Как известно, в профессиональную балетную школу набирают детей в возрасте 10-11 лет. Этот возраст считается самым благоприятным для начала занятий.
При огромном желании можно начать заниматься балетом и в зрелом возрасте, но, к сожалению, в этом случае речь может идти только о любительстве.
Все элементы классической хореографии рассчитаны на то, что их будет исполнять взрослый человек со сформировавшимися суставами, сильным мышечным каркасом, подготовленными эластичными связками. Как прийти к этому состоянию? С детства, от года к году, находясь под пристальным вниманием педагога, который может проследить за методикой в соответствии с развитием.
Первый рывок роста у большинства детей происходит в возрасте 7-8 лет, в основном это касается ног и рук. Сначала ребенок передвигается вразвалку, ноги кажутся кривыми, поскольку существует проблема мышечного баланса. Резкие движения рук и ног не симметричны. Через несколько лет руки и ноги развиваются, крепнут мышцы, выравнивается походка. В этом возрасте родители отдают детей на гимнастику, занятия которой очень хорошо развивают природные данные ребенка. Это уже стало тенденцией - прекращать занятия гимнастикой и начинать учиться балету с прекрасно развитыми в раннем детстве данными.
Второй рывок роста - 11-13 лет. Позвоночник растягивается, медленно развивается равновесие, руки и ноги работают симметрично, наращивается мышечный каркас; начинается половое созревание.
Развитие нервов, которые отвечают за координацию рук и ног, завершается примерно к 13 годам. Усложняются танцевальные элементы, которые требуют повышенной концентрации внимания, собранности, владения своим телом максимально точно.
Почему важно успеть до 13 лет развить гибкость, растяжку?
Тазобедренный сустав влияет на выворотность и дает возможность методически грамотно исполнять движения классического танца. С началом полового созревания тазобедренный сустав завершает свое развитие.
|
Пассе на полупальцах во время экзерсиса у станка. Колено смотрит в сторону, т.к. тазобедренный сустав развернут
Заметим, что у новорожденного угол смещения шейки бедренной кости - 40 градусов, у взрослого человека - 10-15 градусов. Чем раньше начать развивать тазобедренный сустав, тем больше шансы растянуть связки около суставной капсулы и оставить в состоянии, близком к исходному. Это противоестественное положение сустава, нужное для балета, которое становится с годами привычным.
Идеальная выворотность бедра в гранд-плие
Исключения бывают, когда без всякого развития после 15 лет сустав сохраняет подвижность и амплитуду раскрытия, это и есть природные данные, которые не были развиты. Молодые люди, которые по тем или иным причинам "не успели" в балет, но хотят связать свою жизнь с танцем, идут учиться на хореографа любительского коллектива (об этом поговорим в следующих статьях).
Интересно, а есть хоть один артист классического балета, который начал учиться не в детстве, а намного позже?...
О том, куда отдать ребенка учиться балету, мы говорили здесь.