Рабочая тетрадь
Для самоподготовки студентов к практическим занятиям
МДК 01.01 Здоровый человек и его окружение
Тема 1. Здоровье детей
Оценка физического, нервно-психического и полового развития
Детей старшего школьного возраста
Задание № 1. Анатомо-физиологические особенности детей школьного возраста:
- дыхательная система
У детей школьного возраста происходит дальнейшее урежение дыхания (18 - 20 раз в минуту). Частота дыхания у мальчиков до 8-летнего возраста выше, чем у девочек. Объем вдыхаемого воздуха составляет 240 мл
- сердечно-сосудистая система
Масса сердца возрастает со 105 г (в 6 лет) до 175 г (в 12 лет). К 7—8 годам заканчивается дифференцировка тканей сердца, увеличивается количество соединительнотканных и эластических волокон. Средняя частота пульса с 5 до 11 лет урежается со 100 до 80 ударов в минуту. Повышается ударный и минутный объем крови, скорость кровотока постепенно уменьшается. Артериальное давление в 6 лет 105/70, в 11 лет в среднем около 110/70
- пищеварительная система
Возрастает длина пищевода с 16 см (в 5 лет) до 18 см (в 10 лет). Физиологическое сужения пищевода в младшем школьном возрасте сформированы. Постепенно увеличивается расстояние от зубов до входа в желудок: в 5 лет — 26—27,9 см, 10 лет — 27—33 см. Функциональная емкость желудка достигает к 10—12 годам 1300— 1500 мл; увеличивается поверхность его слизистой оболочки, количество желудочных желез
- нервная система
Масса головного мозга с 6—7 лет нарастает более медленно. В 6— 7 лет она составляет у мальчиков в среднем 1313 г, у девочек 1225 г, в 11—1348 г и 1259 г.. Строение коры головного мозга к 8 годам почти такое же, как у взрослых. Длина спинного мозга к 7—10 годам возрастает вдвое. Совершенствуется и становится более сложной нервно-психическая деятельность. В коре головного мозга развиваются ассоциативные связи, увеличиваются возможности аналитической деятельности
|
Задание № 2. Факторы риска ребёнка периода младшего школьного возраста: 1.недостатки подготовки ребенка к школе 2. социально-педагогическая запущенность 3. длительная и массовая психическая депривация4. соматическая ослабленность ребенка
Задание № 3. Факторы риска подросткового возраста: 1.инфатильность суждений____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 2.склонность к уходу от трудных ситуаций____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 3.сложности поведения___________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 4.ранние проявления половых влечений____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание № 4. Заполните таблицу начала полового развития подростков:
Параметры | Девочки (лет) | Мальчики (лет) |
Р | ||
Ax | ||
Ma | ||
Me | ||
F | ||
V | ||
L | ||
Pol |
Задание № 5. Современные проблемы подростков:
1) Раздражительность/агрессия/стресс
2) Ощущение самостоятельности и «взрослости»
3) Замкнутость/отсутствие друзей.
4) Безответная любовь.
5) Плохие отношения с родителями
6) Комплексы.
7) Социальное давление.
8) Разного рода зависимости.
Задание № 6. Выберите правильный ответ
|
1.В результате анатомо-физиологических особенностей нервной системы и повышения нагрузок у школьников часто развивается:
а) изменение почерка
б) переутомление +
в) обострение памяти
г) изменение веса
2.После школьных занятий ученику следует:
а) готовить домашние задания
б) погулять на свежем воздухе+
в) почитать книгу
г) посмотреть телевизор
3.Из питания школьников следует исключить:
а) кисломолочные продукты
б) цитрусовые
в) рыбу
в) полуфабрикаты+
4. В какие дни недели не рекомендуется устраивать контрольные работы:
а) понедельник+
б) среду в) четверг
г) пятница
5.В связи с гормональной перестройкой организма подростка для них характерны заболевания:
а) ожирение+
б) плоскостопие
в) пневмония
г) энурез
6.Сроки второго вытяжения роста у мальчиков:
а) 7-9 лет
б) 9-11 лет
в) 11-13 лет
г) 13-15 лет+
7. При подготовке ребенка к школе осмотр осуществляется:
а) только узкими специалистами
б) только педиатром
в) педиатром и узкими специалистами
Г) педиатром, узкими специалистами, с проведением лабораторных исследований
8. Рациональное питание школьников включает в себя следующие моменты:
а) большое содержание клетчатки+
б) наличие овощных и молочных блюд
в) 4-х разовое питание
г) наличие горячих завтраков
9. Ежегодная прибавка массы тела со 2-го года жизни:
а) 1 кг
б) 2 кг+
в) 3 кг
г) 4 кг
10. Количество гемоглобина у ребенка старше 1 года в г/л:
а) 100-110
б) 126-150+
в) 150-200
г) 80-100
11. Причина плохой успеваемости в школе со стороны здоровья:
а) сколиоз
б) плоскостопие
в) снижение слуха+
|
г) врожденный вывих бедра
12. Характер детей формируется в возрасте:
а) 3-5 лет
б) 6-7 лет
в) 16-18 лет
г) 7-12 лет+
13. Социальный фактор, который влияет на учебу ребенка в школе:
а) неполная семья+
б) многодетная семья
в) малый доход семьи
г) в семье один ребенок
14. Необходимое условие для посещения ребенка ДДУ:
а) здоровый ребенок без профилактических прививок
б) ребенок в остром периоде заболевания с профилактическими прививками
в) здоровый ребенок с профилактическими прививками
г) здоровый ребенок, но не привитый против туберкулеза
15. Поведенческое нарушение в школьном возрасте:
а) рвота+
б) повышенный аппетит
в) жидкий стул
г) головная боль
16. Деятельность гонад усиливается в возрасте:
а) 12-13 лет+
б) 9-10 лет
в) 8-9 лет
г) 7-8 лет
17. После школьных занятий ученику следует:
а) почитать книгу
б) погулять на свежем воздухе+
в) быстро приготовить домашнее задание
г) посмотреть телевизор