Использование приёмов изобразительной деятельности в развитии устной речи детей дошкольного возраста




учитель-логопед ДО МБОУ Школы №57

г. Самары

Андриевская Наталья Михайловна

 

Развитие устной речи – одна из наиболее важных задач педагогики на современном этапе.

Чем лучше будет развита речь ребёнка, тем больше возможностей откроется перед ним в познании окружающего мира, тем легче ему будет общаться.

Согласно статистике, ежегодно, в нашей стране рождается около 30 тысяч детей с отклонениями в развитии, в том числе с нарушениями речи, число детей с отклонениями в развитии составляло 36 % от всего детского населения страны.

Таким образом, я считаю, что выбранная мной тема «Использование приёмов изобразительной деятельности в развитии устной речи детей дошкольного возраста » является актуальной.

 

Одним из наиболее эффективных средств для развития устной речи детей является изобразительная деятельность.

 

Для дошкольника рисование – малоизведанный и привлекательный мир. Дети очень любят свои рисунки, гордятся ими, хвастаются, узнают свои «произведения искусства» среди множества других, даже через длительное время.

Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития и воспитания дошкольника велико. Занятие рисованием играет большую роль в умственном воспитании ребенка и тесно связано с решением задач речевого развития дошкольника:

· Обогащением словарного запаса

· Развитием связной речи

· Правильным произношением

· Умением описывать увиденное, рассказать о созданном изображении

На занятиях рисованием дети знакомятся с новыми для них словами, учатся понимать, различать и употреблять слова в активной речи. Всё, что окружает ребёнка, всё, что он делает и как делает, получает название. Важно и то, что у дошкольника, в процессе изобразительной деятельности работают одновременно несколько анализаторов: зрительный, слуховой, тактильный. Это также оказывает положительное влияние на развитие речи. А слово помогает осмыслить процесс изображения. Продуктивная деятельность благоприятна для развития речи прежде
всего тем, что ребенок сам непосредственно действует с предметами.

Образные сравнения, стихи, загадки помогают детям рассказывать о своих рисунках, развивают у дошкольников образное восприятие и обогащают детскую речь выразительными средствами. В то же время активизируется речь замкнутых и стеснительных детей.

В школе, к сожалению, ребёнок часто теряет тягу к рисованию. Вывод напрашивается сам собой: в детском саду необходимо активно использовать этот интерес. Лучше не отправлять «шедевры» маленьких художников в утиль, а использовать их для составления картин и развития речи детей по собственным рисункам, которые имеют для них большую ценность.

Приоритетным направлением нашей работы является художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Эффективность этого направления во многом определяется комплексным использованием всех средств эстетического цикла: театра, музыки, художественной литературы, рисования.

Сейчас я расскажу вам о приёмах изобразительной деятельности, которые используются нашими педагогами на занятиях по развитию речи. На наш взгляд, данные приёмы эффективны, они дают высокие результаты, способствуют умственной и речевой активности.

1. Приём дорисовывания

Используется для составления рассказов по картинке.

Например, после работы с текстом по серии картин и ответов на вопросы, дети должны придумать свой рассказ «Новый скворечник». Но сначала педагог просит их нарисовать свои украшения для скворечника так, чтобы домик понравился птицам. Рисование сопровождается беседой о перелётных птицах.

 

С юга скворушки летят
В новом доме жить хотят
За работу нам пора
Строить скворушкам дома.

2. Приём иллюстрирования

Используется для развития образного мышления и заучивания стихотворений.

Для лучшего запоминания дети рисуют образы к каждому столбику стихотворения.

Воспитатель не заостряет внимания на технике выполнения работ, дети сами подбирают приёмы рисования, иллюстрируют своё представление о прочитанных стихах:

 

«Соловушка» Шапиро Татьяна

 

Песенку,соловушка,

Ты нам подари!

Золотое солнышко

Ты благодари.

 

Листики зелёные,

Клейкие весной.

И о них,соловушка,

Ты нам тоже спой.

 

И о первом дождике,

Что на землю льёт.

И о первой радуге,

Что весной цветёт.

 

Спой о травке бархатной.

И о пчёлке спой.

Подари,соловушка,

Песенку весной!!!

 

3. Для того, чтобы дети не теряли интерес к делу и художественный рисунок не заменялся условно-графическим, можно применять схематические и условные образы в свободном рисовании. Например, существует такой приём, как незавершенный рисунок.

Этот приём незаменим для развития творческих способностей и в рисовании, и в развитии речи. Незаконченные фигурки можно превращать во что угодно: в космический корабль, предметы, растения, обитателей планеты. Затем педагог вместе с ребёнком рассматривает рисунок и обсуждает получившееся.

4. Дошкольная педагогика рекомендует использовать на занятиях в детском саду многофигурные демонстрационные картины для формирования у воспитанников первичных естественно-научных представлений. Таким образом, дети знакомятся со средой обитания некоторых представителей животного мира, расширяют и уточняют словарь, работают над образным строем речи. Можно использовать эти картины и для детей с речевыми нарушениями, применяя приём самостоятельного вырезания и раскрашивания персонажей.

Чтобы привлечь внимание детей к многофигурной картине и удерживать его долгое время, необходима предварительная работа:

- дети дома вырезают и раскрашивают своих персонажей, а на занятии отыскивают их.

- родители помогают детям узнать побольше про своего персонажа или прочитать дополнительную литературу по теме.

5. Для составления рассказов и для пересказа историй используются картины, сделанные из детских рисунков.

Например, на занятиях воспитателя по изобразительному искусству составляется картина по мотивам сказки «Как зайка ходил весну встречать». Это делается для дальнейшего пересказа на занятиях по связной речи. Подготавливаются рисунки: зимний лес и весенний лес. Также дети делают аппликации: Зайка, Лиса, Ёжик, Белочка, Медвежонок.

Подобная работа более эмоциональна, чем работа по готовой картине. Можно составить и условно-графический план к сказке или картинный план из рисунков детей. При такой работе рассказы детей становятся объёмнее и красочнее, в повествовании появляется несколько описаний. Дети обращают внимание на композицию, помогают советами как лучше расположить персонажей.

 

Вывод:

v Использование приёмов изобразительной деятельности на занятиях по развитию речи помогает дошкольникам приобщаться к чувству прекрасного, пониманию красоты в окружающем мире., способствует проявлению умственной и речевой активности.

v Занятия рисованием дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, ребёнок будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

v Изобразительная деятельность отражает и углубляет представления детей об окружающих предметах, рассказы дошкольников становятся больше по объёму и интереснее по содержанию.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: