Классификации экологических прав и обязанностей граждан




По юридической силе (акту, их закрепляющему), степени пра­вовой урегулированности экологические права можно поделить на: а) конституционные (основные, неотчуждаемые, фундаменталь­ные); б) установленные в специальных законах, подавляющее большинство норм которых направлено на регулирование непо­средственно экологических отношений или связанных с этим отно­шений; в) предусмотренные подзаконными нормативными акта­ми и договорами.

К первой группе относятся права, предусмотренные в статье 50 Конституции Украины, посвященной основным экологическим правам, а именно: праву каждого на безопасную для жизни и здо­ровья окружающую среду и на возмещение причиненного наруше­нием этого права вреда, свободного доступа к информации о состоя­нии окружающей среды, о качестве пищевых продуктов и предметов быта, а также права на ее распространение. К конституционным также относятся права: частной собственности на землю (ст. 14), экологической безопасности (ст. 16); обращаться за защитой нару­шенного права и иные. Право на жизнь (ст. 27) неразрывно связано с правом на безопасную окружающую природную среду, с качеством среды обитания и другими правами, имеющими экологическую направленность.

Ко второй группе относятся перечисленные в статья 9 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды » права каждо­го на: участие в обсуждении и внесении предложений в проекты нормативно-правовых актов, материалов по размещению, строи­тельству и реконструкции объектов, которые могут отрицательно воздействовать на состояние окружающей природной среды, внесе­ние предложений в органы государственной власти и органы мест­ного самоуправления, юридическим лицам, принимающим участие в принятии решений по этим вопросам; участие в разработке и осу­ществлении мероприятий по охране окружающей природной среды, рациональному и комплексному использованию природных ресур­сов; осуществление общего и специального использования природ-
ных ресурсов; объединение в общественные природоохранные формирования; участие в публичных слушаниях или открытых заседаниях по вопросам воздействия запланированной деятельности на окружающую природную среду на стадиях размещения, про­ектирования, строительства и реконструкции объектов и в прове­дении общественной экологической экспертизы; получение эколо­гического образования и иные права, определенные законодатель­ством Украины.

В третью группу входят экологического права, закрепленные в подзаконных нормативно-правовых актах и договорах. Перечень их очень разнообразен. Они не менее значимые, чем конституцион­ные и закрепленные в законах экологического права.

Экологические права по форме реализации делятся на индиви­дуальные и коллективные. Свои экологические права граждане могут осуществлять самостоятельно, а также совместно с другими лицами, объединившись в организации, группы, иные образования и объединения. При этом в зависимости от степени и правового ста­туса, это могут быть неформальные объединения или группы, кото­рые созданы для удовлетворения общей потребности, которая суще­ствует в течение определенного времени, а также зарегистрирован­ные в установленном порядке общественные экологические объеди­нения. Создание общественных природоохранных объединений расширяет возможности гражданина в реализации экологических прав. Основными формами участия общественности в принятии эко­логически значимых решений являются: референдум; обращения граждан (жалобы, замечания, предложения); работа с депутатами; общественные (публичные) слушания; сборы граждан по месту про­живания; привлечение экспертов от общественности в рабочие группы, созданные органами государственной власти по экологиче­ским вопросам; участие в проведении государственной экологиче­ской экспертизы; общественная экологическая экспертиза; общест­венный контроль; собрания, митинги, демонстрации и т.п.

Экологические права дифференцируются на абсолютные и от носительные. Абсолют ные права противоположны относитель-ным, действующим в отношении одного конкретно определенного лица или нескольких лиц. Они характеризуются тем, что их носи­телю противостоит в качестве обязанных субъектов неопределенное число лиц, каждый из которых должен воздержаться от нарушения этих прав. Круг абсолютных прав, как и вообще всех видов субъек­тивных прав, определяется значимостью и характером обществен­ных экологических отношений. В основном к ним относятся кон­ституционные и естественные экологические права.

Экологические права также можно разделить в зависимости от того, какие экологические интересы и права защищаются: имуще­ственные и личные неимущественные права. Некоторые природ­ные объекты, хотя и приравниваются в ГК Украины к имуществу, но все-таки они остаются объектом особого рода, продолжая раз­виваться по своим естественным законам, с учетом ряда эколо­гических факторов. Природа не является результатом деятельности человека. Имущественные объекты не так унифицированы как эко­логические. Основным критерием разграничения сферы граждан­ского и экологического права является пребывание соответству­ющего природного объекта во взаимосвязи с природной средой. Объекты природы и товарно-материальные ценности — разные ка­тегории, которые имеют особые экологические, экономические и правовые признаки и характеристики. К группе имущественных прав в сфере экологии относятся права на: возмещение вреда, при­чиненного здоровью и имуществу граждан вследствие отрицатель­ного воздействия на окружающую природную среду; право приро­допользования; право собственности на природные ресурсы и др.

Личные неимущественные права, как правило, принадлежат к категории абсолютных, обеспечивают естественное существование физического лица, относятся к жизнеобеспечивающим правам, возникают по поводу личных неимущественных благ. Основное среди них право на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду, а также права на: достоверную информацию о состоянии окружающей среды, о качестве пищевых продуктов и предметов быта и т.п.

Определенная классификация экологических прав граждан су­ществует в сфере воспроизводства (восстановления) и улучшения качественного состояния природных объектов: право граждан на воспроизводство и восстановление природных объектов с исполь­зованием установленных способов; право на осуществление меро­приятий, которые улучшают качество экологических объектов и окружающей природной среды.

Возможно классифицировать экологические права граждан по охранно-защитной направленности. Анализ действующего эко­логического законодательства свидетельствует, что понятия «охра­на» и «защита» прав взаимозависимые, но не тождественные. За­щита экологического права осуществляется тогда, когда оно нару­шено, при этом нормативно закреплен порядок защиты нарушенно­го права. Также правовой защите подлежат оспариваемые права и законные интересы. Экологические права в сфере защиты нарушен­ных прав подразделяются на: а) требование в установленном поряд­ке возмещения убытков, экологического вреда, причиненного при­родным объектам, находящимся в собственности или пользовании граждан; вреда, причиненного здоровью загрязнением окружающей природной среды, а также в необходимых случаях и морального вреда; б) требование устранения препятствий в осуществлении граж­данами своих экологических прав; в) оспаривание принадлежащих гражданам экологических прав, интересов и т.п. Охранительные предписания, содержащиеся в экологическом законодательстве, устанавливают специфические меры принуждения и формы защиты нарушенного права. Можно сказать, что охранительные нормы ста­тичны, а нормы по защите нарушенного права — динамичны.

Экологические права граждан в сфере охраны окружающей при­родной среды можно подразделить на право: принимать участие в мероприятиях, обеспечивающих рациональное использование при­родных объектов; объединение в общественные природоохранитель­ные формирования; обсуждение нормативных актов; участие в публичных слушаниях и других мероприятиях с целью предотвра­щения отрицательного воздействия на окружающую природную среду либо его последствий.

. Экологические обязанности также можно классифицировать по различным основаниям. В зависимости от юридической силы, сте­пени правовой урегулированности выделяют: а) конституционные и; б) установленные в специальных законах, подавляющее боль­шинство норм которых направлено на регулирование экологических отношений или связанных с этим отношений; в) предусмотренные подзаконными нормативными актами и договорами.

В действующей Конституции Украины экологические обязанно­сти граждан закреплены в статье 66, где предусмотрено «не наносить вред природе, культурному наследию, возмещать причиненные им убытки». Но к ним также можно отнести иные обязанности, которые трансформируются в сферу экологического права: собственность обязывает, она не должна использоваться во вред человеку и обще­ству (ч. 4 ст. 13); платить налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом (ст. 67); неуклонно придерживаться Кон­ституции и законов Украины, не посягать на права других людей (ст. 68) и т.п.

Ко второй группе относятся экологические обязанности, содер­жащиеся в Законе Украины «Об охране окружающей природной среды» (ст. 12). К ним относятся: беречь природу, охранять, рацио­нально использовать ее богатства в соответствии с требованиями законодательства об охране окружающей природной среды; осу­ществлять деятельность с соблюдением требований экологической безопасности, других экологических нормативов и лимитов исполь­зования природных ресурсов; не нарушать экологические права и законные интересы других субъектов; вносить плату за специальное использование природных ресурсов и штрафы за экологические правонарушения; компенсировать ущерб, причиненный загрязне­нием и иным отрицательным воздействием на окружающую при­родную среду и т.п. Граждане обязаны выполнять и другие обязан­ности в области охраны окружающей природной среды в соответ­ствии с законодательством Украины.

Круг экологических обязанностей расширяется благодаря их более детальной регламентации в подзаконных нормативных актах. определяются до­полнительные обязанности недропользователей: придерживаться требований, предусмотренных разрешением; обеспечивать сохра­нение геологических территорий и объектов; придерживаться других условий, определенных соглашением на пользование не­драми (п. 27).

Следующая классификация осуществлена в зависимости от субъ­ектного состава (круга правообязанных граждан). Выделяют общие и специальные экологические обязанности. Общие присущие всем без исключения гражданам как субъектам экологического права

Специальные обязанности, предусмотренные действующим по-ресурсовым экологическим законодательством, базируются на об­щих положениях права собственности и природопользования, обе-сп ечения требований эколо гической безопасности и т.п. Особую группу составляют обязанности, возникающие при введении режима чрезвычайного положения, при объявлении местности зоной чрезвычайной экологической ситуации.

Экологические обязанности также возможно подразделить имущественные и неимущественные. К имущественным относят­ся обязанности: компенсировать ущерб, вред, причиненный загряз­нением и иным отрицательным воздействием на окружающую природную среду, а также здоровью человека; вносить плату за специальное использование природных ресурсов и штрафы за эко­логические правонарушения; компенсировать затраты на проведе­ние экологической экспертизы, аудиторского анализа относитель­но объектов и видов деятельности, которые представляют повы­шенную экологическую опасность; внедрять новые технологии, предотвращающие вредное воздействие на окружающую природную среду и здоровье человека и т.п. К неимущественным принадлежат: беречь природу, охранять, рационально использовать ее богатства; осуществлять деятельность в соответствии с требованиями эколо­гической безопасности; не нарушать права других субъектов; про­водить экологическую экспертизу экологически опасных объектов и видов деятельности и т.п.

Экологические обязанности можно классифицировать и по иным основаниям (критериям), к примеру, в зависимости от: правомер­ного или неправомерного поведения гражданина; сферы существо­вания экологических отношений (принадлежности, использования, охраны, защиты, обеспечения экологической безопасности); вида действия (активные и пассивные) и др.
§ 3. Конституционные экологические права граждан

Важнейшие отличительные особенности закрепленных в Кон­ституции Украины основных экологических прав состоят в том, что они даны человеку от природы, носят естественный и неотчуждае­мый характер, выступают в качестве высшей социальной ценности, являются непосредственно действующими, находятся под защитой государства, соответствуют международным стандартам. Систему конституционных экологических прав гражданина составляют права на: безопасную для жизни и здоровья окружающую среду; свободный доступ к информации о состоянии окружающей среды, качество пищевых продуктов и предметов быта и право на ее рас­пространение, запрет засекречивать такую информацию; возмеще­ние вреда, причиненного нарушением указанных прав и др. Наряду
с непосредственно экологическим правами в Основном Законе за­креплены и иные права, которые тесно связаны с ними, и имеют экологическую направленность.
3.1. Право на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду

Право граждан на безопасную для жизни и здоровья окружаю­щую природную среду относится к основным (фундаментальным), естественным правам. Оно закреплено в ст. 50 Конституции Украи­ны и ст. 9 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды», а также некоторых международных документах1. Данное право присуще человеку с момента его рождения, независимо от усмотрения государственных органов. Это фактически право каж­дого гражданина требовать соблюдения эколого-правовых предпи­саний, которому соответствует обязанность каждого государства по его обеспечению.

Право человека на безопасную окружающую природную среду представляет собой юридическую возможность проживать в окру­жающей природной среде, не причиняющей вреда его здоровью и жизни, а в случае нарушения этого права — требовать ее защиты в установленном законодательством порядке. Это общее определение охватывает все основные признаки данного субъективного права: право проживать в благоприятной для жизнеобеспечения окружа­ющей природной среде, безопасной для здоровья и жизни человека; право требовать устранения различных препятствий при осущест­влении указанного права в установленном законодательством по­рядке; право обращаться в компетентные органы за защитой на­рушенного права с целью его возобновления (восстановления); осуществления защиты нарушенного права путем установления государством ряда правовых гарантий.


3.2. Право на возмещение вреда, причиненногонарушением права на безопасную для жизнии здоровья граждан окружающую среду

Право на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду по своему характеру — пассивное право. Как для любого абсолютно­го права для него характерно наличие неопределенного круга обя­занных лиц, которые должны воздерживаться от его нарушения, в том числе и государство. В отличие от вышеуказанного права право на возмещение вреда, причиненного нарушением права на безопас­ную окружающую среду, — это активное право лица, реализуемое путем предъявления в суд исков к государственным органам, пред­приятиям, учреждениям, организациям и гражданам о возмещении вреда не только здоровью, но и имуществу вследствие отрицатель­ного воздействия на окружающую природную среду (п. з ст. 9 Зако­на Украины «Об охране окружающей природной среды»). (Вопросы, связанные с возмещением вреда требуют точного экономического расчета, гармоничного сочетания в правовом регулировании возме­щения экологического вреда общих принципов и требований граж­данского законодательства с особенными подходами, которые должны отражать специфику природных, сложные естественные механизмы взаимодействия явлений и предметов природы, воздей- ствия на здоровье человека, изменений в природных условий1). Наряду с этим следует учитывать определенные особенности гражданско-правовой ответственности, установленные экологиче­ским законодательством. В частности, в некоторых случаях эколо­гическое законодательство устанавливает обязанность возместить экологический вред, причиненный в случае совершения правомер­ных действий, т.е. при отсутствии правонарушения.

Вред — понятие социальное, имеющее различные оттенки: эко­номический, экологический, моральный, государственный, меж­государственный, международный. В юридической литературе он определяется, как уменьшение, уничтожение субъективного права или блага, т.е. вред подлежит возмещению, если он является след­ствием нарушения имущественных прав гражданина и юридиче­ского лица, либо личных неимущественных прав (благ) граждани­на (здоровье, честь и пр.). Вред, предусмотренный в статье 50 Конституции, можно рассматривать как материальный и мораль­ный вред. Первый причиняется физическим лицам в результате умышленного или неосторожного нарушения правовых экологи­ческих требований. Такой материальный вред выражается в утра­те жизни или причинении вреда здоровью человека, утрате или повреждении природных объектов, деградации окружающей при­родной среды. В экономическом аспекте это трансформируется в стоимость утраченного или поврежденного имущества, природных объектов и ресурсов, вынужденных расходов на очистку или ре­культивацию окружающей среды, расходов на восстановление здоровья людей и компенсацию потерпевшим (реальный ущерб), а также стоимость недополученных доходов в результате утраты природных ресурсов — источников природного сырья (упущенная выгода)2. Наряду с возмещением вреда, причиненного здоровью и
имуществу1 вследствие совершения экологического правонаруше­ния, гражданин имеет право на компенсацию морального вреда, причиненного нравственным переживанием в связи с невозможно­стью продолжать активную общественную жизнь, с потерей работы, а также с физической болью, связанной с причинением ущерба здоровью либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий.

В соответствии со ст. 69 Закона «Об охране окружающей природ­ной среды» ущерб, причиненный в результате нарушения законо­дательства об охране окружающей природной среды, подлежит компенсации, как правило, в полном объеме без применения норм снижения размера взимания и независимо от сбора за загрязнение окружающей природной среды и ухудшение качества природных ресурсов. Лица, которым причинен такой ущерб, имеют право на возмещение неполученных доходов за время, необходимое для вос­становления здоровья, качества окружающей природной среды, воспроизводства природных ресурсов до состояния, пригодного для использования по целевому назначению.

3.3. Право свободного доступа к информациио состоянии окружающей среды, о качествепищевых продуктов и предметов быта, а также
право на ее распространение

1 Согласно действующему ГК ряд природных объектов рассматривается
как недвижимое имущество. Однако следует отметить, что они являются
не только имуществом, объектом права собственности, но и природными
объектами как составной частью окружающей природной среды, обладаю­
щим признаком естественного происхождения, состоят в неразрывной
экологической взаимосвязи (экоцепи), способным выполнять экологиче­
ские, экономические, рекреационные и иные функции и обеспечивать
качество среды обитания человека.

Экологическая информация — открытые, полные, достоверные, доступные и своевременные сведения в письменной, аудиовизуаль­ной, электронной или другой материальной форме о: состоянии окружающей природной среды либо ее объектов; биологическом раз­нообразии и его компонентах,,включая генетически видоизмененные организмы и их взаимодействие с объектами окружающей природной среды; источниках, факторах, материалах, веществах, продукции, энергии, физических факторах (шуме, вибрации, электромагнитном излучении, радиации), которые воздействуют или могут воздейство­вать на состояние окружающей природной среды; угрозе возникно­вения и причинах чрезвычайных экологических ситуаций, резуль­татах ликвидации этих явлений, рекомендациях относительно мер, направленных на уменьшение их отрицательного воздействия на природные объекты и здоровье людей; экологических прогнозах, планах и программах, мерах, в том числе административных, госу­дарственной экологической политике, законодательстве об охране окружающей природной среды; расходах, связанных с осуществле­нием природоохранительных мер за счет фондов охраны окружающей природной среды, других источников финансирования, экономиче­ском анализе, проведенном в процессе принятия решений по вопро­сам, касающимся охраны окружающей среды.

Полная информация — информация, являющаяся исчерпыва­ющей и в ней в полной мере отображены реальные факты. Досто­верная — отвечающая объективным данным о существующем со­стоянии окружающей среды и здоровья людей, а также иным пока­зателям. Особой регламентации подлежит информация об объектах, пред­ставляющих повышенную опасность, а также объектах, которые являются наибольшими загрязнителями окружающей природной среды2.

Гражданам предоставлено право обращаться за получением эко­логической информации, как к государственным органам, так и к субъектам хозяйственной деятельности, прежде всего, к Министер­ству охраны окружающей природной среды Украины, которое осу­ществляет в пределах своих полномочий экологическое информаци­онное обеспечение. Министерство готовит вместе с другими органами исполнительной власти и подает в установленном порядке Нацио­нальный доклад о состоянии окружающей природной среды.

Общим условием получения экологической информации явля­ется ее открытый характер. В соответствии со ст. 28 Закона Укра­ины «Об информации» информация по режиму доступности делит­ся на открытую и с ограниченным доступом (конфиденциальную и тайную). Информация о состоянии окружающей природной среды, качестве продуктов и предметов быта; о состоянии здоровья насе­ления, его жизненном уровне; об авариях, катастрофах, опасных природных явлениях, которые произошли или могут произойти или угрожают безопасности граждан, не относится к конфиденциальной. Некоторая информация экологического характера, которая нахо­дится в ведении субъектов хозяйственной деятельности, может быть признана как коммерческая.

Законом Украины «Об охране окружающей природной среды» предусмотрена ответственность за: нарушение прав граждан на эко­логически безопасную окружающую природную среду; отказ от предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды, а также об источниках загрязнения, в сокрытии случаев аварийного загрязнения окружа­ющей среды или фальсификации сведений о состоянии экологической обстановки или заболеваемости населения (пп. «а», «л» ч. 2 ст. 68).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: