Приёмы организации рефлексии в коллективе




План подготовки дела (указывается личная подготовка вожатого, коллективная, групповая и индивидуальная работа на этапе подготовки дела)

1.

2.

3.

4.

И т.д.

План проведения дела:

1.

2.

3.

И т.д.

Ход дела

Этапы и подэтапы дела. Время. Задача каждого этапа (подэтапа) проводимого дела Методы и приёмы Содержание этапа (включается весь текст с вопросами, заданиями, объяснениями, обращениями к детям, с выводами, ответами. Примечание
1. Вступительная Часть        
1.1.        
1.2.        
1.3.          
1.4.        
2. Основная часть 2.1.        
2.2.        
2.3.        
2.4.        
         
2.5.        
2.6.        
3. Заключительная часть 3.1. 3.2. 3.3. Рефлексия (приёмы и метод указывается в конспекте обязательно, даже если дело с применением данного конкретного приёма анализируется на вечернем огоньке)          

ПОДСКАЗКИ ВОЖАТОМУ

Цель отрядного дела

может быть связана:

· со сплочением, развитием коллектива как средой для развития индивидуальности каждой личности;

· с созданием условий для полноценного, продуктивного отдыха и психического, социального и физического оздоровления детей;

· целью деятельности отряда и лагеря на смену

 

Методы и приемы организации дела:

 

К числу наиболее эффективных методов и приёмов организации дел в лагере относятся:

  • метод состязательности (соревнования)
  • метод коллективного творческого дела (КТД)
  • метод поощрения
  • метод игры и игрового тренинга
  • метод поручений (индивидуальных, коллективных: ЧТТП)
  • метод беседы, рассказа
  • метод создания ситуации выбора
  • метод рефлексии (указываются различные приёмы организации рефлексии
  • метод самоанализа, коллективного анализа дела, жизни отряда (приёмы организации коллективного анализа: «три минуты на шум», круговое письмо, рассказ-эстафета, и др.)
  • метод анализа воспитывающих ситуаций
  • метод театрализации
  • метод импровизации
  • метод диалога
  • метод создания воспитывающих ситуаций
  • метод создания ситуации успеха и творчества.
  • метод коллективного планирования и различные приёмы коллективного планирования дел: мозговая атака», защита идей, тематическое планирование, создание банка идей, «куча мала», «перекрёсток мнений», конкурс на лучшее предложение в план проведения дела и др.
  • метод инициативной (творческой) группы (при организации дел в отряде микрогруппой)
  • методы сказкотерапии, трудотерапии, куклотерапии, цветотерапии, музыкотерапии, природотерапии

 

Приёмы организации рефлексии в коллективе

«Рефлексивный круг»

 

Все участники педагогического взаимодействия садятся в круг.

Педагог задает алгоритм рефлексии:

- расскажите о своем эмоциональном состоянии по ходу урока и в его конце;

- что нового вы узнали, чему научились;

- каковы причины этого;

- как вы оцениваете свое участие в уроке (внеклассном деле). Затем все участники педагогического взаимодействия

поочередно высказываются в соответствии с заданным ал­горитмом.

Педагог своим высказыванием завершает рефлексив­ный круг.

 

"Рефлексивная мишень"

 

На листе бумаги формата ватманского листа рисуется мишень, которая делится на четыре (можно и больше, мень­ше) сектора,

В каждом из секторов записываются параметры - вопросы рефлексии состоявшейся деятельности, взаимодействия. Например, 1 -и сектор - оценка содержания; 2-й сектор – оценка приемов, методов, формы взаимодействия; 3-й сектор - оценка деятельности педагога; 4-й сектор - оценка своей деятельности

Каждый участник педагогического взаимодействия маркером или фломастером (ручкой, карандашом) четыре раза (по одному в каждый сектор) "стреляет" в мишень, делая метку (точку, плюс и т.д.). Метка соответствует его оценке результатов состоявшегося взаимодействия. Если участник очень низко оценивает результаты, то метка ста­вится им в "молоко" или в поле "О" на мишени, если выше, то в поле "5". Если результаты оцениваются очень высоко, то метка ставится в "яблочко", в поле "10" мишени.

После того, как каждый участник взаимодействия "выстрелил" (поставил четыре метки) в рефлексивную мишень, она вывешивается на всеобщее обозрение и педагог орга­низует ее краткий анализ

.

«Мини-сочинение»

Участникам педагогического взаимодействия предла­гается написать на отдельных листах бумаги небольшие по объему тексты по окончании дела, игры, дня.

- "Мои мысли о своем участии в деле";

- "Как я оцениваю результаты дела";

- "Что мне дало это дело".

Познакомившись с сочинениями, педагог проводит их анализ

«Ключевое слово»

 

Участникам педагогического взаимодействия (учащимся, студентам, педагогам, участникам семинара и т.д.) пред­лагается на маленьких листочках бумаги, которые зара­нее педагог может подготовить и раздать каждому, напи­сать одно слово, с которым у них ассоциируется содержа­ние состоявшегося дела, взаимодействия, дела в целом, результаты взаимодействия.

Для выполнения этой работы дается 2-3 мин. По исте­чении времени педагог собирает листочки с записанными на них ключевыми словами.

После этого преподаватель проводит краткий анализ полученных результатов или предлагает это сделать уча­щимся.

Этот технологический прием можно реализовать и устно: каждый из участников через 2-3 мин по цепочке назы­вает вслух свое слово.

«Зарядка»

 

Участникам педагогического взаимодействия, встав­шим в круг, педагог предлагает через выполнение опреде­ленных движений дать оценку отдельным компонентам этого взаимодействия (содержанию, отдельным технологи­ям, деятельности некоторых творческих групп, учащего­ся, педагога, отдельным играм и т.д.), а также выразить свое отношение к этим компонентам.

Могут быть предложены следующие движения:

- присесть на корточки - очень низкая оценка, негативное отношение;

- присесть, немного согнув ноги в коленях, - невысо­кая оценка, безразличное отношение;

- обычная поза стоя, руки по швам - удовлетворитель­ная оценка, спокойное отношение;

- поднять руки в локтях - хорошая оценка, позитив­ное отношение;

- поднять руки вверх, хлопая в ладоши, подняться на цыпочки - очень высокая оценка, восторженное отношение.

В начале реализации этой технологии педагог знакомит участников со всеми движениями и их значением.

Каждый участник, после того как педагог называет тот или иной компонент состоявшегося взаимодействия, по своему усмотрению производит какое-либо движение.

 

«Анкета-газета»

На большом листе бумаги (ватмана) участникам педа­гогического взаимодействия (учащимся, слушателям и т.д.) предлагается выразить свое отношение, дать оцен­ку состоявшегося взаимодействия (урока, внеклассного дела, игры, семинара и т.д.) в виде рисунков, друже­ских шаржей, карикатур, стихотворных строк, небольших прозаических текстов, пожеланий, замечаний, пред­ложений, вопросов и т.п.

После того как в оформлении и выпуске газеты все при­няли участие, она вывешивается на всеобщее обозрение.

 

«Цепочка, пожеланий»

 

Каждому участнику состоявшегося педагогического взаимодействия по цепочке (в определенной последова­тельности) предлагается обратиться с пожеланиями к себе и другим по итогам взаимодействия. Пожелания могут быть направлены на предстоящее взаимодействие, будущие дела.

Заканчивает цепочку пожеланий педагог, подводя оп­ределенный итог.

 

«Заверши фразу»

 

Участникам состоявшегося педагогического взаимодей­ствия для выявления результативности дела, т.д.), раскрытия у детей сфор-мированности определенного смысла о рассматриваемом явлении, событии предлагается завершить ряд фраз, каса­ющихся содержания, атмосферы, организации взаимодей­ствия.

Например, после игры-путешествия с экологическим содержанием ("По тропе Берендея") при рефлексии можно предложить участникам завершить следующие фразы:

- "Природа - это...";

- "Обращение с природой для меня - это...";

- "Среди этапов игры-путешествия мне особенно понра­вился...";

- "Во время игры я приобрел...";

- "Игра заставила меня задуматься о...";

- "По отношению человека к природе можно судить о..." и т.д.

Технология реализуется следующим образом: педагог произносит незавершенную фразу и указывает на участника, которому предлагает ее завершить. С одной и той же фразой преподаватель может обращаться к 2-3 участни­кам. Желательно, чтобы каждый участник завершил хотя бы одну фразу.

«Острова»

 

На большом листе бумаги рисуется карта с изображением эмоциональных "островов": о. Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления, о. Воодушевления, о. Удовольствия, о. Наслаждения, Бермудский треугольник и др.

Карта островов вывешивается на доске (стене) и каж­дому участнику взаимодействия предлагается выйти к кар­те и маркером (фломастером) нарисовать свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душев­ное, эмоционально-чувственное состояние участника пос­ле состоявшегося взаимодействия.

Например: "Мое состояние после состоявшегося взаи­модействия характеризуется удовлетворением, осознанием полезности дела, положительными эмоциями. Я нари­сую свой кораблик, дрейфующим между островами Удо­вольствия, Радости и Просветления.

Каждый из участников имеет право нарисовать на карте и какой-либо новый остров со своим названием, если его не совсем устраивают уже имеющиеся. После заполнения карта вывешивается на всеобщее обозрение и педагог может предложить проанализировать ее.

Эта технология может быть использована педагогом в конце каждого учебного дня на протяжении определенного периода времени. Карты каждого дня можно вывешивать в классе и в конце недели сравнивать их, выясняя, как изменялось состояние учащихся.

 

«Рефлексивный ринг»

 

Поочередно каждый из участников состоявшегося дела приглашается на рефлексивный ринг (в круг), рефлекси­руя итоги и ход дела по заданному алгоритму:

- эмоциональное состояние, мотивы деятельности, со­стояние знаний;

- причины состояния;

- оценка прошедшего дела и т.д.

После рассказа-рефлексии одного участника другие обращаются к нему с разнообразными вопросами, углуб­ляя рефлексию.

Возможен и другой вариант реализации этого технологического приема, когда на рефлексивный ринг приглаша­ется по паре участников. Сначала они обмениваются вопросами между собой, рефлексируя состоявшееся дело, за­тем к ним могут обратиться с вопросами другие участники взаимодействия.

 

«Пять пальцев».

Этот способ подведения итогов занимает пять минут. Посмотри на ладонь и подумай, глядя на нее:

- Мизинец (м) - мысль: какие знания, опыт я сегодня приобрел?

- Безымянный (Б)- «близка ли цель?»: что я сегодня сделал, для достижения своей цели?

- Средний (С) - «состояние духа»: каким было мое настроение? От чего оно зависело?

Указательный (У) - «услуга»: чем я мог помочь другим людям, чем порадовал их?

- Большой (Б) - «бодрость тела»: как я физически чувствую себя, что я сделал для своего здоровья?

 

«Все у меня в руках"

Время: 5 мин. на объяснение; 10-20 мин. на индивидуальную работу; 15 мин. на осмотр «выставки» или 30 мин. на написание, сортировку и обобщение содержания карточек.

Материал: листы бумаги всем участникам, карточки (разноцветные), фломастеры каждому участнику, кнопки или скотч.

Проведение:

Вопросы для оценки результатов работы обозначаются с помощью пальцев:

большой палец — над этой темой я хотел (а) бы еще поработать;

указательный — здесь мне были даны конкретные указания;

средний — мне здесь совсем не понравилось;

безымянный — психологическая атмосфера;

мизинец — мне здесь не хватало...

Участники рисуют на листах бумаги свою руку, обводя ее контур, записывают вопросы возле каждого пальца и вписывают внутри контура свои ответы на эти вопросы. Затем листки выв­шиваются на «выставке» и всем участникам до общего обсуждения предоставляется время для знакомства с нею.

Можно в ходе работы семинара предложить участникам за­полнить эти листки и отдельные ответы перенести на карточки, которые затем прикрепляются к общему большому рисунку руки. Это поможет преподавателю, ведущему окончательное обсуждение итогов работы, классифицировать ответы и представить их в виде резюме

«Температура + Совет»

Время: 30 мин. на подготовку плакатов, 5 мин. на объясне­ние перед началом работы, по 10 мин. на рассмотрение каждо­го плаката и ответы на карточках, 5 мин. на проверку резуль­татов и замену листов с термометрами.

Материал: лист большого формата, фломастеры, листы с изображениями термометра, самоклеющиеся маркеры, кар­точки, папка или ящик.

Проведение:

«Термометр» и опрос на карточках можно сочетать, осо­бенно если необходимо подводить итоги несколько раз по завершении той или иной темы семинара. Единообразные вопросы пишутся на большом листе, перед началом каждой новой темы возле него вывешивается второй лист с изображением термометра (его размножают в необходимом количестве экземпляров по числу тем). В перерывах между занятиями каж­дая тема оценивается участниками, которые отвечают на указанные на листках с термометрами вопросы, наклеивая марке­ры или делая отметки фломастером. Предложения и советы пишутся на карточках и складываются в папку или специаль­ный ящик со щелью.

В конце перерыва преподава­тель собирает листки с термо­метром, надписывает их, обо­значая тему занятия и вопросы, предлагавшиеся для ответа, складывает карточки из ящика в конверт, также надписав его.

В конце семинара отдельные темы можно сравнить между собой по листкам с изображени­ем термометра и оценкам на них (листки вывешиваются на стене).

Карточки передаются докладчикам, и (или) их содержание обобщается и представляется в виде сообщения руководите­лем семинара на общем собрании.

«Облака и солнце»

Время: 10 мин. на подготовку; 5 мин. на объяснение; 5 мин. каждому участнику (на ответ); 30 мин. для работы с карточками, сортировки и обобщения содержания.

Материал: листы бумаги большого формата; фломастеры или один фломастер, привязанный; карточки двух цветов; кнопки или скотч.

Проведение:

На больших листах пишутся вопросы (по одному на каждом листе), и помещается положительный или отрицательный символ — рисунок, изображающий солнце (например, возле вопроса: «Что особенно понравилось?»), или облако (например, возле вопроса: «Что совсем не понравилось?»).

Участники пишут ответы прямо на больших листах (привязанными возле них фломастерами) или заполняют по каждому вопросу одну из разноцветных карточек, которые затем прикреп­ляются на больших листах. В последнем случае затрачивается существенно меньше времени, так как все участники работают одновременно, кроме того, карточки можно по-разному сортировать.

 

Порядок реализации метода.

Использование техники наиболее эффективно на заключитель­ном учебном занятии. Названия тем-разделов записываются в таблице на доске. В тетради в такой же таблице учащимся предлагается проранжировать данные темы-разделы с позиции «Ус­пех», «Радость». Руководитель активизирует процесс ранжирова­ния при помощи вопросов, например: «Почему именно этот ранг присвоен этому разделу?». Далее предлагается представить ранг темы-раздела при помощи кружка на доске в общей таблице. Производится подсчет рангов и анализ полученных результатов с выборочными ответами учащихся на вопрос руководителя «Почему данный раздел набрал большее количество баллов с позиции «успеха» или «радости»?».

 

«Что я хочу знать?»

Это простое упражнение позволяет по окончании дела сформулировать вопросы, задающие перспективу дальнейшей самостоятельной работы.

Порядок реализации: вожатый предлагает записать несколько незаконченных предложений в вопросительной форме.

1. Я хотел бы знать, верно ли...

2. Я спрашиваю себя, как...

3. Я думаю о том...

4. Больше всего меня занимает мысль...

На поставленные вопросы группа может найти ответы к следующему огоньку.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: