Сенситивные периоды развития




Структура включающая ряд взаимосвязанных компонентов в процессе социализации

1. Коммуникативный компонент. Вбирает в себя все многообразие форм и способов овладения языком и речью, другими видами коммуникации и использование их в разных обстоятельствах деятельности и общения.

2. Познавательный компонент предполагает освоение определенного круга знаний об окружающей действительности, становление системы социальных представлений, обобщенных образов. Он реализуется в значительной степени в процессе обучения и воспитания, в общении. А проявляется в ситуациях самообразования, когда ребенок ищет и усваивает информацию по собственной потребности и инициативе, чтобы расширить, углубить, уточнить свое представление о мире.

3. Поведенческий компонент – это обширная и разнообразная область действий, моделей поведения, которые усваивает ребенок: от навыков гигиены, бытового поведения до умений в различных видах трудовой деятельности. Этот компонент так же предполагает освоение различных правил, норм, обычаев, выработанных в процессе общественного развития, и должны быть усвоены в ходе приобщения к культуре данного общества.

4. Ценностный компонент – это ценностные ориентации, которые определяют избирательное отношение ребенка к ценностям общества. Ребенок, включаясь в жизнь общества, должен не только правильно воспринять предметы, социальные явления и события, понять их значение, но и сделать значимыми лично для себя, наполнить их смыслом.

Первый период социального развития от 0 до 6 лет характеризуется глобальной ориентацией познавательной активности ребенка на формирование чувственного образа окружающего мира. Ребенок в возрасте от 0 до 3 лет является сверхчувствительным резонатором эмоций родителей, главным образом матери. Его впитывающее мышление вбирает в себя способы эмоционального реагирования взрослых по отношению к событиям, происходящим в мире. Поэтому наиболее подходящей окружающей средой, способствующей оптимальному детскому развитию, являются родительский дом и забота.

Сенситивные периоды развития

1. Сенситивный период развития речи длится в среднем от 0 до 6 лет.

2. Сенситивный период восприятия порядка. Длится этот период от 0 до 3 лет, причем этап наивысшей интенсивности его протекания наступает в среднем около 2 – 2.5 лет.

3. Сенситивный период сенсорного развития. Он длится в среднем от 0 до 5.5 лет.

4. Сенситивный период восприятия маленьких предметов. Этот период трудно не заметить, ребенок постоянно манипулирует мелкими предметами и длится он в среднем от 1.5 до 2.5 лет.

5. Сенситивный период развития движений и действий. Длительность этого периода в среднем продолжается от 1 года до 4 лет, и важность его для общего развития ребенка трудно переоценить.

6. И последний период называется Сенситивным периодом развития социальных навыков. Примерно в возрасте 2.5 – 6 лет ребенок начинает активно интересоваться формами вежливого поведения. Он подражает тому, что он видел и пережил дома, на улице, и воспроизводит это бессознательно в своем поведении. Это время, когда ребенку необходимо помочь научиться культурным формам общения, чтобы он чувствовал себя адаптированным и уверенным, находясь в обществе самых разных людей. Ребенок в этом возрасте быстро усваивает формы общения и хочет их применять. Ему важно знать, как вежливо попросить другого ребенка не мешать, как представиться незнакомому человеку, как поздороваться, попрощаться, попросить о помощи и многое другое.

Родители часто недооценивают ту огромную роль, которую играют навыки самообслуживания в жизни ребенка. Совершенствование движений, их координация и контроль – насущная потребность человеческого существа именно в период детства. В возрасте примерно от года до четырех лет ребенок особенно восприимчив к тем видам и формам деятельности, которые связаны с совершенствованием грубой и тонкой моторики.

Упражнения в практической жизни важны для социального развития ребенка и в первую очередь формирования у него навыков социального поведения, ознакомления с культурой поведения в обществе, обучения навыками повседневной деятельности и личной гигиены. Они дают ребенку возможность реализовать свою внутреннюю потребность и постепенно вырабатывают умение управлять не только своими движениями, но и поведением. Способность владеть собой, управлять эмоциями и сиюминутными порывами это и есть одна из основных предпосылок позитивного социального поведения.

Подготовила специалист по комплексной реабилитации:

Смирнова Татьяна Николаевна

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/12/03/metod-nauchnoy-pedagogiki-marii-motnessori

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: