Чему учит этот мультфильм?




Родитель – не эталон, а тот, кто может ошибаться (+/-);
ослабление авторитета родителей в глазах ребёнка (-).

В начале мультфильма мы знакомимся с семьёй рыбок-клоунов, какой она была до основных событий мультфильма. Марлин был женат на рыбке по имени Корал, и счастливая пара ожидала рождения целого потомства. Однако около их рифа оказалась хищная рыба барракуда и напала на их семейство. Марлин пытался дать отпор, но потерял сознание от удара недруга. Когда герой пришел в себя, его жены уже не было в живых. Как и всех их детей-икринок, кроме одной, из которой и появился главный герой истории, Немо. Ввиду ужасной трагедии, которая произошла с семьёй, Марлин поклялся себе всегда оберегать своего единственного сына.

В одном из эпизодов Немо со своими друзьями сбегает от учителя и подплывает к самому краю рифа. Там ребята видят лодку и устраивают спор, кто ближе к ней подплывет. Нырк, Блёстка и Шелфик делают свой ход, и остается только Немо. Он колеблется и говорит, что папа ему запретил плавать за границами рифа, так как это опасно (Марлин поклялся всегда оберегать Немо – поэтому он так гипер-осторожен и гипер-заботлив). Тут около компании случайно появляется Марлин и, конечно, бросается к сыну с упреками, что тот собирался его ослушаться. Немо объясняет, что это не так. Друзья сначала поддерживают его, но в конце добавляют: «Он просто струсил…» Это цепляет Немо, он ослушивается Марлина и прямо на его глазах демонстративно плывет к лодке. Немо подплывает так близко, что даже касается её. Марлин боится плыть за ним и в гневе кричит, чтобы тот возвращался, и обещает его хорошенько отругать.

Внезапно около лодки появляется аквалангист и ловит Немо. Марлин оказывается полностью беспомощным в этой ситуации, он попытался спасти сына, но появился второй аквалангист, который сфотографировал Марлина, и тот, ослепленный вспышкой, полностью потерял ориентацию в пространстве. Придя в себя, он лишь увидел след от моторной лодки, которая направилась в Сидней.

Тем самым, Марлин ставится перед задачей – отыскать своего сына. А чтобы его отыскать – ему нужно измениться. Оказывается так, что его трусость и осторожность мешает и ему самому, и его сыну.

Конечно, жизнь показывает, что не все родители идеальны, и многим действительно следует серьёзно поработать над собой, чтобы правильно воспитать своих детей. В то же время в сознании маленьких детей родители – это всегда базовый эталон и ориентир в формировании своих представлений об окружающем мире. Если с малых лет заложить в сознание ребёнка мысль, что его мама и папа «могут ошибаться», то по сути тем самым разрушается его система ценностей, так как из неё исчезает идеал. В более взрослом возрасте, когда сознание уже достаточно развито, человек способен сформировать праведные идеалы, не замкнутые исключительно на свою семью и своих предков, адекватно воспринять неидеальность родителей, извлечь из этого урок и постараться в свой жизни не повторять «родовых» ошибок. Но здесь речь идёт уже в лучшем случае о старшем подростковом возрасте. А официальное возрастное ограничение рассматриваемого в этом обзоре мультфильма — «0+».

Есть и ещё один важный нюанс, который становится понятен при оценке идеи «неидеальных родителей» во взаимосвязи с политическими реалиями сегодняшнего дня. Речь идёт о продвижении ювенальной юстиции, как на Западе, где этот процесс уже практически завершён, так и в России, где события «в самом разгаре» (https://r-v-s.su/chto-takoe-yuvenalnaya-yusticiya/opisanie-yavleniya).

Поскольку мультфильм очень сильно акцентирует внимание на недостатках отца и том, что родитель меняется не просто ради своего ребёнка, но и с его подачи, то сцену, где Немо попадает к аквалангистам на глазах Марлина, можно интерпретировать как образ конфискации ребёнка у нерадивого родителя. Марлин изображён «плохим» родителем, поэтому он и теряет ребёнка. Он мешал своими недостатками сыну – что и привело их маленькую семью к такому промежуточному итогу. Интересно также, что Немо забирают именно в тот момент, когда Марлин ругает его. Марлин в начале истории – это скрытый образ несовершенного родителя, «достойного» лишения ребёнка.

Такой мотив несовершенного отца, зависящего от воли сына и теряющего его до тех пор, пока он в итоге не меняется в сторону пожеланий сына – это полноценная отсылка к ювенальной юстиции, продвигающей ломку естественной иерархии «родитель-ребёнок». Ювенальной юстицией ребёнок, его права и воля ставятся выше родительских. Образ этого присутствует в данном мультфильме – поскольку действия Немо, сына, определяют участь отца.

Смотря подобные сюжеты, где родитель изображен слабым и никчёмным, а ребёнок имеет над ним власть и задаёт нужные ему изменения в родителе, маленький зритель усваивает аналогичный взгляд на собственных родителей. В результате родители воспринимаются неавторитетно, кем-то «не таким важным», кого надо менять или отрицать, если что-то не так, по мнению ребёнка. При отсутствии уважения и послушания родителям полностью ликвидируется фактор родительского воспитания (привитие ребенку нравственности, передача жизненного опыта, информации о культуре и традициях его рода), которое легко замещается воспитанием «извне», силами СМИ (под влиянием внешней информационной среды). Подобный элемент сюжета «В поисках Немо» – не случайность (здесь подробнее https://whatisgood.ru/tv/cartoons/diskreditaciya-i-obescenivanie-roditelstva/).

Правда, стоит упомянуть, что вредоносную семейную мораль мультфильма существенно смягчает то, что Немо тоже приходится серьёзно потрудиться и поработать над собой после того, как он инициирует раскол с отцом, а также то, что отношения в семье рыбок-клоунов очень убедительно меняются в положительную сторону в конце истории.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: