ЦБС «КУНЦЕВО»: НОВЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ ЦБС.




Общепризнано, что технологическая революция в информационной сфере оказывает критическое воздействие на весь ход развития человеческой цивилизации. Новые информационные технологии открыли библиотекам огромные возможности, поставили их перед необходимостью решения принципиально новых задач. Освоение этих технологий привело к пересмоту фундаментальных представлений о роли и месте библиотек в обществе, основных принципов организации библиотечного дела. В конечном итоге – к смене самой парадигмы его развития. Эти процессы носят глобальный характер, и в них все больше оказываются вовлеченными библиотеки России.

Для российских библиотек переход к новым технологиям драматически осложняется тем, что поисходит не на устойчивом экономическом и политическом фоне, как на Западе, а на фоне системного кризиса всего рассийского общества, изменения основополагающих принципов его социального и государственного устройства, обострения общественных противоречий и ожесточенной политической борьбы за право распоряжаться ресурсами общества и за сами ресурсы в условиях их острейшего дефицита, социокультурных групп и целых регионов страны, смены системы культурных ценностей и норм, всего состава российской культуры.

Миллионы россиян ведут исторические и политические споры. Нет согласия ни в терминах, нив оценках, нив прогнозах. Все имеет право на жизнь, все, по своему, умно и правильно, и, по своему поверхностно и ограниченно. У каждого свой взгляд на то, что происходило в последнее десятилетие, куда мы идем, что нужно, что можно, кто и что может, как именно, а главное – зачем. Очень мало общих знаменателей, и каждый вносит свою лепту в то, что строится и в то, что разрушается.

Что касается библиотечной сферы, то именно в этом хаосе идей, представлений, предпочтений, индивидуальных и групповых разнонаправленных целей и приоритетов необходимо было нащупывать нежные ростки общественного согласия, ухаживать за ними, подключая к совместной работе лучшие умы и всю интуицию, и вычерчивать в результате более-менее четкую линию под названием «государственная библиотечная политика».

Государственная библиотечная политика – очень сложный общественный феномен: многогранный, многоуровневый, многоликий, многокомпонентный, многополюсный, многосубъектный, многообъектный… Впереди много исследований, посвященных изучению каждого из аспектов государственной библиотечной политики, - библиотечной политологии, новому, по сути, разделу библиотековедческой науки, который настойчиво стучится в нашу жизнь. В процесс формирования и реализации демократической государственной библиотечной политики уже сегодня вовлечено огромное множество людей. То, что видно невооруженным глазом, - только верхушка айсберга. И сегодня мы стоим лишь у истоков создания механизма согласования всех профессиональных и общественных интересов. Основная работа и здесь – впереди.

Сейчас такое время, когда, как представляется, в определенных случаях нужно иможно рассуждать, не сковывая себя четкими рамками рабочих определений, а идти как бы поверх них. В противном случае неизбежен уход в детали и частности, в научные споры вокруг исходных понятий, а не о происходящих процессах. Безусловно, это тоже очень важно – и для науки, и для практики. Но сегодня еще более важно увидеть новыми глазами и определить общие контуры и размеры изменений в библиотечном деле, общие контуры и размеры общественного явления под названием «государственная библиотечная политика». Ведь за прошедшее десятилетие государство стало другим, общество развивается по еще не вполне понятным, но иным законам, чем прежде. Библиотеки, библиотекари, читатели стали другими. Еще в советское время перед библиотеками ставилась задача организовать доступ максимально большего числа людей к большому, но ограниченному кругу источников, то сейчас – обеспечить доступ всех ко всему, что есть в мире. Это принципиально разные задачи: было определенное, отрегулированное меню, стало – бесконечное разнообразие. Десять лет назад это было не понятно ни профессиональной библиотечной среде, ни обществу, ни государству. Но обеспечение свободного доступа к информации – только одна часть новой парадигмы развития библиотечного дела в России.

Государственная библиотечная политика тоже начала формироваться по иным законам, характер ее содержания и восприятия, границы ее воздействия и юрисдикции все время менялись и меняются, и этот процесс еще не вошел в спокойное, нормальное русло. Какой бы отвратительной и бессмысленной ни была государственная политика центра, местные власти теперь могут ее скорректировать и вопреки ей делать много прекрасного. И, наоборот, под замечательным федеральным флоагом можно творить на местах отвратительные дела или ничего не делать./12, с.5,6/

Библиотечная система «Кунцево выжила в это сложное время и преодолевая трудности, продвигается вперед и в профессиональной работе, и в творческом развитии.

На новый этап вышло информационное обслуживание читателей на базе компьютеризации библиотечных процессов. Использование баз данных, электронного каталога, оптических дисков СD-ROM вывело ЦБС на новый уровень информационного обеспечения. Наличие полнотекстовых баз данных, российской национальной библиографии на CD-ROM помогает не только библиотекарю, но и читателям. Применение компьютерных технологий в библиотечных процессах, информационный поиск стали естественными и необходимыми.

Успешно осуществляются и дают положительные результаты программы «Современные тенденции формирования единого фонда публичных библиотек», «Все дети талантливы», «Автоматизация библиотечных технологий», «Международная деятельность: новые формы сотрудничества и др. Каждая программа определяет перспективы развития библиотек, профессиональный рост сотрудников, их творческую активность.

За последнее время улучшаются фонды библиотек, пополняясь редкими изданиями, раритетами, AB- материалами. В ЦБС имеются видеокассеты, аудикассеты, CD-ROM, картографические материалы. Большое внимание уделяется комплектованию детских библиотек.

Открытие немецкой детской библиотеки в ЦБС с фондом 7 тыс. экз. лучших книг на немецком языке дало новые возможности в обслуживании читателей детских библиотек.

ЦБС уделяет много внимания информации о своей деятельности, привлечению читатлей в библиотеки, освещению своей работы в отечественной и зарубежной профессиональной печати, с удовольствием делится достижениями и изучает передовой опыт коллег. Совершенствуется работа специализированных библиотек, развивается система платных услуг, вводятся новые формы библиотечного обслуживания.

Новую окраску приобрела финансово-экономическая политика ЦБС. Разумное планирование и использование бюджетных ассигнований, заработанных ЦБС средств, спонсорских взносов – все это заставляет финансовые органы ЦБС работать собранно, с использованием новых компьютерных технологий, с соблюдением действующих налоговых нормативов и положений.

Достижением работы является активное осуществление международного сотрудничества с коллегами других стран и регионов. Совместное осуществление многих программ по формированию фондов, информационное обеспечение профессиональной деятельности и многое другое приносит удовлетворение. Обмен сотрудниками, взаимопосещение библиотек обеспечивает профессиональный рост библиотекарей.

Надо быть уверенным в том, что экономическое развитие страны обеспечит процветание библиотек, но в свою очередь надо делать все, чтобы приблизить этот момент, потому что библиотека – это наш мир, наш раз и навсегда сделанный выбор.

Поддерживая и развивая привлекательный образ современной публичной библиотеки нового типа, усиливая ее прогрессивное воздейятвие на культурное и духовное развитие личности, ЦБС «Кунцево» определяет для себя ДЕЛОВОЕ КРЕДО:

-Обеспечивать свободный и полный доступ каждого гражданина к знаниям и информации.

-Признавать ценность каждой конкуретной личности, ее потребности в самосовершенствовании, утвержении человеческого достоинства и своих способностей.

Влиять на формирование информационно-культурной среды региона; стать центром региональной информации.

-Участвовать в процессе развития информационной индустрии; обогащать содержание и расширять ассортимент информационных продуктов.

-Предоставлять интегрированную информацию для удовлетворения культурных, образовательных, социально-бытовых потребностей пользователей.

-Изменять политику комплектования с ориентацией на потребности общества и отдельных пользователей библиотек.

-Активизировать межбиблиотечное кооперирование с целью обеспечения взаимоиспользования ресурсов и совершенствования форм обслуживания.

-Развивать международное библиотечное сотредничество, расширяющее информационный потенциал библиотек, а также интегрирование в мировую информационную систему.

-Модернизировать библиотеки ЦБС на базе компьютеризации и внедрения телекоммуникационных технологий.

-Совершенствовать дизайн и комфортность библиотек, облегчающих доступ к информации и проведению досуга пользователейю.

-Настраивать персонал на доброжелательность и коммуникабельность.

-Создавать имидж ЦБС, доказывать нужность и важность каждой библиотеки.

-Ориентировать библиотеки на успех./5, с 14/

Центральная задача экономики библиотеки – сопряжение четырехсторонних интересов:

-Собственно библиотечного учреждения (одновременно производящего и реализующего интеллектуальные информационные и иные итоговые продукты своей деятельности),

-Пользователей (физических и юридических лиц),

-Государства (являющегося в большинстве случаев инвестором, а также основным балансодержателем),

-Общества (налогоплательщиков).

В рыночных условиях информационно-аналитическая деятельность, метаинформация как ее полезный результат, информационные ресурсы библиотеки в целом имеют товарную стоимость и выступают объектами гражданско-правовых и экономических отношений. Общественная миссия библиотеки предопределяет необходимость с помощью микроэкономического подхода обеспечить оптимальное сочетание бесплатных для пользователей социальных приоритетов деятельности (в рамках ассигнований из бюджетов различного уровня) с собственными экономическими интересами (развитие многоканального внебюджетного финансирования отдельных аспектов функционирования). /11, с 6/

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

-Изучение потребностей пользователей в целях ориентации деятельности библиотек на удовлетворение спроса.

-Изучение инфраструктуры регионов обслуживания в целях выявления потребителей, изучения их профиля, потребностей в условиях библиотек.

-Автоматизация библиотечных процессов на базе компьютеризации и телекоммуникационных средств.

-Обеспечение взаимосвязи функционирования всех структурных подразделений ЦБС в процессе эксплуатации сетевого варианта АИБС «МАРК».

-Усиление информационного потенциала библиотек посредством новых информационных технологий, создание электронного каталога и проблемно-ориентированных баз данных.

-Оптимизация существующего направления индивидуальной деятельности путем усовершенствования традиционных библиотечных технологий.

-Реализация маркетинговых программ «Усиление информационной функции библиотек» и «Автоматизация библиотечных технологий», расширение ассортимента информационных услуг, внедрение новых технологий.

-Формирование фонда библиотек ЦБС документальными, электронными носителями информации, аудиовизуальными, картографическими и кинографическими материалами и обеспечение их сохранности.

-Реализация программы «Современные тенденции формирования единого фонда публичных библиотек».

-Совершенствование и развитие структуры ЦБС, внедрение новых моделей библиотек и структурных подразделений.

-Расширение сферы воздействия и видов рекламной деятельности, ассортимента рекламной продукции.

-Ориентировать досуговый деятельности библиотек на культурно-просветительские и образовательные программы.

-Ориентирование библиотек на расширение круга чтения: познавательного, делового, образовательного, развлекательного характера для разновозрастных групп читателей.

-Участие в муниципальных, социальных, образовательных, культурно-просветительских, милосердно-благотворительных программах.

-Координирование работы с муниципалитетами, социальными отделами, отделами занятости населения, биржами труда.

-Формирование специализированных фондов с крупно-печатным т точечно-рельефным шрифтами, аудиовизуальными материалами, обслуживание пользователей с ограниченными возможностями (инвалидов, престарелых и т.д.) на дому, организхация их досуга.

-Улучшение условий труда, психологического климата в коллективе, оказание материальной помощи нуждающимся сотрудникам, обеспечение льготными путевками в лечебно-оздоровительные учреждения.

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫУПРАВЛЕНИЯ.

Внедрение современных форм хозяйственной деятельности и методов стимулирования труда библиотечных работников определяют приоритеты экономического подхода к реформе библиотечного дела, активной реализации новой модели хозяйствоания.

Формирования эффективного механизма позволит библиотекам успешно выполнять социально-образовательные, информационные и культурно-досуновые функции, улучшить их материально-техническую базу. Такой подход создаст предпосылки для расширения спектра услуг, предполагаемых библиотеками, оптимального сочетания бюджетного и внебюджетного финансирования./5, с 15/

Наиболее важными теоретико-прикладными вопросами, требующими методологического осмысления, методического обоснования и практической реализации при управлении современной российской библиотекой с позиции микроэкономики, являются:

- Адаптация библиотеки к условиям профильных регионального и/или отраслевого рынков;

- Внутренняя нормативная экономико-управленческая документация;

- Соотношение, ситуационные границы и баланс бесплатности и платности предоставляемых услуг (обслуживания);

- Оптимальная себестоимость деятельности;

- Механизм ценообразования (калькулирование цен) на дополнительные услуги и обслуживание (применительно к некоммерческим организациям);

- Экономико-Правовые акценты договорных взаимоотношений с партнерами;

- Оценка качества, ваделение индикаторов и контроль качественных параметров библиотечной работы;

- Экономическая защита библиотечного фонда;

- Эффективность функционирования библиотеки;

- Экономические методы стимулирования труда библиотечного персонала./11, с 6/

Для библиотек в условиях ограниченных ассигнований и нарастоящей инфляции необходимо не только активно внедрять прогрессивные модели хозяйственной деятельности, но и обоснованно планировать ожидаемые бюджетные и внебюджетные поступления, просчитывать возможные варианты их рационального распределения./5, с 16/

Необходимые средства на развитие библиотечной сферы начнут направляться тогда, когда все, их распределяющие, поймут, что библиотека есть прежде всего не очаг духовности, не кульпросвет, не приятное напоминание о детстве, а ворота в мир знаний, неиссякаемый источник интеллекта, без которого Россию и не понять, и не преобразовать./12, с 62/

В приложении 1 можно увидеть распределение единого фонда финансовых средств.

КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА И МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА.

Кардинальные изменения, которые происходят в содержании, формах и методах библиотечной деятельности – переход информационной технологии, использование экономических методов управления, участие в них трудового коллектива – требуют формирования работника нового типа, с высоким уровнем профессинализма, с новым профессиональным мышлением и предопределяет формирование иной кадровой структуры ЦБС.

Ведущими направлениями кадровой политики являются:

-Более эффективное использование кадров в условиях освоения библиотечно-информационных технологий с учетом новых квалификационных требований, применение метода ротации кадров.

-Расширение программы повышения квалификации библиотечных работников с учетом дифференциации библиотечных специальностей и обязательности базовых знаний.

-Совершенствование форм аттестации, разработка новых критериев оценки труда и материального стимулирования.

В связи с этим перед администрацией ЦБС и руководителями структурных подразделений стоят следующие задачи:

-Внедрить модели новых структурных подразделений – отдела регионального и международного сотрудничества; отдела автоматизации библиотечных процессов.

-Разработать новые документы о кадровом составе и должностные инструкции.

-Решить проблему недоукомплектования кадрами в библиотеках. Активизировать работу с профессиональными учебными заведениями по привлечению молодых специалистов.

-Выявлять резерв на выдвижение библиотечных работников на вышестоящие должности и организовывать их обучение по теории и практике менеджмента.

В успешном осуществлении кадровой политики важную роль играет мотивация персонала, обеспечение эмоциональной привязанности к учреждению, заинтересованность в улучшении качества в реформе библиотечного дела.

С этой целью предусматривается предоставлять возможность инициативы библиотечных работников, создавать действенные экономические стимулы повышения производительности и качества труда (материальные поощрения, доплаты к основным окладам, оказание материальной помощи, улучшение условий труда и быта сотрудников)./5, с 17/

2.2. БАЗОВЫЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ БИБЛИОТЕКИ И ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ, БИБЛИОТЕКИ И ГОСУДАРСТВА.

Сегодня библиотеки России нередко сталкиваются с отсутствием серьезного понимания со стороны местных структур власти и общественной поддержки. Их проблемы накапливались многие годы, так как развитие библиотечного дела в целом носило экстенсивный характер: увеличивалось число сетевых единиц (соответственно росли показатели, характеризующие «самую читающую страну»). Результатом этого процесса в настоящее время является чрезмерно развитая сеть библиотек с низкими возможностями обслуживания населения, что относится прежде всего к состоянию сельских библиотек. Они переживают кризис.

Что озночает сочетание «низкие возможности» библиотек? Кто определяет сегодня уровень этих возможностей? В одном из выступлений на Всероссийском совещании в г. Кемерово (октябрь 1997 г.) отмечалось: «Читатель уже сегодня в большинстве случаев имеет хорошие навыки работы с компьютерами, в будущем таких читателей будет подавляющее большинство, и традиционная библиотека вряд ли их привлечет». Компьютер хотя и важный элемент современной библиотеки, но далеко не единственный. Выполнение библиотекой обязанностей по отношению к обществу прямо связано с качеством библиотечных услуг, которые, как известно, осуществляются только благодаря использованию ресурсов: информативного фонда, обученного персонала, здания, оборудованных помещений, достаточных финансовых средств. При этом качество обслуживания должно быть гарантировано всем членам общества без различия. Таким образом, новая социальная и общественная роль библиотек предъявляет принципиально новые требования как к условиям, так и к результатам их деятельности.

Процесс муниципализации, формирования институтов местного самоуправления по-новому высвечивает проблемы библиотек муниципальных образований. Теперь библиотеки являются собственностью муниципальных образований в лице органов местного самоуправления, чей долг – грамотно и эффективно использовать эту собственность в интерессах местных сообществ. Само по себе число библиотек (сетевых единиц), хотя бы и значительное или даже чрезмерное, оказывается сегодня недостаточным показателем их ценности, так как определяет только доступность. Требуется обеспечить интеллектуальную, информационную, психологическую доступность библиотек. Для этого необходимо менять (а вернее, вырабатывать) политику формирования библиотечных ресурсов, осваивать современные технологии производства и предоставления библиотечных услуг в соответствии с международными требованиями. Эта задача в равной степени должна решаться как ответственными за это органами местного самоуправления, так и профессиональными работниками, руководителями библиотек. Понятно, что содержать сегодня обширную, но слабомощную сеть на достойном уровне просто невозможно. /4, с 11-19./

Единая государственная политика в области библиотечного дела – это идеал, к которому должны стремиться все общество, все органы государственной и муниципальной власти, все негосударственные структуры, наконец, сами библиотеки. Путь к достижению этого идеала и есть путь к национальному согласию, который пролегает через всеобщий свободный доступ к знаниям и информации, и здесь огромная роль принадлежит библиотекам.

Библиотечная политика в демократической стране с децентрализованными властью, управлением и финансами возможна только при условии наличия высокого уважения общества к библиотекам, понимания всем обществом той роли, которую они уже играют или в состоянии играть в развитии всего общества, всех его социальных групп и структур. Такое отношение общества к библиотекам возможно. Проявляется оно в разных странах в разное время, на определенном этапе их социально-экономического и политического развития вместе с пониманием демократии как лучшей и наиболее справедливой формы устройства общества, достижением высокого уровня развития экономики и, как следствие, высоким благосостоянием народа. В известной степени такое отношение достигнуто во многих развитых странах Запада. Проявлением такого отношения может служить получившее известность в России высказывание директора Библиотеки Конгресса США Джеймса Биллингтона: «Библиотеки у нас как религия» и Президента США Джорджа Буша: «Мощные, технически оснащенные американские библиотеки были и остаются залогом мирового лидерства США в экономике и демократии». Можно ли сегодня представить себе подобные признания в устах хотя бы кого-нибудь из российских политических и культурных лидеров? Один только академик Дмитрий Сергеевич Лихачев в последнее десятилетие неустанно, но все тише, повторял, что «библиотеки – это основа культуры», но многими ли он был понят и услышан, кроме самих библиотекарей? Можно ли представить себе кого-то из наших политических лидеров, кто, не поперхнувшись, отдавая себе отчет в том, что говорит, произнесет: «Залогом возрождения России должны стать российские библиотеки»? К сожалению, нет. Надо надеяться, что пока нет. Нужно стремиться к тому, чтобы выдвигать и растить таких лидеров, которые в перспективе все-таки произнесут нечто подобное./12, с 64/

Как показывает мировая практика библиотечного стоительства, более высокие темпы развития и лучшие стандарты обслуживания способны обеспечить крупные библиотечные единицы. Сегодня данная тенденция начинает проявляться также и в России. Но такие библиотеки должны и оснощаться иначе, с тем чтобы обеспечить равный доступ к библиотечным услугам большему количеству пользователей, в том числе посредством использования динамичных форм обслуживания (транспортные средства, средства связи и т.п.)

Одним словом, если по каким-либо разумным соображениям необходимо сегодня сократить число мелких библиотек, то задача обслуживания населения должна решаться путем перенесения объема работы на другую, более крупную и мощную библиотеку. Подобная ситуация обязательно потребует внесения корректировки в библиотечную организацию, а может быть, и прнципиального реформирования всей сети библиотек муниципальных образований.

Нормы Закона РФ «О библиотечном деле» не только зафиксировали принцип общедоступности библиотек и приоритет граждан и пользователей в этой области, но и позволили начать серьезную работу в направлении создания необходимых условий всеобщей доступности информации и культурных ценностей. Важнейшей предъпосылкой этого процесса становится определение необходимого гарантированного уровня библиотечного обслуживания населения России, ниже которого происходит нарушение консититуционного права граждан. В региональных законодательных актах неоднократно и в различных вариантах фиксируется правовая норма, связанная с необходимостью ориентировать развитие библиотек на государственные или региональные стандарты и нормативы, подчеркивается обязанность и ответственность органов власти соответствующего уровня в соблюдении их при проведении на местах библиотечной политики.

В натсоящее время под эгидой Российской библиотечной ассоциаиции (РБА) осуществляется разработка отечественного стандарта библиотеки. Подобная работа ведется в России впервые, и поэтому необходимо учесть разнообразные подходы к ней, предлагаемые в нашей стране и за рубежом. Стандарт библиотеки создается в целях сохранения и защиты библиотек, как основного гаранта доступа к знаниям, информации и культуре. Он направлен на обеспечение организационного, методологического, технологического единства и взаимосвязей библиотек в процессе их деятельности. Его принятие и утверждение состоится после доработки с учетом предложений и замечаний, полученных разработчиками с мест. Наряду с законодательными актами стандарт будет служить механизмом достижения соответствующего уровня возможностей библиотек для выполнения их роли в процессах демократизации общества.

Исходными для оценки уровня организации библиотечного обслуживания и деятельности конкретных библиотек является всестороннее отражение в документе фактора доступности (размещение сети), достаточности ресурсов, их использования. Стандарт включает совокупность требований, правил и норм. В частности, большинство включенных в документ нормативных показателей формируется из расчета на одного жителя, что лишний раз подчеркивает принцип общедоступности библиотек. Характерной особенностью является также новый подход к публичной библиотеке не как к иерархической сети, а как к системе. Она определяется как взаимосвязанная совокупность библиотечных элементов различного иерархического уровня, образующих единую библиотечную единицу (например, библиотека и ее филиалы) или объединенных в кооперированные сети (системы) на добровольной основе.

Использование стандарта открывает новые возможности сотрудничества библиотек и влатных структур, прежде всего на основе того, что многие нормативные (колличественные и качественные) требования стандарта напрямую адресованы органам местного самоуправления, а их выполнение зависит от ответственности этих органов перед населением и местными сообществами в деле организации их обслуживания. В дальнейшем его можно применять в процессе аккредитации библиотек (как в целом, так и по отдельным параметрам), выдавая им сертификаты, подтверждающиеся необходимый уровень возможностей или качества непосредственной деятельности. Таким образом, стандарт будет полезен и необходим в непрерывном процессе самоанализа и осмысления библиотекой достигнутого ею уровня и соответствия принятым профессиональным критериям, что будет в итоге способствовать повышению ответственности библиотек перед обществом. /13, с 17-18./

На основании всех действующих нормативных актов и законов в библиотеке «Кунцево» были составлены различные правила с помощью которых регулируется деятельность библиотеки.

Ниже приведены правила пользования универсальной публичной библиотекой(для взрослого населения) в ЦБС «Кунцево» со сносками на правовые документы.

1.ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНОЙ ПУБЛИЧНОЙ БИБЛИОТЕКОЙ.(для взрослого населения)

1.Общие положения

1.1 ЦБС является информационным, культурным образовательным учреждением, располагающим организованным фондом тиражированных документов и предоставляющим их во временное пользование физическим и юридическим лицам (Федеральный закон – далее ФЗ – «Обиблиотечном деле», ст. 1; Устав библиотеки).

1.2 Настоящие правила разработаны в соответствии с ФЗ «О библиотечном деле», Гражданским кодексом (ГК РФ Ч.1), Положением «Об основах хозяйственной деятельности и финансировании организаций культуры и искусства», Уставом ЦБС «Кунцево», утвержденным Комитетом по культуре г. Москвы.

1.3 В своей деятельности библиотека обеспечивает право свободного и равного доступа к информации, способствует удовлетворению информационных потребностей, самообразованию.

Для достижения этих целей библиотека предоставляет свои фонды во временное пользование через систему читальных залов, абонементов, осуществляет справочно-информационное обеспечение потребностей пользователей (Устав ЦБС «Кунцево»).

1.4 Библиотека общедоступна. Порядок доступа к ее фондам, перечень основных услуг и условия их предоставления устанавливаются настоящими Правилами в соответствии с Уставом ЦБС.

2.ПРАВА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ БИБЛИОТЕКИ.

2.1.Каждый пользователь, независимо от пола, возраста, нацмональности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии, имеет право на библиотечное обслуживание.

2.2.Пользователем библиотеки может стать каждый гражданин, проживающий на территории г. Москвы по предъявлению документов, удостоверяющих его личность, а несовершеннолетние в возрасте до 16 лет - по предъявлению документов, удостоверяющих их законных представителей.

2.3.Лица, не имеющие прописки на территории г. Москвы, имеют право на библиотечное обслуживание только в читальном зале.

2.4.Юридические лица обслуживаются на основе договорных отношений.

2.5.Все пользователи библиотеки имеют право:

-бесплатно получать полную информацию о составе библиотечных фондов через систему каталогов и другие формы библиотечного информирования;

-бесплатно получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;

-бесплатно получать во временное пользование любой документ из библиотечных фондов;

-получать документы или их копии по межбиблиотечному абонементу из других библиотек;

-пользоваться другими видами услуг, в том числе и платными, перечень которых определяется Правилами пользования библиотекой.

2.6.Пользователи библиотеки имеют также право:

-участвовать во всех мероприятиях библиотеки;

-входить в состав различных советов при библиотеки, высказывать свои мнения и суждения о деятельности библиотеки и отдельных работников, вносить предложения по улучшению работы библиотеки, ее структуры;

-ожаловать в суде действия должностных лиц, ущемляющих их права;

-пользоваться платными услугами библиотеки согласно Устава ЦБС.

3. ПРАВА БИБЛИОТЕКИ.

3.1. Права библиотеки определяются в соответствии со ст. 13 ФЗ «О библиотечном деле», гл. 4 Гражданского кодекса (Ч.1), ст. 20 Закона «Об авторском праве и смежных правах», Уставом библиотеки.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ (ст 9 ФЗ – «О библиотечном деле»)

Пользователь обязан:

4.1. Ссоблюдать правила пользования. Пользователи, нарушившие Правила пользования и причинившие ущерб библиотеки, компенсируют его в следующем порядке:

-при утере или порче документа изфонда библиотеки пользователи обязаны заменить их соответственно такими же или признанными равноценными (в том числе и копиями утраченных документов), а при невозможности замены – возместить их индексированную стоимость в 10-кратном размере. Стоимость утраченных, испорченных документов определяется по ценам, действующим в современных рыночных условиях (ст. 12,15 ГК; ст. 20 Закона «Об авторском праве и смежных правах»);

-при нарушении сроков возврата документов, взятых во временное пользование, аобнементы могут быть лишены права пользования библиотекой на сроки, установленные админстрацией; (ст. 12, 330- 331, ст. 334-360 ГК);

-за утрату произведений печати и иных материалов из фонда библиотеки, причинение им невосполнимого вреда и нарушения срока возврата документов несовершеннолетними читателями ответственность несут их родители, опекуны, попечители, учебные заведения, воспитательные или лечебные учреждения, под надзором которых они состоят;

-при иных случаях нанесения вреда имуществу или персоналу библиотеки пользователи несут ответственность в соответствии с действующим законодательством (ГК, УК).

4.2 При получении документов тщательно их рассмотреть и в случае обнаружения каких-либо дефектов сообщить об этом библиотекарю, который обязан сделать соответствующие пометки на выдаваемом документе.

4.3. Бережно относться к документам из фонда библиотеки: не делать в них никаких заметок, пометок из помещения и не загибать страниц, не выносить из помещения библиотеки (отдела), если документы не записаны в читательском формуляре, возвращать их в установленные сроки. Не нарушать расстановки фонда в отделах с открытым доступом, не вынимать карточек из каталогов и карточек.

4.4. Бережно относиться к имуществу библиотеки.

4.5 Соблюдать правила пользования в общественных местах.

5. ОБЯЗАННОСТИ БИБЛИОТЕКИ.

Библиотека обязана.

5.1.Создавать все условия для осуществления прав пользователя на свободный доступ к информации и документам из фондов библиотеки (с. 12 ФЗ «О библиотечном деле»);

5.2.Изучать и наиболее полно удовлетворять запросы читателей. Не допускается использование сведений о читателе и его чтении в любых случаях, кроме научных целей и улучшения организации библиотечного обслуживания (ст. 24 Конст. РФ, ст. 12,п. 1 ФЗ «о библиотечном деле»);

5.3. Содействовать формированию у пользователей информационных потребностей, принимать меры по привлечению пользователей в библиотеку.

5.4.Осуществлять справочно-библиографическое и информационное обеспечение с учетом требований времени.

5.5.Обеспечивать высокую культуру обслуживания читателей, оказывать им помощь в выборе необходимых произведений и иных материалов путем устных консультаций, предоставления а их пользование каталогов и картотек.

5.6.В случае отсутствия в фонде необходимых читателям произведений печати и иных материалов запрашивать их по межбиблиотечному пбонементу из других библиотек.

5.7.Осуществлять учет, хранение и использование находящихся в фондах библиотеки документов в соответствии с установленными Правилами, обеспечивающими их сохранность и рациональное использование, а также произведений печати и иных материалов, являющимися памятниками истории и культуры, с соблюдением требований законодательства РФ.

Сотрудник библиотеки при выдаче документов обязан тщательно просматривать их и в случае обнаружения в них каких-либо дефектов делать соответствующие пометки на выдаваемом документе.

5.8. Систематически следить за своевременным возвращением в библиотеку выданных читателям документов.

5.9.Билиотека по требованию пользователей обязана предоставлять им информацию о своей деятельности по формированию и использованию фондов.

6. ПОРЯДОК ЗАПИСИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ В БИБЛИОТЕКУ.

6.1.Запись в библиотеку осуществляется по предъявлению документа, удостоверяющего личность.

Дети до 16 лет записываются на основании документов, удостоверяющих личность их законных представителей, и их поручительства.

Родители, опекуны, попечители, иные законные представители должны ознакомиться с Правилами пользования и письменно (своей подписью) заверить свою обязанность соблюдения их.

При записи в библиотеку пользователь должен ознакомиться с Правилами пользования и подтвердить обязательство об их выполнении своей подписью на читательском билете или читательском формуляре (ст. 7 ФЗ, ст.26,п.1, ст.28,п.1,3, ст361-363,367 ГК)

6.3.При перемене места жительства, изменении фамилии и других изменениях читатель должен сооб



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: