Приют «Гремучий ключ» Откликной гребень

Недалеко от приюта встретили егерей, которые поинтересовались у Алёны нашим маршрутом, а также спросили, зарегистрировались ли мы в центральной усадьбе и знаем ли правила поведения. Объяснив всё сотрудникам нацпарка и попрощавшись с ними, мы начали долгий затяжной подъём к подножию Откликного гребня. Курумников уже не было, но местами была грязь, вода, корни деревьев и небольшие по сравнению с курумами булыжники. Идти было непросто, тропа постоянно шла вверх, мы часто останавливались просто для того, чтобы перевести дух. Ближе к концу подъёма мы встретили возвращающихся с Откликного ПВДшников — они шли на ночёвку, вероятно, на Гремучий ключ. Ильгиз объяснил, что набор высоты завершится на плато Дьявола, что соответствует примерно центру Откликного гребня. Он оказался прав: выйдя на широкую поляну правее гребня, мы наконец-то перестали подниматься, за 2.5 км набрав 200 метров и оказавшись впервые за поход на отметке выше 1000 м.н.у.м. Стало смеркаться. Некоторые туристы надели налобные фонарики, ведь идти надо было ещё осторожнее — выпавшая роса смочила корни и камни, сделав их ловушкой для нерасторопного туриста. Мы шли, борясь с дикой усталостью и с ноющими спинами, зная, что ещё немного - и

- 16 -

нашему взору предстанет Заячья поляна. Вот и развилка на поляну и г. Круглицу, куда мы отправимся завтра. После перекрёстка тропа стала резко уходить вниз, стало совсем темно и очень скользко, я пару раз чуть не навернулся. Через чуть менее 1,5 км мы наконец-то пришли на Заячью поляну, где уже отдыхали другие группы туристов. Сходили за дровами, развели костёр, и Индира приготовила вкусный суп, который оказался как нельзя кстати после трудного перехода. Можно было отдыхать и наслаждаться вечером под треск сучьев на огне и весёлое журчание ручейка. Как же здорово, что такие сложности теперь позади, и все в порядке, бодры и веселы. Так прошёл наш первый, по словам Алёны, самый сложный день похода, и, успокаивая себя этим, я залез в палатку, завернулся в спальник и заснул.

День 2: радиальные выходы на г. Круглицу и Откликной гребень.

Августа.

Техническая информация:

Нитка маршрута: Заячья поляна — Верхняя тропа — г. Круглица (1178 м) — Майские поляны — Откликной гребень (1148 м) — Майские поляны — Заячья поляна.

Пройденное расстояние: 11.8 км.
Набор высоты: 1457 м;
Сброс высоты: 1442 м;
Минимальная высота н.у.м: 835 м (Заячья поляна);
Максимальная высота н.у.м.: 1178 м (г. Круглица).

Контрольные точки (время местное, МСК+2, UTC+5):

Майские поляны: 16.35;

Заячья поляна: 17.34.

Трек второго дня

Несмотря на вчерашнюю усталость, утром я проснулся довольно-таки бодро, не в 4.45, конечно, а где-то после семи. Вероятно, сказался отрыв от нашего времени на два часа. Ночь была холодной, но не сказать, чтобы я весь замёрз в своём летнем спальнике, так, нос слегка подмерзал, но проблема решилась укутыванием носа в штормовку. Я вылезиз палатки, и увидел, как у костра уже вовсю хлопотала Индира, готовя нам вкусный

- 17 -

завтрак, а Илья с Ильгизом что-то обсуждали. Пришла пора умыться и привести себя в порядок, а то как-то чувствуешь себя неполноценным человеком, вроде и проснулся, но не окончательно. Ледяная вода Таганайского ручья быстро смыла остатки сна, и я был готов к новым приключениям. Как ни странно, Алёнка всё ещё спала, хотя горячая каша у всех уже лежала в тарелках. Решили инструктора не будить, пускай подремлет ещё чуток. Под конец завтрака из палатки всё же появилось Алёнкино сонное тело, и после водных процедур наш командор разделил со всеми чаепитие, от каши отказавшись. Оставшуюся кашу Володя с Леной положили на перекус в предусмотрительно взятый контейнер. После завтрака, взяв всё самое необходимое и тёплые вещи, мы покинули лагерь, в котором остались Индира и Ильгиз.

Всем приятного аппетита! Сад камней

Мы попёрлись вверх по той же тропе, по которой спускались вчера. Временами попадались нагромождения булыжников и корней, да такие, что мы удивлялись, как никто из нас вчера не навернулся? Тропа шла круто вверх, и в итоге привела нас к Верхней Таганайской тропе. Мы вчера пришли слева, а теперь нам надо было повернуть направо, к Круглице. Через некоторое время справа от тропинки открылась небольшая поляна, усеянная небольшими каменными нагромождениями — «Сад камней». Насколько я помню из поездки по Карелии в 2015 году, такие пирамидки туристы делают по древнему обычаю, чтобы вернуться сюда ещё раз (как в море монетку бросают).

После сада камней начался небольшой спуск, на финише которого открылась удивительная панорама горы Круглицы. И вот тут-то нам стало немного не по себе: гора вон как далеко, а мы здесь, и надо для подъёма на гору ещё спуститься в лес! Казалось, что до вершины никак не меньше 3-4 километров. Но мы же без рюкзаков, что нам стоит дом построить? Нарисуем, будем жить. Поэтому после пятиминутной фотосессии на фоне величественной горы мы пошли на спуск к её подножию.

Народная поговорка гласит: «Глаза страшат, а руки делают». В нашем же случае всю работу делали ноги, мы на удивление быстро прошли небольшой распадок и стали подниматься на гору.

Справка: гора Круглица (1178 м) является наивысшей точкой хребта Большой Таганай. Название происходит от округлой формы горы, также её называли «башкирская шапка» за похожую на национальный головной убор форму. Гора целиком сложена из авантюрина и кварцитовых песчаников.

Весь подъём проходил по курумникам. Огромные валуны представляли собой невероятное зрелище, подниматься по ним было одно удовольствие, треккинговые палки служили очень хорошим подспорьем при подъёме. Лишь в самом конце, за 50 метров до вершины, палки пришлось оставить и забираться при помощи рук — подъём стал гораздо круче.

И вот я на вершине. Боже, это так круто! Хе-хе, правда, вокруг ну почти ничего

не видно — я стою в облаке. Прохладно, надеваю шапку, застёгиваю крутку. Вопреки сомнениям, облако дождём не сыплет, но высокая влажность чувствуется. На вершине

- 18 –

Вершина Круглицы взята!

ловит связь, звоню домой с гордостью сообщить об удачном восхождении. Наши туристы делают фото и селфи на память с флагом, торчащим между камнями. И вот, настаёт торжественный момент — из-за облаков выходит солнце! Пейзажи вокруг просто фантасмагоричные, в жизни ничего подобного не видел. Вот по долине пробегает облачко. Ну, ничего себе! Никогда не стоял выше облаков! Облака сдуваются сильным ветром, по ощущениям где-то +5+7°С.

Перекусив кашей, двинулись в обратный путь до развилки на Заячью поляну: туда нам Ильгиз собирался принести более серьёзный перекус. На спуске нас всё-таки настиг небольшой моросящий дождичок, смочивший курумник и оттого по нему идти было посложнее, камни стали очень скользкими. По пути надумали спуститься до Долины сказок, но спуск оказался крутоват и желание потом лезть по нему вверх как-то быстро улетучилось, да и Ильгиза заставлять ждать было явно не комильфо. Поэтому в срочном порядке вернулись на Верхнюю тропу и пошли к развилке.

На развилку пришли пораньше Ильгиза, посидели, отдохнули, скоротали время рассказами весёлых историй. А вот и он! С собой Ильгиз принёс неплохой такой перекус: грудинка, колбаска, хлеб, банку сладкой кукурузы, конфеты, арахис и два термоса с холодным и тёплым чаем. Ох, как весьма кстати оказался тёплый чаёк после холодной Круглицы! Нам надо было хорошенько подкрепиться перед подъёмом на Откликной!

Справка: Откликной гребень является частью хребта Большой Таганай. Название обусловлено тем, что на восточном склоне от человеческого голоса образуется эхо, причём зачастую многократное. Наивысшая точка — 1155 м. Откликной гребень является памятником природы. В 1947 году грузовой самолёт, летевший из Челябинска в Москву, в условиях низкой облачности и сильных осадков потерял ориентацию в пространстве и врезался в скалы Откликного гребня, все пятеро человек, находившихся на борту, погибли. Останки самолёта по-прежнему лежат на горе, словно в напоминание о том, что и у этого райского уголка планеты была грустная страница в истории.

У подножия Откликного мы взглянули на эту огромную, красивую гору, напоминающую какого-то древнего динозавра. Скалы его, словно гигантские шипы, пронзали серо-голубое таганайское небо. Воистину прекрасен Откликной гребень, я чувствовал даже некий трепет и благоговение по отношению к нему. Но нам на эту величавую гору нужно было подняться, но как, если он выглядит почти неприступным?

Но Ильгиз знал, где можно пролезть. Словно не прикладывая никаких усилий, он перебирался со скалы на скалу, указывая нам, где легче всего пройти. Вначале на гребень пошли все, но затем Алёна с Володей и Леной остались, не рискнув пройти дальше. Ну что же, разумный выбор, я его уважаю, но сам пойду вперёд, а то, что это я, живу дальше всех из группы и вдруг не заберусь на вершину? Пока можно лезть и идти — пойду и полезу, пусть даже спускаться будет проблемно. С такими мыслями я вместе с Ильгизом, Ильёй, Сашей и Светой дошёл благополучно до почти отвесной стены, возвышающейся метров на десять над небольшим пятачком, в центре которого стояло нагромождение из

- 19 -

камней, и с которого открывался сногсшибательный вид на Круглицу.

Перво-наперво Ильгиз осмотрел скалу и пришёл к выводу, что на такой подъём без страховки с нами он не пойдёт и рисковать нами не будет. Что ж, и ладно, и так неплохо полазили и хорошо так забрались. Но подумав, наш со-инструктор попробовал зацепиться за трещины в скале, и ему это удалось. Цепляясь за трещины, он поднимался всё выше и выше, пока не выбрался наверх, где вынес свой вердикт: подъём возможен! Так погнали, чего сидим? Но ижевчане решили всё-таки остаться и подождать нас, мы же с Ильёй по очереди с советами Ильгиза забрались наверх и втроём продолжили покорять Откликной.

Так, поднимаясь всё выше и выше, мы достигли, наконец, в 15.30 почти высшей точки Откликного гребня — высоты 1148 м. До самой вершины было не дойти: нашу скалу от неё разделяла пропасть, и забраться на неё можно было либо обойдя снизу, либо с помощью специального снаряжения. Но нам и тут было в кайф. Мы были довольны, что из всей группы лишь мы, двое отчаянных туристов, добрались почти до самого верха, и эти мысли согревали нас на леденящем ветру. Сделав селфи наших счастливых лиц, начали спускаться вниз.

Виды с Откликного гребня: слева г. Круглица, Откликной гребень, высота 1148 м!

по центру вдалеке — хребет Ицыл Мы сделали это!

Но спуститься вниз было непросто. Хорошо Ильгизу — он по профессии почти скалолаз, хорошо Илюхе — он высокий, а мне как быть? Пришлось просить помощи у парней, подсказки, куда вставать и где цепляться. Было прикольно, весело и интересно, ведь нигде до этого я не получал такого опыта. Перед той самой отвесной скалой, у подножия которой остались ижевчане, мы встретили ещё троих туристов, также искавших наиболее безопасный способ спуска. В итоге спускаться решили не по скале, а сбоку, и там оказался спуск даже лучше, чем предполагалось. Внизу Саши со Светой уже не было, очевидно, они уже ушли вниз по склону. Ладно, мы парни молодые, нагоним их. Вскоре догнали не только наших ижевчан, но и всю оставшуюся группу во главе с Алёной. На Майских полянах облегчённо выдохнули — камни на сегодня закончились, пойдём в лагерь отдыхать!

По приходу в лагерь мы поужинали, Ильгиз взял Индиру и отправился с ней на Откликной. У ребят в итоге получилось залезть чуть повыше и сделать классные фото с заходящим солнцем и луной. И когда они вернулись, вся наша честная компания вовсю уже веселилась у костра, перемежая походные байки с анекдотами, смеясь и хохоча на всю поляну, перебивая своим заразительным смехом откровенно фальшивящих под гитару соседей. Ночью стало ощутимо холодно, и я впервые достал термоодеяло, подаренное мне на туристической встрече, посвящённой окончанию туристического года (31 марта). Одеяло невообразимо сильно шуршало, но свою функцию выполняло на все 100%. Спокойной ночи, друзья, продолжение следует!