План подготовки дела (указывается личная подготовка вожатого, коллективная, групповая и индивидуальная работа на этапе подготовки дела)
1.
2.
3.
4.
И т.д.
План проведения дела:
1.
2.
3.
И т.д.
Ход дела
Этапы и подэтапы дела. Время. | Задача каждого этапа (подэтапа) проводимого дела | Методы и приёмы | Содержание этапа (включается весь текст с вопросами, заданиями, объяснениями, обращениями к детям, с выводами, ответами. | Примечание |
1. Вступительная Часть | ||||
1.1. | ||||
1.2. | ||||
1.3. | ||||
1.4. | ||||
2. Основная часть 2.1. | ||||
2.2. | ||||
2.3. | ||||
2.4. | ||||
2.5. | ||||
2.6. | ||||
3. Заключительная часть 3.1. 3.2. 3.3. Рефлексия (приёмы и метод указывается в конспекте обязательно, даже если дело с применением данного конкретного приёма анализируется на вечернем огоньке) |
ПОДСКАЗКИ ВОЖАТОМУ
Цель отрядного дела
может быть связана:
· со сплочением, развитием коллектива как средой для развития индивидуальности каждой личности;
· с созданием условий для полноценного, продуктивного отдыха и психического, социального и физического оздоровления детей;
· целью деятельности отряда и лагеря на смену
Методы и приемы организации дела:
К числу наиболее эффективных методов и приёмов организации дел в лагере относятся:
- метод состязательности (соревнования)
- метод коллективного творческого дела (КТД)
- метод поощрения
- метод игры и игрового тренинга
- метод поручений (индивидуальных, коллективных: ЧТТП)
- метод беседы, рассказа
- метод создания ситуации выбора
- метод рефлексии (указываются различные приёмы организации рефлексии
- метод самоанализа, коллективного анализа дела, жизни отряда (приёмы организации коллективного анализа: «три минуты на шум», круговое письмо, рассказ-эстафета, и др.)
- метод анализа воспитывающих ситуаций
- метод театрализации
- метод импровизации
- метод диалога
- метод создания воспитывающих ситуаций
- метод создания ситуации успеха и творчества.
- метод коллективного планирования и различные приёмы коллективного планирования дел: мозговая атака», защита идей, тематическое планирование, создание банка идей, «куча мала», «перекрёсток мнений», конкурс на лучшее предложение в план проведения дела и др.
- метод инициативной (творческой) группы (при организации дел в отряде микрогруппой)
- методы сказкотерапии, трудотерапии, куклотерапии, цветотерапии, музыкотерапии, природотерапии
Приёмы организации рефлексии в коллективе
«Рефлексивный круг»
Все участники педагогического взаимодействия садятся в круг.
Педагог задает алгоритм рефлексии:
- расскажите о своем эмоциональном состоянии по ходу урока и в его конце;
- что нового вы узнали, чему научились;
- каковы причины этого;
- как вы оцениваете свое участие в уроке (внеклассном деле). Затем все участники педагогического взаимодействия
поочередно высказываются в соответствии с заданным алгоритмом.
Педагог своим высказыванием завершает рефлексивный круг.
"Рефлексивная мишень"
На листе бумаги формата ватманского листа рисуется мишень, которая делится на четыре (можно и больше, меньше) сектора,
В каждом из секторов записываются параметры - вопросы рефлексии состоявшейся деятельности, взаимодействия. Например, 1 -и сектор - оценка содержания; 2-й сектор – оценка приемов, методов, формы взаимодействия; 3-й сектор - оценка деятельности педагога; 4-й сектор - оценка своей деятельности
Каждый участник педагогического взаимодействия маркером или фломастером (ручкой, карандашом) четыре раза (по одному в каждый сектор) "стреляет" в мишень, делая метку (точку, плюс и т.д.). Метка соответствует его оценке результатов состоявшегося взаимодействия. Если участник очень низко оценивает результаты, то метка ставится им в "молоко" или в поле "О" на мишени, если выше, то в поле "5". Если результаты оцениваются очень высоко, то метка ставится в "яблочко", в поле "10" мишени.
После того, как каждый участник взаимодействия "выстрелил" (поставил четыре метки) в рефлексивную мишень, она вывешивается на всеобщее обозрение и педагог организует ее краткий анализ
.
«Мини-сочинение»
Участникам педагогического взаимодействия предлагается написать на отдельных листах бумаги небольшие по объему тексты по окончании дела, игры, дня.
- "Мои мысли о своем участии в деле";
- "Как я оцениваю результаты дела";
- "Что мне дало это дело".
Познакомившись с сочинениями, педагог проводит их анализ
«Ключевое слово»
Участникам педагогического взаимодействия (учащимся, студентам, педагогам, участникам семинара и т.д.) предлагается на маленьких листочках бумаги, которые заранее педагог может подготовить и раздать каждому, написать одно слово, с которым у них ассоциируется содержание состоявшегося дела, взаимодействия, дела в целом, результаты взаимодействия.
Для выполнения этой работы дается 2-3 мин. По истечении времени педагог собирает листочки с записанными на них ключевыми словами.
После этого преподаватель проводит краткий анализ полученных результатов или предлагает это сделать учащимся.
Этот технологический прием можно реализовать и устно: каждый из участников через 2-3 мин по цепочке называет вслух свое слово.
«Зарядка»
Участникам педагогического взаимодействия, вставшим в круг, педагог предлагает через выполнение определенных движений дать оценку отдельным компонентам этого взаимодействия (содержанию, отдельным технологиям, деятельности некоторых творческих групп, учащегося, педагога, отдельным играм и т.д.), а также выразить свое отношение к этим компонентам.
Могут быть предложены следующие движения:
- присесть на корточки - очень низкая оценка, негативное отношение;
- присесть, немного согнув ноги в коленях, - невысокая оценка, безразличное отношение;
- обычная поза стоя, руки по швам - удовлетворительная оценка, спокойное отношение;
- поднять руки в локтях - хорошая оценка, позитивное отношение;
- поднять руки вверх, хлопая в ладоши, подняться на цыпочки - очень высокая оценка, восторженное отношение.
В начале реализации этой технологии педагог знакомит участников со всеми движениями и их значением.
Каждый участник, после того как педагог называет тот или иной компонент состоявшегося взаимодействия, по своему усмотрению производит какое-либо движение.
«Анкета-газета»
На большом листе бумаги (ватмана) участникам педагогического взаимодействия (учащимся, слушателям и т.д.) предлагается выразить свое отношение, дать оценку состоявшегося взаимодействия (урока, внеклассного дела, игры, семинара и т.д.) в виде рисунков, дружеских шаржей, карикатур, стихотворных строк, небольших прозаических текстов, пожеланий, замечаний, предложений, вопросов и т.п.
После того как в оформлении и выпуске газеты все приняли участие, она вывешивается на всеобщее обозрение.
«Цепочка, пожеланий»
Каждому участнику состоявшегося педагогического взаимодействия по цепочке (в определенной последовательности) предлагается обратиться с пожеланиями к себе и другим по итогам взаимодействия. Пожелания могут быть направлены на предстоящее взаимодействие, будущие дела.
Заканчивает цепочку пожеланий педагог, подводя определенный итог.
«Заверши фразу»
Участникам состоявшегося педагогического взаимодействия для выявления результативности дела, т.д.), раскрытия у детей сфор-мированности определенного смысла о рассматриваемом явлении, событии предлагается завершить ряд фраз, касающихся содержания, атмосферы, организации взаимодействия.
Например, после игры-путешествия с экологическим содержанием ("По тропе Берендея") при рефлексии можно предложить участникам завершить следующие фразы:
- "Природа - это...";
- "Обращение с природой для меня - это...";
- "Среди этапов игры-путешествия мне особенно понравился...";
- "Во время игры я приобрел...";
- "Игра заставила меня задуматься о...";
- "По отношению человека к природе можно судить о..." и т.д.
Технология реализуется следующим образом: педагог произносит незавершенную фразу и указывает на участника, которому предлагает ее завершить. С одной и той же фразой преподаватель может обращаться к 2-3 участникам. Желательно, чтобы каждый участник завершил хотя бы одну фразу.
«Острова»
На большом листе бумаги рисуется карта с изображением эмоциональных "островов": о. Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления, о. Воодушевления, о. Удовольствия, о. Наслаждения, Бермудский треугольник и др.
Карта островов вывешивается на доске (стене) и каждому участнику взаимодействия предлагается выйти к карте и маркером (фломастером) нарисовать свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние участника после состоявшегося взаимодействия.
Например: "Мое состояние после состоявшегося взаимодействия характеризуется удовлетворением, осознанием полезности дела, положительными эмоциями. Я нарисую свой кораблик, дрейфующим между островами Удовольствия, Радости и Просветления.
Каждый из участников имеет право нарисовать на карте и какой-либо новый остров со своим названием, если его не совсем устраивают уже имеющиеся. После заполнения карта вывешивается на всеобщее обозрение и педагог может предложить проанализировать ее.
Эта технология может быть использована педагогом в конце каждого учебного дня на протяжении определенного периода времени. Карты каждого дня можно вывешивать в классе и в конце недели сравнивать их, выясняя, как изменялось состояние учащихся.
«Рефлексивный ринг»
Поочередно каждый из участников состоявшегося дела приглашается на рефлексивный ринг (в круг), рефлексируя итоги и ход дела по заданному алгоритму:
- эмоциональное состояние, мотивы деятельности, состояние знаний;
- причины состояния;
- оценка прошедшего дела и т.д.
После рассказа-рефлексии одного участника другие обращаются к нему с разнообразными вопросами, углубляя рефлексию.
Возможен и другой вариант реализации этого технологического приема, когда на рефлексивный ринг приглашается по паре участников. Сначала они обмениваются вопросами между собой, рефлексируя состоявшееся дело, затем к ним могут обратиться с вопросами другие участники взаимодействия.
«Пять пальцев».
Этот способ подведения итогов занимает пять минут. Посмотри на ладонь и подумай, глядя на нее:
- Мизинец (м) - мысль: какие знания, опыт я сегодня приобрел?
- Безымянный (Б)- «близка ли цель?»: что я сегодня сделал, для достижения своей цели?
- Средний (С) - «состояние духа»: каким было мое настроение? От чего оно зависело?
Указательный (У) - «услуга»: чем я мог помочь другим людям, чем порадовал их?
- Большой (Б) - «бодрость тела»: как я физически чувствую себя, что я сделал для своего здоровья?
«Все у меня в руках"
Время: 5 мин. на объяснение; 10-20 мин. на индивидуальную работу; 15 мин. на осмотр «выставки» или 30 мин. на написание, сортировку и обобщение содержания карточек.
Материал: листы бумаги всем участникам, карточки (разноцветные), фломастеры каждому участнику, кнопки или скотч.
Проведение:
Вопросы для оценки результатов работы обозначаются с помощью пальцев:
большой палец — над этой темой я хотел (а) бы еще поработать;
указательный — здесь мне были даны конкретные указания;
средний — мне здесь совсем не понравилось;
безымянный — психологическая атмосфера;
мизинец — мне здесь не хватало...
Участники рисуют на листах бумаги свою руку, обводя ее контур, записывают вопросы возле каждого пальца и вписывают внутри контура свои ответы на эти вопросы. Затем листки вывшиваются на «выставке» и всем участникам до общего обсуждения предоставляется время для знакомства с нею.
Можно в ходе работы семинара предложить участникам заполнить эти листки и отдельные ответы перенести на карточки, которые затем прикрепляются к общему большому рисунку руки. Это поможет преподавателю, ведущему окончательное обсуждение итогов работы, классифицировать ответы и представить их в виде резюме
«Температура + Совет»
Время: 30 мин. на подготовку плакатов, 5 мин. на объяснение перед началом работы, по 10 мин. на рассмотрение каждого плаката и ответы на карточках, 5 мин. на проверку результатов и замену листов с термометрами.
Материал: лист большого формата, фломастеры, листы с изображениями термометра, самоклеющиеся маркеры, карточки, папка или ящик.
Проведение:
«Термометр» и опрос на карточках можно сочетать, особенно если необходимо подводить итоги несколько раз по завершении той или иной темы семинара. Единообразные вопросы пишутся на большом листе, перед началом каждой новой темы возле него вывешивается второй лист с изображением термометра (его размножают в необходимом количестве экземпляров по числу тем). В перерывах между занятиями каждая тема оценивается участниками, которые отвечают на указанные на листках с термометрами вопросы, наклеивая маркеры или делая отметки фломастером. Предложения и советы пишутся на карточках и складываются в папку или специальный ящик со щелью.
В конце перерыва преподаватель собирает листки с термометром, надписывает их, обозначая тему занятия и вопросы, предлагавшиеся для ответа, складывает карточки из ящика в конверт, также надписав его.
В конце семинара отдельные темы можно сравнить между собой по листкам с изображением термометра и оценкам на них (листки вывешиваются на стене).
Карточки передаются докладчикам, и (или) их содержание обобщается и представляется в виде сообщения руководителем семинара на общем собрании.
«Облака и солнце»
Время: 10 мин. на подготовку; 5 мин. на объяснение; 5 мин. каждому участнику (на ответ); 30 мин. для работы с карточками, сортировки и обобщения содержания.
Материал: листы бумаги большого формата; фломастеры или один фломастер, привязанный; карточки двух цветов; кнопки или скотч.
Проведение:
На больших листах пишутся вопросы (по одному на каждом листе), и помещается положительный или отрицательный символ — рисунок, изображающий солнце (например, возле вопроса: «Что особенно понравилось?»), или облако (например, возле вопроса: «Что совсем не понравилось?»).
Участники пишут ответы прямо на больших листах (привязанными возле них фломастерами) или заполняют по каждому вопросу одну из разноцветных карточек, которые затем прикрепляются на больших листах. В последнем случае затрачивается существенно меньше времени, так как все участники работают одновременно, кроме того, карточки можно по-разному сортировать.
Порядок реализации метода.
Использование техники наиболее эффективно на заключительном учебном занятии. Названия тем-разделов записываются в таблице на доске. В тетради в такой же таблице учащимся предлагается проранжировать данные темы-разделы с позиции «Успех», «Радость». Руководитель активизирует процесс ранжирования при помощи вопросов, например: «Почему именно этот ранг присвоен этому разделу?». Далее предлагается представить ранг темы-раздела при помощи кружка на доске в общей таблице. Производится подсчет рангов и анализ полученных результатов с выборочными ответами учащихся на вопрос руководителя «Почему данный раздел набрал большее количество баллов с позиции «успеха» или «радости»?».
«Что я хочу знать?»
Это простое упражнение позволяет по окончании дела сформулировать вопросы, задающие перспективу дальнейшей самостоятельной работы.
Порядок реализации: вожатый предлагает записать несколько незаконченных предложений в вопросительной форме.
1. Я хотел бы знать, верно ли...
2. Я спрашиваю себя, как...
3. Я думаю о том...
4. Больше всего меня занимает мысль...
На поставленные вопросы группа может найти ответы к следующему огоньку.