В этом возрасте усложняются и модифицируются изученные ранее элементы упражнений с короткой скакалкой (см. лекцию № 5). Кроме того, добавляются упражнения в парах и с длинной скакалкой.
Упражнения в парах
Большое значение имеет тренировка в парах, которая используется как самостоятельная форма движений в композициях, а также как эффективная подготовка к работе с длинной скакалкой и совершенствованию техники ее вращения.
Одним из базовых элементов являются прыжки через скакалку вместе с партнером, вращающим ее, выполняемые спиной или лицом к нему по команде на двух ногах. Большое значение приобретает синхронизация движений по высоте прыжков и скорости вращения скакалки.
Особую группу движений в парах составляет работа с партнером, который входит во вращающуюся скакалку, после чего прыжки выполняются совместно. Обратите внимание на технику вхождения: в положении скакалки внизу выполняется шаг правой ногой, во время высшей точки подъема скакалки – поворот направо с шагом левой ноги вперед, затем – скачок. Не следует спешить с прыжками – сначала разберитесь с работой скакалки. При этом можно выполнять различного рода скачки: твист, обычные подскоки, с продвижением вправо, влево, вокруг партнера и др. Возможен прием одновременно двух и более партнеров, что требует от детей развитой координации движений.
Упражнения с длинной скакалкой
Важное место в Rope Skipping занимает работа с длинной скакалкой – одной и двумя одновременно. Длина каждой скакалки – 5–6 м.
Можно выделить два аспекта техники выполнения этого упражнения:
1) вращение скакалки;
2) прыжки – это связано с техникой правильного вхождения в скакалку, выхода из нее и соблюдением темпа, задаваемого вращающейся скакалкой – одной или двумя.
|
Так как в данном упражнении не предусмотрено специальное деление на партнеров, вращающих скакалку и выполняющих прыжки, то все занимающиеся в равной степени должны осваивать вращательную и прыжковую технику.
Вращение длинной скакалки выполняется средними кругами равномерно, без рывков. Начинать осваивать его следует с укороченной скакалкой, прикрепив ее свободный конец к гимнастической стенке, а затем работая с партнером, соблюдая принцип симметричного обучения, т.е. правой и левой рукой. Стоя сзади, преподаватель или партнер может помогать, выполняя «проводку» по движению. Хорошим вспомогательным упражнением может стать вращение скакалки с закрытыми глазами.
Изучение вращения двух скакалок начинается с их подбора – требуются две скакалки обычной длины, сложенные вдвое. Здесь также используется методический прием «проводки» партнером по движению.
Следующий шаг – смена партнера, осуществляемая сзади или сбоку, без остановки вращения.
Техника и методика обучения прыжкам через длинную скакалку
В технике данных прыжков можно выделить три фазы: фазу разбега и вхождения в скакалку, фазу собственно прыжков и фазу выхода из скакалки.
Исходное положение занимающегося – несколько в стороне от вращающего скакалку. При входе в скакалку, вращающуюся на входящего, разбег начинается в положении скакалки вверху и выполняется широким шагом, чтобы войти в центральную зону вращающейся скакалки и сделать первый подскок при прохождении скакалки у пола. При вращении скакалки в противоположном направлении – от входящего – разбег выполняется при положении скакалки внизу. Важно скоординировать ритм вращающейся скакалки и разбег. У занимающихся при этом часто возникает чувство страха. Проделайте несколько подготовительных упражнений, например пробегание через медленно вращающуюся скакалку, выполните прыжки без вхождения в скакалку.
|
По мере освоения простейших скачков через две длинные скакалки работа усложняется за счет различных вариантов скачков и их сочетаний без скакалки и со скакалкой, а также выполнения прыжков двумя, тремя учениками вместе и т.п. Аналогично осваивается техника входа при работе с двумя скакалками.
Фитбол
Фитбол – традиционное направление в фитнес-тренировке, мало подверженное моде и прошедшее многолетнюю апробацию в лечебной физкультуре. В различных странах его называют также «пецбол» (Pezzball), «физиобол» (Physioball), «гимнастик-бол» (Gymnastikball), «ситбол» (Sitzball), «резист-А-бол» (Resist-A-Ball). Программы с мячом представляют собой эстетически ритмизированные или гимнастическо-танцевальные элементы, соединения, часто организованные в отдельные комбинации.
Впервые мяч стал использоваться в лечебной физкультуре еще в начале прошлого века в Швейцарии для лечения людей с различными заболеваниями позвоночника. В 1992 г. Майкл и Стефания Моррис стали применять упражнения с мячом в системе оздоровительных занятий. С тех пор программы с фитболом прочно вошли в ассортимент фитнес-услуг и пользуются большим успехом на занятиях с детьми.
|
Ряд упражнений с мячом проводятся и в условиях жесткой опоры, например упражнения лежа на спине с захватом мяча ногами. В этих условиях нам не грозит падение, но неправильное выполнение упражнений может привести к болям в области поясницы и будет негативно воздействовать на позвоночник. Основная направленность этих упражнений – воспитание силы и гибкости. В большинстве упражнений на фитболе мы имеем дело с условиями качающейся опоры. Именно такие нестандартные условия позволяют решить ряд задач, а именно:
· задействовать больше мышц;
· сочетать динамический и статический характер работы мышц;
· развивать функцию равновесия, общую ловкость и координацию движений;
· улучшить осанку.
Кроме того, мяч является мягкой опорой, так как обладает упругими свойствами. Это позволяет выполнять ряд специфических упражнений – пружинящих, подпрыгивающих движений на мяче. Качающаяся, к тому же мягкая опора расширяет арсенал упражнений, усиливает возможность формирования ряда физических качеств и координационных способностей.
Упражнения на фитболе прекрасно формируют навыки управления собственным телом во всех плоскостях пространства.
В проведении занятий с мячом большую роль играет правильно подобранный размер мяча. Промышленность во многих странах производит мячи, размеры которых различаются на 10 см. Детям ростом до 125 см следует использовать мячи размером 30–35 см, ростом 140–150 см и выше – 50 см.