Среди важнейших задач развития детей дошкольного возраста обучение родному языку — одна их главных. Эта общая задача включает частные такие, как обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, развитие связной речи. Все достижения ребенка в овладении родным языком отражаются в связной речи. Связная монологическая речь, способность к словесному формированию и формированию мысли рождаются в диалоге — наиболее свойственной форме речевого общения нескольких людей. В результате бытовой ситуативный разговор постепенно перерастает в произвольную контекстную речь, богатую и разнообразную.
Необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический речевой слух ребенка. Для совершенствования речевого аппарата, целесообразно включать артикуляционные упражнения, проговаривание скороговорок, четверостиший, рифмованных строчек и прочее.
Почерк зависит от индивидуальных особенностей человека и его психического состояния. К ряду факторов, влияющих на его формирование, относятся следующие: физиологическая развитость и подготовленность мускулатуры руки (особенно мелкой мускулатуры кисти), органов зрения к моменту обучения письму; время начала обучения, отношения к почерку самого учителя и методы, которые он применяет при обучении; отношение ученика к качеству своего письма и его успешность в овладении навыками чтения и орфографии; развитие у ребенка чувств ритма; качество орудий письма и др.
Обучение первоначальному письму - один из сложных процессов в начальной школе. На первом этапе формирования графического навыка задача учителя состоит в том, чтобы научить учащегося правильно сидеть, держать ручку, тетрадь; на втором—писать важнейшие элементы букв, точнее усвоить алгоритм письма; на третьем—писать буквы; на четвертом—целые слова.
|
Очень важно серьезно и творчески подходить к каждому занятию, заранее подбирая наглядный, дидактический и прочий необходимый материал, без которого невозможно активизировать мышление детей и поддерживать их интерес и внимание на протяжении всего занятия.
№ | Количество часов | Сроки реализации План Факт | Тема | Цели | Форма и содержание занятий | |
1. | 3.10 10.10 | 3.10 10.10 | Выяснение возможностей детей. Для чего мы говорим? Игра “Полслова за вами” Гигиенические правила письма: посадка, положение тетради, ручки | Научить учащегося правильно сидеть, держать ручку, тетрадь | Групповая, индивидуальная | |
2. | 17.10 24.10 7.11 14.11 | 17.10 24.10 7.11 14.11 | Речь. В мире безмолвия и неведомых звуков. Описание картинки. Игра: «Опиши предмет» Кто больше назовет свойств и использование предмета. Подготовительные упражнения для развития глазомера. Гигиенические правила письма: посадка, положение тетради, ручки. | Обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, развитие связной речи. Все достижения ребенка в овладении родным языком отражаются в связной речи. | Групповая, беседа | |
3. | 21.11 28.11 | 21.11 28.11 | Звуки вокруг нас. Зачем они нужны? Игра: “Я знаю...” Игра: «Мы поем». Игра: «Волшебный карандаш» | Развивать связную монологическую речь, способность к словесному формированию и формированию мысли рождаются в диалоге — наиболее свойственной форме речевого общения нескольких людей. | Групповая, индивидуальная | |
4. | 5.12 12.12 19.12 | 5.12 12.12 19.12 | Звуки вокруг нас. Мы живем среди людей. Общение, его формы (словесные и несловесные) Игра: «Догадайся, что показал” – пантомима Ориентация на странице тетради. Выполнение рисунков. | Развивать звуковое восприятие слова, формируя фонетический речевой слух ребенка. Артикуляционные упражнения, проговаривание скороговорок, четверостиший, рифмованных строчек и прочее. | Групповая, индивидуальная | |
5. | 26.12 16.01 23.01 | 26.12 16.01 23.01 | Страна “Алфавития”. В мире волшебных слов. Игра: “Идем в гости”. Игра: “Подружи буквы” Ориентация на странице тетради. Штриховка. | Подготовка руки ребенка к письму с помощью различных видов штриховки. | Групповая, индивидуальная | |
6. | 30.01 6.02 | 30.01 6.02 | Господин Слогораздел. Игра: “ Раздели слова на части”. Игра “ Молоточки”. Обведение предметов по контуру. | Обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, развитие связной речи. | Групповая, индивидуальная | |
7. | 13.02 20.02 | 13.02 20.02 | К тайнам звуков и букв. Особые обязанности звуков. Временные категории, раньше, позже. Игра: “Разложи по-порядку” Знакомство с основным правилом письма. | Обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, развитие связной речи. | Групповая, беседа | |
8. | 27.02 6.03 | 27.02 6.03 | В городе Неслове. Игра: “Буква заблудилась” Категории до, после, потом, сейчас. Игра: “Время рассердилось и ушло. Догони” | Развивать звуковое восприятие слова, формируя фонетический речевой слух ребенка. | Групповая, беседа | |
9. | 13.03 20.03 | 13.03 20.03 | Чудеса в стране Слов. Игра: “ Когда это бывает?” Игра: “Составь слово” | Развивать звуковое восприятие слова, формируя фонетический речевой слух ребенка. | Групповая, индивидуальная | |
10. | 3.04 10.04 | 3.04 | Игра: “Колокольчики”. Что такое ребус? Игра: “Кто отгадает” «Слова - родственники» Игра: “Кто больше?” Знакомство с рабочим пространством. Рисование «узоров». | Развивать связную монологическую речь, способность к словесному формированию и формированию мысли. | Групповая, индивидуальная | |
11. | 17.04 24.04 | 10.04 17.04 | Составление рассказов. Игра: “Самый красивый”. Подбор слов к рифме. Игра: “Какие слова спрятались?” | Обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, развитие связной речи. | Групповая, индивидуальная | |
12. | 24.04 | Повторение изученного. В мире слов. Слова похожие и разные. | Групповая, беседа |
|
|
![]() |
Считалочка. (56часов)
К шести годам ребенок усваивает относительно широкий круг знаний о числе, форме и величине предметов, способен элементарно ориентироваться в двухмерном и трехмерном пространстве и времени.
Очень важно, работая по программе «Считалочка», формировать у детей приемы мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение), а также развивать вариативность мышления, произвольность поведения, самоанализ и самоконтроль. Развитие мышления влияет и на воспитанность ребенка, развиваются положительные черты характера, потребность к развитию своих хороших качеств, работоспособность, планирование деятельности, самоконтроль и убежденность, любовь к предмету, интерес, желание учиться и много знать. Все это крайне необходимо для дальнейшей жизни ребенка.
Достаточная подготовленность мыслительной деятельности снимает психологические перегрузки в учении, сохраняет здоровье ребенка.
№ Занятия | Количество часов | Сроки реализации План Факт | Тема | Цели | Форма и содержание занятий | |
3.10 | Осень. Сентябрь. | Формировать у детей формы мыслительной деятельности, расширить знания о временах года. | Групповая, беседа | |||
5.10 | Утро. День. Вечер. Ночь. | Формировать у детей формы мыслительной деятельности, расширить знания о времени суток. | Групповая, беседа | |||
10.10 | Вчера. Сегодня. Завтра | Развивать вариативность мышления. | Групповая, беседа | |||
12.10 | Проверим себя | Развивать вариативность мышления. | Групповая, индивидуальная | |||
17.10 | Цвет: жёлтый, красный, голубой. | Расширить знания о цветовой гамме. | Групповая, индивидуальная | |||
19.10 | Разноцветные семейки. | Формировать у детей формы мыслительной деятельности. | Групповая, индивидуальная | |||
24.10 | Форма: круг, квадрат, треугольник. | Расширить знания о форме: круг, квадрат, треугольник. | Групповая, беседа | |||
26.10 | Идем в гости. | Развивать вариативность мышления. | Групповая, беседа | |||
7.11 | Маленькие и большие. | . Формировать у детей формы мыслительной деятельности. Учить сравнивать предметы. | Групповая, беседа | |||
9.11 | Прогулка в парке. Октябрь. | Формировать у детей формы мыслительной деятельности, расширить знания о временах года. | Групповая, беседа | |||
14.11 | Что из чего, что для чего. | Развивать вариативность мышления. | Групповая, индивидуальная | |||
16.11 | Кто где живет? | Развивать любовь к предмету, интерес, желание учиться и много знать. | Групповая, индивидуальная | |||
21.11 | Больше или меньше? | Учить приемам мыслительной деятельности: анализу и синтезу. | Групповая, беседа | |||
23.11 | Большие и маленькие | Учить приемам мыслительной деятельности: анализу и синтезу. | Групповая, индивидуальная | |||
28.11 | Собираем из частей. | Развивать любовь к предмету, интерес, желание учиться и много знать. | Групповая, индивидуальная | |||
30.11 | Собираем, складываем. | Развивать любовь к предмету, интерес, желание учиться и много знать. | Групповая, индивидуальная | |||
5.12 | Забираем часть. | Учить приемам мыслительной деятельности: анализу и синтезу. | Групповая, беседа | |||
7.12 | Осень. Ноябрь. | Формировать у детей формы мыслительной деятельности, расширить знания о временах года. | Групповая, беседа | |||
12.12 | Лесной детский сад. | Развивать любовь к предмету, интерес, желание учиться и много знать. | Групповая, беседа | |||
14.12 | Как вас называть? | Учить приемам мыслительной деятельности: анализу и синтезу. | Групповая, беседа | |||
19.12 | Игра «Веселый счет» | Развивать любовь к предмету, интерес, желание учиться и много знать. | Групповая, индивидуальная | |||
21.12 | Печем пироги. Мерки. | Учить приемам мыслительной деятельности: анализу и синтезу. | Групповая, индивидуальная | |||
26.12 | Игра «Веселый счет» | Учить приемам мыслительной деятельности: анализу и синтезу. | Групповая, индивидуальная | |||
28.12 | Игра «Веселый счет» | Групповая, индивидуальная | ||||
Игра «Веселый счет» | ||||||
Зима. Декабрь. | Формировать у детей формы мыслительной деятельности, расширить знания о временах года. | Групповая, беседа | ||||
Игра: «Математическое лото» | Развивать любовь к предмету, интерес, желание учиться и много знать. | Групповая, индивидуальная | ||||
Легче, тяжелее. | Формировать у детей формы мыслительной деятельности. Учить сравнивать предметы | Групповая, беседа | ||||
Проверим себя. | Развивать любовь к предмету, интерес, желание учиться и много знать. | Групповая, беседа | ||||
Зима. Январь. Лыжная прогулка. | Формировать у детей формы мыслительной деятельности, расширить знания о временах года. | Групповая, беседа | ||||
Взглянем сверху. | Учить приемам мыслительной деятельности: анализу и синтезу. | Групповая, индивидуальная | ||||
32. | Прогулка по сказочному городу. | Учить приемам мыслительной деятельности: анализу и синтезу. | Групповая, индивидуальная | |||
33. | Игра «Математическое лото» | Учить приемам мыслительной деятельности: анализу и синтезу. | Групповая, индивидуальная | |||
34. | Длиннее, короче. Шире, уже. Выше, ниже. Толще, тоньше. | Учить приемам мыслительной деятельности: анализу и синтезу. Учить сравнивать предметы. | Групповая, беседа | |||
35. | Игра: «Математическое лото» | Развивать любовь к предмету, интерес, желание учиться и много знать. | Групповая, беседа | |||
36. | Зима. Февраль. | Формировать у детей формы мыслительной деятельности, расширить знания о временах года. | Групповая, беседа | |||
37. | Зима. Февраль. | |||||
38. | Крепость из кубиков. | Развивать вариативность мышления, произвольность поведения | Групповая, индивидуальная | |||
39. | Играем и считаем. | Развивать вариативность мышления, произвольность поведения | Групповая, индивидуальная | |||
40. | Что нам стоит дом построить. | Учить приемам мыслительной деятельности: анализу и синтезу. | Групповая, индивидуальная | |||
41. | Что нам стоит дом построить. | |||||
42. | Играем и считаем | Учить приемам мыслительной деятельности: анализу и синтезу. | Групповая, индивидуальная | |||
43. | Весна. Март. Бумажный кораблик. | Формировать у детей формы мыслительной деятельности, расширить знания о временах года. | Групповая, беседа | |||
44. | Играем и считаем. | Развивать вариативность мышления, произвольность поведения | Групповая, индивидуальная | |||
45. | Точки и линии. | Учить приемам мыслительной деятельности: анализу и синтезу. Познакомить с фигурами: точкой и линией. | Групповая, беседа | |||
46. | Игра: «Математический лабиринт» | Развивать вариативность мышления, произвольность поведения | Групповая, индивидуальная | |||
47. | Самые разные животные. | Развивать любовь к предмету, интерес, желание учиться и много знать. | Групповая, беседа | |||
48. | Играем и считаем. | Развивать вариативность мышления, произвольность поведения | Групповая, индивидуальная | |||
49. | Игра «Математический лабиринт» | Развивать вариативность мышления, произвольность поведения | Групповая, индивидуальная | |||
50. | Весна. Апрель. Первые цветы. | Формировать у детей формы мыслительной деятельности, расширить знания о временах года. | Групповая, беседа | |||
51. | Внутри снаружи. | Учить приемам мыслительной деятельности: анализу и синтезу. | Групповая, беседа | |||
52. | Мы идем в цирк. | Развивать вариативность мышления, произвольность поведения | Групповая, беседа | |||
53. | Играем и считаем. | |||||
54. | Играем и считаем. | Развивать вариативность мышления, произвольность поведения | Групповая, индивидуальная | |||
55. | Играем и считаем. | |||||
56. | Весна. Май. Первая гроза. | Формировать у детей формы мыслительной деятельности, расширить знания о временах года. | Групповая, беседа |
Уроки общения. (28часов)
В дошкольном возрасте ведущий вид деятельности - игра, которая имеет огромное значение для психического и личностного развития ребенка, является основным способом коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей. В игре дети получают опыт общения со сверстниками, учатся устанавливать дружеские контакт и осваивать нормы нравственного поведения. Одновременно дети с удовольствием познают всевозможные, нетрадиционные приемы и техники изображения. А изотворческая деятельность, как известно, расширяет границы общения с окружающим миром, способствует развитию и коррекции эмоционально-волевых процессов у детей, способствует творческой реализации личности.
Данный раздел реализуется через игровую и изобразительную деятельность детей, создание благоприятного психологического климата и развивающую предметно-пространственную среду.
![]() | Количество часов | Сроки реализации План Факт | Тема | Цели | Форма и содержание | |
1. | 5.10 | Скоро в школу. | Учиться устанавливать дружеские контакты и осваивать нормы нравственного поведения. | Групповая, беседа | ||
2. | 12.10 | Дети идут в школу. | Расширять границы общения с окружающим миром. | Групповая, беседа | ||
3. | 19.10 26.10 | Как вас зовут? Тренинговое упражнение “Улыбнись соседу”. Игра “Назови ласково”. Твоё имя. Тренинговое упражнение “Передай добро”. Игра “Волшебный стул» | Учиться устанавливать дружеские контакты и осваивать нормы нравственного поведения. | Групповая, беседа | ||
4. | 9.11 16.11 | Моя семья. Учимся составлять рассказ | . Способствовать развитию и коррекции эмоционально-волевых процессов, реализации творческой личности. | Групповая, беседа | ||
5. | 23.11 30.11 | Как вас зовут? Тренинговое упражнение “Улыбнись соседу”. Игра “Назови ласково”. Твоё имя. Тренинговое упражнение “Передай добро”. Игра “Волшебный стул”. | Учиться устанавливать дружеские контакты и осваивать нормы нравственного поведения. | Беседа. индивидуальная | ||
6. | 7.12 14.12 | Как нужно здороваться. Игра “Давайте поздороваемся”. Творческое задание “Наши ручки” | Учиться устанавливать дружеские контакты и осваивать нормы нравственного поведения. | Беседа. индивидуальная | ||
7. | 21.12 | Слова—приветствия. Тренинговое упражнение “Давайте поздороваемся”. | Способствовать развитию и коррекции эмоционально-волевых процессов, реализации творческой личности. | Беседа. индивидуальная | ||
8. | 28.12 | Вежливые слова. Рисование пальчиками “Мой друг”.Использование вежливых слов в речи. | Учиться устанавливать дружеские контакты и осваивать нормы нравственного поведения. | Беседа. индивидуальная | ||
9. | Настроение. Игра “Зеркало”. | Учиться устанавливать дружеские контакты и осваивать нормы нравственного поведения. | Групповая, беседа | |||
10. | Найди себе друга. Рисование “портрета” пальчиками лучшего друга. Рисование портрета друга с помощью слов. Мы—дружные ребята. игра “Надежное падение”. Игра “Только вместе”. Рисование “дружбы”. | Учиться устанавливать дружеские контакты и осваивать нормы нравственного поведения. | Групповая, беседа | |||
11. | Я - сказочник! Учимся рассказывать сказки. | Расширять границы общения с окружающим миром. | Беседа. индивидуальная | |||
12. | Я- сказочник! Учимся «показывать» сказки. | Расширять границы общения с окружающим миром. | Беседа. индивидуальная | |||
13. | Я- художник! Учимся «рисовать картину» с помощью слов. | Способствовать развитию и коррекции эмоционально-волевых процессов, реализации творческой личности. | Групповая, беседа | |||
14. | Путешествие в страну поэзии. Что такое стихотворение. «Рисуем» стихотворение. | Способствовать развитию и коррекции эмоционально-волевых процессов, реализации творческой личности. | Групповая, беседа | |||
15. | Играем в театр. | Учиться устанавливать дружеские контакты и осваивать нормы нравственного поведения. | Групповая, беседа |