Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.
Основные условия осуществления образовательной деятельности с помощью индивидуального образовательного маршрута заключаются: в открытости обязательных результатов обучения; возможности выбора уровня сложности; целесообразности сочетания различных форм организации деятельности; организации дифференцированной помощи со стороны педагога; создании психологического комфорта, обучающегося (воспитанника), учет его индивидуальных особенностей.
Применительно к дошкольному образованию точное определение индивидуального образовательного маршрута ребенка не описано, но практические работники дошкольных образовательных учреждений используют этот термин для разработки образовательной программы, направленной на развитие индивидуальных способностей, реализации личностного потенциала воспитанника в образовании: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного (А.Н Малышкина, И.Ю.Аршинова, Н.А.Рошаль).
Анализ опыта работы педагогов-практиков позволяет нам определить структуру индивидуального образовательного маршрута развития ребенка дошкольного возраста.
Этапы проектирования индивидуального образовательного маршрута ребенка дошкольного возраста могут быть представлены как:
- определение потребностей и мотивов ребенка;
- постановка цели;
- определение условий, обеспечивающих достижение цели;
- определение технологического инструментария;
|
- определение направлений диагностического сопровождения воспитанника;
- разработка содержания индивидуального образовательного маршрута;
- обсуждение результатов и корректировка образовательного маршрута.
Исходя из вышеизложенного, мы определяем индивидуальный образовательный маршрут ребенка как персональный путь реализации личностного потенциала ребенка в образовании.
По нашему мнению, необходимо конкретизировать дефиницию – индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальный творческий маршрут. З.А. Ермакович анализируя практический опыт, отмечает, что «ребёнок вырастает пассивным и нетворческим, потому что в детстве не были созданы условия: отсутствовали развивающие игрушки, с ним мало разговаривали, ему редко предоставляли право выбора, ему не давали пробовать и ошибаться, его не хвалили за самостоятельность и независимость. Даже очень «тусклые» дети, если начать с ними регулярно играть, фантазировать, побуждать их думать и принимать решения, достаточно быстро меняются, начинают мыслить, искать, придумывать, у них появляется вкус к творчеству, уверенность в своей способности быть создателем нового, они обретают опыт творчества».
Признавая правомерность данных положений, мы приходим к выводу, что при формировании базиса личностной культуры ребенка дошкольного возраста рождаются и развиваются воображение и основанное на нем творчество. Именно творчество, которое, существует еще в неразвитой форме, позволяет детям дошкольного возраста самостоятельно выходить за пределы знаний и умений, полученных от взрослых, создавать новый продукт – оригинальный рисунок, постройку, новую сказку [4]. При этом возрастает значение педагогического сопровождения ребенка в творческой деятельности.
|
Исследователи детского творчества Д.Б. Богоявленская, Н.С. Лейтес, А.И.Савенков считают необходимым создавать педагогические условия для развития у дошкольников возможностей «самореализации в творческой деятельности» и рассматривать ребенка как субъект деятельности. В этой связи нам представляется логичным вывод Н.Н. Поддъякова, что индивидуальный творческий маршрут ребенка дошкольного возраста – «это процесс детского развития, обусловленный воспитанием и условиями жизни, побуждается внутренними противоречиями и их разрешением; педагогическими условиями, которые превращают деятельность ребенка дошкольного возраста, первоначально складывающуюся под влиянием взрослого, в подлинную самодеятельность».
Объединив понятия, мы считаем, что индивидуальный образовательно-творческий маршрут развития ребенка дошкольного возраста должен включать в себя сочетание разных видов деятельности в целях социальной самореализации личности и формирования его собственного опыта. Воспитатель должен обеспечить ребенку преобладание положительных эмоций, позитивного восприятия проблемной ситуации и творческой деятельности, атмосферу благожелательности, принятия ребенка.
Опираясь на исследования А.И. Савенкова, Л.Пасечника, Е.Л.Солдатовой мы выделяем правила для воспитателя сопровождающего ребенка дошкольного возраста в творческой деятельности (в рамках индивидуального образовательно-творческого маршрута).
|
1. - Укреплять в себе позиции не противопоставления себя креативным детям.
2. - Замечания педагога должны быть лишены отрицательной эмоциональной окраски и осуждения. Подвергать критике нужно только конкретные действия воспитанника, не задевая его личность.
3. - Следует помнить, что чрезмерные напористость и активность воздействий педагога истощают запас нервно-психической прочности ребёнка (особенно если он чувствителен, менее вынослив, психически неуравновешен) и вынуждают его защищаться. Детские (незрелые) способы самозащиты включают в себя негативизм, стремление к стремлению к освобождению от старших, конфликтность и блокировку самопонимания.
4. - От воспитателя требуется замечать даже небольшие успехи и достижения воспитанников с низкой мотивацией к деятельности, но не подчеркивать это как нечто неожиданное.
Развитие дошкольника может осуществляться по нескольким образовательным маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно.
Отсюда вытекает основная задача педагога – предложить ребенку спектр возможностей и помочь ему сделать выбор.
Под выбором индивидуального образовательно-творческого маршрута развития ребенка дошкольного возраста в творческой деятельности, мы понимаем создание специальных педагогических условий для возможности мотивации детей выбора способов, форм и методов обучения, позволяющих поддерживать различные образовательные и творческие интересы воспитанников.