Сопоставление иллюстрации из Бамбергского Апокалипсиса XI века с текстом из Откровения от Иоанна.




И пришел один из семи Ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле. И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами.И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее; и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным. Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых, и видя ее, дивился удивлением великим. И сказал мне Ангел: что ты дивишься? я скажу тебе тайну жены сей и зверя, носящего ее, имеющего семь голов и десять рогов. Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель; и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится. Здесь ум, имеющий мудрость. Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена, и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть.

 

Описание Вавилонской Блудницы встречается нам в 17 главе Апокалипсиса.

Текст довольно хорошо прослеживается в изображении. Сверху мы можем увидеть разговор одного из семи ангелов с Иоанном, а внизу – ту самую Вавилонскую Блудницу, сидящую на звере с семью головами и десятью рогами. Странное число рогов, казалось бы нам, также в точности показано – у двух голов не хватает по одному рогу. Да и впечатление эти 6 маленьких головок, помещающихся на одной, действительно устрашающей, не производят. В руке блудницы мы можем отметить чашу, «наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее». Также можно заметить, что она сидит на водах многих. Но вот упоение блудницы кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых мы не наблюдаем, возможно, в силу тогда существовавшей художественной традиции.

Изображение делится локальными цветами на 3 плана, между блудницей и ангелом коричневая полоса – она выглядит как забор, как крепость. Будто собеседники заглянули за врата Вавилона и смотрят на вещи, творящиеся там. Но так же в тексте упоминается, что Блудница находилась в пустыне и скорее всего, так она нам показана.

Между Иоанном и ангелом действительно показана беседа, даже можно проследить, что один из них спрашивает, а другой отвечает, как нам и сказано в тексте.

Прекрасно написано чудовище. Его тело как бы разделено на две части – черную и красно-коричневую, но в середине эти цвета сплетаются в интересные формы, делая чудовище как бы завязанным. Между цветами проходит линия орнамента. Очень хорошо проработаны детали, даже можно сказать декоративно – плавник на конце хвоста и грива, написанная как волны моря. Его «главная» морда, как уже упоминалось, действительно выглядит страшной, острые клыки и длинный язык еще более усиливают это ощущение. В «верхних» головах также видно это злобное выражение, но из-за их размеров они кажутся короной, венчающей голову чудовища. Есть ощущения, что в его изображении не хватает пустого пространства, что ему тесно, и он даже поднял хвост. В целом, конечно, этот зверь производит впечатление опасности. Есть версии, что багряный зверь олицетворяет собой Римскую Империю.

Вавилонская блудница, в свою очередь, не отличается особой выразительностью. Она сидит, широко раскинув руки, держа чашу с «мерзостями». Фигура ее достаточно непропорциональная, но одежды прекрасно украшены драгоценными камнями. В этом заключается спорность образа: богатство против грехов, отсутствия веры.

С помощью изгиба окаймления платья можно увидеть, что фигура сидит. Лицо ее не выражает никаких эмоций, но все же оно выглядит намного более неприятным, чем лики ангела и Иоанна. Тем самым, возможно, показана ее сущность. В ее образе читатели или зрители должны увидеть символ всего Вавилона, самого этого богоборческого града, вводящего в соблазн царей земных, ему суждено пасть за его грехи.

В тексте также упоминается «Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых, и видя ее, дивился удивлением великим». Это говорит нам о тех гонениях, которыми город преследовал христианскую церковь.

В целом, иллюстрация дословно отражает текст, соответствует общему стилю Бамбергского Апокалипсиса. Достаточно условное разделение фонов компенсируется богатой декорировкой фигур. Ощущение разговора между рассказчиком и ангелом сверху, а внизу – напряженное молчание Блудницы и рык чудовищного зверя.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: