Николо-Дворищенский собор
Построение собора, легенды
Николо-дворищенский собор в Новгороде основан, согласно летописям, в 1113 году на правом берегу Волхова, напротив новгородского Кремля - Детинца. На этом месте, известном как Ярославов дворище, по преданию, в первые десятилетия XI века Ярослав Мудрый, еще в бытность свою новгородским князем, построил дворец: "Жил князь Ярослав на Торговой стороне близ реки Волхова где ныне церковь каменная Николая Чюдотворца, яже и доныне словет Ярославле дворище" (Вторая Новгородская летопись). Собор возводился именно как дворцовая княжеская церковь: между его полатями (хорами) и княжескими хоромами, по-видимому, размещавшимися к юго-западу от храма, был предусмотрен особый переход, тогда как сообщение между хорами и нижней частью собора первое время отсутствовало.. севера почти вплотную к собору примыкала территория Торга с находившейся рядом главной городской пристанью - таким образом, храм был воздвигнут в одном из самых оживленных мест Новгорода.
Никольский собор один из нескольских сохранившихся до наших дней новгородских соборов начала XII века. Новгородскую культуру этого времени можно назвать княжеской или даже великокняжеской: она торжественная и масштабная родственная культуре Киева XI столетия. Князь выступает заказчиком почти всех каменных храмов Новгорода 1100-1130 гг. Они строятся друг за другом: 1103 - Благовещенья на Городище, 1113 г. - Николо-Дворищенский собор, 1117 - собор Антониева монастыря, начиная с 1119 - собор Юрьева Монастыря, 1127 г. - церковь Иоанна Предтечи на Опоках, 1135 г. - церковь Успения на Торгу. Заказчиком Никольского собора был князь Мстислав Владимирович (1075 - 1132), сын Владимира Мономаха. Он известен как один из выдающихся деятелей Древней Руси. Около 1088 г. тринадцатилетний Мстислав впервые - на короткое время - присылается дедом, великим князем Всеволодом, в Новгород на княжение. В 1095 году новгородцы уже сами призвали полюбившегося им князя, после чего, в 1097 г., на Любечском съезде князей Новгород был окончательно закреплен за Мстиславом. Симпатии новгородцев к Мстиславу были так велики, что в 1102 году, когда киевский князь Святополк захотел перевести Мстислава из Новгорода, они этому воспротивились. В Новгороде Мстислав вел обширное строительство. Именно он стал заказчиком и церкви Благовещенья на городище в 1103 г Возводили его, по всей видимости, не местные зодчие - таковых не было: после окончания строительства Софии прошло уже 50 лет. Пришли они скорее всего из Киева или Переяславля. Но уже в последующих храмах чувствуется расхождение с южными традициями. Помимо церковного строительства при Мстиславе в 1116 году произошло и расширение новгородского Детинца. В 1117 году Мстислав покинул Новгород: как старший сын киевского князя, готовясь к наследованию великокняжеского престола, он перешел поближе к Киеву, в Белгород, приняв титул князя Белгородского и Переяславского. С 1125 по 1132 год он был Великим князем в Киеве.
|
Никольский собор на Ярославовом дворище - древнейший из дошедших до нас храмов, построенных в честь св. Николая Мирликийского.
Ранние новгородские летописи, со свойственной им лаконичностью, сообщают лишь о времени строительства храма, никак не комментируя причин его посвящения: "Въ лето 6621... заложена бысть церкы Новегороде святого Николы" (Первая Новгородская летопись). Одна из летописей XV века, кроме того, упоминает о событиях, предшествовавших строительству: "Победи Мьстиславъ на Бо-роу чюдь и заложи церковь святого Николы на княжи дворе" (Четвертая Новгородская летопись, рукопись последней четверти XV века). В другом, близком по времени, варианте летописного сообщения о победе над чудью уже ничего не говорится: "В лето 6621... Заложиша церковь святого Николу на княжи дворе. Того же лета знамение бысть: солнце аки месяц" (Летопись Авраамки, рукопись конца XV — начала XVI века).
|
В позднейших летописных сообщениях построение церкви Николы на Дворище связывается с чудесным явлением иконы св. Николая Мирликийского и исцелением от нее князя Мстислава: "Въ лето 6621 (1106). Князь великий Мстислав Владимирович... заложил церковь каменну в Великом Новегороде святого Николы чюдотворца, на княжи дворе. Того же лета образ Николы чюдотворца Мирликийского приплыл ис Киева в Великий Новградъ, дека круглая, и взяли на Липне, при епископе Иоанне; и тое икону устроиша в том превеликом храме, на Ярославле дворище в церкви" (Третья Новгородская летопись, рукопись конца XVII века). В одном из относительно ранних письменных вариантов этого предания его текст озаглавлен так: "Чю-до иже во святых отца нашего Николае, Мир Ликийских чудотворца и архиепископа, сотворившееся в Великом Новеграде. И что ради церковь святого Николае соборная, иже на Торговой стране, на Ярославле Дворище именуется. И что ради в той церкви местный образ Николая Чудотворца, круглая дека". В другом варианте этот рассказ назван следующим образом: "Сказание о дивном обретении иконы святителя Николая архиепископа Мирликийского, о чудеси от нея сотворшемся в Великом Новеграде и о создании церкви во имя сего чудотворца на Торговой стороне, на Ярославле Дворище...". Это Сказание дошло до нас в рукописях XVII-XVIII веков, в нескольких списках, немного отличающихся друг от друга.
|
Согласно преданию, тяжело заболевшему на тридцатом году жизни и восемнадцатом году княжения в Новгороде князю Мстиславу явился во сне св. Николай Мирликийский, повелев ему направить посольство в Киев за круглой иконой Николы. Посланцы, однако, добрались только до острова Липно на озере Ильмень, где и обрели приплывшую по волнам круглую икону с образом св. Николая, которая после исцеления князя Мстислава была помещена в Никольский собор. Впоследствии эта чудотворная икона была увезена Иваном III в Москву и находилась в церкви Рождества Богородицы в Кремле, где погибла во время пожара 1 627 года. "Мерный" (т.е. такой же величины) список с нее, также исполненный на круглой доске, пребывал в соборе постоянно вплоть до 30-х" годов XX века, а затем был передан в Новгородский музей.
Несомненно, легенда о чудотворной иконе появилась значительно позднее постройки собора и, скорее всего, имеет отношение к основанию церкви Николы на Липне (1 292 г.). Предание об обретении чудотворной иконы было связано со строительством Никольского собора, по-видимому, уже в эпоху новгородского архиепископа Евфимия II (| 1458). Кроме того, в основу легенды могли войти древние предания о тяжелой болезни Мстислава и его необычайном выздоровлении. Отголоски этих событий, которые, вероятно, имели место в действительности, дошли до нас в составе двух рукописных сборников XII-XIII веков, происходящих из кёльнского монастыря св. Пантелеймона, где провела свое детство мать Мстислава, англосаксонская принцесса Гида. В них повествуется об исцелении Мстислава (в упоминаемых текстах — Арольда, короля народа Руси).
История собора
Точная дата завершения строительства Никольского собора неизвестна. Принято считать, что это произошло в 1136 году, под которым в Первой Новгородской летописи говорится об освящении храма: "Въ то же лето (6644/1136) святиша церковь святого Николы великим священием, в 5 декабря". Одной из причин столь значительного временного разрыва между закладкой и освящением собора могла быть неблагоприятная для князя политическая ситуация, связанная с установлением в Новгороде республиканских форм правления. Как бы то ни было, в 1136 году храм Николы на Дворище был, вне всякого сомнения, уже построен и освящен, о чем свидетельствует другая летописная запись: "Въто же лето (6644/1136) оженися Святослав Олговиць Новегороде, и веньцяся своими попы у святого Николы; а Нифонт (новгородский архиепископ) его не веньця, ни попом на сватбу, ни цернецем дасть, глаголя:"не достоит ея пояти". (Первая Новгородская летопись, рукопись начала XIII века). Свидетельство о том, что князь Святослав венчался против воли архиепископа в Никольском соборе, наводит на мысль о сохранявшемся в 1136 году "придворном" значении храма, в котором, по-видимому, служили священники (вероятно, княжеские духовники), приглашенные из Киева и сохранявшие подчинение киевскому митрополиту, а не новгородскому владыке. Однако такое положение продолжалось недолго, поскольку в том же 1136 году князь — старший сын Мстислава, Всеволод — был изгнан из Новгорода, и княжеская резиденция с тех пор располагалась на Рюрикове Городище, за пределами города.
Вероятно, с этого времени храм становится городским. Уже с начала XIII века (а возможно — и раньше) возле его стен собирается вече. Об одном из таких собраний впервые упоминается под 1219 годом: "И възвониша у святого Николы ониполовци церес ночь, а Неревьскыи коньчь у Святых 40" (Первая Новгородская летопись). Позднее, на протяжении XIII — XV веков, новгородские летописи неоднократно описывают вечевые собрания у стен Святого Николы уже как нечто вполне привычное. Эти собрания, происходившие возле Никольского собора на Торговой стороне, отражали, по-видимому, интересы здешнего боярства, в отличие от веча Софийской стороны. Наличие вечевой степени (помоста) между северным фасадом Никольского собора и церковью Параскевы Пятницы подтверждено археологическими раскопками.
Будучи городским храмом, Никольский собор, в соответствии с распространенной в средние века традицией, давал защиту и неприкосновенность преследуемым горожанам, которые укрывались под его сводами. Так, Первая Новгородская летопись под 1269 годом сообщает о том, что "Бысть мятежь в Новегороде: начаша изгонити князя Ярослава из города, и съзвониша вече на Яросяавли дворе, и убиша Иванка, а инии вбегоша в Николу святыи". Другое сообщение летописи на ту же тему относится уже к 1338 году: "Наважениемь дияволимь сташа простая чадь на архимандрита Есифа, а думой старого архимандрита Лаврентия, и спориша вече, и запроша Есифа въ церкви святого Николы; и седоша около церкви нощь и день коромолници, стерегуще его...".
В XIV—XV веках собор как патрональный храм городского веча играл заметную роль в политической и церковной жизни города. Так, в 1391году митрополит Московский Киприан, прибывший в Новгород для того, чтобы добиться возвращения митрополичьего права на суд, отслужил в нем литургию (две другие литургии митрополит совершил в Софийском соборе). В том же году "положиша у святого Николы" преставившегося посадника Василия Федоровича, принявшего монашеский чин.
В первой половине XVII века в рукописном Уставе Софийского собора храм Николы на Дворище был впервые назван собором. Фактически же храм получил новый статус со времени освящения в нем нескольких престолов (не позднее начала XVI века). Протопоп Никольского собора среди новгородских протоиереев был третьим по значимости после Софийского и Знаменского.
В XVIII веке собор сохранял особое мемориальное значение: он был одним из старейших и крупнейших новгородских храмов. Именно у его стен в 1721 году происходила встреча нового владыки — архиепископа Феодосия. До времен императрицы Елизаветы Петровны храм находился в дворцовом ведомстве, после чего был отчислен в ведомство епархиальное и обращен в городской собор без прихода. К концу XVIII века отсутствие прихожан стало очень ощутимым: собор, несмотря на предпринятые в 1747 году ремонтные работы и сооружение нового резного золоченого иконостаса, пришел в упадок и сильно обветшал.
Новым важным этапом в истории Николо-Дворищенского собора стал XIX век. В это время значение собора во внутрицерковной жизни Новгорода возрастает, и в течение столетия неоднократно предпринимаются обширные работы по ремонту древней части храма, строительству новых притворов, украшению собора новым дорогим убранством. Так, в 1810 году собор был увеличен с западной и северной сторон пристройками, в которых помещались теплые приделы, ризница, паперть и угольник. В 1818 году производится золочение иконостаса, в 1836-1837 годах — устраивается чугунный пол и украшается новой росписью древняя часть собора. К этому же периоду относится появление нового убранства приделов, установка нового иконостаса в 1854 году и т.д. Однако низкое качество работ привело к тому, что уже в начале следующего столетия собор вместе с пристройками нуждался в капитальном ремонте. В 1913 году в Новгороде торжественно отпраздновали 800-летие Никольского собора и совпавшее с ним 300-летие правящего дома Романовых, в связи с чем были осуществлены некоторые ремонтные работы.
Сведений о закрытии Никольского собора после Октябрьской революции не обнаружено. Сохранились документы, свидетельствующие о том, что в июне 1921 года собор был действующим. В 1922 Отдел Управления Новгородского Губисполкома Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов закрепил за верующими право на "бесплатное бессрочное пользование Никольского собора с приписными церквами". Вместе с тем, с 1933 года собор доступным для посетителей, совместив в себе функции храма и музея
В период немецко-фашистской оккупации в годы Великой Отечесгвенной войны в соборе была устроена казарма для солдат. В результате артиллерийских обстрелов были повреждены кровля и верхние части здания. Через весь древний объем с востока на запад прошла трещина в кладке стен, сводов и арок. Трещины появились в южном, северном коробовых сводах, в стене южной апсиды. В западном притворе были уничтожены перекрытие и крыша.
В 1945 году храм передали в пользование Православной Церкви. Однако в то же время в подцерковье находился склад Лентехснаба, а северная пристройка использовалась под жилье. В сентябре 1962 года Никольский собор как действующий храм был вновь упразднен и передан Новгородскому музею.
С этого времени началось научное изучение собора как памятника древнерусской архитектуры. В результате раскопок М.К. Каргера (1969 г.), проводившихся в подцерковье, выяснилось, что на хоры в древности вела винтовая каменная лестница, устроенная уже после завершения храма. Были законсервированы ее остатки — подошва и нижняя ступень. На основании исследований, проведенных в 1970-1980-х годах Г.М. Штендером, был подготовлен проект реставрации Николо-Дворищенского собора с воссозданием отдельных элементов архитектуры XII века (пятиглавие, позакомарное покрытие сводов, восстановление древних оконных проемов. В 1994-1999 годах этот проект был осуществлен: под научным руководством архитекторов В.А. Дружинина и Е.И. Скрипцовой проведена комплексная реставрация собора. Консервационно-реставрационные работы по монументальным росписям выполняла бригада художника-реставратора М.Ю. Чистякова, под руководством художника-реставратора высшей квалификации А. С. Кузнецова (МНРХУ "Росреставрация"). Значительная часть средств, необходимых для этих работ, была предоставлена Северо-европейским торговым союзом древних городов Ганзы.