Автор в литературном произведении




Литературное произведение создает писатель, и когда он пишет конкретное произведение (роман, рассказ или, например, поэму) он становится его автором. Мы можем называть его автором-писателем.

 

Повествование происходит благодаря двум образам – образу повествователя и образу рассказчика. При анализе литературного произведения их называют автором-повествователем и героем-рассказчиком. Автор-повествователь близок писателю, создающему произведению. Герой-рассказчик, благодаря своему участию в событиях, близок читателю, который ему сопереживает, одобряет или осуждает.

 

Писатель   Герой   Читатель
   
  Автор-повествователь   Герой-рассказчик  
                   

 

 

Создавая произведение автор излагает события, развивая сюжет, располагает их в определенном порядке, тем самым создавая композицию, описывает героев, их отношения между собой и поступки, создает пейзаж, вырабатывает язык и стиль произведения, выражает свою оценку. Этот творческий процесс называется повествованием. Таким образом, автор-писатель становится автором-повествователем.

Личность писателя и его образ в произведении могут быть очень близки, иногда неразличимы, но никогда не совпадают. Даже если автор, повествуя, употребляет местоимение «я», то есть пишет от первого лица, и может сложиться впечатление, что он пишет о себе самом, «я» в книге – это домысливаемый или вымышленный образ повествователя. Вот, что пишет об этом выдающийся мыслитель и литературовед М.М.Бахтин: «Подлинный автор не может стать образом, ибо он создатель всякого образа, всего образного в произведении. Поэтому так называемый образ автора может быть только одним из образов данного произведения (правда, образом особого рода)». Следовательно, термин автор может употребляться в двух значения: 1) писатель, создающий произведение, например, Д.И. Фонвизин, А.С. Пушкин, И.С. Тургенев и другие; 2) образ повествователя в произведении.

Автор проявляется в литературном произведении благодаря разным художественным средствам и приемам. Автор может быть скрыт в тексте и может обнаруживать свое присутствие открыто – это можно назвать положением, ролью автора в литературном тексте. Например, Н.В. Гоголь в повести «Тарас Бульба» со стороны описывает события и историческую обстановку давнего времени: «Бульба был упрям страшно. Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый XV век на полукочующем углу Европы…».

С другой стороны, в повести отношение автора к героям и событиям выражается в оценках, рассуждениях. Так, к примеру, Гоголь эмоционально пишет о предательстве сына Тараса Бульбы – Андрия: «И погиб казак! Пропал для всего козацкого рыцарства! Не видать ему больше ни Запорожья, ни отцовских хуторов своих, ни церкви божьей!» В приведенном отрывке мы наблюдаем проявление авторской позиции, которая выражается и через непосредственное отношение к событиям, и через многообразие сюжетных, композиционных средств, описаний и характеристик.

И, наконец, третьим важным средством проявления автора в произведении является авторская речь. Выбор эпитетов, употребление слов того или иного стиля, структура фразы и многое другое выражает авторское присутствие. Сравним два отрывка из поэмы Пушкина «Полтава». Изображая ожесточенность и неистовость Полтавской битвы автор прибегает к перечислению быстрых действий и громких, шумных звуков:

Швед, русский – колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.

Создавая ощущения затишья перед грозными событиями, Пушкин приводит картину ночного покоя и красоты:

Тиха украинская ночь.

Прозрачно небо. Звезды блещут.

Своей дремоты превозмочь

Не хочет воздух…

 

- Раскройте два значения термина «автор».

- Объясните, почему, даже если повествование ведется от первого лица, мы не можем отождествлять писателя и автора-повествователя. Приведите примеры известных вам произведений, в которых автор, повествуя, употребляет местоимение «я».

- Как вы понимаете термин «авторская позиция»? Отвечая на вопрос, опирайтесь на тексты известных вам литературных произведений.

- Найдите в прочитанном тексте ответ на вопрос: какими способами автор выражает в произведении свою позицию.

 

Образ автора в литературе изменялся со временем. Если народное творчество (фольклор) было коллективным¸ то позже литература приобретает авторский, индивидуальный характер. Эти две формы авторства – коллективная и индивидуальная – существуют одновременно, исторически развиваясь. В каждую историческую эпоху писатель по-разному оценивал свою значимость, поэтому образ автора проявлялся в произведениях в зависимости от времени их создания. Это вы сможете проследить на примере произведений, вошедших в данный раздел раздела учебника.

В Литературе Древней Руси создатель текста видел свою роль не в том, чтобы написать новое, оригинальное произведение, а в том, чтобы точно следовать устоявшимся правилам, канонам, сделать произведение продолжением традиции. Об этом свидетельствует окончание «Жития Сергия Радонежского». Епифаний Премудрый, его автор, пишет о его герое: «Сравним его с теми, кто древле просиял добродетелями жития и мудростью, и увидим, что воистину ни в чем он не уступал им, тем божественным мужам…».

Произведения древнерусской литературы отличались дидактическим пафосом, то есть основное внимание в них уделялось поучению иидее пользы. Вот как Епифаний Премудрый объясняет, зачем нужно написать житие Преподобного Сергия: «Если житие святого мужа написано будет, то от этого великая польза и утешение всем: и пишущим, и рассказывающим, и слушающим». Фигура же писателя-создателя текста не имела большого значения, поэтому говоря о древнерусской литературе принято называть создателя текста книжником, а не автором. В самом начале, когда древнерусская литература только зарождалась, задача книжника заключалась в том, чтобы точно и без ошибок переписать текст. Со временем книжникам нужно было создавать новые тексты, но при этом личность создателя никак не проявлялась в созданном тексте.

Идея поучительности литературы как главная ее цель сохраняется в литературе эпохи Просвещения (конец XVII – начало XIX веков). Для представителей классицистического литературного в основе создания произведения лежала идея, она определяла все в произведении. Например, в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» (1782) герои строго разделены на две группы в зависимости от темы – воспитание молодого дворянина-гражданина., что обусловило сатирический пафос комедии; личность автора в комедии проявлялась более явно. В конце 18-го века в русской литературе были созданы два произведения: «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева (1790) и повесть «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина.(1792), в которых образ автора представал по-новому.

Главной целью обоих произведений было воздействие на чувства и разум читателя, вызвать в нем сочувствие и душевный отклик. Карамзин утверждал, что личность автора играет важнейшую роль в произведении, это должна быть личность благородного и чувствительного человека. Он писал: «дурной человек не может быть хорошим автором». Карамзин первый в русской литературе поместил автора в один мир с героем: так повествователь в «Бедной Лизе» прогуливается и размышляет в тех местах, где разворачивались события повести. Вся книга Радищева обращена к читателю, любая мысль и чувство автора становятся предметом разговора с читателем. Вот его гневные слова, направленные против торговли крепостными: «Вольные люди, ничего не преступившие, в оковах, продаются как скоты! О законы!..» Повествователь у Радищева постоянно оказывается среди персонажей его глав-очерков: то он выходит из дорожной коляски и разговаривает с крестьянином, то встречает собеседника на станции, то попадает в толпу на празднике.

В начале XIX века автор для большей убедительности и впечатления реальности героев и происходящих в произведениях событий часто передает право повествовать от его имени условному автору – «литературной маске». Таким автором был некто Белкин у Пушкина в «повестях Белкина» (1830) или пасечник Рудый Панько в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Гоголя (1830-1832). А в романе «Капитанская дочка» Пушкин наделяет главного героя Петра Гринева двойной ролью: тот рассказывает о событиях своей юности, выполняя тем самым роль героя-рассказчика, и одновременно является в пожилом возрасте автором мемуаров, воспоминаний о Пугачевском бунте, выступая автором-повествователем. Так Пушкин сохраняет свою позицию как создатель романа, оценивает события с высоты возраста Гринева и воспринимает все непосредственно как юноша Гринев.

К середине XIX века герой в литературном произведении не только становится вровень с автором, но и начинает занимать его место. Этот процесс хорошо виден на примере повести И.С.Тургенева «Ася», в которой повествование ведется от лица героя-рассказчика. При анализе повести эти два образа часто оказываются неразличимы, однако эффект этого литературного приема значителен для развития художественной литературы. Во-первых, благодаря герою-рассказчику читатель чувствует себя ближе у описываем событиям и героям, а во-вторых, за автором остается его позиция, которую он может выразить другими средствами.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: