НАПОМИНАНИЕ О РАЙСКИХ КУЩАХ




РОССИЯ. ТУЛА. УСАДЬБА АНДРЕЯ БОЛОТОВА В ДВОРЯНИНОВЕ.


Зима 2013 года проходила для меня под знаком личности Андрея Тимофеевича Болотова и его мемуаров "Жизнь и приключения Андрея Болотова, написанные им самим для своих потомков". Вот так, витиевато, в духе времени, он назвал свое жизнеописание. Какой же образ выдающегося дворянина сложился в голове и чем человек из далекого восемнадцатого века вызвал к себе неподдельный интерес? Он прожил без малого сто лет, не дотянув до круглой даты всего пять лет, и умер лишь за три дня до своего девяностопятилетия. Армейская закалка, полученная в юности, и трудовой образ жизни хозяина небольшого имения, в которое он вложил все свои физические и умственные силы, способствовали его долголетию. В духовном портрете А.Т Болотова много красок. Однако для нашего времени он остается "полураскрученной" фигурой. Простите мне это жаргонное словечко. А.Т. Болотова вернули в отечественную историю только в связи с юбилеем, когда стала приближаться дата его двухсотпятидесятилетия. В конце 80-ых годов. Для характеристики этого человека можно использовать его же слова, только слегка их перефразируя: Имя его человек, и добавим, а звание - просветитель, энциклопедист. И ставить его нужно в один ряд российских просветителей начиная с Ломоносова и Новикова. Они делали для России общее дело, но каждый в своей "епархии". Андрей Тимофеевич нашел себя в аграрной науке и стал ее родоначальником. Однако это не единственная его заслуга, их перечень велик.
Он очень хорошо усвоил отцовский завет опытного служаки и возвел его в ранг жизненного девиза: На службу не набивайся, но и от дела не отказывайся. Его армейская служба складывалась успешно.Каждая новая ступенька в офицерской карьере была добыта ценою собственных усилий и знаний. Разве мог кто-то предположить, что мальчик, избитый до полусмерти за ошибки в немецком языке самим же учителем, впоследствии прекрасно овладеет языком и окажется в качестве переводчика в канцелярии наместника барона Корфа в Кенигсберге во время семилетней войны с Пруссией? Да и позже он был замечен за особые способности. Благодаря протекции того же Корфа, ставшего генералом-полицмейстером Петербурга, он стал служить при нем флигель-адъютантом. Знакомство с графом Григорием Орловым могло привести его в стан заговорщиков, которые возвели на трон императрицу Екатерину Великую, а далее это могло обернуться успешной службой при дворе. Случилось с точностью до наоборот. Служба убедила молодого человека в том, что это не его призвание, да и знатность с богатством его не очень волновали. Кроме того, жизнь в Петербурге не оставляла ни минуты свободного времени для самых любимых занятий: чтения, переписывания и переводов, занятий ремеслом. В душе Болотова всегда жила мечта о частной жизни в родовом гнезде. И вот после принятия "Указа о вольности дворянской" он подал прошение об отставке и в 24 года вернулся в родное Дворяниново полноправным хозяином. Родители к тому времени покинули сей мир, а точнее, он осиротел еще раньше, в 14 лет. А.Т. Болотов одним из первых в России открыл для себя пространство личной жизни. И воспринял это как величайшую духовную ценность, потому что человек лично становится полновластным хозяином своей судьбы. И на склоне лет, он скажет, что прожил жизнь в согласии с Богом, с природой, с людьми и с самим собой. Кажется, эти слова высечены на его надгробном памятнике, во всяком случае они достойны стать эпитафией. Прожить так удается далеко не всем, а только избранным.


НЕМНОГО О ГЕРАЛЬДИКЕ

А.Т Болотов принадлежал к старинному роду, который записан в родословной книге Тульской губернии. И герб рода, занесенный в Российский гербовник, был по-своему красив. На голубом поле щита был изображен золотой крест, а под ним серебряный полумесяц с лицом, обращенный рогами вверх. Представленные на фото гербы являются творческими работами детей из местной школы. Но это адаптированный вариант герба. На деле он гораздо богаче, так как щит увенчан обыкновенным дворянским шлемом и короной, а также из-под шлема выходят украшения, которые называются намет. На гербе у Болотова намет представляет собой пышный растительный орнамент. В геральдике почти все детали имеют скрытый, но говорящий смысл. Вот и орнамент намета знающим людям говорит, что данный род прежде был богат. Центральные фигуры герба Болотовых:крест, по форме похожий на мальтийский,его можно назвать и георгиевским, и полумесяц. Полумесяц был почетным знаком, вероятно, его заимствовали у сарацинов во время Крестовых походов. В гербе он символизирует надежду, большую хвалу, успех и верность. Полумесяц мог означать и церковный корабль. Тогда в целом герб символизировал, что через бурные волны краткой земной жизни корабль достиг тихой гавани.
Фамилию БолОтов также можно прокомментировать. В дворянских семьях кто-нибудь да и заглядывал в генеалогию своего рода. В роду Болотова существовало предание, что предок их происходил из татар и выехал на Русь из Золотой Орды. Поселившись в Руси, татарские семьи были приобщены к российскому дворянству и натурализованы. Скорее всего, предок Болотова получил земляной надел в болотистой местности. Отсюда и пошла эта фамилия. Однако у этой фамилии есть и еще одно толкование. Согласно восточнославянской мифологии, на болотах обитает "болотный человек", который заставляет путников кружить по болотам до изнеможения. Мирское имя "Болото" могло выполнять и охранительную функцию, роль оберега. Подобные имена родители давали детям с целью отвращения злых сил, чтобы не искушать судьбу и отвести зло, вкладывая в данное ребенку имя противоположный смысл. Вот так сложно и запутанно обстояло дело с выбором имени, а впоследствии и с пошедшей от него фамилии.
Между гербами помещен магнитик усадьбы. На нем использована акварель А.Т. Болотова, он очень любил подобные картинки и увлекался ими.

ЗЕЛЕНАЯ ПРЕЛЮДИЯ

Следствием знакомства с незаурядной личностью Андрея Болотова стало и желание непременно побывать в его усадьбе, тем более, что дом-музей и усадьба-музей - мои любимые виды музеев.

В конце июля, пасмурным субботним утром, как ранние пташки, мы первыми добрались до усадьбы Болотова, даже до открытия музея, чтобы побродить по пустынным дорожкам и аллеям парка, чтобы всласть надышаться свежим воздухом и полюбоваться окрестными пейзажами. Покой и гармония разливались вокруг. В подобных местах испытываешь зависть к местным жителям, ведь их жизнь протекает в раме из таких великолепных пейзажей.

Наша экскурсия состояла из двух частей. Первая - прогулка по парку в сопровождении гида-экскурсовода. Вокруг музея-усадьбы Болотова, по всей видимости, образовался круг энтузиастов-волонтеров. На снимке Вы видите одну из представительниц волонтеров. В ее облике есть что-то нестеровское, и обитает она в избушке на берегу пруда. Кому-то гид может напомнить и добрую колдунью из сказки, вдруг объявившуюся под шатром ели. Огород, парк, пруды, цветники, ели, образующие настоящий хоровод, беседки, место фундамента родительского дома - все это было показано нам гидом по парку.

НАПОМИНАНИЕ О РАЙСКИХ КУЩАХ

Молодой двадцатичетырехлетний хозяин усадьбы за годы армейской службы стосковался по крестьянскому труду и с азартом стал воплощать все задумки, связанные с землеустройством. Ему все было в удовольствие, а упорный труд стал огромной радостью. Андрей Тимофеевич с детских лет находил особую утеху в садах. В детстве сады в родительском доме казались огромными и таинственными, сейчас они выглядели для новоиспеченного хозяина слишком маленькими, деревья в них перестали плодоносить. Он не хотел потерять ни одного осеннего денечка и стремился побыстрее посадить сад вокруг дома. Весь световой день барин, не покладая рук, трудился наравне со своими крестьянами. Вскоре и соседи не могли поверить своим глазам. Буквально за несколько недель на пустом месте возник огромный сад, разбитый совсем по-новому. Сотни яблонь и тысячи лип и других лесных деревьев были рассажены по строгому плану. Причем он пересаживал деревья из леса и делал это очень бережно. Чуть позже он будет горевать о своей поспешности. Он поймет, что в скромной сельской усадьбе негоже стремиться к дворцовой пышности. С первыми ошибками молодой хозяин приобретал не только опыт, но и уверенность. Садоводство осталось для Болотова самой большой страстью на всю жизнь.
Первые шаги по территории болотовской усадьбы связаны с тем, что Вы наталкиваетесь на табличку "Болотовский огород". И сразу же видите множество грядок с обязательными указателями на русском и на латинском на то, что здесь произрастает. В штате музея есть садовник, который ухаживает за всей растительностью.


"ОЙ, ЦВЕТЕТ КАРТОШКА..."

Во время Прусского военного похода А.Т. Болотов вместе со своими сослуживцами впервые увидел и узнал картофель. Об этом огородном продукте,- говорил он,- армия понятия не имела. Во всех окрестных деревнях были насажены "превеликие огороды". Солдаты скоро "пронюхали", что этот продукт годится для употребления в пищу, вот он и оказался в котлах. Не обошлось и без неприятностей. От непривычной пищи начались болезни. Армия заплатила несколькими сотнями умерших солдат. Печальный опыт Болотов получил много раньше, чем другие наши соотечественники, впереди у которых были знаменитые картофельные бунты, вызванные тем, что в пищу поначалу употребляли "вершки", а не "корешки" как положено. У Андрея Тимофеевича на столе картофель занимал почетное место, и он стал пионером в возделывании этой продовольственной культуры. Своим отношением он также немало способствовал выращиванию, распространению и употреблению в пищу помидоров. Иногда в присутствии гостей у Болотова выносили блюдо с веточками помидоров. Дамы подходили, выбирали лучшие на их взгляд и...украшали яркими плодами шляпки.

На огороде, устроенном А.Т. Болотовым, росло более 70 овощных культур. Среди них были и непривычные для русского человека артишоки, спаржа, тмин. Стебли спаржи он называл "спаржные росты" и видел в них вкусную, здоровую и сытную пищу. Тыквы, кабачки, патиссоны, чеснок, лук порей, капуста и сейчас радуют глаз.

"ЖИВОЙ КАК ЖИЗНЬ"

У Андрея Тимофеевича были дружеские отношения с русским языком. Он любил придумывать теплые, уютные и точные слова. По саду и парку были разбросаны скамьи, сложенные из дикого камня и обложенные дерном. Он любил называть их "сиделками". За словом в карман он никогда не лез и не мудрствовал лукаво. Пруды, в которые подсаживалась рыбная молодь для разведения, с его легкой руки стали называть "сажелки". В его прудах вырастали громадные карпы, которые он подавал на стол гостям или преподносил родственникам. Были у него и "показушные" пруды. Они, скорее, выполняли роль аквариумов. В окрестностях Дворянинова были обнаружены залежи белой и голубой глины. Ими он выкладывал дно пруда, чтобы он стал прозрачным, и селил там осетров. А гостей отправлял на показ, чтобы они полюбовались царской рыбой. Было у него и еще одно словечко собственного изобретения. "Распукалки". Так он именовал почки в тот момент, когда они готовы были раскрыться. Наверное, в этот момент раздавался небольшой щелчок. Распукалками он называл и раскрывшиеся бутоны на деревьях и у цветов, отправляя домашних полюбоваться этим вечным чудом жизни. А "дрязгом", например, называл всякую сорную траву. Утро Андрей Тимофеевич начинал со своей любимой каши, "сваренной в кастрюлечке, - как он говорил,- гречишной каши размазеньки". Каждое слово русского языка у этого человека согрето особым любовным чувством.

На подступах к барскому дому для туристов устроили несколько удобных широких скамеек.

Увлекался хозяин усадьбы и созданием прудов. Их было десять. Одни предназначались для разведения рыбы, другие были радостью для глаз и души. Перед Вами один и тот же пруд, однако удачный ракурс был найден лишь со второго раза. Шарообразная форма серебристого лоха смотрится прекрасно в сочетании с отражением беседки в зеркале пруда.

На склоне холма, перед домом мы видим несколько рабаток. Помимо фруктового сада и огорода, Андрей Тимофеевич увлеченно занимался и цветоводством. Соседи, замечая, как преображается при молодом хозяине усадьба, охотно дарили ему семена и луковицы цветочных культур. В саду хорошо прижились и нарциссы, и тюльпаны, ирисы, пионы, турецкая гвоздика, лилии. Можно надеяться, что все эти виды цветов вскоре появятся в парке усадьбы.

Знаменитый дуб-арка имеет свою историю. Про это дерево можно утверждать без всяких сомнений: оно помнит хозяина усадьбы, Андрея Тимофеевича. В дуб ударила молния, ранила его, но, падая, дуб повалился на вяз, растущий рядом. И тот стал для него вот уже на два с половиной столетия надежной опорой. Солдат, опирающийся на костыль, - так он выглядит сейчас. Прогуляться под этой аркой - считается хорошей приметой и пожеланием долголетия и здоровья.

Первая весна в родительском доме после возвращения с военной службы была особенно памятной для Андрея Тимофеевича. С жадностью человека, стосковавшегося по родной природе, любовался он видами сада и парка. Он помнит наперечет посаженные в ту пору деревья. Самую середину сада он украсил прекрасной большой елью. Рядом с нею устроилась кронная липа. С той поры он полюбил вешнее время, нежную зеленую дымку на деревьях. Скорее всего в объектив аппарата попали не те деревья, что собственноручно высаживал Андрея Тимофеевич. Уж очень молоденькие ели мы видим на снимке. Они явно "не тянут" на двухсотлетний возраст. Но, согласитесь, хороши! Стоит отметить и елочный хоровод. Да и ель, возле которой стоит гид-волонтер, также смахивает на ту, что вызывала восхищение у барина.

"ГОСПОДСКИЙ ДОМ УЕДИНЕННЫЙ"

История барского дома - это особая статья. В современном музее мы видим лишь указатель на то место, где когда-то находился родительский дом. Его местоположение было в углу усадьбы. Сохранился и рисунок с его изображением. Барские хоромы больше похожи на крестьянскую избу с очень высокой двухскатной крышей. Так мог выглядеть и дом зажиточного крестьянина. Дом был очень запущен, все покои стали ветхими и старомодными. В первую же ночь с хозяином произошло печальное происшествие: на него напала громадная крыса, возомнившая себя госпожой дома, и изрядно покусала господину руку. Несколько дней он ходил с перевязанной рукой. Андрей Тимофеевич, поселившись в усадьбе, тяготился многочисленными неудобствами. Но в голове засели две мысли: о возможном браке и последующей перестройке усадьбы под нужды семейства. Денег, естественно, не хватало. Однако хозяин пошел на компромисс. Невесты еще не было на примете, а переделка дома началась. В старину подобное предприятие считалось смертным грехом, нельзя было столь решительно сокрушать вековые устои, на это мог решиться только отважный человек. Андрей Тимофеевич был человеком способным к разным ремеслам и придумкам. По плану, сложившемуся в голове, он то прорубал новые окна и двери, то закладывал другие проемы. Думаю, что опыт службы в Кенигсберге, знакомство с прусским, а вслед за тем и петербургским бытом отразились в процессе модернизации усадебного дома. Хозяина волновали удобства и красота покоев. Комнатки получились веселые, как говаривал хозяин. Новые покои затянули холстиной, стены были собственноручно разрисованы нарядными и замысловатыми узорами. В гостиной был построен "огородец" или "цветничок". Так назвал Болотов зимний сад, да еще с подогревом. Печка тоже была покрыта росписью. Благодаря просторным окнам можно было любоваться на аллеи обновившегося сада. Однако модернизированного родительского дома мы не найдем в современной усадьбе.

Свадьба А.Т.Болотова состоялась в 1764г. Его избранницей стала юная, четырнадцатилетняя дворяночка Александра Михайловна Каверина. Еще добрых пять лет, хотя уже начали появляться дети, старый дом приспосабливали под нужды разрастающейся семьи. Росло и финансовое благополучие семьи. Новое строительство было уже по карману. Каждый шаг заранее обдумывался. Теперь перед нами на фото дом в том виде, как его задумал хозяин, но в ходе столетий он был утрачен и воссоздан лишь к 250-летию. Построенный Болотовым от первого гвоздя, после смерти владельца он переходил из рук в руки. В годы советской власти в нем находилась артель по производству щеток и гребней. Артель проворовалась, и, чтобы замести следы, дом сожгли. Современные жители из окрестных деревень свидетельствуют, что в барском парке между деревьями находились груды мусора, в котором частенько обнаруживали то осколки изразцов, то фрагменты резных наличников,то металлические предметы из домашней утвари. Да мало ли что можно отыскать в культурном слое!

"...НАЖИЛ СЕБЕ УЖЕ СЕМЕЙСТВО..."

Каким же задумал Андрей Тимофеевич семейное гнездо? Дом должен был расположиться на открытом высоком месте, чтобы из его окон открывался вид на протекающую внизу речку Скнигу. Барские усадьбы того времени, у дворян средней руки, возводились чаще всего из дерева. Дом был одноэтажный, вытянутый по гребню холма. В современном метраже его площадь составляла 272 кв.метра. Судите сами, много это или мало для семьи, где взрослых трое, а детей с каждым годом становится больше. Вместе с молодоженами поселилась, как говорил Андрей Тимофеевич, "богоданная мать", его теща. Сам он рано осиротел, поэтому тепло и сердечно принял в дом, выделив ей особые покои, мать невесты. Она стала для него настоящим другом и советчиком, прожив более полувека в этой семье. С ней Андрей Тимофеевич находил общий язык успешнее, чем с женой.
Много покоев было в этом доме:зала и гостиная, столовая и спальня,кабинет с библиотекой, детская и комната для прислуги. Уборная, где домашние приводили себя в порядок, красились, причесывались и переодевались Во второй половине 18 века в деревянном доме был и нужник. Проезжающим дом, стоящий на холме, был виден издалека. А от дома спускались террасы к реке. Они были выложены камнем и засажены кустарником. В наше время благоустройство именно территории музея-усадьбы идет полным ходом. Началась чистка прудов, а дело это кропотливое и трудоемкое, нужно приводить в порядок и лестницы в парке.
Внутри дом был очень нарядным. Мебели хватало. Частью она была купленной, частью изготовленной дворовым столяром. Еще до свадьбы столяр Павел вместе с хозяином раскрасили и позолотили выездную коляску, на которую раньше и смотреть-то не хотелось. У самого хозяина уже был опыт росписи по холсту, благодаря которой холст превращался в обои. Такие обои даже в столице нельзя было отыскать за большие деньги.
19 сентября 1769г. состоялось новоселье. Дом обошелся хозяину в 540 руб., что по тем временам было недорого. С домом мы еще познакомимся, пройдя по его комнатам.

"ПРИЮТ СПОКОЙСТВИЯ, ТРУДОВ И ВДОХНОВЕНИЯ"

Русская дворянская усадьба - это культурный феномен, а А.Т.Болотов - практик и создатель этого очень сложного организма. Усадьба является настоящим натуральным хозяйством, которое создает все, что необходимо довольно многочисленной семье не только для выживания, но и для создания запаса, ведь последующие годы могут оказаться неурожайными. Дом - это и гавань и пристань, в которую приятно зайти после житейских бурь и невзгод. Все в усадьбе должно радовать глаз: барские покои и вид из окна, парк и сад, огород и пруды. И тогда мы согласимся с Пушкиным:ведь это место, "где льется дней моих невидимый поток на лоне счастья и забвения". Два великих человека поняли бы друг друга с полуслова. Андрей Тимофеевич Болотов был радушным, хлебосольным и гостеприимным хозяином, о чем свидетельствовала алебастровая ваза на въезде в его усадьбу.
Перед сотрудниками музея "Дворяниново" стояла сложная задача: как организовать музейное пространство при минимуме подлинных вещей, как найти выход из трудной ситуации? Копии документов, иллюстрации к эпохе, в которую живет Болотов, сведения о наиболее крупных исторических событиях этого времени, свидетелем которых был хозяин усадьбы, живописное переложений впечатлений современников - все это и было привлечено в музейную экспозицию.

]

Война с Пруссией, служба в Кенигсберге, флигель-адъютант у генерал - полицмейстера в Петербурге, деревенский житель, свидетель казни Емельяна Пугачева - вот далеко не полный перечень этапов жизни А.Т. Болотова. Все это можно представить лишь в картинках, да комментариями из записок героя повествования. Арсенал возможностей музейщиков очень скромен. Гравюры с видами старинного Кенигсберга - замок на возвышении, городская площадь, сад - все это представлено в этой комнате. Прусский город, "достопамятный", сыграл важную роль в интеллектуальном развитии молодого дворянина, который жадно тянулся к знаниям, перенимал их всеми возможными путями. Много любопытного увидел Андрей Тимофеевич, хотя и квартировал в бедной лачуге, в темных и мрачных закоулках города. Центр города был прекрасен. В лавочках он нашел заинтересовавшие его "першпективные картинки", то есть виды европейских городов, краски для раскрашивания картинок, и за неделю разрисовал их множество. Столкнулся он и с ремесленниками, которые изготавливали оптические стекла и физические инструменты; заглянул в микроскоп, познакомился с печатным и переплетным делом. Голова Андрея Тимофеевича была постоянно занята какими-то придумками. Привычка к ним сохранилась на всю дальнейшую жизнь. Полюбил он бывать на ярмарке, смотреть представления и впервые столкнулся с продажей лекарств, которые очень своеобразно рекламировали. Посещал он и университет, слушал лекции по философии. Скромный и застенчивый молодой офицер все-таки получил в Кенигсберге навыки светских развлечений. Болотов познакомился со знатнейшими прусскими дворянскими семьями. Он научился танцевать! По обычаям того времени офицеры могли приходить в специальный нарядный дом в центре города, где устраивался бал после свадебного венчания. Двери были открыты для всех желающих. Здесь собирались люди всех сословий. Болотов, преодолевая свою застенчивость и неловкость самостоятельными тренировками в танцах, стал великолепным танцором и оставался таким до глубокой старости.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: