Клише для примеров-иллюстраций




Художественный текст Публицистический текст
ü В центре внимания автора случай… ü Писатель изображает (кого? что?) ü Герой говорит: «цитата» ü Следует обратить внимание на слова (поступки, мысли) героя… ü Особого внимания заслуживает такая художественная деталь, как… ü Симпатии автора на стороне героя, который… ü Автор делает акцент на том, что… ü Автор рассматривает проблему на примере… ü Автор раскрывает проблему, описывая…. ü Проблема раскрывается автором на примере (чего?) ü Автор сопоставляет (что? - поведение, речь героев, отношение героя (к кому? чему?) …)   ü Автор обращается к собственному опыту и вспоминает… ü писатель не случайно приводит слова (кого?) «цитата». ü Автор разделяет (не разделяет) мнение (кого?), который утверждал: «цитата». ü Публицист спорит (с кем? и почему?) ü Думаю, нужно обратить внимание на мысль о том, что (и почему?) ü Особого внимания заслуживает мысль автора о том, что… (и почему?) ü Автор сопоставляет (что? – разные точки зрения…)  

Клише для пояснения

Художественный текст Публицистический текст
ü Автор, как мне кажется, не случайно обращает внимание на… (поведение героя, его поступки…на диалог героев) ü Поступок героя, на мой взгляд, свидетельствует (показывает)… ü Я думаю, описанная ситуация заслуживает особого внимания, потому что… ü Эти события, на мой взгляд, писатель описывает, чтобы… ü Мне кажется, поступок героя позволяет понять, что… ü Писатель, как мне кажется, хочет сказать, что… ü Этот пример, думаю, показывает, что… ü Смысл высказывания, на мой взгляд, заключён в том, что… ü Эти слова, я уверена, убедительно доказывают, что… ü Я думаю, этим примером писатель хотел показать, что… ü Приведённые слова, думается, содержат глубокий смысл: (какой?)

Объединённое клише

(в одном предложении содержится и пример-иллюстрация, и пояснение)

ü «Цитата из текста», - пишет автора, чтобы…

Вопрос 10: что такое смысловая связь между примерами-иллюстрациями   и какие клише можно использовать при определении смысловой связи? Смысловая связь – это логические отношения между теми двумя примерами-иллюстрациями, которые использует ученик в комментарии. При определении смысловой связи между двумя примерами-иллюстрациями необходимо указать ü на причинно-следственную связь, ü противительную связь, ü сопоставительную связь, ü или другую связь. Все будет зависеть от приемов, которые использует автор в конкретном тексте, и тех примеров-иллюстраций, которые вы используете в комментарии. Клише для выражения смысловой связи между примерами-иллюстрациями
Смысловые отношения Речевые клише
Противопоставление (противительная связь антитеза, контраст) Если части текста противопоставлены друг другу, значит, в композиции использован прием контраста. Для контраста характерна быстрая смена противоположных по смыслу понятий, содержательных частей, употребляемых в тексте, противоположныеэмоции, чувства и переживания автора или его героя. Эти части обязательно должны быть связаны смысловой частью. Примерная структура комментария ü Проблема, поднятая автором, находит своё отражение в предложенном для анализа тексте. Обратимся к двум примерам-иллюстрациям. Во-первых,... (работа с конкретными предложениями + пояснение). Во-вторых, (работа с конкретными предложениями + пояснение). Налицо смысловая связь данных примеров: (расшифровка). ü Размышления автора о том, что (текст), мы читаем в …(текст + пояснение). Однако в другом абзаце (номер) автор противопоставляет... (текст + пояснение). Следовательно, два приведённых примера-иллюстрации способствуют пониманию простой мысли: … ü Давайте рассмотрим две грани проблемы, поднятой писателем. Одна грань - это... (пример из текста + пояснение). Данной грани проблемы противопоставлена другая, которую автор сформулировал так: (пример из текста + пояснение). Так, два приведённых примера-иллюстрации, объединенные приемом контраста, позволяю автору раскрыть поднятую им проблему. ü Проблема рассматривается автором с двух сторон. Сначала…(пример из текста + пояснение). Но дальше, используя приём контраста, писатель (пример из текста + пояснение). Так, противопоставляя …, писатель подводит нас к мысли о том, что… Клише-вывод ü Использование двух контрастных примеров-иллюстраций, которые приведены в комментарии, позволяет писателю раскрыть проблему с разных сторон. ü Противопоставляя эти примеры (ситуации, точки зрения, героев…), автор показывает… ü Таким образом, два примера-иллюстрации, в основе которых лежит приём контраста, позволяют читателю понять, что… ü Именно противопоставление (информации, разных точек зрения, героев…) позволяет понять, как … (что…) ü Используемый приём контраста позволяет писателю предложить читателю сочетание противоположных идей. ü Так, описывая противоположные эмоции (чувства)//противопоставляя героев//сравнивая противоположные по своей сути точки зрения, автор подводит нас к мысли о том, что… ü Сочетание противоположных идей подчеркивает контраст междудвумя приведёнными примерами-иллюстрациями.
Сравнение, сопоставление(сравнение образов героев, сопоставление эпизодов, рассмотрение связей пейзажа и портрета с общим течением текста) Сравнение ü раскрывает отношение автора или героя к описываемому событию. ü рисует внешний облик героя или образ ü характеризует состояние или явление; ü передаёт настроение, переживания героя; ü помогает передать чувство, мысли героя; ü служит авторской оценке предмета или явления. ü Сравнивая эти примеры (героев, точки зрения, поведение героев, отношение героев к одному и тому же явлению, случаю…), писатель показывает… ü Из сопоставления этих примеров рождается очень грустная мысль о том, что… ü Сравнение, которое использует автор, позволяет ему (зрительно передать, описать или охарактеризовать внешний вид или внутренне свойство предмета речи, его состояние, поведение) ü Два примера-иллюстрации, в основе которых лежит приём сравнения, передают (чувства, мысли героев//настроение героев//отношения людей к главному герою//переживания героев) ü Два примера-иллюстрации, в основе которых лежит приём сравнения, служат авторской оценке предмета или явления ü Сравниваемые два примера-иллюстрации свидетельствуют о том, что //указывают на то, что // говорят о том, что// дают возможность писателю высказать мысль: (текст)… ü Разные точки зрения, к которым обращается автор, позволяют ему сделать вывод: … ü Используя приём сравнения в этих двух примерах-иллюстрациях, автор привлекает общественное внимание к актуальной проблеме:… (по тексту) ü В ходе комментирования проблемы, поднятой писателем, мы понимаем, что в этих двух примерах-иллюстрациях заключена главная мысль текста: (какая?)
Причинно-следственные отношения ü Проанализировав два примера, мы увидели причину того, как… (что…) ü Причинно-следственные отношения, раскрытые в двух примерах-иллюстрациях, позволяют автору … ü Примеры из текста стали убедительным доказательством того, что… ü Эти рассуждения (примеры) позволяют автору, а вместе с ним, и читателю, понять, что… ü Два приведённых примера-иллюстрации позволяют читателю убедиться в том, что поднятая автором проблема не потеряла своей актуальности и сегодня.  
Вопросно-ответные отношения Прием вопросно-ответного хода (автор сам задает вопрос и сам на него отвечает) необходим для привлечения внимания адресата, вызван стремлением заставить читателя или слушателя сначала ответить на вопрос, а затем сопоставить его с ответом автора (публицистический текст). ü В двух приведенных примерах-иллюстрациях, в основе которых – приём вопросно-ответного хода рассуждения, звучит убеждённость автора в том, что данные им оценки (явлениям, героям, поступкам…) верны. ü Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что… ü Таким образом, задавая вопрос и отвечая на него, автор обосновывает своё видение поднятой им проблемы: …(текст) ü Вопросно-ответные отношения, связывающие два примера-иллюстрации, позволяют читателю сначала ответить на вопрос, заданный писателем, а потом сопоставить свой ответ с ответом автора, который считает, что… ü Резюмируя вышесказанное, мы приходим к выводу, что... ü Исходя из двух примеров-иллюстраций, с помощью которых мы прокомментировали проблему исходного текста, можно понять, что... (пишется вывод, вытекающий из двух примеров-иллюстраций).
Вопрос 11: Где композиционно может быть выражена смысловая связь между примерами-иллюстрациями? Место обозначения смысловой связи в сочинении
Указание смысловой связи как зачин ü Размышляя над проблемой, писатель противопоставляет героев (различные точки зрения, поступки…) ü Размышляя над проблемой, писатель сравнивает героев… ü Противопоставляя (сравнивая) своих героев (разные точки зрения), писатель раскрывает проблему с разных сторон. Во-первых,… (текст + пояснение). Во-вторых,… (текст + пояснение).
Указание на связь примеров при переходе от первого ко второму примеру-иллюстрации ü Для сравнения обратимся к другому примеру. ü Второй герой сравнивается с первым, чтобы …Если один … то другой…
Указание на связь примеров как итог комментирования ü Оба приведённых примера, дополняя друг друга, позволяют увидеть… ü Приведённые примеры позволяют увидеть героя в развитии и показать становлении личности… ü Два приведённых примера-иллюстрации свидетельствуют о том, что…

 

Вопрос 12: Как распределяются баллы за комментарий? Работа эксперта
Кол-во баллов Кол-во примеров Пояснение Смысловая связь Фактические ошибки
      + нет
      +
      -
      -
      -
      -
      -
  ü если комментарий не написан вообще; ü если комментарий написан БЕЗ ОПОРЫна текст; ü если комментарий написан не по той проблеме 1 и более
Запомните: написание комментария - это попытка выпускника одновременно понять, почему автор писал именно об этом и использовал определенные речевые обороты, средства выразительности и т.д., и доказать, что заявленная проблема действительно присутствует в тексте.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь