Профессиональное самоопределение как личная проблема и какэлемент государственной кадровой политики.




С одной стороны, планирование своих жизненных и профессиональных перспектив — это личное дело каждого человека, это высшее проявление его свободы и ответственности за свое счастье. Но с другой стороны, человек живет в обществе, и чем он будет заниматься в этом мире, должно это общество беспокоить. По большому счету, такое беспокойство является главной заботой тех, кто управляет обществом и от кого в немалой степени зависит благополучие данного общества.

Важнейший вопрос: зачем вообще нужно государство и вообще какое-либо руководство, ведь люди и так знают, как им надо жить? В чем вообще смысл управления? Любой руководитель прежде всего работает с людьми и среди прочих выполняет при этом следующие важные функции: 1) подбор персонала; 2) продвижение по службе (организация условий для карьерного роста); 3) оценка эффективности профессиональной деятельности (фактически это профессиональная диагностика через различные системы контроля, аттестации, кадровый аудит и т.п.); 4) повышение профессионального уровня сотрудников (профессиональное обучение и переобучение); 5) планирование развития кадрового потенциала организации на ближнюю и дальнюю перспективы (стратегическое и тактическое кадровое планирование); 6) забота о досуге и здоровье персонала и т.д. При этом решением других производственных задач занимаются подчиненные руководителя, например, экономист занимается чисто экономическими вопросами, технолог — технологическими и т.д.

Заметим, что все это относится не только к конкретному предприятию, но и к любой организации, включая и такую организацию как общество. При этом в современном менеджменте организация рассматривается как система, а в основе любой системы — общая цель, смысл, идея. Насколько руководителю удается мобилизовать главные ресурсы системы на достижение этой цели, настолько данная система будет и развиваться, процветать. Все это позволяет уточнить, зачем вообще нужно руководство страны, в чем главный смысл такого руководства? — Это создание условий для наиболее полноценного (оптимального) использования данного кадрового потенциала («человеческого ресурса») организации на общее благо. Напомним, что главным богатством любой страны являются не недра, не территории, не производственные мощности, не финансы, а именно человеческий потенциал. От того, насколько люди данной страны будут реализовать свои таланты на благо общества и зависит процветание данной страны. Именно в этом главный смысл, главная задача любого руководства, особенно руководства сложными системами, такими как государства. Но получается, что эта задача — профориентационная.

И тогда оказывается, что любой руководитель — это, прежде всего, профориентатор (Пряжникова, Пряжников, 2005, С.15–16). Естественно, сам он конкретными профконсультациями не занимается, но он как руководитель должен решать эти проблемы в масштабах всего общества. Точно так же как и руководитель предприятия непосредственно кадровыми вопросами не занимается, но он очень плотно взаимодействует с кадровыми службами своей организации. Более того, кадровики обычно входят в двери директоров почти «без стука», открывая двери высоких кабинетов «ножкой». Именно потому, что и директора, и кадровики имеют общую главную задачу — работу с кадрами, включая и стратегическое кадровое планирование. И это прописано во многих учебниках по современному менеджменту.

К сожалению, в деградирующих организациях директора больше озабочены сиюминутными проблемами (доставанием финансов, расчетам по долгам и т.п.), но в солидных стабильных фирмах серьезно думают о своем будущем. Видимо этим объясняется невнимание современных российских властей к проблемам профориентации в стране. Хотя зачем тогда вообще нужно руководство страны? Ведь нефть добывают нефтяники, школьников учат учителя, международные проблемы решают дипломаты и т.д. Зачем же нужны цари и Президенты? Как мы уже отмечали, для того они нужны, чтобы направлять таланты и энергию жителей страны на благо и процветание всего общества. К сожалению, таланты многих наших соотечественников направляются на разрушение общества. Например, сколько в стране талантливых бандитов, высокообразованных интеллектуалов, прекрасных артистов и прочих выдающихся людей, чьи силы и энергия никак не способствуют прогрессу РФ! И это, прежде всего, профориентационная проблема!

К сожалению, продуманной кадровой политики в стране давно уже не ведется, о чем можно услышать не только с экранов телевизоров, но и на всяких конференциях и ответственных совещаниях даже из уст выскопоставленных чиновников. При этом часто приводится пример, когда сотни тысяч молодых людей приобретают профессии, которые уже давно на рынке не востребованы (пресловутые юристы и экономисты). К сожалению, никто не изучает потребности в кадрах нынешней российской экономики и никто не пытается серьезно спрогнозировать такие потребности хотя бы на ближайшее будущее. В итоге в службах занятости отдельно вырисовывается новая проблема — трудоустройство выпускников вузов. И все больше вырисовывается очередное обманутое молодое поколение, которое уже осознает этот обман и неизвестно, как будет в будущем на все это реагировать… Или другой пример: ради экономии средств сокращаются рабочие места, о чем радостно нам сообщают (рапортуют) важные чиновники. Но при этом для уволенных людей новые места не создаются, что еще больше обостряет социальные проблемы РФ. А это опять искалеченные судьбы и несчастные семьи. Зато — экономия средств, при бездарном руководстве и отсутствии кадровой политики и при неучтенных колоссальных финансовых средствах, которые миллиардами переводятся бандитами в зарубежные банки и никак не работают на процветание несчастной и обманутой страны.

Вся кадровая политика нынешнего режима сводится к тому, что людей призывают быть предприимчивыми и самим как-то устраиваться, например, заниматься мелким (малым) бизнесом… Но как быть, если человек не хочет и не может быть «челночником» или лавочником (не у всех ведь такие таланты), но он мог бы стать прекрасным конструктором или врачом и имеет для этого соответствующее образование? Если государство заботится о своем процветании, то именно оно в первую очередь должно помогать таким людям реализовать свои таланты на благо общества.

Но как уже отмечалось, профессиональный выбор — это личное дело каждого человека. Но если такой человек получил полноценное образование и воспитание он также, прежде всего, озабочен тем, как реализовать свои таланты, и свой потенциал, ведь счастье — это тогда, когда ты вообще кому-то нужен, а несчастье — это когда ты никому не нужен со всеми своими достоинствами и талантами… И здесь вполне возможны точки соприкосновения профессиональных выборов на уровне главной государственной проблематики и на уровне личностного самоопределения.

Важнейшим условием взаимодействия государства, самоопределяющейся личности и профконсультанта, часто выступающего посредником между ними, является разумная нормативно-правовая база. По большому счету такой базы еще не создано, хотя определенные правовые документы могут быть взяты за основу организации такого взаимодействия. Например, Российский федеральный закон «Об образовании», который по словам Е.В. Ткаченко, является «одним из прогрессивнейших законов такого рода» (см. Ткаченко, 20–00, С.16), к сожалению часто не обеспечен должным финансированием, да и о профориентации там говорится крайне мало… А ведь проблема дальнейшего жизненного пути после окончания средней школы является для многих выпускников чуть ли самой важной и сложной.

В условиях, когда государство в лице высшей власти недопонимает важности профориентационной работы, приходится надеяться не только на активную позицию самих самоопределяющихся людей и помогающих им профконсультантов, но и на властные структуры любого уровня, представители которых все-таки понимают, что профориентация — это основа всей кадровой политики города, района или даже региона. При этом Е.В. Ткаченко и А.Т. Глазунов призывают рассматривать регионализацию образования «как учет региональных особенностей (этнографических, социально-экономических, историко-культурных, экологических и др.) в содержательной стороне организации деятельности системы образования региона» (Ткаченко, Глазунов, 2001, С.10–11).

Подводя итог, мы может кратко отметить, что проблема активизации профессионального самоопределения находит все больше своих исследователей. В частности, под нашим руководством защищены несколько диссертаций, в которых так или иначе рассматриваются вопросы профессионального самоопределения и самореализации в труде: докторская диссертация С.В. Феоктистовой «Психологические основы взаимодействия психологов и педагогов по обеспечению адаптации детей к школе» (2002), кандидатские диссертации С.В. Иванушкиной «Восприятие старшеклассниками событий собственного жизненного пути и их профессиональное самоопределение» (1998), В.Г. Семчука «Психологические условия формирования личной профессиональной перспективы у одаренных подростков» (2002), Г.В. Новиковой «Психологические аспекты профессиональной подготовки оперативного персонала в электроэнергетике» (2002), А.А. Ларионовой-Кречетовой «Динамика ценностно-смысловой сферы профессиональной деятельности в процессе становления субъекта труда» (2005).

А еще более сложные и интересные проблемы активизации профессионального самоопределения еще ждут своих исследователей.

Список литературы

Абульханова-Славская К.А. Стратегии жизни.- М.: Мысль, 1991.- 299 с.

Асмолов А.Г. Психология личности.- М.: Изд-во МГУ, 1990.- 367 с.

Асмолов А.Г., Петровский В.А. О динамическом подходе к психологическому анализу деятельности// Вопросы психологии, 1978, № 1.

Иванушкина С.А. Восприятие старшеклассниками событий собственного жизненного пути и профессиональное с амоопределение. — М.: Автореф… канд.псих.н., 1998. — 24 с.

Ларионова-Кречетова А.А. Динамика ценностно-смысловой сферы профессиональной деятельности в процессе становления субъекта труда. — М.: Автореф…канд.псих.н., 2005. — 34 с.

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.4-е изд.- М.: Изд-во МГУ, 1981.- 548 с.

Мюнстенберг Г. Психология и учитель. — М.: «Совершенство», 1997. — 320 с.

Новикова Г.В. Психологические аспекты профессиональной подготовки оперативного персонала в электроэнергетике. — М.: Автореф… канд.психол.н., 2002. — 25 с.

Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 512 с.

Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация. — М.: Академия, 2005. — 496 с.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т.- М.: Педагогика, 1989.

Семчук В.Г. Психологические условия формирования личной профессиональной перспективы у одаренных подростков. — Тверь: Автореф… канд.псих.н., 2002. — 26 с.

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности.- М.: Школа-Пресс, 1995.- 384 с.

Татенко В.А. Психология в субъектном измерении. — К.: «Просвита», 1996. — 404 с.

Ткаченко Е.В. О проблемных вопросах российского образования на современном этапе// Образование и наука, 2000, № 2 (4).

Ткаченко Е.В., Глазунов А.Т. Базовое профессиональное образование: проблемы регионализации и развития. — Чебоксары, 2001.

Феоктистова С.В. Психологические основы взаимодействия психологов и педагогов по обеспечению адаптации детей к школе. — Тверь: Автореф… докт.псих.н., 2002. — 36 с.

Фромм Э. Иметь или быть? — М.: Прогресс, 1990.- 336 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: