5 Проблемы перехода от тоталитаризма к демократии.
Понятие "демократия" в современном политическом языке – одно из наиболее распространенных. Также трудно назвать проблему, которая бы привлекала столь пристальное внимание исследователей, как проблема демократии. По мнению одного из "светил" российской политологии К.С. Гаджиева "эта проблема необъятна по своим масштабам, и естественно, ее подача в учебном курсе политической науки сопряжена с почти непреодолимыми трудностями". Обычно авторы уделяют очень большое внимание изложению, анализу и критике теоретических концепций (или моделей) демократии, созданных высоколобыми интеллектуалами. Если учесть, что разновидностей подобных моделей более пяти сотен, то их "подача в учебном курсе политической науки сопряжена с почти непреодолимыми трудностями".
Для студента технического вуза практика является высшим критерием истинности теории, а потому абстрагируемся от малопродуктивных дискуссий "чистых" теоретиков и сконцентрируем свое внимание на реально существовавших в истории и существующих ныне типах демократии, уделив основное внимание современной западной либеральной демократии, которую, вот уже около двух десятилетий пытаются построить в нашей стране.
Оставаясь верными принятой в данном учебном пособии методике изложения сложных проблем политологии и политической философии четко и понятно (без ущерба для научной полноты) начнем изложение проблем демократии с небольшого экскурса в историю.
5.1 Понятие “демократия”, организационные формы ее осуществления
Сам термин "демократия" является одним из самых древних в обществоведении. Это слово впервые встречается в трудах "отца истории" Геродота. Тогда демократию рассматривали как особую форму государственной власти, особую разновидность организации государства, при которой власть принадлежит не одному лицу и не группе лиц, а всем гражданам, которые пользуются равными правами на управление государством. Афинский политик Перикл так писал о демократии в V веке до н.э.: "называется этот строй демократическим потому, что он основан не на меньшинстве граждан, а на большинстве их. По отношению к частным интересам законы наши представляют равноправие для всех". С тех пор содержание этого термина существенно расширялось и в современных условиях оно имеет различные значения.
В настоящее время демократию рассматривают:
– как форму устройства любой организации; как принцип взаимоотношений, основанный на равноправии, выборности, принятии решений большинством;
– как идеал общественного устройства, основанный на свободе, правах человека, гарантиях прав меньшинства, народном суверенитете, политическом участии, гласности, плюрализме, толерантности;
– как тип политического режима, характеризующийся совокупностью определенных признаков. В последнее время очень широкую популярность приобрело определение политической демократии, данное полтора века назад Авраамом Линкольном: "Government of the реорlе, by the реорlе, for the реорlе" ("Правление народа, посредством народа, для народа").
Нас будет интересовать этот третий круг значений термина "демократия" и речь дальше пойдет именно о нем. Само это слово образовано путем слияния двух греческих корней demos – "народ" и kratos – "власть", однако, переводить его как "власть народа" пока не будем. Рассмотрим вначале три основные организационные формы осуществления демократии.
В зависимости от того, как народ (demos) участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции (kratos), демократия делится на прямую, плебисцитарную и представительную (репрезентативную).
В прямых формах народовластия граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая форма участия доминировала в античных демократиях. Практически она возможна в сравнительно небольших коллективах (на производственных предприятиях, в общинах, городах и т.п.), причем в тех случаях, когда принимаемые решения достаточно просты и участие в их подготовке и обсуждении не требует специальной квалификации. В современном мире прямая демократия встречается главным образом на уровне местного самоуправления, например, в американских и швейцарских общинах, в израильских кибуцах (поселениях коммунистического типа) и т.п. Распространенность прямых форм демократии прямо зависит от того, насколько удается децентрализовать процесс вынесения решений и передать право их принятия сравнительно небольшим, локальным коллективам.
К прямой демократии обычно относят так называемый императивный мандат, предполагающий обязанность выборных представителей голосовать строго в соответствии с наказом избирателей, их волей. Так, характер императивного мандата имеет коллегия выборщиков президента США, обязанных отдать свой голос за кандидата, победившего в соответствующих штатах. Императивный мандат как бы консервирует волю избирателей, не позволяя его носителям участвовать в обсуждении и принятии компромиссных вариантов решений.
Вторым каналом участия граждан в осуществлении власти является плебисцитарная демократия. Различие между ней и прямой демократией проводится не всегда, поскольку обе эти формы участия включают непосредственное волеизъявление народа, однако оно существует. Суть его состоит в том, что прямая демократия предполагает участие граждан на всех важнейших стадиях процесса властвования (в подготовке, принятии политических решений и в контроле за их осуществлением), а при плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены. Им предоставляется право посредством голосования одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона или другого решения, который обычно готовится президентом, правительством, партией или инициативной группой. Возможности участия основной массы населения в подготовке таких проектов очень невелики даже в тех случаях, когда непосредственно самим гражданам предоставляется право подготавливать и выносить их на рассмотрение законодательных органов или на всенародное голосование.
Плебисцитарные институты нередко используются в целях манипулирования волей граждан, достигаемого, в частности, с помощью двусмысленных формулировок вопросов, выносимых на голосование. Они, особенно референдумы и опросы, достаточно широко применяются на различных уровнях управления: в общинах, городах, областях, в масштабах всего государства.
Третьей, ведущей в современных государствах формой политического участия является, представительная демократия. Ее суть – в опосредованном участии граждан в принятии решений, в выборе ими в органы власти своих представителей, призванных выражать их интересы, принимать законы и отдавать распоряжения. Представительная демократия необходима особенно тогда, когда из-за больших территорий или вследствие других причин затруднено регулярное непосредственное участие граждан в голосованиях, а также когда принимаются сложные решения, труднодоступные для понимания неспециалистов. Итак, вернемся к переводу древнегреческого слова "демократия". Прямая демократия – это "власть народа".
Плебисцитарная демократия – это "властное решение, одобренное народом".
Представительная демократия – это "власть, избранная народом".
Подробно основные черты демократического политического режима будут охарактеризованы в третьем вопросе темы, сказанное выше суммируем в определении.
Демократия – тип политической системы общества и способ ее функционирования, основанные на признании народа единственным источником власти, наделении граждан широким кругом прав и свобод, обеспечении реальных условий и возможностей для участия населения в решении всех государственных и общественных проблем.
5.2 Исторические типы демократии
Можно выделить несколько основных исторических типов демократии.
1 Первобытная демократия. Демократические формы организации уходят корнями в глубокое, еще до-государственное прошлое – в родовой строй. Они возникают вместе с появлением самого человека. Некоторые ученые-этнографы утверждают, что демократия – один из важнейших факторов антропогенеза, появления всего рода человеческого, поскольку она стимулировала развитие равноправного общения людей, их самосознания и свободного мышления, индивидуальной ответственности и личного достоинства. Как свидетельствуют этнографические исследования, недемократические формы организации, основанные на строгой иерархии и подчинении, жестком индивидуальном закреплении управленческих и исполнительных ролей по образу муравейника или пчелиного роя, заводили развитие наших предков в тупик.
Через родовые формы демократии прошли все народы. Их типичный пример – организация управления у американских индейцев-ирокезов. Все взрослые мужчины этого рода обладали равным правом голоса при выборе и смещении своих высших руководителей – старейшины (сахема) и вождя (военного предводителя). Высшей властью в роде являлся совет – собрание всех его взрослых представителей. Он избирал и смещал сахемов и вождей, решал вопросы войны и мира, принятия в свой род посторонних и др.
Род выступал демократической единицей более сложной организации – союза фратрий – братства нескольких особенно близких друг другу по территории, общению, родственным и иным связям родов, которые при сохранении автономии имели общий совет как высший орган власти. Несколько фратрий составляли племя. Им руководил совет племени, состоявший из сахемов и военных вождей всех родов. Заседания этого совета проходили открыто, при участии в обсуждении любых членов племени, которые, однако, не имели права голосования. Решения на таких советах обычно принимались по принципу единогласия.
У отдельных, а затем и у большинства племен существовали верховные вожди, выбираемые из сахемов или военачальников. Их полномочия были ограничены. Некоторые из племен заключали союзы, руководили которыми советы союза, состоявшие из сахемов и вождей.
Подобные формы демократии существовали у древних греков, германцев, славян и других народов. Всюду родовая демократия основывалась на кровнородственных связях, общей собственности, низкой плотности и относительной немногочисленности населения, примитивном производстве. Она не знала четкого разделения управленческого и исполнительского труда, не имела специального аппарата управления и принуждения. Функции власти были ограничены. Основная сфера отношений между людьми регулировалась обычаями и табу. Власть советов и вождей (старейшин) держалась на моральном авторитете и поддержке соплеменников. Это была достаточно примитивная, догосударственная демократия, или общинное самоуправление.
С развитием производства и общественного разделения труда, ростом населения, появлением частной собственности и углублением социального неравенства первобытная демократия была подорвана и уступила место авторитарным (монархическим, аристократическим, олигархическим или тираническим) формам правления. Однако даже в авторитарных государствах на протяжении многих веков, а в отдельных странах и до наших дней сохранились некоторые традиционные демократические формы организации, особенно общинное самоуправление. Традиции первобытной демократии оказали большое влияние на появление демократических государств в Древней Греции и в Риме.
2 Античная рабовладельческая демократия. Первой, классической формой демократического государства явилась Афинская республика. Она возникла в V в. до н.э. Начало демократическому развитию Афин положили реформы архонта Солона, который в VI в. до н.э. провел глубокие хозяйственные и политические реформы. Они, в частности, предусматривали освобождение плебса от государственных налогов, наделение всех граждан правом выбирать должностных лиц (магистратов) и требовать у них отчета. Однако сами государственные правители могли быть лишь из числа тех, кто оплачивал государственные налоги и военные расходы, т.е. из богатых граждан.
Хотя во времена Солона демократия в Афинах делала еще первые шаги, идеи выборности и подконтрольности правителей, добровольного согласия подчиняться власти, причем не отдельным лицам, а закону, получили массовое распространение и развитие. Наиболее полно они были реализованы во времена Перикла в V в. до н.э. Этот период считается золотым веком афинской демократии.
Перикл руководил афинским правительством и считался народным вождем. Человек незаурядного ума, искусный оратор, тонкий политик, он был противником тирании, определяемой им как правление одной части общества над всеми. Осуществленные под его руководством реформы предусматривали равномерное распределение власти среди всех свободных граждан (в их число не входили рабы, женщины и некоренные афиняне, имеющие вид на жительство).
Афинская республика представляла собой преимущественно коллективистскую форму демократии. Объединяющим граждан началом была их общая заинтересованность в сохранении своего привилегированного положения, основанного на рабовладении, которое считалось совместным, общинным. Государство состояло из однородных в классовом, этническом и религиозном отношениях граждан. Между индивидом и обществом обычно не возникало острых конфликтов, так как не существовало четкого разделения частной и общественной жизни.
Индивид считал само собой разумеющимся участие в делах общества и государства, между которыми не проводилось различий. Он легко идентифицировал себя с полисом и принимаемыми большинством решениями и чувствовал себя свободным в качестве органической частички единого целого. Это, как пишет видный теоретик либерализма Бенжамен Констан, была коллективная свобода, которая "состояла в коллективном, но прямом осуществлении нескольких функций верховной власти, взятой в целом, обсуждении в общественном месте вопросов войны и мира, заключении союзов с чужеземцами, голосовании законов, вынесении приговоров, проверке расходов и актов магистратов, их обнародовании, а также осуждении или оправдании их действий. Но одновременно со всем этим, что древние называли свободой, они допускали полное подчинение индивида авторитету сообщества, как совместимое с коллективной формой свободы. Все частные действия находятся под суровым надзором. Личная независимость не простирается ни на мнения, ни на занятия, ни, тем более, на религию".
Беспрекословное подчинение индивида полису не означало, что афинская демократия была свободна от внутренних конфликтов. Такие конфликты периодически возникали, в первую очередь внутри правящего класса между знатью, богатыми – с одной стороны, и беднотой – с другой. Во времена Перикла противоречия между ними были сглажены, прежде всего, за счет общего повышения благосостояния граждан и роста "среднего класса".
С количественными изменениями среднего класса оказался прямо связан как расцвет афинской демократии, так и ее закат. Об этом свидетельствуют следующие факты. В 480 г. до н.э. из 30 тыс. ее граждан 20 тыс. относились к низшему имущественному сословию – фетам. К концу эпохи Перикла (примерно 429 г.) фетов было лишь 20 тыс. на 42 тыс. граждан. Впоследствии же, на закате демократии (к 350 г. до н.э.), пролетарии составили большинство – 12 тыс. против 9 тыс. зажиточных граждан, что способствовало перерождению демократии во власть черни – охлократию.
Античная демократия заботилась о создании благоприятных условий для участия граждан в управлении делами государства. За счет использования труда рабов (большинство семей имели от одного до десяти рабов) граждане обладали для этого достаточным свободным временем. Кроме того, бедные получали поддержку из государственной казны, а также плату за присутствие на общественных мероприятиях. Тем самым всем обеспечивался необходимый для занятия общественными делами "прожиточный минимум". Общественное мнение также стимулировало политическую активность народа, оценивая участие в политике как единственное достойное занятие афинского гражданина.
Все эти факты позволяют характеризовать античную модель народовластия как демократию преимущественно социальную, т.е. не только провозглашающую равенство политических прав, но и обеспечивающую более или менее равные социальные условия, необходимые для их фактического использования.
В афинском полисе господствовала прямая демократия. Главным институтом власти служило Народное собрание. Именно в нем без каких-либо опосредующих звеньев – партий, парламента или бюрократии – формировалась общая воля, принимались законы и решения.
Власть Народного собрания ничем не ограничивалась и простиралась на любые проявления частной жизни. Абсолютность и всепроникновение власти таили в себе опасность вырождения демократии в тиранию. "Обладание безграничной властью, – писал Д. Актон, – которая разъедает совесть, ожесточает сердце и затуманивает разум монархов, оказало свое деморализующее влияние и на прославленную демократию Афин. Плохо быть притесняемым меньшинством, но еще хуже – большинством. Ибо в массах таится резерв скрытой силы, которой меньшинство почти не может противостоять. Абсолютную волю всего народа нельзя обжаловать, от нее не спасешься и не скроешься".
Пока Народное собрание находилось под влиянием таких мудрых и авторитетных вождей, как Перикл, и противоречия между богатыми и бедными гражданами были сглажены, всевластие большинства сочеталось с терпимостью к различным мнениям, свободе слова и не перерастало в расправу над меньшинством. Однако со сменой авторитетов и ростом имущественного неравенства граждан, усилением влияния черни и общим падением нравов Афинская республика приобрела черты охлократии и тирании большинства. Всевластие демоса превратилось в абсолютное. Законодатель в лице большинства стал выше закона и попытался решениями, принимаемыми плебсом на рыночной площади, управлять военными действиями, присуждая к смертной казни военачальников за проигранные сражения. Частым явлением стали расправы бедных над богатыми, гонения на еретиков и инакомыслящих, в том числе виднейших философов и мудрецов. Яркие примеры таких расправ – дело об оскорблении божеств ("процесс гермокопидов"), изгнание философа Анаксагора, присуждение к смерти величайшего мыслителя того времени Сократа.
Всевластие большинства над меньшинством позволяет характеризовать афинскую демократию как форму правления с сильными деспотическими и даже тоталитарными тенденциями. Неэффективность правления, коррупция, произвол в отношении к меньшинствам, исключение из числа граждан некоренных афинян, преследование инакомыслящих – все это вызывало недоверие к демократии и усиливало лагерь политической оппозиции. Активизация борьбы за власть побудила афинян принять специальный закон, предусматривающий смертную казнь и конфискацию имущества лиц, посягающих на демократию.
Однако спасти демократию не смогли ни карательные меры, ни даже пришедшее на ее закате осознание необходимости конституционно ограничить решения большинства и тем самым оградить государство и граждан от капризов и сиюминутных настроений плебса. Афинская республика была подорвана не только вырождением демократии, но, прежде всего, экономическими причинами, низкой эффективностью труда рабов, а также военными поражениями. Олигархический переворот 411 г. до н.э. положил начало периоду политической нестабильности и постепенной ликвидации демократической формы правления.
3 Средневековая феодально-сословная демократия. В целом в период средневековья в Европе и во всем мире на многие века утвердилось господство авторитарных, преимущественно монархических форм правления. Впрочем, демократические формы общественно-политической организации не исчезли полностью из социальной практики, приняв форму феодально-сословной демократии.
Одним из ярких примеров подобного режима является Речь Посполитая, созданная по Люблинской унии 1569 г. и "стертая" с политической карты мира по Третьему разделу 1795 г. Напомним, что Королевство Польша и Великое княжество Литовское объединились в государство Речь Посполитая, название которого с польского переводится как "Республика". Часто в исторической литературе этот режим характеризуют как "шляхетскую республику".
Еще в 1505 г. в Королевстве Польша была принята так называемая Радомская конституция, вводившая принцип "Нихиль нови", предполагавший, что новые законы впредь легитимно издаются лишь с согласия двух палат вального (т.е. общего) сейма – высшего законодательного органа в государстве, состоявшего из двух палат: сената (верхняя палата) и нижней палаты – посольской избы из земских послов – представителей шляхты, избиравшихся на сеймиках, репрезентовавших все дворянство.
В сейме была представлена только шляхта (т.е. дворянство, включающее в себя и духовенство). Все остальные сословия (крестьяне, ремесленники, торговцы) именовались "быдло", т.е. "скот". А какие права могут быть у скота, включая и представительство в парламенте? Зато шляхта была наделена максимально широким кругом свобод.
В 1573 г. дворянство вынудило короля Генриха Валуа принять так называемые Генриковы артикулы, превращавшие Речь Посполитую в настоящую республику для дворян. Этот документ предполагал:
1 Принцип вольной элекции короля. Король избирался шляхтой пожизненно на специальном "конвокационном" сейме. Полномочия монарха уступали по полноте и объему полномочиям многих современных президентов. Без согласия сената король не имел права ни начать войну, ни заключать мир, без одобрения сейма – созывать "посполитое рушение", т.е. войско.
2 Право дворянства на отказ от послушания королю, если тот нарушил принятые ранее соглашения. По-польски это именовалось "рокош" – "бунт" – союз шляхты против короля с целью заставить того соблюдать законы, принятые парламентом.
3 "Либерум вето" – "свободное запрещаю" – право любого члена сейма Речи Посполитой своим голосование "против" сорвать принятие согласованного постановления высшего законодательного органа. Как видим, предполагалось, что сейм должен функционировать на принципах консенсуса.
Подводя итог рассмотрению исторических форм демократии необходимо констатировать, что все они были демократиями подавляющего меньшинства населения. В первобытной демократии гражданскими и политическими правами были наделены только мужчины-воины (не более 25 % населения), в античных Афинах из 350 тыс. жителей города граждан-мужчин было максимум 25 тысяч человек (8%), шляхтичей в Речь Посполитой было не более 5% населения. Столь значительная малочисленность правящего слоя роднит древние демократии с авторитарными режимами, одним из родовых признаков которых, как известно, является концентрация политической власти в руках узкого круга лиц. Однако названные исторические типы могут все же быть отнесены к демократиям в силу наделения лиц, признаваемых гражданами, широкими демократическими правами, это – во-первых, и, во-вторых, благодаря демократическому принципу организации макроуправления.
Современная западная демократия, будучи исторически и генетически связанной с названными типами, в корне отличается от них.
5.3 Современная западная либеральная демократия
Существующие в наши дни демократические системы ведут свое начало от форм правления, возникших в конце XVIII – XIX вв. под прямым и разносторонним влиянием либерализма. Заслуги либерализма в развитии политической и демократической мысли чрезвычайно велики. Это идейное и политическое течение выступило под знаменем свободы личности, ограждения ее от государственной тирании.
Либерализм впервые в истории социальной мысли отделил индивида от общества и государства, разграничил две автономные сферы – государство и гражданское общество, ограничил конституционно и институционально сферу действия и полномочия государства в его взаимодействии с гражданским обществом и личностью, защитил автономию и права меньшинства по отношению к большинству, провозгласил политическое равенство всех граждан, наделил личность фундаментальными, неотъемлемыми правами и утвердил ее в качестве главного элемента политической системы.
Родиной либеральных идей и первым местом практического воплощения многих из них является Англия. Еще в эпоху средневековья, когда в континентальной Европе усиливался абсолютизм, англичане сумели ограничить власть монарха. Исходным пунктом многовекового процесса постепенной либерализации английского государства явилось принятие в 1215 г. первого прообраза современных конституций – Великой Хартии Вольностей. Эта хартия была еще далека от демократии и ограничивала права монарха в пользу аристократии. Однако в ней провозглашалось и право гражданина на личную свободу и безопасность – "ни один свободный человек не должен быть арестован, заключен под стражу, лишен собственности, унижен, изгнан или наказан каким-либо другим способом иначе, как по закону".
Уже с XIV в. в Англии существовал парламент, который в 1689 г. с принятием "Билля о правах" окончательно получил законодательные права. (С этого момента ведет начало законодательный парламентаризм.) Однако этой стране потребовалось еще более двух столетий для демократизации парламента, первоначально больше походившего на средневековое собрание высших сословий, чем на современный законодательный орган.
Идеи и практика либерализма долгое время не совпадали с демократией как теорией и движением. Идеологи раннего либерализма – Джон Локк, Монтескье и другие – были озабочены никак не обеспечением всем гражданам равных политических прав и их привлечением к управлению государством, но стремились оградить класс собственников, а часто и аристократию от произвола со стороны монарха, устранить феодальные ограничения, препятствующие частнопредпринимательской деятельности.
Настороженное отношение либерализма к массам повлияло на либеральную демократию, которая явилась как бы сплавом либеральной идеи ограничения произвола власти с помощью индивидуальных прав и демократического принципа народного суверенитета. В целом же западной либеральной демократии в ее классическом варианте присущи следующие характерные черты:
1 Индивидуалистичность, признание личности первичным и главным источником власти, приоритет прав индивида над законами государства. Права личности в целях защиты закрепляются в конституции, неукоснительное выполнение которой контролирует независимый суд.
2 Узкополитический, формальный характер демократии, вытекающий из узкого, негативного понимания свободы как отсутствия принуждения, ограничений. В отличие от античной демократии свобода здесь трактуется не как возможность активного равноправного участия в политике, а как пассивное индивидуальное право быть огражденным от вмешательства со стороны государства и других людей. "Целью древних, — писал в этой связи Б. Констан, – было разделение общественной власти между всеми гражданами страны. Это-то они и называли свободой. Цель наших современников – безопасность частной сферы и они называют свободой гарантии, создаваемые общественными институтами в этих целях".
3 Парламентаризм, преобладание представительных форм политического влияния. Как писал Д. Актон, урок афинской демократии "учит, что правление всего народа, будучи правлением самого многочисленного и могущественного класса, есть зло такого же порядка, что и неограниченная монархия, и нуждается, почти по тем же самым причинам, в институтах, которые бы защищали его от самого себя и утверждали бы постоянную власть закона, ограждая его от произвольных переворотов во мнениях".
4 Ограничение компетенции и сферы деятельности государства преимущественно охраной общественного порядка, безопасности и прав граждан, социального мира и т.п., его невмешательство в дела гражданского общества, экономические, социальные и духовно-нравственные процессы.
5 Разделение властей, создание сдержек и противовесов как условия эффективного контроля граждан над государством, предотвращения злоупотреблений властью. Как отмечал еще в XVIII в. Монтескье, общество в состоянии проконтролировать лишь ту власть, которая раздроблена и отдельные части которой противопоставлены друг другу.
6 Ограничение власти большинства над меньшинством, обеспечение индивидуальной и групповой автономии и свободы. Меньшинство обязано подчиняться большинству лишь в строго определенных вопросах, за пределами которых оно полностью свободно. Меньшинство вправе иметь свое мнение и отстаивать его в рамках закона, невзирая на принятые большинством решения.
Эти и другие черты либеральной демократии свидетельствуют, что она стала крупным шагом вперед на пути освобождения человека, уважения его достоинства и основополагающих прав. В то же время этот тип демократии, представленный в своем классическом варианте, весьма далек от идеала народовластия и обоснованно подвергается критике.
Практика ХХ в. внесла определенные коррективы в западную либеральную демократию, усилив ее социальную направленность и предприняв определенные шаги в достижении большего социального равенства.
Можно сказать, что современные демократические режимы Европы и Северной Америки базируются на нескольких "опорных основах", которые образно можно сравнить с "китами" или "слонами", по представлению древних народов, поддерживавших землю.
Экономическая основа современной демократии – высокоразвитая экономика, базирующаяся на частной собственности и рыночных отношениях. В исследованиях, проведенных политологами С. Липсетом, В. Джэкмэном Д. Куртом и др., убедительно доказано, что стабильный экономический рост в конечном итоге приводит к демократии. Согласно статистическим данным, среди 24 стран с высоким уровнем доходов лишь три – недемократические. Среди среднеразвитых стран насчитывается 23 демократии, 25 диктатур и пять стран находятся в состоянии перехода к демократии. Из 42 стран с низким экономическим уровнем развития и низким уровнем доходов лишь две могут быть названы демократическими. С этой точки зрения, динамично развивающейся в экономическом отношении КНР, может быть, и не столь уж далеко до демократии, как кажется при анализе ее политической системы, контролируемой КПК.
Социальная основа западной демократии – средний класс умеренно зажиточных собственников, составляющих большую часть населения. Уже в древности существовало понимание того, что именно средний класс является опорой демократии. "Государство, состоящее из средних людей, – писал Аристотель, – будет иметь и наилучший государственный строй". По его мнению, многочисленный "средний класс" сплачивает общество, предотвращает раскол граждан на противоборствующие группы и, тем самым, стабилизирует государство. Власть большинства будет только тогда наилучшей формой правления, когда оно состоит не из бедняков, демоса, а из средних в имущественном отношении, умеренных в нравах и претензиях к государству людей. Эту форму правления Аристотель называл "политией". Только в середине ХХ века с реализацией на практике модели "государства всеобщего благосостояния" западным демократиям удалось стать "политиями", где подавляющее большинство граждан имеют реальные возможности удовлетворять все свои "разумные" (а часто и неразумные по чрезмерности – три автомобиля на семью из четырех человек, к примеру) потребности. С другой стороны, многочисленные и тщетные демократические потуги стран "третьего мира" показывают, что попытки организовать жизнь в нищей стране на демократических основах, обречены на провал.
Идеологическая основа современной либеральной демократии – концепция прав человека, превратившаяся в конце ХХ века в Конституцию планеты Земля. В своем концентрированном виде эта концепция изложена во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. и дополненной 19 декабря 1966 г. двумя пактами: один об экономических, социальных и культурных правах, другой – о гражданских и политических правах.
Права человека — это права, неразрывно связанные с самим существованием человека: право на жизнь, на свободу во всех ее проявлениях, право на уважение человеческого достоинства, на сопротивление угнетению. Эти права неотъемлемы, иначе говоря, запрещено любое посягательство на эти права. Права человека могут быть ограничены только в той мере, в какой это необходимо для защиты прав другого человека. Права человека неотчуждаемы, другими словами, человек сам не вправе от них отказаться, ибо без этих прав он уже не является человеком. Права человека принадлежат каждому индивиду, независимо от принадлежности к гражданству той или иной страны, расовой или национальной принадлежности. Каждый человек является носителем естественных, порожденных самой природой человека, прав. Признание и защита прав человека — главная обязанность государства. Государство ни в коей мере не наделяет индивида правами, оно лишь должно признать их существование.
Венская декларация Всемирной конференции по правам человека 1993 г. гласит: "Все права человека универсальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Международное сообщество должно относиться к правам человека глобально, на справедливой и равной основе, с одинаковым подходом и вниманием". В 90-х гг. ХХ в. международное сообщество фактически признало приоритет прав человека над национальным законодательством, начав преследования политиков (в т.ч. диктатора Чили генерала Аугусто Пиночета), виновных в преступлениях против человечности, но неподсудных по внеправовым законам своих стран.
Глобальное торжество концепции прав человека окончательно превратило исторический тип западной либеральной демократии в первую в истории "демократию большинства". Это позволяет по-новому интерпретировать термин "либеральная" в наименовании данного типа.
Либеральная демократия – значит "свободная" демократия, т.е. признающая наличие неотъемлемых прав и свобод у всех людей, и, более того, предпринимающая конкретные шаги для реализации на практике задекларированных прав и свобод. При анализе ситуации в странах Западной Европы и Северной Америки становятся очевидными значительные успехи, достигнутые на этом пути передовыми демократическими государствами.
5.4 Противоречия и недостатки демократии
Знаменитый британский политик, премьер-министр и известный острослов Уинстон Черчилль (1874 – 1965 гг.) однажды сказал, что "демократия есть самая плохая форма правления, если не принимать во внимание все остальные, время от времени подвергавшиеся проверке". Смысл данного высказывания, заключается, по нашему мнению, в том, что демократия не есть панацея от всех социальных бед, она – лишь "операционная среда", позволяющая строить достойную человека жизнь.
В качестве недостатков классической либеральной демократии обычно отмечают:
1 Формальность и, как следствие, декларативность демократии для бедных, социально не обеспеченных слоев населения, ее превращение из народовластия в соревнование денежных меш ков. Нераспрост