Заветные 5 баллов...
Или
Как писать комментарий к сформулированной проблеме
Исходного текста?
1. Критерии получения заветных 5 баллов…
К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного | Кол-во баллов |
ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ, чтобы получить 5 баллов | |
1. Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. 2. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. 3. Дано пояснение к 2 приведённым примерам. 4. Выявлена смысловая связь между ними. | 5 баллов |
2. Ответы на вопросы
На подступах к комментарию...
Вопрос | Ответ |
Вопрос 1: С чего начинать работу над сочинением? | Совет от А.Г.Нарушевича: ü внимательно прочитайте текст; ü определите основную мысль, то есть позицию автора (ЗАЧЕМ написан текст? Писатель хочет донести до читателя мысль о том, что…); ü запишите свой ответ в виде законченного предложения(например, … человек долженбережно относиться к природе) ü определите, на какой вопрос отвечает это предложение (например, каким должно быть отношение человека к природе?); ü запишите этот вопрос, который и будет проблемой текста. Не забывайте: проблема – это вопрос, позиция автора – это ответ |
Вопрос 2:что такое проблема? | Проблема – это вопрос, над которым рассуждает автор. |
Вопрос 3: Как не ошибиться в определении проблемы? | Совет от А.Г.Нарушевича (выявление проблемы в художественном тексте): ü проанализируйте поступки героев, их отношения; ü определите, какие положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в этих поступках, отношениях; ü подберите абстрактные существительные, которые называют соответствующие качества (например, долг, честь, благородство – равнодушие, чёрствость, эгоизм…); ü сформулируйте проблему, используя выявленные ключевые слова. |
Вопрос 4: Чем отличается комментарий от пересказа? | Ответ Цыбулько И.П.: Если " автор показал, как Селиван привёз шкатулку " - это иллюстрация. А если " однажды Селиван привёз шкатулку " - это пересказ |
Размышления вместе за автором…
Вопрос 1: что такое комментарий? | Комментарий – это пояснительные замечания, рассуждения по поводу сформулированной проблемы текста, – это последовательный, логичный анализ текста с обязательным указанием на конкретные ситуации из текста или на конкретные размышления автора, – это оценка прочитанного путём соотнесения содержания текста с личной точкой зрения читателя, его знаниями, собственным жизненным опытом; – преобразование «текста в себе» в «текст для себя». Совет от А.Г.Нарушевича: проверьте себя, правильно ли написан комментарий: «комментарий плох, если вы в комментарии начнёте подчеркивать материал, взятый из текста, и увидите, что весь абзац подчёркнут, значит, своих мыслей нет, значит, нет пояснения к примерам, значит, именно здесь и будут потеряны баллы ». | ||||||||||||
Вопрос 2: что такое пример-иллюстрация? | Пример-иллюстрация – это значимая для раскрытия поставленной проблемы информация текста, сопровождаемая пояснениями, интерпретациями учащегося. | ||||||||||||
Вопрос 3: какова композиция комментария? | Комментарий состоит из 5 элементов 1. Пример-иллюстрация (исходный текст). 2. Пояснение (мысли самого ученика по поводу примера-иллюстрации). 3. Второй пример-иллюстрация (исходный текст). 4. Пояснение (мысли самого ученика по поводу примера-иллюстрации). 5. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями. | ||||||||||||
Вопрос 4: какой материалможно использовать в качестве комментария? | В качестве комментария можно использовать: ü примеры, которые приводит автор в своём тексте; ü размышления автора, связанные с проблемой; ü цитаты; ü описания; ü истории; ü точки зрения, которые приводит автор; ü средства выразительности, ü слова, выражения, важные для понимания проблемы. Запомните: ü В основе комментария - поднятая автором проблема. ü Пересказа быть не должно!!! Пересказ комментарий что делают герои что делает автор ü Сохраните логику комментирования: из проблемы и комментария к данной проблеме вытекает позиция автора (всё должно быть взаимосвязано!) ПРОБЛЕМА ТЕКСТ ПОЗИЦИЯ ОВТОРА: ВОПРОС МАТЕРИАЛ, ОТВЕТ который позволяет дать ответ (движение через текст) | ||||||||||||
Вопрос 5: Что такое пояснение примера-иллюстрации? | ü интерпретация слов автора и сюжетной линии текста – это и есть пояснение к примерам иллюстрациям: ü объяснение слов автора, раскрытие их смысла, ü рассказ о том, почему, по вашему мнению, герои поступают так, а не иначе, ü анализ лексических оценочных средств выразительности с добавлением эмоциональной составляющей. ü При написании комментария недостаточно просто показать две ситуации, привести два примера, важно их проанализировать, дать свою оценку происходящему. | ||||||||||||
Вопрос 6: Зависит ли комментарий от стиля текста? Как строить комментарий в зависимости от стиля текста? | Комментарий зависит от стиля текста, поэтому комментировать тексты того или иного стиля надо по-разному. Сначала задайте вопросы:
Затем начните работать на черновиках, погружаясь в текст, учитывая его стиль.
| ||||||||||||
Вопрос 7: Есть ли алгоритм действий при работе над комментарием? | Советуем использовать следующий алгоритм действий при работе над комментарием:
ü прочитать внимательно текст;
ü определить, какие виды смысловой связи есть между предложениями:
Виды смысловой связи между предложениями
— причинно-следственные отношения (поэтому, отсюда следует, в результате этого, значит, следовательно, вследствие этого, в связи с этим, потому что, из-за того что…)
— противительная связь (антитеза, контраст: «было – стало»; но, однако, зато)
— сопоставительные отношения: так же, как, таким же образом, аналогично,
— дополнение и уточнение информации (информация + дополнение = полная информация: также, кроме того, более того)
— иллюстрация, выделение частного случая (информация 1 поясняется другой информацией: например, так, именно, другими словами, иначе говоря)
— обобщение предыдущей информации (таким образом, итак, следовательно)
— прием перечисления (используется для усиления, выделения логических отношений в тексте);
— прием, называемый конкретизацией (суть его – в использовании примеров и доказательств для подтверждения мысли);
— другая связь.
ü подобрать примеры, иллюстрирующие этот вид связи;
ü продумать место расположения смысловой связи;
ü обязательно заполнить на черновике таблицу:
| ||||||||||||
Вопрос 8: Какие способы цитирования можно использовать: | НЕЛЬЗЯпереписывать целые куски из текста или пересказывать весь текст или фрагмент. Если в качестве иллюстраций вы цитируете текст, то лучше использовать «частичное цитирование». Это значит, что не нужно переписывать целые отрывки и предложения, достаточно слов, словосочетаний. Способы отсылки к тексту Способ 1 – ссылка на номера предложений(самый простой) Автор стремится достучаться до читателей, трижды повторяя слово «одумайтесь» (предложения 11-13). Этот призыв должен заставить каждого из нас изменить отношение к природе. Способ 2 – цитирование «Духовная жизнь мне представляется в тысячу раз богаче, чем жизнь внешняя, проявленная», – пишет Ш.А.Амонашвили. Действительно, внутри себя мы порой проживаем десятки и сотни жизней, принимаем решения, которые определяют наши поступки. Способ 3 – косвенное цитирование Автор подчеркивает, что, поддаваясь своим низменным потребностям, человек способствует саморазрушению. Конечно же, очень важно найти тот внутренний стержень, который позволит противостоять злу и направить всю свою деятельность на совершенствование себя и мира вокруг нас. Способ 4 - размышление над фактами, событиями, упоминаемыми в тексте Раскрывая проблему, писатель изображает мальчишек, которые спасают гусей, попавших в ледяной плен. В этом поступке не на словах, а на деле проявляется забота о наших братьях меньших. Действительно, далеко не каждый способен рисковать собой ради животных. | ||||||||||||
Вопрос 9: Можно ли пользоваться речевыми клише? |