Мы. Идентичность (С кем я вместе)




Класс

Книга для учителя

Глава 1. «Я» и «Другие»

Изучение материала первой главы 7 класса имеет целью актуализировать пройденное в 6 классе, в то же время расставляя новые акценты. Если в 6 классе мы объясняем ученикам суть понятий «личность» и «общество», то в 7 классе мы в большей степени уделяем анализу процесса развития личности.

Вводится понятие «идентичность», в том числе её различные аспекты – гендерный, возрастной. С помощью концепции идентичности рассматривается сложное взаимодействие «МЫ- ДРУГИЕ», что очень важно именно для этого возраста. Формирование и изменение идентичности, соотнесение себя с различными социальными группами происходит в течение всей жизни человека, но не одинаково на каждом этапе жизненного пути. 7-классники все более настойчиво задаются вопросами о самих себе и отношениях с другими людьми. Они делают шаги к систематизации Я-концепции и проблематизируют свою рефлексию. Поэтому в центре изучения обществознания по-прежнему стоит человек. Задача учителя – развивать вкус к анализу процесса собственного (социального) развития подростка в самых различных аспектах. Физиологические изменения пубертата нередко обсуждаются отдельно от коммуникативных, интеллектуальных и других, как если бы они происходили независимо друг от друга. Наш подход выражается в единстве рассмотрения названных процессов через социальную оптику. Исходя их этого, мы предлагаем учителю значительный по объему материал по вопросам телесности, чтобы показать тело в социальных практиках, тем самым облегчая подбор информации и расстановку акцентов. Это важно потому, что в силу болезненности подобных вопросов подростки часто даже сами себе не признаются в наличии каких-либо проблем, особенно в ситуации, когда о телесности говорить не принято.

Предлагаемый УМК по обществознанию имеет ярко выраженную специфику, поэтому требуется, чтобы класс начал изучать его с самого начала, с 6 класса. Однако, постольку, поскольку в целом учебник 7 класса и особенно первая глава вбирают в себя тематику 6 класса, оказывается возможным начать изучение обществознания с 7 класса – там, где не получилось с 6 класса.

Мы. Идентичность (С кем я вместе)

Это можно обсудить: Принадлежность к роду – племени помогает или мешает современному человеку?

Данный материал продолжает начатый в 6 классе разговор о роде (глава 1), субъектном выборе и зависимостях (глава 4), а также проходящую через все главы тему человека, личности.

Пословицы о роде - племени, которые приводит Даль в своем «изборнике»[1], можно условно разделить на две группы: утверждающие родовую детерминацию индивидуальных качеств и оспаривающие ее.

Предзаданность личностных качеств, заведомая предрешенность всей жизни в рамках судьбы его рода выражается в таких пословицах, как: «от лося – лосята, от свиньи – поросята», «какое дерево, таков и клин; каков батько, таков и сын», «от терновника не жди винограду», «орел орла плодит, а сова сову родит». Обратим внимание, что все они используют растительную и животную метафорику, указывающую на единые для всего сущего законы родственной связи. Есть, однако и пословицы, которые обыгрывают сугубо человеческие черты, например: «отец рыбак, и дети в воду смотрят», «каков батюшка, таковы у него и детки», «сын дураков уж с роду таков», «тупо сковано – не наточишь; глупо рожено – не научишь». Такая артикуляция включенности в жизнь рода несет в себе как минимум два актуальных посыла. С одной стороны, это нацеленность на глубокое осознание и переживание принадлежности к роду, откуда страдающий от неопределенности и неприкаянности современный человек может черпать силы и возможности для осмысления собственного места в жизни – своей семьи, нации, страны, человечества. С другой стороны, пословицы внушают фатальную предопределенность, консервируя таким образом существующую социальную стратификацию (что вполне закономерно, если учесть, что создавались они во времена, исключавшие вертикальную мобильность, например, из простого роду в дворянский, если не считать метаморфозы героини сказки о золотой рыбки). Более того, народная мудрость утверждает тщетность любых попыток изменить положение: «черного кобеля не вымоешь добела», «как волка ни корми, он все в лес глядит».

Но есть пословицы о роде - племени и противоположного плана – утверждающие собственную ответственность человека за свои поступки независимо от принадлежности к роду: «от одной матки, да не одни ребятки», «не хвались родительми, а хвались добродетельми» и даже пресловутую вертикальную мобильность: «из грязи, да посажен в князи».

Чтобы организовать обсуждение, учитель может привести несколько пословиц того и другого типа вразброс, предложить вспомнить аналогичные, а затем всем вместе их проанализировать на предмет сходств и различий заключенной в них «морали». Акцент делаем на исторической, социокультурной обусловленности «морали» (т. е. тех социальных норм, вообще образа мира, которые лежат в основе данных высказываний), что поможет выйти на особенности современного общества и оценить «пригодность» разного типа пословиц.

Вариант: учащимся предлагается сборник с пословицами о роде – племени[2] или распечатка с полным списком. Другой вариант: учащиеся самостоятельно ищут такие пословицы, на уроке составляется общий список, который затем подвергается анализу. Это упражнение целесообразно проводить при участии учителей русского языка, литературы, истории или при самостоятельном привлечении 6-классниками соответствующего материала. Данная тематика дает прекрасные возможности для создания интегрированных проектов, проведения интегрированных уроков.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: