ОГЭ – РУССКИЙ ЯЗЫК
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №1
ОСНОВНЫЕ ЯЗЫКОВЫЕ ПРИЁМЫКОМПРЕССИИ (СЖАТИЯ) ТЕКСТА
ПРИЁМ - ИСКЛЮЧЕНИЕ
| Исходный текст | Вариант сжатия |
| Сказка живет везде, во всём: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе самом. | Сказка живет везде, во всём. |
| Среди птиц, насекомых, в сухой траве – словом, всюду, даже в воздухе, чувствовалось приближение осени. | Всюду чувствовалось приближение осени. |
| Мне нравилось всё в Древней Спарте: и то, что слабых детей сбрасывали со скалы, и что мать – спартанка провожала сына на войну не слезами, а афористичной фразой: «Со щитом или на щите», и что маленький спартанец, пронесший в школу под рубахой живого лисенка, не плакал, когда зверек вгрызался в его тело. (по Л.Жуховицкому) | Мне нравилось всё в Древней Спарте. |
| С большой и сердечной любовью относились к Чехову и все люди попроще, с которыми он сталкивался: слуги, разносчики, носильщики, странники, почтальоны – и не только с любовью, но и с тонкой чуткостью, с бережностью и пониманием. | С большой и сердечной любовью относились к Чехову и все люди попроще, с которыми он сталкивался. |
| Все человечество Каштанка делила на две очень неравные части – на хозяев и заказчиков. | Все человечество Каштанка делила на хозяев и заказчиков. |
| Герасим ничего не слыхал: ни быстрого визга падающей Муму, ни тяжкого всплеска воды. | Герасим ничего не слыхал. |
| Михаил Михайлович Пришвин навсегда подарил нам много замечательных книг: «Кладовая солнца», «Кащеева цепь», «Календарь природы», «Золотой луг», «Лесная капель». | Михаил Михайлович Пришвин навсегда подарил нам много замечательных книг. |
| Процесс обмена веществ непрерывно происходит во всех органах и тканях. | Обмен веществ непрерывно происходит во всех органах и тканях. |
| Как известно, целостный организм состоит из дискретных единиц – клеток. | Целостный организм состоит из клеток. |
ПРИЁМ – ЗАМЕНА
| Исходный текст | Вариант сжатия |
| Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не очень. | Сказки любят все. |
| Мужчины и женщины, старики и подростки вышли на охрану родного города. | Все жители вышли на охрану родного города. |
| Никогда нельзя забывать тех подвигов, которые совершили наши деды, отцы во имя будущего. | Никогда нельзя забывать подвигов наших предков. |
| Когда сомневаешься в выборе, обратись к совести, самому верному советчику. | Сомневаясь в выборе, обратись к совести, верному советчику. |
| Бульвар тонул в опавшей листве, желтой, красной, мраморной листве берез, осин, кленов, лип. | Бульвар тонул в опавшей разноцветной листве разных деревьев. |
| В своем внешнем облике Санкт – Петербург связан с именами Растрелли, Росси, Захарова, Воронихина. | В своем внешнем облике Санкт – Петербург связан с именами знаменитых архитекторов. |
| Возы были нагружены сеном, соломой, мешками с мукой, горшками, кирпичом, дровами. | Возы были нагружены всякой всячиной. |
| Целый день бродил я из комнаты в комнату, с кровли на кровлю, с лестницы на лестницу. | Целый день бродил я повсюду. |
| Вещество, которое ученый выделил в результате опыта, оказалось ядовитым. | Вещество, выделенное ученым в результате опыта, оказалось ядовитым. |
| В XVII веке ученые пытались превратить воду в землю, потому что считали воду отдельным химическим элементом. | В XVII веке ученые, считавшие воду отдельным химическим элементом, пытались превратить ее в землю. |
| Знаменитый художник В.В.Стасов так говорил об И.И.Шишкине: «Шишкин – художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный». | Знаменитый художник В.В.Стасов утверждал, что Шишкин – художник народный, изучивший русский северный лес, так что ему нет равных в этой области. |
ПРИЁМ – ОБОБЩЕНИЕ
| Исходный текст | Вариант сжатия |
| Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут, как веселый, но слабый может победить сильного, но хмурого. | Сказки научат доброте, оптимизму, выручат из беды. |
СОЧЕТАНИЕ ПРИЁМОВ СЖАТИЯ
| Исходный текст | Вариант сжатия |
| Философы, то есть древние философы, первыми поняли ценность времени – они наверняка еще до Сенеки пробовали как – то обуздать время, приручить, понять его природу, ибо и тогда оно доставляло людям огорчение своей быстротечностью. | Ценность времени – в его быстротечности. |
| Деловой человек наращивает скорости, внедряет ЭВМ, переделывает универмаги и универсамы, печатает газету фотоспособом, он и говорить старается лаконичнее, уже не пишет, а диктует в диктофон, а дефицит времени увеличивается. | У делового человека дефицит времени увеличивается. |
| Самое дорогое, что есть у человека, это жизнь, но если всмотреться в эту самую жизнь поподробнее, то можно сказать, что самое дорогое – это Время, потому что жизнь состоит из времени, складывается из часов и минут. | Самое дорогое – это Время, составляющее нашу жизнь. |