Объединение Индии при династии Маурьев. Правление Ашоки. Распространение буддизма.




(Глава 24 в Ляпустине, в Кузищине – 31)

Хронология: VI-нач. II

Политика:

Детальная реконструкция и точная датировка событий политической истории Индии середины I тыс. до н. э. невозможны из-за отсутствия источников. В период между временем Будды (ок. 500 и 430 гг. до н. э.) и индийским походом Александра Македонского (327– 325 гг. до н. э.) наиболее могущественные государства складываются на северо-востоке Индии. Царства Магадха и Кошала занимали территорию вдоль среднего течения Ганга, Ватса – в междуречье Ганга и Ямуны. Они управлялись ассамблеями из наиболее знатных общинников.

Постепенно возвышается царство Магадха. К IV в. до н. э. в ожесточенной борьбе с другими царствами, оно объединило под своей властью всю долину Ганга. Бимбисара – один из первых царей Магадхи – покорил несколько соседних племенных союзов, но был убит своим сыном Аджаташатрой. С переменным успехом Аджаташатра вел борьбу со всеми своими соседями. Завершить ее он не сумел, поскольку его постигла участь отца – он был убит своим сыном Удайибхарой.

Дальше на некоторое время установилась власть династии династия Нандов. Об этой династии, которой известно не много. Последний царь династии – Дханананда прославился как обладатель огромного войска, устрашившего даже армию Александра Македонского, вступившего в Индию в 327 г. до н. э. Александр подчинил бассейн Инда, тем самым ликвидировав его раздробленность, дальше Александр не пошел и покинул эти земли, оставив там несколько своих гарнизонов.

 

Антимакедонское движение возглавил Чандрагупта Маурья, затем повел борьбу против династии Нандов. Его поход на восток Индии начался из Пенджаба. Заключив союз с вождем горного племени абисаров, Чандрагупта совершил с ним совместный поход в долину Ганга. Огромное войско Дханананды было разгромлено, Паталипутра – столица Магадхи – осаждена и взята.

В период между 315 и 312 гг. до н. э. произошла коронация Чандрагупты Маурья. Он правил до 298 (288) г. до н. э.

Правление Биндусары – сына и преемника Чандрагупты – длилось 25 (28) лет, его окончание датируется с наибольшей вероятностью 263 г. до н. э.

Следовательно, 262 г. до н. э. можно считать началом правления самого знаменитого индийского царя Ашоки Маурья. При Ашоке держава Маурьев достигла наибольшего расцвета. В настоящее время национальным гербом Индии является изображение львов, украшавшее одну из колонн, установленных во время его правления.

В состав государства Маурьев при Ашоке вошла центральная часть Индии, ряд областей на востоке. Проведя кровопролитную войну против царства Калинга, Ашока затем стремился управлять своим государством, не применяя силу. Такая политика получила название «дхармавиджая» – «завоевание законом». Дхарма Ашоки не имела четко выраженной религиозной направленности. Провозглашенные им принципы относились в равной степени к приверженцам всех учений, как основанных на ведах, так и противоречащих им.

 

Главные памятники от Ашоки – «Эдикты», высеченные на скалах, камнях, специально установленных для этого столбах. Эдикты содержат нормы благочестивого поведения, которым должны были следовать и царь, и все прочие жители его страны. Эдикты Ашоки – первые памятники индийской письменности. Бо́льшая часть эдиктов составлена на местных разговорных наречиях – пракритах – и записана письмом бра́хми. Надписи Ашоки, обнаруженные в Северо-Западной Индии, выполнены письмом кшаро́штхи, а также на арамейском и древнегреческом языках.

· Несмотря на то что эдикты рисуют образ сильного государства с крепкой властью, в действительности держава Ашоки была рыхлой и непрочной: огромные размеры государства при отсутствии хороших дорог, необходимых для передвижения войска и связи между отдаленными регионами страны, разнообразие племен и народов, наличие множества полунезависимых царьков.

· Власть могущественного царя носила, скорее, декларативный характер. Ашока называл себя царем Магадх (столичной части державы), отделяя свои личные владения от остальных. Во многих областях правят местные династии, фактически независимые. Царь считался «владельцем» или «отцом» всей страны. При царе действует царский совет: родственники + важнейшие чиновники.

Ашока Маурья правил 36 или 37 лет, т. е. до 227–226 гг. до н. э. Уже к началу II в. до н. э. династия Маурьев пала. Последний царь Магадхи, относивший себя к династии Маурьев, был убит около 176 г. до н. э. На смену Маурьям пришли династии Шунга и Канва.

 

Экономика:

· Отличительной чертой периода является начало урбанизации. «Прогресс в разделении труда» => Демографический рост => множество новых городов (наиболее крупные – Уджаин, Каушамби, сравнимы с крупнейшими греч. городами) и торговля.

· Показателем развития товарно-денежных отношений служит появление в середине I тысячелетия до н. э. монетной чеканки. Монеты эти еще довольно примитивны и представляли собою кусочки металла (обычно серебра или меди) с «клеймом» — печатью, удостоверяющей качество, но сам факт денежного обращения свидетельствует о происходивших в обществе переменах.

· О социальной структуре и системе управления городом: в буддийских легендах нередко упоминаются купеческие объединения и цеховые организации ремесленников. Селились члены таких объединений обычно вместе, образуя внутригородские соседские общины — кварталы. Таким образом, лица, входившие в объединение, состояли между собою в отношениях родства или свойства, образуя как бы огромные «семьи», или кланы. Главы объединений - городское самоуправление.

· Естественно, что особенно широкими возможностями приумножения богатств располагали верхи городского населения

· Политический строй. В отличие от племенных царьков предшествующего периода правители североиндийских государств середины I тысячелетия до н. э. опирались на служилую знать, на складывающийся административный аппарат. К власти порой приходили и бывшие сельские старейшины или другие выходцы из «народа» (вайшьев).

· Важнейшей опорой правителей государств являлась армия. Иным стало ее оснащение: легкие колесницы сменились тяжелыми квадригами, шире применялись конница и особенно боевые слоны. В середине I тысячелетия до н. э. сельское население было, как правило, безоружно и обязано лишь исправно платить налоги, которые и позволяли содержать государственный аппарат, включая постоянную наемную армию.

 

Одно из главных событий в истории Индии маурийского периода – возникновение и распространение буддизма. Особенную поддержку это учение получило при Ашоке Маурья. (подробнее в билете про буддизм

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: