По юридической силе (акту, их закрепляющему), степени правовой урегулированности экологические права можно поделить на: а) конституционные (основные, неотчуждаемые, фундаментальные); б) установленные в специальных законах, подавляющее большинство норм которых направлено на регулирование непосредственно экологических отношений или связанных с этим отношений; в) предусмотренные подзаконными нормативными актами и договорами.
К первой группе относятся права, предусмотренные в статье 50 Конституции Украины, посвященной основным экологическим правам, а именно: праву каждого на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду и на возмещение причиненного нарушением этого права вреда, свободного доступа к информации о состоянии окружающей среды, о качестве пищевых продуктов и предметов быта, а также права на ее распространение. К конституционным также относятся права: частной собственности на землю (ст. 14), экологической безопасности (ст. 16); обращаться за защитой нарушенного права и иные. Право на жизнь (ст. 27) неразрывно связано с правом на безопасную окружающую природную среду, с качеством среды обитания и другими правами, имеющими экологическую направленность.
Ко второй группе относятся перечисленные в статья 9 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды » права каждого на: участие в обсуждении и внесении предложений в проекты нормативно-правовых актов, материалов по размещению, строительству и реконструкции объектов, которые могут отрицательно воздействовать на состояние окружающей природной среды, внесение предложений в органы государственной власти и органы местного самоуправления, юридическим лицам, принимающим участие в принятии решений по этим вопросам; участие в разработке и осуществлении мероприятий по охране окружающей природной среды, рациональному и комплексному использованию природных ресурсов; осуществление общего и специального использования природ-
ных ресурсов; объединение в общественные природоохранные формирования; участие в публичных слушаниях или открытых заседаниях по вопросам воздействия запланированной деятельности на окружающую природную среду на стадиях размещения, проектирования, строительства и реконструкции объектов и в проведении общественной экологической экспертизы; получение экологического образования и иные права, определенные законодательством Украины.
|
В третью группу входят экологического права, закрепленные в подзаконных нормативно-правовых актах и договорах. Перечень их очень разнообразен. Они не менее значимые, чем конституционные и закрепленные в законах экологического права.
Экологические права по форме реализации делятся на индивидуальные и коллективные. Свои экологические права граждане могут осуществлять самостоятельно, а также совместно с другими лицами, объединившись в организации, группы, иные образования и объединения. При этом в зависимости от степени и правового статуса, это могут быть неформальные объединения или группы, которые созданы для удовлетворения общей потребности, которая существует в течение определенного времени, а также зарегистрированные в установленном порядке общественные экологические объединения. Создание общественных природоохранных объединений расширяет возможности гражданина в реализации экологических прав. Основными формами участия общественности в принятии экологически значимых решений являются: референдум; обращения граждан (жалобы, замечания, предложения); работа с депутатами; общественные (публичные) слушания; сборы граждан по месту проживания; привлечение экспертов от общественности в рабочие группы, созданные органами государственной власти по экологическим вопросам; участие в проведении государственной экологической экспертизы; общественная экологическая экспертиза; общественный контроль; собрания, митинги, демонстрации и т.п.
|
Экологические права дифференцируются на абсолютные и от носительные. Абсолют ные права противоположны относитель-ным, действующим в отношении одного конкретно определенного лица или нескольких лиц. Они характеризуются тем, что их носителю противостоит в качестве обязанных субъектов неопределенное число лиц, каждый из которых должен воздержаться от нарушения этих прав. Круг абсолютных прав, как и вообще всех видов субъективных прав, определяется значимостью и характером общественных экологических отношений. В основном к ним относятся конституционные и естественные экологические права.
Экологические права также можно разделить в зависимости от того, какие экологические интересы и права защищаются: имущественные и личные неимущественные права. Некоторые природные объекты, хотя и приравниваются в ГК Украины к имуществу, но все-таки они остаются объектом особого рода, продолжая развиваться по своим естественным законам, с учетом ряда экологических факторов. Природа не является результатом деятельности человека. Имущественные объекты не так унифицированы как экологические. Основным критерием разграничения сферы гражданского и экологического права является пребывание соответствующего природного объекта во взаимосвязи с природной средой. Объекты природы и товарно-материальные ценности — разные категории, которые имеют особые экологические, экономические и правовые признаки и характеристики. К группе имущественных прав в сфере экологии относятся права на: возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан вследствие отрицательного воздействия на окружающую природную среду; право природопользования; право собственности на природные ресурсы и др.
|
Личные неимущественные права, как правило, принадлежат к категории абсолютных, обеспечивают естественное существование физического лица, относятся к жизнеобеспечивающим правам, возникают по поводу личных неимущественных благ. Основное среди них право на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду, а также права на: достоверную информацию о состоянии окружающей среды, о качестве пищевых продуктов и предметов быта и т.п.
Определенная классификация экологических прав граждан существует в сфере воспроизводства (восстановления) и улучшения качественного состояния природных объектов: право граждан на воспроизводство и восстановление природных объектов с использованием установленных способов; право на осуществление мероприятий, которые улучшают качество экологических объектов и окружающей природной среды.
Возможно классифицировать экологические права граждан по охранно-защитной направленности. Анализ действующего экологического законодательства свидетельствует, что понятия «охрана» и «защита» прав взаимозависимые, но не тождественные. Защита экологического права осуществляется тогда, когда оно нарушено, при этом нормативно закреплен порядок защиты нарушенного права. Также правовой защите подлежат оспариваемые права и законные интересы. Экологические права в сфере защиты нарушенных прав подразделяются на: а) требование в установленном порядке возмещения убытков, экологического вреда, причиненного природным объектам, находящимся в собственности или пользовании граждан; вреда, причиненного здоровью загрязнением окружающей природной среды, а также в необходимых случаях и морального вреда; б) требование устранения препятствий в осуществлении гражданами своих экологических прав; в) оспаривание принадлежащих гражданам экологических прав, интересов и т.п. Охранительные предписания, содержащиеся в экологическом законодательстве, устанавливают специфические меры принуждения и формы защиты нарушенного права. Можно сказать, что охранительные нормы статичны, а нормы по защите нарушенного права — динамичны.
Экологические права граждан в сфере охраны окружающей природной среды можно подразделить на право: принимать участие в мероприятиях, обеспечивающих рациональное использование природных объектов; объединение в общественные природоохранительные формирования; обсуждение нормативных актов; участие в публичных слушаниях и других мероприятиях с целью предотвращения отрицательного воздействия на окружающую природную среду либо его последствий.
. Экологические обязанности также можно классифицировать по различным основаниям. В зависимости от юридической силы, степени правовой урегулированности выделяют: а) конституционные и; б) установленные в специальных законах, подавляющее большинство норм которых направлено на регулирование экологических отношений или связанных с этим отношений; в) предусмотренные подзаконными нормативными актами и договорами.
В действующей Конституции Украины экологические обязанности граждан закреплены в статье 66, где предусмотрено «не наносить вред природе, культурному наследию, возмещать причиненные им убытки». Но к ним также можно отнести иные обязанности, которые трансформируются в сферу экологического права: собственность обязывает, она не должна использоваться во вред человеку и обществу (ч. 4 ст. 13); платить налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом (ст. 67); неуклонно придерживаться Конституции и законов Украины, не посягать на права других людей (ст. 68) и т.п.
Ко второй группе относятся экологические обязанности, содержащиеся в Законе Украины «Об охране окружающей природной среды» (ст. 12). К ним относятся: беречь природу, охранять, рационально использовать ее богатства в соответствии с требованиями законодательства об охране окружающей природной среды; осуществлять деятельность с соблюдением требований экологической безопасности, других экологических нормативов и лимитов использования природных ресурсов; не нарушать экологические права и законные интересы других субъектов; вносить плату за специальное использование природных ресурсов и штрафы за экологические правонарушения; компенсировать ущерб, причиненный загрязнением и иным отрицательным воздействием на окружающую природную среду и т.п. Граждане обязаны выполнять и другие обязанности в области охраны окружающей природной среды в соответствии с законодательством Украины.
Круг экологических обязанностей расширяется благодаря их более детальной регламентации в подзаконных нормативных актах. определяются дополнительные обязанности недропользователей: придерживаться требований, предусмотренных разрешением; обеспечивать сохранение геологических территорий и объектов; придерживаться других условий, определенных соглашением на пользование недрами (п. 27).
Следующая классификация осуществлена в зависимости от субъектного состава (круга правообязанных граждан). Выделяют общие и специальные экологические обязанности. Общие присущие всем без исключения гражданам как субъектам экологического права
Специальные обязанности, предусмотренные действующим по-ресурсовым экологическим законодательством, базируются на общих положениях права собственности и природопользования, обе-сп ечения требований эколо гической безопасности и т.п. Особую группу составляют обязанности, возникающие при введении режима чрезвычайного положения, при объявлении местности зоной чрезвычайной экологической ситуации.
Экологические обязанности также возможно подразделить имущественные и неимущественные. К имущественным относятся обязанности: компенсировать ущерб, вред, причиненный загрязнением и иным отрицательным воздействием на окружающую природную среду, а также здоровью человека; вносить плату за специальное использование природных ресурсов и штрафы за экологические правонарушения; компенсировать затраты на проведение экологической экспертизы, аудиторского анализа относительно объектов и видов деятельности, которые представляют повышенную экологическую опасность; внедрять новые технологии, предотвращающие вредное воздействие на окружающую природную среду и здоровье человека и т.п. К неимущественным принадлежат: беречь природу, охранять, рационально использовать ее богатства; осуществлять деятельность в соответствии с требованиями экологической безопасности; не нарушать права других субъектов; проводить экологическую экспертизу экологически опасных объектов и видов деятельности и т.п.
Экологические обязанности можно классифицировать и по иным основаниям (критериям), к примеру, в зависимости от: правомерного или неправомерного поведения гражданина; сферы существования экологических отношений (принадлежности, использования, охраны, защиты, обеспечения экологической безопасности); вида действия (активные и пассивные) и др.
§ 3. Конституционные экологические права граждан
Важнейшие отличительные особенности закрепленных в Конституции Украины основных экологических прав состоят в том, что они даны человеку от природы, носят естественный и неотчуждаемый характер, выступают в качестве высшей социальной ценности, являются непосредственно действующими, находятся под защитой государства, соответствуют международным стандартам. Систему конституционных экологических прав гражданина составляют права на: безопасную для жизни и здоровья окружающую среду; свободный доступ к информации о состоянии окружающей среды, качество пищевых продуктов и предметов быта и право на ее распространение, запрет засекречивать такую информацию; возмещение вреда, причиненного нарушением указанных прав и др. Наряду
с непосредственно экологическим правами в Основном Законе закреплены и иные права, которые тесно связаны с ними, и имеют экологическую направленность.
3.1. Право на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду
Право граждан на безопасную для жизни и здоровья окружающую природную среду относится к основным (фундаментальным), естественным правам. Оно закреплено в ст. 50 Конституции Украины и ст. 9 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды», а также некоторых международных документах1. Данное право присуще человеку с момента его рождения, независимо от усмотрения государственных органов. Это фактически право каждого гражданина требовать соблюдения эколого-правовых предписаний, которому соответствует обязанность каждого государства по его обеспечению.
Право человека на безопасную окружающую природную среду представляет собой юридическую возможность проживать в окружающей природной среде, не причиняющей вреда его здоровью и жизни, а в случае нарушения этого права — требовать ее защиты в установленном законодательством порядке. Это общее определение охватывает все основные признаки данного субъективного права: право проживать в благоприятной для жизнеобеспечения окружающей природной среде, безопасной для здоровья и жизни человека; право требовать устранения различных препятствий при осуществлении указанного права в установленном законодательством порядке; право обращаться в компетентные органы за защитой нарушенного права с целью его возобновления (восстановления); осуществления защиты нарушенного права путем установления государством ряда правовых гарантий.
3.2. Право на возмещение вреда, причиненногонарушением права на безопасную для жизнии здоровья граждан окружающую среду
Право на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду по своему характеру — пассивное право. Как для любого абсолютного права для него характерно наличие неопределенного круга обязанных лиц, которые должны воздерживаться от его нарушения, в том числе и государство. В отличие от вышеуказанного права право на возмещение вреда, причиненного нарушением права на безопасную окружающую среду, — это активное право лица, реализуемое путем предъявления в суд исков к государственным органам, предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам о возмещении вреда не только здоровью, но и имуществу вследствие отрицательного воздействия на окружающую природную среду (п. з ст. 9 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды»). (Вопросы, связанные с возмещением вреда требуют точного экономического расчета, гармоничного сочетания в правовом регулировании возмещения экологического вреда общих принципов и требований гражданского законодательства с особенными подходами, которые должны отражать специфику природных, сложные естественные механизмы взаимодействия явлений и предметов природы, воздей- ствия на здоровье человека, изменений в природных условий1). Наряду с этим следует учитывать определенные особенности гражданско-правовой ответственности, установленные экологическим законодательством. В частности, в некоторых случаях экологическое законодательство устанавливает обязанность возместить экологический вред, причиненный в случае совершения правомерных действий, т.е. при отсутствии правонарушения.
Вред — понятие социальное, имеющее различные оттенки: экономический, экологический, моральный, государственный, межгосударственный, международный. В юридической литературе он определяется, как уменьшение, уничтожение субъективного права или блага, т.е. вред подлежит возмещению, если он является следствием нарушения имущественных прав гражданина и юридического лица, либо личных неимущественных прав (благ) гражданина (здоровье, честь и пр.). Вред, предусмотренный в статье 50 Конституции, можно рассматривать как материальный и моральный вред. Первый причиняется физическим лицам в результате умышленного или неосторожного нарушения правовых экологических требований. Такой материальный вред выражается в утрате жизни или причинении вреда здоровью человека, утрате или повреждении природных объектов, деградации окружающей природной среды. В экономическом аспекте это трансформируется в стоимость утраченного или поврежденного имущества, природных объектов и ресурсов, вынужденных расходов на очистку или рекультивацию окружающей среды, расходов на восстановление здоровья людей и компенсацию потерпевшим (реальный ущерб), а также стоимость недополученных доходов в результате утраты природных ресурсов — источников природного сырья (упущенная выгода)2. Наряду с возмещением вреда, причиненного здоровью и
имуществу1 вследствие совершения экологического правонарушения, гражданин имеет право на компенсацию морального вреда, причиненного нравственным переживанием в связи с невозможностью продолжать активную общественную жизнь, с потерей работы, а также с физической болью, связанной с причинением ущерба здоровью либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий.
В соответствии со ст. 69 Закона «Об охране окружающей природной среды» ущерб, причиненный в результате нарушения законодательства об охране окружающей природной среды, подлежит компенсации, как правило, в полном объеме без применения норм снижения размера взимания и независимо от сбора за загрязнение окружающей природной среды и ухудшение качества природных ресурсов. Лица, которым причинен такой ущерб, имеют право на возмещение неполученных доходов за время, необходимое для восстановления здоровья, качества окружающей природной среды, воспроизводства природных ресурсов до состояния, пригодного для использования по целевому назначению.
3.3. Право свободного доступа к информациио состоянии окружающей среды, о качествепищевых продуктов и предметов быта, а также
право на ее распространение
1 Согласно действующему ГК ряд природных объектов рассматривается
как недвижимое имущество. Однако следует отметить, что они являются
не только имуществом, объектом права собственности, но и природными
объектами как составной частью окружающей природной среды, обладаю
щим признаком естественного происхождения, состоят в неразрывной
экологической взаимосвязи (экоцепи), способным выполнять экологиче
ские, экономические, рекреационные и иные функции и обеспечивать
качество среды обитания человека.
Экологическая информация — открытые, полные, достоверные, доступные и своевременные сведения в письменной, аудиовизуальной, электронной или другой материальной форме о: состоянии окружающей природной среды либо ее объектов; биологическом разнообразии и его компонентах,,включая генетически видоизмененные организмы и их взаимодействие с объектами окружающей природной среды; источниках, факторах, материалах, веществах, продукции, энергии, физических факторах (шуме, вибрации, электромагнитном излучении, радиации), которые воздействуют или могут воздействовать на состояние окружающей природной среды; угрозе возникновения и причинах чрезвычайных экологических ситуаций, результатах ликвидации этих явлений, рекомендациях относительно мер, направленных на уменьшение их отрицательного воздействия на природные объекты и здоровье людей; экологических прогнозах, планах и программах, мерах, в том числе административных, государственной экологической политике, законодательстве об охране окружающей природной среды; расходах, связанных с осуществлением природоохранительных мер за счет фондов охраны окружающей природной среды, других источников финансирования, экономическом анализе, проведенном в процессе принятия решений по вопросам, касающимся охраны окружающей среды.
Полная информация — информация, являющаяся исчерпывающей и в ней в полной мере отображены реальные факты. Достоверная — отвечающая объективным данным о существующем состоянии окружающей среды и здоровья людей, а также иным показателям. Особой регламентации подлежит информация об объектах, представляющих повышенную опасность, а также объектах, которые являются наибольшими загрязнителями окружающей природной среды2.
Гражданам предоставлено право обращаться за получением экологической информации, как к государственным органам, так и к субъектам хозяйственной деятельности, прежде всего, к Министерству охраны окружающей природной среды Украины, которое осуществляет в пределах своих полномочий экологическое информационное обеспечение. Министерство готовит вместе с другими органами исполнительной власти и подает в установленном порядке Национальный доклад о состоянии окружающей природной среды.
Общим условием получения экологической информации является ее открытый характер. В соответствии со ст. 28 Закона Украины «Об информации» информация по режиму доступности делится на открытую и с ограниченным доступом (конфиденциальную и тайную). Информация о состоянии окружающей природной среды, качестве продуктов и предметов быта; о состоянии здоровья населения, его жизненном уровне; об авариях, катастрофах, опасных природных явлениях, которые произошли или могут произойти или угрожают безопасности граждан, не относится к конфиденциальной. Некоторая информация экологического характера, которая находится в ведении субъектов хозяйственной деятельности, может быть признана как коммерческая.
Законом Украины «Об охране окружающей природной среды» предусмотрена ответственность за: нарушение прав граждан на экологически безопасную окружающую природную среду; отказ от предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды, а также об источниках загрязнения, в сокрытии случаев аварийного загрязнения окружающей среды или фальсификации сведений о состоянии экологической обстановки или заболеваемости населения (пп. «а», «л» ч. 2 ст. 68).