Клише для примеров-иллюстраций
Художественный текст
| Публицистический текст
| ü В центре внимания автора случай…
ü Писатель изображает (кого? что?)
ü Герой говорит: «цитата»
ü Следует обратить внимание на слова (поступки, мысли) героя…
ü Особого внимания заслуживает такая художественная деталь, как…
ü Симпатии автора на стороне героя, который…
ü Автор делает акцент на том, что…
ü Автор рассматривает проблему на примере…
ü Автор раскрывает проблему, описывая….
ü Проблема раскрывается автором на примере (чего?)
ü Автор сопоставляет (что? - поведение, речь героев, отношение героя (к кому? чему?) …)
| ü Автор обращается к собственному опыту и вспоминает…
ü писатель не случайно приводит слова (кого?) «цитата».
ü Автор разделяет (не разделяет) мнение (кого?), который утверждал: «цитата».
ü Публицист спорит (с кем? и почему?)
ü Думаю, нужно обратить внимание на мысль о том, что (и почему?)
ü Особого внимания заслуживает мысль автора о том, что… (и почему?)
ü Автор сопоставляет (что? – разные точки зрения…)
|
Клише для пояснения
Художественный текст
| Публицистический текст
| ü Автор, как мне кажется, не случайно обращает внимание на… (поведение героя, его поступки…на диалог героев)
ü Поступок героя, на мой взгляд, свидетельствует (показывает)…
ü Я думаю, описанная ситуация заслуживает особого внимания, потому что…
ü Эти события, на мой взгляд, писатель описывает, чтобы…
ü Мне кажется, поступок героя позволяет понять, что…
| ü Писатель, как мне кажется, хочет сказать, что…
ü Этот пример, думаю, показывает, что…
ü Смысл высказывания, на мой взгляд, заключён в том, что…
ü Эти слова, я уверена, убедительно доказывают, что…
ü Я думаю, этим примером писатель хотел показать, что…
ü Приведённые слова, думается, содержат глубокий смысл: (какой?)
|
Объединённое клише
(в одном предложении содержится и пример-иллюстрация, и пояснение)
ü «Цитата из текста», - пишет автора, чтобы…
|
Вопрос 10:
что такое смысловая связь между примерами-иллюстрациями
и
какие клише можно использовать при определении смысловой связи?
| Смысловая связь – это логические отношения между теми двумя примерами-иллюстрациями, которые использует ученик в комментарии.
При определении смысловой связи между двумя примерами-иллюстрациями необходимо указать
ü на причинно-следственную связь,
ü противительную связь,
ü сопоставительную связь,
ü или другую связь.
Все будет зависеть от приемов, которые использует автор в конкретном тексте, и тех примеров-иллюстраций, которые вы используете в комментарии.
Клише для выражения смысловой связи между примерами-иллюстрациями
Смысловые отношения
| Речевые клише
| Противопоставление (противительная связь антитеза, контраст)
Если части текста противопоставлены друг другу, значит, в композиции использован прием контраста.
Для контраста характерна быстрая смена противоположных по смыслу понятий, содержательных частей, употребляемых в тексте, противоположныеэмоции, чувства и переживания автора или его героя. Эти части обязательно должны быть связаны смысловой частью.
| Примерная структура комментария
ü Проблема, поднятая автором, находит своё отражение в предложенном для анализа тексте. Обратимся к двум примерам-иллюстрациям. Во-первых,... (работа с конкретными предложениями + пояснение). Во-вторых, (работа с конкретными предложениями + пояснение). Налицо смысловая связь данных примеров: (расшифровка).
ü Размышления автора о том, что (текст), мы читаем в …(текст + пояснение). Однако в другом абзаце (номер) автор противопоставляет... (текст + пояснение). Следовательно, два приведённых примера-иллюстрации способствуют пониманию простой мысли: …
ü Давайте рассмотрим две грани проблемы, поднятой писателем. Одна грань - это... (пример из текста + пояснение). Данной грани проблемы противопоставлена другая, которую автор сформулировал так: (пример из текста + пояснение). Так, два приведённых примера-иллюстрации, объединенные приемом контраста, позволяю автору раскрыть поднятую им проблему.
ü Проблема рассматривается автором с двух сторон. Сначала…(пример из текста + пояснение). Но дальше, используя приём контраста, писатель (пример из текста + пояснение). Так, противопоставляя …, писатель подводит нас к мысли о том, что…
Клише-вывод
ü Использование двух контрастных примеров-иллюстраций, которые приведены в комментарии, позволяет писателю раскрыть проблему с разных сторон.
ü Противопоставляя эти примеры (ситуации, точки зрения, героев…), автор показывает…
ü Таким образом, два примера-иллюстрации, в основе
которых лежит приём контраста, позволяют читателю понять, что…
ü Именно противопоставление (информации, разных точек зрения, героев…) позволяет понять, как … (что…)
ü Используемый приём контраста позволяет писателю предложить читателю сочетание противоположных идей.
ü Так, описывая противоположные эмоции (чувства)//противопоставляя героев//сравнивая противоположные по своей сути точки зрения, автор подводит нас к мысли о том, что…
ü Сочетание противоположных идей подчеркивает контраст междудвумя приведёнными примерами-иллюстрациями.
| Сравнение, сопоставление(сравнение образов героев, сопоставление эпизодов, рассмотрение связей пейзажа и портрета с общим течением текста)
Сравнение
ü раскрывает отношение автора или героя к описываемому событию.
ü рисует внешний облик героя или образ
ü характеризует состояние или явление;
ü передаёт настроение, переживания героя;
ü помогает передать чувство, мысли героя;
ü служит авторской оценке предмета или явления.
| ü Сравнивая эти примеры (героев, точки зрения, поведение героев, отношение героев к одному и тому же явлению, случаю…), писатель показывает…
ü Из сопоставления этих примеров рождается очень грустная мысль о том, что…
ü Сравнение, которое использует автор, позволяет ему (зрительно передать, описать или охарактеризовать внешний вид или внутренне свойство предмета речи, его состояние, поведение)
ü Два примера-иллюстрации, в основе которых лежит приём сравнения, передают (чувства, мысли героев//настроение героев//отношения людей к главному герою//переживания героев)
ü Два примера-иллюстрации, в основе которых лежит приём сравнения, служат авторской оценке предмета или явления
ü Сравниваемые два примера-иллюстрации свидетельствуют о том, что //указывают на то, что // говорят о том, что// дают возможность писателю высказать мысль: (текст)…
ü Разные точки зрения, к которым обращается автор, позволяют ему сделать вывод: …
ü Используя приём сравнения в этих двух примерах-иллюстрациях, автор привлекает общественное внимание к актуальной проблеме:… (по тексту)
ü В ходе комментирования проблемы, поднятой писателем, мы понимаем, что в этих двух примерах-иллюстрациях заключена главная мысль текста: (какая?)
| Причинно-следственные отношения
| ü Проанализировав два примера, мы увидели причину того, как… (что…)
ü Причинно-следственные отношения, раскрытые в двух примерах-иллюстрациях, позволяют автору …
ü Примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…
ü Эти рассуждения (примеры) позволяют автору, а вместе с ним, и читателю, понять, что…
ü Два приведённых примера-иллюстрации позволяют читателю убедиться в том, что поднятая автором проблема не потеряла своей актуальности и сегодня.
| Вопросно-ответные отношения
Прием вопросно-ответного хода (автор сам задает вопрос и сам на него отвечает) необходим для привлечения внимания адресата, вызван стремлением заставить читателя или слушателя сначала ответить на вопрос, а затем сопоставить его с ответом автора (публицистический текст).
| ü В двух приведенных примерах-иллюстрациях, в основе которых – приём вопросно-ответного хода рассуждения, звучит убеждённость автора в том, что данные им оценки (явлениям, героям, поступкам…) верны.
ü Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…
ü Таким образом, задавая вопрос и отвечая на него, автор обосновывает своё видение поднятой им проблемы: …(текст)
ü Вопросно-ответные отношения, связывающие два примера-иллюстрации, позволяют читателю сначала ответить на вопрос, заданный писателем, а потом сопоставить свой ответ с ответом автора, который считает, что…
ü Резюмируя вышесказанное, мы приходим к выводу, что...
ü Исходя из двух примеров-иллюстраций, с помощью которых мы прокомментировали проблему исходного текста, можно понять, что... (пишется вывод, вытекающий из двух примеров-иллюстраций).
| |