ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В БИБЛИОТЕКАХ.




Один из аспектов информационно-культурно-образовательной деятельности библиотеки, обслуживающей подрастающее поколение, - содействие интеллектуальному развитию, расширению сферы делового чтения (хоть это только часть интеллектуального чтения) детей и молодежи. Исследователи чтения выделяют, как известно, три вида: свободное (досуговое). Когда человек читает «для себя» из внутренней потребности, деловое – для цели образования, повышения квалификации, сдачи экзамена и др., пограничное, то есть чтение, рекомендованное кем-то, но предполагающее возможность выбора.

Деловое чтение обеспечивает определенный образовательный и культурный уровень, прививает навыки работы с научной, научно-популярной книгой, навыки поиска и переработки информации. Именно в сфере делового чтения актуальна дидактическая установка научить учиться. Умение учиться не дано личности изначально.

Деловое чтение имеет тенденции, характерные для развития образования, культуры и профессиональной подготовки в целом. Оно предполагает сделать выбор: что читать и как читать, как относиться к прочитанному. Эта литература учит отделять факты от их интерпретации, фиксировать изменения, анализировать различия между способами мышления в разных культурах, воспринимать инокультуры и инакомыслие. Для делового чтения важно также соблюдение правила аутентичности содержания, то есть человек должен быть приучен судить о тексте по самому тексту, а не по его переложению. Деловое чтение предусматривает умение и привычку пользоваться современными информационно-поисковыми системами. Именно поэтому оно является составной частью современного информационно-культурного пространства. Оно приобретается и развивается в течение всей жизни, но его основы закладываются в детстве и юности.

Основными организаторами делового чтения являются учреждения, входящие в информационно культурно-образовательное пространство – школа и библиотека. Наверное, не будет преувеличением сказать, что 90 % обращений школьников в библиотеку с конкретным запросом относится к сфере делового чтения.

С появлением альтернативных школ, лицеев и т.д. значительно усложнился характер учебных программ и курсов. Школьные и детские библиотеки испытывают сейчас значительные трудности, связанные с тем, что их фонды не удовлетворяют читателей. Проблема комплектования, а главное финансирования – самая серьезная. Дело иногда не в отсутствии денег, а в отсутствии информации о книжном рынке. Разрушена система информации о новинках издательств, система доставки литературы в регионы. Создание национальной системы книгоиздания и книгораспространения «Вооks in print» во многом позволит решить проблемы комплектования. Многие детские и школьные библиотеки начали решать эти задачи сами, организуя альтернативное комплектование, выступая в качестве дилеров издательств, заключая прямые договоры с ними, привлекая внебюджетные средства для приобретения литературы, хорошо понимая, что только правильно скомплектованный фонд может привлечь и удержать читателей.

Фонд – основа образовательной сферы делового (и не только) чтения. Библиотекарь должен помогать юному читателю в овладении способами поиска, переработки и усвоения деловой информации, в организации процессов самоообразования, овладении техникой интеллектуального труда. В последнее время получили широкое распространение различные курсы и программы обучения творческой деятельности. Спрос на них, особенно среди старшеклассников, молодежи, очень велик. Приведем хотя бы пример школ, курсов техники быстрого чтения, без овладения навыков которого невозможно усвоение и просмотр большого количества источников. Библиотеки вносят свою лепту в разработку и претворение в жизнь таких программ. Но правильная организация делового чтения, на наш взгляд, требует, во-первых, индивидуализации работы с читателем, от чего, к сожалению, многие библиотеки отошли, а главное - внедрения в библиотеку новых информационных технологий.

Фактором резко сокращающим время поиска информации, должны стать современные компьютерные технологии. Допустим, нужно узнать, где и в каких контекстах о каком-либо философском вопросе говорили крупнейшие мыслители древности. Можно в течение многих месяцев перелистывать сотни книг. Электронно информационно-поисковая система способна отвечать на такие запросы спустя несколько минут. Более того, можно распечатать список книг с указанием глав, параграфов или страниц. Таким образом, время тратиться только на содержательную работу с книгой, на проникновение в идеи источников, на их осмысление.

Вторая очень серьезная проблема связана с предыдущей – это организация свободного доступа к информации и документам в стенах библиотеки. Человек получает доступ к культуре отнюдь не тогда, когда его обязывают прочитать или запомнить огромное колличество материала. Человек должен жить в культуре, личностно проявляться в ней мыслить оценивать ситуацию, делать выбор, стремится к истине. А истина – это доступ к фактам и источникам, формирование рефлексии и критического мышления, умения работать с источником. Библиотека обязана обеспечивать читателю ознакомление с альтернативными концепциями, идеями, толкованиями фактов или феноменов культуры. На это должны быть направлены усилия по раскрытию фонда, ориентирован справочно-поисковый аппарат.

Таким образом библиотека выживет и будет востребованной только тогда, когда она станет подлинным культурным, информационным и образовательным центром, получающим, хранящим и распространяющим всевозможные источники информации, способные удовлетворить любые запросы своих пользователей. /3, с 22-23./

В ЦБС «Кунцево» разработана программа «Все дети талантливы», которая находит применение в настоящем времени.

ПРОГРАММА «ВСЕ ДЕТИ ТАЛАНТЛИВЫ»

1.Назанчение и цели

Программа разработана в целях содействия социальному, духовному, моральному благополучию и творческому развитию детей.

Программа предполагает:

1.Объединение всех организаций, работающих с детьми (библиотек, культурных центров, детских содов, школ, лицеев, гимназий), смей, творческих союзов, специалистов, психологов, педагогов, художников, артисов, музыкантов; ассоциаций, благотворительных фондов в целях взаимодействия по выявлению, поддержанию одаренности и развитию потенциальных творческих возможностей детей.

2.Создание модели «Свободная библиотека», предоставляющей возможность детям заниматься теми видами деятельности, которые для них наиболее интересны.

3.Расширение круга интересов и развития детей; исследование новых направлений познавательной деятельности.

Ориентация детей на поиск новых форм индивидуальной деятельности, самостоятельной исследовательской активности.

2.Основные задачи библиотек.

2.1.Организуют оптимальную структуру, приспосабливая пространство и помещение к интересам и потребностям зоны с учетом вида возможных увлечений и занятий детей.

Обеспечивают соответствующим оборудованием и современными телекоммуникационными средствами.

2.2.Представляют права и свободу выбора занятий, проведение досуга по интересам и желаниям детей.

2.3.Представляют права и свободу выбора источников информации для чтения и образования, обеспечивая пользователей печатными, ауди-визуальными материалами и информационным обслуживанием.

2.4.Формируют специализированные фонды многоотраслевой литературы, АВ-материалы, микрофиши, электронные базы данных на компакт-дисках, компьютерные игры, игры для интеллектуального развития.

2.5.Признают ребенка как личность и предоставляют возможность межвозрастного общения в клубах, студиях, кружках, досуговых мероприятиях; развивают любовь к чтению и художественное восприятие, открывают возможности для конструктивного творчества.

2.6.Организуют поиск и выявление одаренных детей, эффективную и постоянно действующую диагностику одаренности детей; оказывают своевременную помощь в развитии одаренности.

2.7.Функционируют как консультационные центры для родителей по проблемам воспитания и развития творческих способностей, одаренности детей-инвалидов и разрабатывают индивидуальные программы своевременной помощи по развитию творческих способностей детей-инвалидов, основанные на дифференциированном подходе. В приложение 2 отображена структура расходов на финансирование программы.

Формирование книжного фонда.

В Централизованной библиотечной системе «Кунцево» при организации комплектования фонда профильных библиотек отдел обработки и комплектования литературы использует не только традиционные, но и альтернативные источники комплектования. При закупки литературы и других материалов в эти библиотеки акцент делается на их специализацию.

Книжный фонд библиотеки универсальный. Его составляет как печатные издания, так и нетрадиционные носители информации.

В фонде детской библиотеки – филиала 106 им. В.В.Бианки, помимо круга литературы для детей по всем отраслям знаний произведений художественной литературы, представлены издания для взрослых, которые могут использоваться как школьниками так и руководителями детского чтения.

Фонд раскрывает научно-популярную литературу, произведения отечественной и зарубежной художественной литературы, книги в помощь образованию.

Организация фонда при открытом доступе определяется принципом дифференцированного обслуживания читателей: в библиотеки функционируют абонементы для пользователей разных возрастных групп

Содержание работы с читателями.

Индивидуальная работа.

Библиотека организовала индивидуальное информирование читателей по 13 темам. В Централизованной библиотечной системы «Кунцево» разработана программа для детских библиотек «Все дети талантливы». Осуществляя ее, детская библиотека – филиал 106 проводит конкурсы детского творчества:

-конкурс на лучшую экологическую сказку «Нет повести печальнее на свете»

-конкурс рисунка о родном крае «Любимый уголок моей Родины»;

-конкурс юных поэтов;

-конкурсы художественного чтения стихов, рассказов;

-конкурсы на лучший экологический плакат;

-конкурс на лучшее изготовление кормушки для птиц.

В библиотеке организована и постоянно действует выставка детского творчества «детских рук прекрасные творения», но которой представлены работы детей - читателей из природного материала; оформлены альбомы «Дети пишут о природе». При организации книжных выставок по творчеству писателей – натуралистов стало традиционным привлекать детей к написанию отзывов, оформлению рисунков, которые используются также на выставках.

Сотрудники библиотеки постоянно оказывают методическую помощь читателям при написании рефератов, докладов, сочинений, курсовых и дипломных работ студентов Московского государственного университета культуры по теме "Д«тская библиотека - экологический центр». «Лесные» корресподенты клуба «Друзья природы» оформляеют информационный стенд библиотеки, проводят фото-выставки и фото-конкурсы читателей по теме «Тревожные вести из леса», а также оформляют и распространяют листовки «Поможем птицам перезимовать»./5, с 54-65/

Кто, как не библиотекари, помогут детям увидеть и понять этот удивительный мир, определить свою позицию во взаимоотношениях с природой, потому что без библиотекарей они не узнают, что на лугу растет не просто трава, а подмаренник и листлик: что пеночка – весничка поет иначе, чем зяблик или большая синица – ведь книга природы, открытая всем, по-настоящему доступна лишь тому, кто способен понимать ее язык. Библиотека постоянно уделяет внимание популяризации и пропаганде экологических знаний. Как правило готовя массовое мероприятия, сотрудники библиотек уделяют большое внимание изобразительно-выразительным средствам воздействия на читательскую аудиторию, поискам музыкального материала, монтажу и записи фонограммы, элементам театрализации. Поэтому библиотекари смело заимствуют формы и методы работы, ранее считавшиеся более характерными для клубов и домов культуры, перерабатывая и используя из с точки зрения библиотечной специфики, так как конечная цнль – это более полное раскрытие наших фондов. Библиотекари глубоко убеждены, что если читатель активно включается в мероприятия, если его начинают волновать проблемы сохранения уникальной природы нашей планеты, то он вырастет настоящим гражданином и высоконравственным землянином. В сегодняшнее сложное время в вопросах воспитания многое зависит от библиотек, прежде всего детских. Библиотекари уверены, что работа вносит пусть небольшой вклад в воспитание личности гражданина великой России, страны с чистыми, прозрачными реками, тенистыми лесами, бескрайними просторами, прекрасными и светлыми городами./17, с 15/

В ЦБС «Кунцево» работают многие клубы по различным программам. В приложение № 3 приведена программа клуба «Робинзоны».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: