ПСИХОЛОГИЯ — наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности, основанная на явленности в самонаблюдении особых переживаний, не относимых к внешнему миру. Область знаний о внутреннем — психическом — мире человека.
ПСИХИКА — существующее в различных формах свойство высокоорганизованных живых существ и продукт их жизнедеятельности, обеспечивающие их ориентацию и деятельность.
Все психические явления делятся на три группы:
1) психические процессы;
2) психические состояния;
Психические свойства личности
Психический процесс —это акт психической деятельности, имеющий свой объект отражения и свою регуляционную функцию (восприятие, память, мышление и т.д.).
Психические свойства — это наиболее устойчивые психические явления, закрепленные в структуре личности и определяющие постоянные способы взаимодействия человека с миром. К основным группам психических свойств личности относят темперамент, характер и способности.
Структура психики: сознательное, предсознательное, бессознательное.
Психическое отражение – это правильное, верное отражение действительности
СОЗНАНИЕ — форма отражения объективной действительности в психике человека — высший уровень отражения психического и саморегуляции; обычно считается присущим только человеку как существу общественно-историческому.
Структура: подсознание, сознание, сверхсознание
Индивидуальное сознание- определение сознания личности
Общественное сознание – совокупность психологических свойств, присущих обществу
Подсознание — область человеческой психики, отвечающая за безусловные рефлексы, а также за хранение и обработку поступающей информации.
|
Рефлекторная природа психики- способност отвечать на воздействия внешней среды
уровни психического отражения:
Сенсорно-перцептивный (ощущения, восприятия)
Представленческий (воображение, эйдетическая память, образное мышление
Речемыслительный(вербальный)
Бихевиоризм-наука о поведении, изучающая условные рефлексы.
ФРЕЙДИЗМ — философско-психологическое учение австрийского психолога З. Фрейда и его последователей, объясняющее развитие и структуру личности иррациональными, антагонистическими сознанию психическими факторами и использующее основанную на этих представлениях технику психотерапии.
ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИЯ (гештальтизм) — направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети XX в. Выдвинула программу изучения психики с точки зрения целостных структур — гештальтов, первичных по отношению к своим компонентам.
Принципы психологии — это исходные положения, определяющие понимание сути и истоков психики людей, особенности ее формирования, развития, механизмы функционирования и формы проявлений, способы подхода к ее изучению и изменению.
НАВЫК — действие, сформированное путем повторения, характерное высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля.
ИНТЕЛЛЕКТ — это понятие определяется достаточно разнородно, но в общем виде имеются в виду индивидуальные особенности, относимые к сфере познавательной, прежде всего — к мышлению, памяти, восприятию, вниманию и пр.
|
ИНСТИНКТ — совокупность врожденных компонент поведения и психики животных и человека.
Деятельность-специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окр.мира себя и условий существования.
ДЕЙСТВИЕ — произвольная преднамеренная опосредованная активность, направленная на достижение осознаваемой цели.
ДВИЖЕНИЕ — структурная единица деятельности — результат работы психофизиологического аппарата по реализации акта двигательного, посредством коего происходит взаимодействие живого существа с внешней средой.
АКЦЕПТОР ДЕЙСТВИЯ— психологический механизм предвидения и оценки результатов действия.
МОТИВ — Побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность
ЦЕЛЬ — осознанный образ предвосхищаемого, желаемого результата, на достижение коего направлено действие человека; заранее мыслимый результат сознательной деятельности.
ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ — процесс формирования внутренних структур психики, обусловливаемый усвоением структур и символов внешней социальной деятельности.
ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ — процесс порождения внешних действий, высказываний и прочего на основе преобразования ряда внутренних структур, сложившихся на основе интериоризации внешней социальной деятельности человека. Своего рода «перевод» внутренних структур на «внешний» язык.
|
Принцип единства сознания и деятельности- психические свойства личности и ее поведение, сознание и деятельность человека включаются как звенья, как стороны в единый процесс, в котором причина и следствие непрерывно меняются местами.
ЗНАНИЕ — в совокупности с навыками и умениями обеспечивают правильное отражение в представлениях и мышлении мира, законов природы и общества, взаимоотношений людей, места человека в обществе и его поведения
УМЕНИЕ — освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков; способность выполнять некое действие по определенным правилам, причем действие еще не достигло автоматизированности.
НАВЫК— действие, сформированное путем повторения, характерное высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля.