География 11 класс, школьный (первый) этап, г. Москва, 2016 год
Задание 1
Определите государство по описанию в тексте и заполните таблицу.
Это одна из крупнейших стран в мире как по площади территории, так и по численности населения. На первом этапе колонизации европейцы заготавливали здесь красный сандал, его древесина использовалась в красильном деле. Этому дереву страна обязана современным названием. Это федеративная республика, состоящая из 26 административно- территориальных единиц и федерального столичного округа. Столица имеет очертания самолёта, и это единственный объект современного этапа цивилизации, включённый в список Всемирного наследия. Страна занимает почти половину площади материка, не имеет границы лишь с двумя государствами континента, её пересекает самая длинная параллель. Одновременно она выходит широким фронтом на побережье океана, по её территории протекает самая полноводная (а по некоторым данным и самая длинная) река планеты. Здесь добывают около 50 видов минерального сырья, особенно рудного. Страна входит в первую тройку стран по добыче одной руды чёрного металла и одной руды цветного металла. Страна богата и другими видами природных ресурсов. На пограничной реке, недалеко от знаменитого водопада функционирует одна из крупнейших в мире ГЭС.
Население имеет сложный расовый и этнический состав, но в стране один официальный язык. Это развивающаяся страна, но в классификации развивающихся стран она относится к особому типу. Страна входит в экономическое объединение пяти государств, участником которого является и Россия.
Достаточно прочные позиции страна занимает в сельском хозяйстве. Страна является мировым лидером по сбору сахароносной, тонизирующей и цитрусовой культур. Очень развито животноводство, но страна также и промышленный лидер в своём регионе.
|
В стране 14 городов-миллионеров. Особо выделяются два крупнейших. Один из них славится карнавалами и одним из крупнейших в мире футбольным стадионом. Это город социальных контрастов, знаменитый своими трущобами. Другой город – крупнейший в стране, её экономическая столица, его образно называют «Нью-Йорком региона».
№ | Вопрос | Ответы |
Название государства (5 баллов) | ||
Место страны в мировых рейтингах по площади территории, по численности населения (2 балла) | ||
Страна-метрополия (2 балла) | ||
Административно-территориальная единица и столица страны (3 балла) | ||
Название материка (1 балл) | ||
Две страны материка, с которыми нет общей границы (2 балла) | ||
Самая длинная параллель (2 балла) | ||
Название океана и реки (2 балла) | ||
Руды металлов (чёрный металл, цветной металл) (2 балла) | ||
Три примера природных ресурсов (3 балла) | ||
Названия реки, водопада и ГЭС (3 балла) | ||
Официальный язык (2 балла) | ||
Тип развивающейся страны и экономическое объединение стран (3 балла) | ||
Сельскохозяйственные культуры (сахароносная, цитрусовая, тонизирующая) (3 балла) | ||
Название региона (1 балл) | ||
Два крупнейших города (2 балла) | ||
Кварталы трущоб (2 балла) |
Ответы
№ | Вопрос | Ответы |
Название государства (5 баллов) | Бразилия (5 баллов) | |
Место страны в мировых рейтингах (2 балла) |
| |
Страна-метрополия (2 балла) | Португалия (2 балла) | |
Административно-территориальная единица и столица страны (3 балла) | штат (2 балла), Бразилиа (1 балл) | |
Название материка (1 балл) | Южная Америка (1 балл) | |
Две страны материка, с которыми нет общей границы (2 балла) | 1. Эквадор (1 балл) 2. Чили (1 балл) | |
Самая длинная параллель (2 балла) | Экватор (2 балла) | |
Название океана и реки (2 балла) | Атлантический (1 балл), Амазонка (1 балл) | |
Руды металлов (2 балла) |
| |
Три примера природных ресурсов (3 балла) | Водные, гидроэнергетические, лесные, земельные – любые три примера, за каждый верный ответ –1 балл | |
Названия реки, водопада и ГЭС (3 балла) |
| |
Официальный язык (2 балла) | португальский (2 балла) | |
Тип развивающейся страны и экономическое объединение стран (3 балла) |
| |
Сельскохозяйственные культуры (3 балла) |
| |
Название региона (1 балл) | Латинская Америка (1 балл) | |
Два крупнейших города (2 балла) | 1. Рио-де-Жанейро (1 балл) 2. Сан-Паулу (1 балл) | |
Кварталы трущоб (2 балла) | фавела (2 балла) |
Максимально за задание – 40 баллов.
|
Задание 2
Внутриконтинентальные страны, те, которые не имеют выхода к Мировому океану, расположены в нескольких частях света. Всего насчитывается 44 внутриконтинентальных государства – члена ООН. Большинство из них расположены компактно в центральных частях материков и граничат друг с другом. 12 государств, представленных в таблице, – исключение, они граничат только с приморскими странами. По форме правления 6 из них – монархии, а 6 – республики.
|
- Определите эти государства, используя подсказки в таблице № 1. Соотнесите названия государств с их краткими описаниями, что даны в таблице № 2. Для каждого государства напишите форму правления (монархия или республика). Ответ оформите в таблице № 3.
- Среди этих 12 государств преобладают страны-карлики, особенно по численности населения. Напишите единственное государство, которое по численности населения обгоняет кого-либо из своих соседей.
- Назовите 13-е государство, подобное другим 12, которое показано на картах Вашего атласа. Почему оно не вошло в таблицу?
Таблица № 1
Государство | Страны-соседи (число и характерная особенность) | |||
1 – член Большой семёрки | ||||
1 – резиденции правительства, парламента и верховного суда расположены в трёх разных городах | ||||
1 – государство в составе ЕС | ||||
1 – государство в составе ЕС | 2 – государство в составе ЕС | |||
1 – государство омывается водами Атлантического и Индийского океанов | 2 – омывается водами пролива, название которого созвучно названию государства | |||
1 – крупнейшее в мире государство по площади территории | 2 – крупнейшее в мире государство по численности населения | |||
1 – государство в составе ЕС | 2 – второе по площади после России государство Европы | |||
1 – по площади территории занимает второе место в Евразии | 2 – по площади территории занимает третье место в Евразии | |||
1 – численность населения государства более 1 миллиарда человек | 2 – численность населения государства более 1 миллиарда человек | |||
1 – член Большой семёрки | 2 – член Большой семёрки | 3 – и монархия, и федерация | ||
1 – численность населения государства около 146,5 млн человек | 2 – высшая точка государства расположена в Карпатах | |||
3 – государство в составе ЕС | 4 – государство в составе ЕС | 5 – государство в составе ЕС | ||
1 – самая большая численность городского населения в мире | 2 – старое название – «Бирма» | |||
3 – расположено на полуострове | 4 – расположено на полуострове | 5 – расположено на полуострове | ||
Таблица 2
Государство | Описание |
A | Государство является одним из основателей Европейского Союза |
B | Площадь государства более 1 миллиона квадратных километров |
C | Теократическое государство |
D | В государстве расположена самая высокая вершина на планете |
E | 1. Один из государственных языков – русский. 2. Европейская страна, государство-наблюдатель в ШОС |
F | По легенде, государство образовалось в 301 году. Считается самым старым государством Европы |
G | «Земля свази» |
H | «Гималайский отшельник» |
I | Европейское государство, сосед 2-го порядка для России |
J | Дуалистическая монархия с элементами теократии и выборности |
K | 1. Столица страны расположена на реке Меконг. 2. В государстве преобладают народы паратайской языковой семьи |
L | 1. Самая низкая точка страны расположена на высоте 1400 м. 2. Суверенный анклав за пределами Европы |
Таблица 3
№ | Государство | Буква описания | Форма правления |
Государство, обгоняющее по численности своих соседей | |
13-е государство. Почему оно не вошло в таблицу? |
Ответы
№ | Государство (по 1 баллу) | Буква описания (по 1 баллу) | Форма правления (по 1 баллу) |
1 или 3 | Ватикан | C | монархия |
Лесото | L | монархия | |
1 или 3 | Сан-Марино | F | республика |
Андорра | J | монархия | |
Свазиленд | G | монархия | |
Монголия | B | республика | |
Молдавия | I | республика | |
8 или 9 | Непал | D | республика |
8 или 9 | Бутан | H | монархия |
Люксембург | A | монархия | |
Белоруссия | E | республика | |
Лаос | K | республика |
Критерии оценивания
За правильно заполненную ячейку таблицы ставится 1 балл. Баллы ставятся только в том случае, если правильно определено государство.
Ватикан и Сан-Марино могут располагаться как под номером 1, так и под номером 3, так как они оба граничат с Италией; Непал и Бутан могут располагаться как под номером 8, так и под номером 9, так как они оба граничат с Индией и Китаем.
В том случае, если ученик правильно определил государства, но перепутал строчку, а буква описания и/или форма правления совпадают, ему засчитываются соответствующие баллы за две последние колонки (1 или 2 балла).
Максимум за таблицу 36 баллов.
Государство, обгоняющее по численности своих соседей | Белоруссия – государство, в котором численность населения больше, чем в Латвии и Литве (2 балла) |
13-е государство. Почему оно не вошло в таблицу? | Южная Осетия – частично признанное государство, показывается на российских картах. Южная Осетия не является членом ООН, поэтому по условию задачи не попала в таблицу (2 балла) |
Максимум за задание – 40 баллов.
Задание 3
Учитель проверял контрольную работу, в которой ученики писали короткий рассказ о реке. Одна из работ привлекла его особое внимание.
«Начинается Амазонка в Южноамериканских Кордильерах, течёт сначала на север, а затем на юго-запад (1). В своём течении Амазонка дважды пересекает экватор (2). Это вторая по полноводности река мира (3). Полноводна она из-за экваториального и субэкваториального климата, который господствует в её бассейне (4). У Амазонки густая речная сеть и множество притоков, из которых самый большой – правый приток Риу-Негру (5). Берега Амазонки покрыты лесом, в котором леопарды охотятся на горилл, а воды реки полны крокодилами (6). Здесь живёт самая большая змея на планете – скальный питон и обитает муха це-це, которая очень опасна для человека (7). Бассейн реки заселён слабо, и живут там пигмеи (8). В нижнем течении река протекает по границе двух государств, столицы которых расположены на противоположных берегах: одна на правом – Бразилиа, другая на левом – Буэнос-Айрес (9). Впадает река в Атлантический океан, образуя эстуарий (10)».
Учитель подчеркнул все ошибки, а затем задумался. Будто бы этот рассказ написан вовсе и не про Амазонку. Если заменить некоторые географические объекты другими, то получится отличный текст, но про совершенно другую реку.
О чём подумал учитель? Найдите все ошибки в тексте рассказа. Переделайте все предложения таким образом, чтобы получился рассказ о другой реке.
Постарайтесь сделать как можно меньше изменений по сравнению с оригинальным текстом.
Свой ответ оформите в виде таблицы, где для каждого предложения в одном столбце укажите на ошибки и напишите правильные утверждения о Амазонке, а в другом напишите про свои изменения в рассказе про другую реку.
Название другой реки | ||
№ | Ошибки в рассказе про Амазонку | Изменения в тексте |
Ответы
Жирным шрифтом выделены ошибки и необходимые изменения.
Название другой реки | Конго | |
№ | Ошибки в рассказе про Амазонку | Рассказ о реке Конго |
Начинается Амазонка в Южно-американских Кордильерах, течёт сначала на север, а затем на юго-запад. 3 ошибки · Амазонка начинается при слиянии Мараньона и Укаяли (1). · Место слияния расположено уже в пределах Амазонской низменности (2). · В целом Амазонка течёт на восток (3) | Начинается Конго в горах Митумба (горах Восточной Африки), течёт сначала на север, а затем на юго-запад. 1 изменение | |
В своём течении Амазонка дважды пересекает экватор. 1 ошибка Амазонка не пересекает экватор (либо пересекает экватор только один раз – уже в самом устье) (4) | В своём течении Конго дважды пересекает экватор. Нет изменений | |
Это вторая по полноводности река мира. 1 ошибка Амазонка первая по полноводности река мира (5) | Это вторая по полноводностирека мира. Нет изменений | |
Полноводна она из-за экваториального и субэкваториального климата, который господствует в её бассейне. Нет ошибок | Полноводна она из-за экваториального и субэкваториального климата, который господствует в её бассейне. Нет изменений | |
У Амазонки густая речная сеть и множество притоков, из которых самый большой – правый приток Риу-Негру. 1 ошибка – Крупнейший приток Амазонки – правый приток Мадейра (либо Риу-Негру – левый приток Амазонки и не является крупнейшим притоком) (6) | У Конго густая речная сеть и множество притоков, из которых самый большой – правый приток Убанги. 1 изменение | |
Берега Амазонки покрыты лесом, в котором леопарды охотятся на горилл, а воды реки полны крокодилами. 1 ошибка Леопард, горилла и крокодил – африканские животные. Ученику нужно указать типичных животных Амазонии,например ягуара, капибару, каймана (7) | Берега Конго покрыты лесом, в котором леопарды охотятсяна горилл, а воды реки полны крокодилами. Нет изменений | |
Здесь живёт самая большая змея на планете – скальный питон и обитает муха це-це, которая очень опасна для человека. 2 ошибки – Самая большая змея на планете – анаконда (8). – Муха це-це живёт в Африке (9) | Здесь живёт одна из самых больших змей на планете – скальный питон и обитает мухаце-це, которая очень опасна для человека. 1 изменение | |
Бассейн реки заселен слабо,и живут там пигмеи. 1 ошибка Коренное население Амазонии – различные индейские народы (10) | Бассейн реки заселён слабо,и живут там пигмеи. Нет изменений | |
В нижнем течении река протекает по границе двух государств, столицы которых расположены на противоположных берегах: одна на правом – Бразилиа, другая на левом – Буэнос-Айрес. 2 ошибки – Начинается Амазонка в Перу, затем протекает в Бразилии и нигде не является пограничной рекой (11). – На берегах Амазонки нет столиц государств (12) | В нижнем течении река протекает по границе двух государств, чьи столицы расположены на противоположных берегах: одна на правом – Браззавиль, другая на левом – Киншаса. 2 изменения | |
Впадает река в Атлантический океан, образуя эстуарий. 1 ошибка В устье Амазонка образует дельту (13) | Впадает река в Атлантический океан, образуя эстуарий. Нет изменений | |
Итого: 13 ошибок (всего 26 баллов) | Итого: 5 изменений и река Конго (всего 14 баллов) |
Критерии оценивания
За каждую найденную ошибку – по 1 баллу, за каждое правильное исправленное утверждение о Амазонке – по 1 баллу (13 ошибок, всего 26 баллов за левую колонку).
Легче всего изменить рассказ на рассказ о реке Конго (4 балла). За каждое верное изменение в тексте по 2 балла (5 изменений, всего 14 баллов за правую колонку).
Вероятнее всего, часть учеников напишут в правой части рассказ про другую реку. В этом случае необходимо руководствоваться двумя положениями. Во-первых, как сильно переработан оригинальный текст, во-вторых, насколько получившийся рассказ соответствует действительности. Рекомендуется за другую, отличную от Конго реку ставить 2 балла, а каждое изменение оценивать в 1 балл, но не больше 8 баллов за изменения.
Максимум за задание – 40 баллов.
Задание 4
Внимательно прочитайте все блоки задачи, объединённые одной темой, и выполните задания.
Блок 1
Рассмотрите картосхему, представленную ниже, и определите:
- экологическую проблему, изображённую на картосхеме, напишите четыре примера её негативных последствий;
- крупный остров Земли, изображённый на картосхеме, и страны, которые на нём находятся.
- вид природного ресурса, связанный с экологической проблемой, его типы в классификациях: по происхождению и по степени исчерпаемости ресурса.
Рисунок 4.1
Элемент задания | Ответ |
Экологическая проблема | |
Четыре примера негативных последствий | |
Название острова | |
Государства | |
Вид природного ресурса | |
Тип в классификации попроисхождению | |
Тип в классификации по степени исчерпаемости |
Блок 2
- Выберите три единицы измерения из списка, которые возможно использовать для характеристики обеспеченности стран мира рассматриваемым видом природного ресурса.
- Дайте названия показателям, в которых используются выбранные Вами единицы измерения.
- Распределите страны-лидеры из списка по пятёркам для каждого показателя (страны могут повторяться, рейтинг не учитывается).
Список единиц измерения: (%), (км), (га), (м3), (‰), (°).
Список государств: Бразилия, Габон, ДР Конго, Канада, Китай, Микронезия, Палау, Россия, Сейшельские острова, США, Суринам.
Единица измерения | Название показателя | Первая пятёрка стран-лидеров (порядок записи любой) |
Блок 3
Определите, какие пять из перечисленных местных географических терминов имеют отношение к данной тематике, и напишите название страны мира, в которой они наиболее часто используются.
Список местных географических терминов: «бора», «бор», «гольцы», «дубрава», «займища», «колки», «курумы», «плавни», «рамень», «согра».
Определите, какие пять из перечисленных местных географических терминов имеют отношение к данной тематике, и напишите название страны мира, в которой они наиболее часто используются.
Список местных географических терминов: «бора», «бор», «гольцы», «дубрава», «займища», «колки», «курумы», «плавни», «рамень», «согра».
Местные термины, касающиеся темы задачи | |
Страна, где они часто используются |
Ответы
Блок 1 (16 баллов)
Элемент задания | Ответ |
Экологическая проблема (3 балла) | обезлесение (3 балла) |
Четыре примера негативных последствий (4 балла) | По 1 баллу за каждый верный вариант ответа.
Возможные варианты ответов:
|
Название острова (3 балла) | Борнео / Калимантан (3 балла) |
Государства (3 балла) | Бруней (1 балл), Индонезия (1 балл), Малайзия (1 балл) |
Вид природного ресурса (1 балл) | лесные ресурсы / лес (1 балл) |
Тип в классификации попроисхождению (1 балл) | биологические / растительного мира (1 балл) |
Тип в классификации по степени исчерпаемости (1 балл) | исчерпаемые возобновимые (1 балл) |
Блок 2 (18 баллов)
Порядок заполнения единиц измерения не имеет значения, показатели и страны должны соответствовать единице измерения.
Единица измерения (3 балла) | Название показателя (6 баллов) | Первая пятёрка стран-лидеров (порядок записи любой) (9 баллов) |
% (1 балл) | лесистость /доля лесов в площади территории (2 балла) | Суринам, Микронезия, Сейшельские острова, Габон, Палау. За полный список в любом порядке без ошибок – 3 балла; за 1 ошибку – 2 балла; за 2 ошибки – 1 балл |
га (1 балл) п | площадь (занятая лесами) (2 балла) | Россия, Бразилия, Канада, США, Китай За полный список в любом порядке без ошибок – 3 балла; за 1 ошибку – 2 балла; за 2 ошибки – 1 балл |
м3 (1 балл) | запасы / объём древесины (на корню) (2 балла) | Россия, Бразилия, США, Канада, ДРК За полный список в любом порядке без ошибок – 3 балла; за 1 ошибку – 2 балла; за 2 ошибки – 1 балл |
Блок 3 (6 баллов)
Местные термины, касающиеся темы задачи (5 баллов) |
|
Страна, где они часто используются (5 баллов) | Россия (1 балл) |
Максимально за задание – 40 баллов.
Задание 5
В 2014 г. в мире было произведено 1670,1 млн т стали. Перед Вами таблица, где представлены страны-лидеры.
№ | Страна | 2014 (млн т) | № | Страна | 2014 (млн т) |
Китай | 822,7 | Италия | 23,7 | ||
Япония | 110,7 | Тайвань | 23,2 | ||
США | 88,2 | Мексика | 19,0 | ||
Индия | 87,3 | Иран | 16,3 | ||
Республика Корея | 71,5 | Франция | 16,1 | ||
Россия | 71,5 | Испания | 14,2 | ||
Германия | 42,9 | Канада | 12,7 | ||
Турция | 34,0 | Великобритания | 12,1 | ||
Бразилия | 33,9 | Польша | 8,6 | ||
Украина | 27,2 | Австрия 7,9 |
Блок 1
Используя карты атласов, сгруппируйте эти страны по обеспеченности сырьём (заполните таблицу).
Страны, обеспеченные железными рудами и коксующимся углём | Страны, обеспеченные одним видом сырья или топлива | Страны, не обеспеченные сырьём | |
Железные руды | Коксующийся уголь | ||
Блок 2
Назовите три страны, которые обладают в достаточной мере необходимым сырьём (железной рудой и углём), но не являются лидерами по производству стали.
Блок 3
Назовите принципы размещения предприятий чёрной металлургии, приведите примеры из географии отрасли в России.
Предприятия и производства | Принципы размещения | Промышленные центры |
Комбинаты полного цикла | ||
Передельная металлургия |
Блок 4
Как «работает» экологический принцип в экономически развитых странах?
___________________________________________
Ответы
Блок 1
Страны, обеспеченные железными рудами и коксующимся углём | Страны, обеспеченные одним видом сырья или топлива | Страны, не обеспеченные сырьём | |
Железные руды | Коксующийся уголь | ||
Китай | Бразилия | Германия | Япония |
США | Мексика | Турция | республика Корея |
Индия | Иран | Испания | Италия |
Россия | Франция | Великобритания | Тайвань |
Украина | Польша | Австрия | |
Канада |
Курсивом выделены те страны,которые на картах обладают указанным сырьём, а в действительности уже его не добывают, т.к. запасы сильно истощились.
За правильно расположенную страну (порядок в группе не имеет значение) – 1 балл. Максимально за таблицу – 20 баллов.
Блок 2
Австралия | ЮАР | Казахстан |
За правильно названную страну – 2 балла (максимум 6 баллов).
Блок 3
Предприятия и производства | Принципы размещения | Промышленные центры |
Комбинаты полного цикла | сырьевой | Магнитогорск, Челябинск, Нижний Тагил, Новотроицк, Старый Оскол |
топливный | Новокузнецк | |
транспортный | Череповец | |
Передельная металлургия | потребительский | Москва, Электросталь, Выкса, Кулебаки, Волгоград, Таганрог, Красноярск, Комсомольск-на-Амуре… |
За правильно указанный принцип размещения – 2 балла (максимум 8 баллов), за правильно приведённый пример – 1 балл (максимум 4 балла).
Блок 4
- Перенос производства в развивающиеся страны (2 балла).
Максимум за задание – 40 баллов.
География 9 класс, школьный (первый) этап, г. Москва, 2016 год
Задание 1
Пользуясь знаниями по географии, полученными в предыдущие годы, а также картами атласа, определите общий признак географического положения всех пяти объектов, собранных в каждой логической цепочке.
Найдите географический объект, который является «белой вороной» в цепочке (отличается от других в группе), и объясните свой выбор.
Предложите своё продолжение логического ряда (приведите по одному примеру географического объекта, который будет верным для каждой цепочки).
- Калахари – Большой Западный Эрг – Тенере – Конго – Намиб
- Баренцево – Азовское – Лаптевых – Карское – Белое
- Монголия – Финляндия – США – Китай – Норвегия
- Эквадор – Кения – Индонезия – Кирибати – Мальдивы
- Чукотский АО – Камчатский край – Магаданская область – Приморский край – Хабаровский край
№ | Объединяющий признак всех объектов в цепочке по их географическому положению | «Белая ворона» | Объяснение «белой вороны» | Продолжение логического ряда без «белой вороны» |
Ответы
№ | Объединяющий признак объектов в цепочке по их географическому положению | «Белая ворона» | Объяснение «белой вороны» | Продолжение логического ряда без «белой вороны» |
Все объекты расположены в Африке (2 балла) | Конго (2 балла) | Конго не является пустыней/полупустыней. ИЛИ Конго – это впадина/река/страна, но не пустыня (полупустыня) (3 балла) | Любая пустыня (полупустыня), расположенная в Африке (1 балл) | |
Моря, омывающие берега России (2 балла) | Азовское море (2 балла) | Является частью Атлантического океана. ИЛИ Не является частью Северного Ледовитого океана (3 балла) | Любое море Северного Ледовитого океана, омывающее берега России (1 балл) | |
Соседи России первого порядка ИЛИ страны, граничащие с Россией (2 балла) | США (2 балла) | Имеет с Россией только морскую границу. ИЛИ Все страны в цепочке, кроме США, имеют сухопутную границу с Россией (3 балла) | Любая страна, имеющая сухопутную границу с Россией (1 балл) | |
Все страны пересекает экватор. ИЛИ Все страны лежат в северном и южном полушариях. ИЛИ Все страны лежат в трёх полушариях (2 балла) | Кирибати (2 балла) | Страна лежит в четырёх полушариях (3 балла) | Любая страна, которую пересекает экватор. ИЛИ Любая страна, расположенная в трёх полушариях (1 балл) | |
Субъекты России (Дальнего Востока), имеющие выход к Тихому океану (2 балла) | Чукотский АО (2 балла) | Имеет также выход к Северному Ледовитому океану (3 балла) | Сахалинская область (1 балл) |
Задание 2
С помощью карт атласа, а также Ваших знаний и умений, полученных в предыдущие годы, определите пронумерованные пропуски в тексте. Это могут быть географические понятия, названия, числа. Названия и понятия могут быть существительными или прилагательными. Ответы занесите в бланк ответов в любом падеже и числе.
Название архипелага происходит от айнского «кур», что означает «человек». __(1)__ острова располагаются между __(2)__ морем и __(3)__ океаном. Острова, как и самый большой остров России __(4)__, входят в состав __(5)__ области, они изображены на её флаге. Самый большой остров архипелага – __(6)__, а самая высокая точка, с координатами 51 ° с. ш. 156° в. д., – __(7)__ Алаид (высота 2339 м) на острове __(8)__, названном в честь землепроходца, который предоставил первую подробную информацию об островах и полуострове __(9)__ в XVII веке. Происхождение островов __(10)__, здесь около сотни __(7)__, 39 из них действующие. Это область __(11)__ складчатости, о чём свидетельствуют частые __(12)__, вызывающие разрушительные волны __(13)__. У восточных подводных склонов проходит узкий глубоководный __(14)__ жёлоб глубиной до __(15)__ м. Лето на островах прохладное, несмотря на то что архипелаг лежит между __(16)__° и __(17)__° с. ш. На островах выпадает более __(18)__ мм осадков в год. Основное занятие местных жителей – __(19)__, поскольку органический мир окружающих вод очень богатый. На южные острова архипелага претендует единственная империя в современном мире – __(20)__.
№ | Ответ | № | Ответ |
Ответы
№ | Ответ | № | Ответ |
Курильские | альпийская/кайнозойская/новая/новейшая | ||
Охотское | землетрясение | ||
Тихий | цунами | ||
Сахалин | Курило-Камчатский | ||
Сахалинская | |||
Итуруп | 44 ± 1 П | ||
вулкан | 51 ± 1 | ||
Атласова | 1000 (возможны варианты, указанные в атласах, которыми пользуются ученики) | ||
Камчатка | рыболовство | ||
вулканическое | Япония |
За каждый верный ответ – 2 балла. Если, по мнению жюри, ответ неполный, выставляется 1 балл. Ответы могут быть даны в любом падеже и в любом числе.
Максимум за задание – 40 баллов.
Задание 3
Определите форму рельефа и заполните таблицу.
Эта форма рельефа находится на территории одного из крупнейших субъектов Российской Федерации, на границе двух национальных образований, которые перестали существовать в 2007 г. Впервые об этой территории узнали из отчётов экспедиции в 1842– 1845 гг. Но более подробные сведения были получены только в советское время, когда в 1920–1930-х гг. был основан крупный промышленный центр по добыче и переработке полезных ископаемых, открытых Н.Н. Урванцевым.