Теоретико-методологическая модель
Культурные ценности (культурные ресурсы)
Сфера культуры
Ценностно-мировоззренческие установки (индивидуальные и коллективные)
| |
Частные и общественные инициативы
| |

Организованные и неорганизованные потребители культурных благ
| |
Практики

Э
Исходной методологической предпосылкой проекта является рассмотрение любого из исследуемых регионов в качестве социокультурной системы. Схематично её можно представить в виде совокупности нескольких теснейшим образом взаимосвязанных сфер человеческой деятельности: экономической, политической, социальной и духовной, также именуемой культурой.
Важным сегментом данной системы выступает культурное пространство. Этот срез социального бытия являет собой синтез четырех ключевых элементов: 1) культурных ресурсов, 2) сферы культуры, 3) организованных и неорганизованных потребителей культурных благ, а также 4) держателей организационных, финансовых, информационных и финансовых ресурсов (представители власти, бизнеса, СМИ, экспертного сообщества).
В рамках данной парадигмы под культурными ресурсами понимается вся совокупность материальных и духовных ценностей, порождаемых человеком. Последние, в свою очередь, могут принимать форму либо культурного потенциала, когда, мы фиксируем некую ценность (историческую, художественную, материальную, иную) культурного ресурса, но по каким-либо объективным или субъективным причинам не вовлекаем (не достаточно вовлекаем) его в значимые или рутинные социальные практики, либо культурного капитала, когда культурные ресурсы активно используются для получения прибыли (культурный капитал в узком смысле этого слово) и/или достижения значимых индивидуальных и коллективных целей в социально-экономической, общественно-политической или ценностно-мировоззренческих сферах (культурный капитал в широком смысле этого слова).
В свою очередь, сфера культуры объединяет всех субъектов целенаправленно (специализированно) занимающихся производством, накоплением и трансляцией культурных ценностей. Она представлена бюджетной (учреждения и органы управления, синоним понятия «отрасль культуры») и коммерческой (индивидуальные предприниматели и организации) культурой, а также индивидуальными и общественными культурными инициативами.
Бюджетные учреждения культуры финансируются, главным образом, за счет государственных или муниципальных средств (при определенной доле самостоятельно заработанных средств, которая отличается у различных категорий учреждений – большая у театров и концерно-досуговых площадок, меньшая у библиотек и музеев) и решают общезначимые задачи – «работают» на населений района, области, страны в целом, являются проводниками общенациональной культурной и образовательной политики, предоставляя услуги конкретному потребителю либо бесплатно, либо за плату, которая не покрывает всей себестоимости культурного продукта.
Коммерческие организации – ориентированы, в основном, на удовлетворение индивидуальных запросов достаточно обеспеченной в материальном плане аудитории.
Общественные инициативы не предполагают полного и регулярного бюджетного финансирования (возможна грантовая поддержка) и могут преследовать социальнозначимые или коммерческие цели.
КП КК
| |