Задание 3. Определите разряд прилагательных по значению, выделите суффиксы, вставьте пропущенные буквы.




Практическое занятие № 8

Тема: Исследование текста с целью освоения основных понятий морфологии: грамматические категории и грамматические значения; выведение алгоритма морфологического разбора.

Цели: совершенствовать умение определять части речи и производить их морфологический разбор.

Образовательные результаты, заявленные в ФГОС третьего поколения

Студент должен уметь:

-определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам.

- уметь производить морфологический разбор различных частей речи.

Инструкция по выполнению практической работы

1. Повторите теоретический материал по теме, используя учебник

2. Ответьте письменно на вопросы для закрепления теоретического материала по теме.

3. Выполните задания 1-7.

4. Оформите выполненные задания в тетради для практических работ.

Норма времени: 2 часа.

Средства обучения:

1. Учебник по русскому языку.

2. Тексты заданий.

3. Тетради для практических работ.

Контрольные вопросы для закрепления теоретического материала по теме:

1. Что изучает морфология?

2. Что такое грамматическое значение, грамматическая категория, грамматическая форма?

3. Какие части речи называются самостоятельными и какие служебными?

Задания для письменной работы:

Задание 1. Прочитайте предложение и укажите, какие части речи в них использованы.

Образец: Но, увы, сквозь эту пыль, залеплявшую оба глаза, не было видно ничего, кроме блеска ослепительных молний.

Имя существительное пыль, глаза, блеска, молний
Имя прилагательное ослепительных
Имя числительное оба
Местоимение эту, ничего
Глагол залеплявшую (причастие), было
Наречие видно (в роли сказуемого)
Предлог сквозь, кроме
Союз но
Частица не
Междометие увы

 

1. Княжна Марья умоляла брата подождать еще день, говорила о том, что она знает, как будет несчастлив отец, ежели Андрей уедет, не помирившись с ним (Л.Н.. Толстой).

 

 

Задание 2. Прочитайте текст. Найдите в нем существительные, выпишите два и разберите их по плану: 1) начальная форма (им.п. ед.ч.); 2) постоянные признаки: собственное/ нарицательное, одушевленное/неодушевленное, род, склонение; 3) постоянные признаки: падеж, число.

Образец: Левинсон глубоко верил в то, что движет людьми не только чувство самосохранения, но и другой не менее важный инстинкт.

Левинсон – нач.ф. Левинсон, собств., одуш., м.р., 2-е скл., им.п., ед.ч.

л юдьми – нач.ф. человек, нариц., одуш., м.р., 2-е скл., тв.п., мн.ч.

чувство – нач.ф. чувство, нариц., неодуш., ср.р., 2-е скл., им.п., ед.ч.

самосохранения – нач.ф. самосохранение, нариц., неодуш., ср.р., 2-е скл., род.п., ед.ч.

инстинкт – нач.ф. инстинкт, нариц., неодуш., м.р., 2-е скл., им.п., ед.ч.

 

В течение нескольких секунд пастушонок и Метелица смотрели прямо в глаза друг другу: Метелица с деланным равнодушием, пастушонок – со страхом, сочувствием и жалостью. Потом парнишка перевел взгляд на начальника эскадрона, задержался на нем, на мгновенье точно одервенев, потом – на мужика, державшего его за руку и выжидательно наклонившегося к нему, - вздохнул глубоко и тяжко и отрицательно покачал головой… Толпа, притихшая настолько, что слышно было, как возится теленок в клети у церковного старосты, чуть колыхнулась и снова замерла.(По А.Фадееву)

 

Задание 3. Определите разряд прилагательных по значению, выделите суффиксы, вставьте пропущенные буквы.

Белору..кий напев, бли..кий человек, воро..ой конь, Наташ..ны глаза, воробь..ые перья, проездной билет, стекл…ая витрина, умств….ая работа.

Задание 4. В предложениях найдите прилагательные и разберите их по плану (по одному каждого разряда): 1) начальная форма (им.п. ед.ч., м.р.); 2) постоянные признаки: качественное, относительное, притяжательное; 3) непостоянные признаки: а) у качественных: степень сравнения, краткая/полная форма; б) род, число, падеж.

Образец: Все громче птичьи голоса, которые слышны в березовой роще.

громче – нач.ф. громкий, качеств., сравн.ст.

слышны – нач. ф., слышный, качеств., кр.ф., мн.ч.

птичьи – нач.ф. – птичий, притяж,, мн.ч., им.п.

березовой – нач.ф. березовый, относит., ж.р., ед.ч., предл.п.

1. Я не сводил глаз с пера батюшкина, которое двигалось довольно медленно (А.С. Пушкин). 2. Паншин был действительно очень ловок, не хуже отца (И.С. Тургенев). 3. Далек мой путь, тяжел мой путь, страшна судьба моя (Н.А. Некрасов). 4. Далеко видна желтая полоса песчаного берега (М. Горький).

 

Задание 5. Перепишите, обозначая числа словами. Разберите числительные по плану: 1) начальная форма (им.п.); 2) постоянные признаки: простое/составное; разряд по значению (количественное, неопределенно-количественное, порядковое, собирательное, дробное); 3) непостоянные признаки: падеж, число (если есть), род (если есть).

Образец: двое саней и три подводы везли уже по второму разу пятьсот семьдесят килограммов песка.

двое – нач.ф. двое; собир., им.п.

три – нач.ф. три; простое, колич., им.п.

второму – нач.ф. второй; простое, порядк., собир., дат.п., ед.ч., м.р.

пятьсот – нач.ф. пятьсот; сложное, колич., им.п.

семьдесят – нач.ф. семьдесят; сложное, колич., им.п.

1. В состязаниях по метанию молота спортсмен в первой же попытке послал снаряд на 81 метр80 сантиметров. 2. 3 августа 1980 года состоялось торжественное закрытие Московской Олимпиады. 3. Четверо друзей встретились после долгой разлуки. 4. 2/3 присутствующих составляли приезжие. 5. Мороз достигал 28 градусов.

 

Задание 6. Найдите в предложениях местоимения и разберите их по плану: 1) начальная форма (им.п., ед.ч.); 2) постоянные признаки: разряд по значению, лицо (у личных местоимений); 3) непостоянные признаки: падеж, число (если есть), род (если есть).

Образец: Я вообразил себе, что вместе со всеми моими товарищами попал в сказочный лес.

я – нач.ф. я; личн., 1-е л.; им.п. ед.ч.

себе – нач.ф. себя; возвр., дат п.

всеми – нач.ф. весь; опред., тв.п., мн.ч.

моими – нач.ф. мой; притяж., тв.п., мн.ч.

1. В некотором смысле эпопея есть только особенная форма драмы (В.Г. Белинский). 2. Собака, вероятно, никогда никому не принадлежала, и теперь она была ничья и не имела никакого названья (Л.Н. Толстой). 3. Все мы – и я, и ты, и дядя… это мы всех тревожим! (М.Горький). 4. Рано утром Буратино пересчитал деньги: золотых монет было столько, сколько пальцев на руке, - пять (А.Н. Толстой).

 

Задание 7. Вставьте пропущенные буквы в существительных, прилагательных, причастий. Задайте вопросы к прилагательным, причастиям.

В окружающ_м мир_, на пересохш_й полын_, о выгоревш_й лент_, к пахнущ_й лили_; к вечерн_й прохлад_, на син_й краск_, к смеющ_йся девочк_, о блестящ_м шар_;о древн_ й жизн_, об удавш_ мся праздновани_, в пронесш_ мся вихр_, после недавн_й поездк_; в утренн_м туман_, к поющ_й молодеж_, об исходящей угроз_, о недавн_ м времен_.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: