Земля является частью космоса и все процессы на ней также зависят от того, что происходит в космосе. Деятельность человека создает новую "оболочку" Земли, "новую сферу", которую Вернадский назвал ноосфера. Космисты разделяли идею восхождения к новой природе человека, они считали, что активная эволюция совершается через сотрудничество Божественных и человеческих энергий.
В данной работе мы опираемся на следующие постулаты:
1. Человек является космическим существом.
2. Уровень его задач соответствует космическому масштабу.
3. Для такого уровня задач необходимы опыт, знания и энергии из многих источников.
4. Вселенная имеет свое устройство, свои законы и правила, часть из которых человек может постичь. Как космическое существо, он должен их соблюдать, чтобы не разрушить вселенную.
5. Внутренняя структура психики отражает устройство Вселенной.
6. Области психики образуют пространства, в которых человек через деятельность накапливает свой опыт в виде выборов, мудрости и ценностей.
7. Опыт, знания и мудрость человек накапливает для своей Души и передает своему Роду, второй половине, человечеству, планете Земля, галактике, Богу для их собственного обучения и дальнейшей передачи другим.
Предлагаемую структуру внутреннего психического пространства человека мы назвали «Юртой Мудрости». Её можно схематически представить как восемь вложенных друг в друга полусфер, стоящих на плоскости, разделенной на восемь секторов.
Сектора отражают области деятельности человека в отношениях с внешним окружением:
1) с самим собой;
2) со второй половиной;
3) с человечеством;
4) с планетой Земля;
5) с Родом;
6) с предназначением;
7) с Богом;
8) с галактикой.
Каждому сектору соответствует своя энергия, имеется свой источник этой энергии, из которого человек черпает энергию, знания, задачи, другие ресурсы.
Цель деятельности в каждом секторе – приобретение опыта и обретение единства со всеми источниками.
Полусферы отражают шаги духовного развития, начиная от наименьшей внутренней полусферы и заканчивая наибольшей внешней полусферой:
1) само-осознание и духовное очищение;
2) духовное ученичество;
3) духовное учительство;
4) духовное творчество;
5-8) духовное служение (деятельность для планеты, звездной системы, галактики, Бога);
Обучение в «Юрте» происходит по спирали: получив опыт в какой-то ситуации, обучившись в деятельности, человеку становится доступен другой сектор полусферы или переход в следующую полусферу.
В ходе деятельности человек делает выборы: «в такой-то ситуации я выбираю действовать так-то и так-то, выбираю относится к чему-то таким-то образом». Каждый сделанный выбор проверяется в дальнейшей деятельности, и приводит к новым выборам. Накопленный опыт можно представить как дерево выборов в каждом психическом пространстве.
Если человек не смог сделать правильный выбор в какой-то момент своей деятельности, он будет испытывать стресс в аналогичных ситуациях, которые со временем будут становиться всё более острыми и опасными. Методом мышечного тестирования можно быстро найти исходную ситуацию, проработать её наиболее мягким способом, обучиться и сделать необходимые выборы, устранив стресс окончательно. Следует отметить, что простое снятие эмоционального стресса без осознания причин и соответствующих выборов частично нивелирует обучающий эффект от стрессовых ситуаций.
Таким образом, предложенная структура внутреннего психического пространства человека:
1) может использоваться для диагностики текущего состояния и определения необходимых действий по обучению и развитию, личностному росту, открытию своего Предназначения.
2) может использоваться для расширения картины мира, классификации психологических инструментов, помогающих осознать человеку его проблемы с разных аспектов, обучиться и сделать правильный выбор.
3) отражает устройство внешнего мира и позволяет накапливать в виде выборов результат всей его деятельности.
4) указывает источники энергии в каждой области и способы их подключения для творчества на благо Рода, планеты, человечества, галактики.