Попадание товара и технологии под экспортный контроль




основывается в первую очередь на их технических, физических,

химических и прочих параметрах и характеристиках, а также

на возможности их использования для создания оружия массового

поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной

техники.

5. Цель идентификации – определить принадлежность конкретного

товара и технологии к продукции, подлежащей экспортному контролю,

т.е. необходимо установить, подпадает или не подпадает передаваемый товар или технология под действие контрольных Списков.

6. внешнеэкономическая деятельность - внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них);

7. экспортный контроль - комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, либо при подготовке и (или) совершении террористических актов;

 

8. внутрифирменная программа экспортного контроля - мероприятия организационного, административного, информационного и иного характера, осуществляемые организациями в целях соблюдения правил экспортного контроля;

9. оружие массового поражения - ядерное, химическое, бактериологическое (биологическое) и токсинное оружие;

10. средства доставки - ракеты и беспилотные летательные аппараты, способные доставлять оружие массового поражения;

11. продукция, являющаяся особо опасной в части подготовки и (или) совершения террористических актов - технические устройства либо ядовитые, отравляющие, взрывчатые, радиоактивные или другие вещества, которые в случае их использования при подготовке и (или) совершении террористических актов создают реальную угрозу жизни или здоровью людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в том числе тяжких последствий, сопоставимых с последствиями применения оружия массового поражения.

12. контролируемые товары и технологии - сырье, материалы, оборудование, научно-техническая информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности (права на них), которые в силу своих особенностей и свойств могут внести существенный вклад в создание оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, а также продукция, являющаяся особо опасной в части подготовки и (или) совершения террористических актов;

13. российские участники внешнеэкономической деятельности (российские лица) – осуществляющие внешнеэкономическую деятельность или перемещающие товары, информацию, результаты интеллектуальной деятельности (права на них) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, и физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации или получившими вид на жительство в Российской Федерации иностранными гражданами, в том числе физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей в соответствии с законодательством Российской Федерации;

14. иностранные лица - юридические лица и организации в иной организационно-правовой форме, гражданская правоспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором они учреждены; физические лица, гражданская правоспособность и гражданская дееспособность которых определяются по праву иностранного государства, гражданами которого они являются, и лица без гражданства, гражданская дееспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором данные лица имеют постоянное место жительства.

15. аналогичный товар - товар, который по своему функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам полностью идентичен другому товару, или в отсутствие такого полностью идентичного товара товар, имеющий характеристики, близкие к характеристикам другого товара;

16. внешнеторговая деятельность - деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью;

17. внешняя торговля интеллектуальной собственностью - передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставление права на использование объектов интеллектуальной собственности российским лицом иностранному лицу либо иностранным лицом российскому лицу;

18. внешняя торговля информацией - внешняя торговля товарами, если информация является составной частью этих товаров, внешняя торговля интеллектуальной собственностью, если передача информации осуществляется как передача прав на объекты интеллектуальной собственности, или внешняя торговля услугами в других случаях;

19. внешняя торговля товарами - импорт и (или) экспорт товаров. Перемещение товаров с одной части таможенной территории Российской Федерации на другую часть таможенной территории Российской Федерации, если такие части не связаны между собой сухопутной территорией Российской Федерации, через таможенную территорию иностранного государства не является внешней торговлей товарами;

20. внешняя торговля услугами - оказание услуг (выполнение работ), включающее в себя производство, распределение, маркетинг, доставку услуг (работ) и осуществляемое способами, указанными в статье 33 настоящего Федерального закона;

21. импорт товара - ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации без обязательства об обратном вывозе;

22. международный транзит - перемещение через таможенную территорию Российской Федерации товаров, транспортных средств, если такое перемещение является лишь частью пути, начинающегося и заканчивающегося за пределами таможенной территории Российской Федерации;

23. нетарифное регулирование - метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера;

24. российское лицо - юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, физическое лицо, имеющее постоянное или преимущественное место жительства на территории Российской Федерации, являющееся гражданином Российской Федерации или имеющее право постоянного проживания в Российской Федерации либо зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации;

25. товар - являющиеся предметом внешнеторговой деятельности движимое имущество, отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и смешанного (река - море) плавания и космические объекты, а также электрическая энергия и другие виды энергии. Транспортные средства, используемые по договору о международных перевозках, не рассматриваются в качестве товара;

26. участники внешнеторговой деятельности - российские и иностранные лица, занимающиеся внешнеторговой деятельностью

27. экспорт товара - вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе.

28. Термин «создание оружия массового поражения и средств его доставки» определяется Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2005 г. № 517 [24] следующим образом:

"Под созданием оружия массового поражения и средств его доставки понимаются научные исследования, разработка, изготовление, испытание, эксплуатация и техническое обслуживание ядерного, химического, бактериологического (биологического) или токсинного оружия, ракет и беспилотных летательных аппаратов, способных доставлять такое оружие, подсистем и компонентов указанных видов оружия, ракет и беспилотных летательных аппаратов, а также связанных с ними технологий, материалов, оборудования и программного обеспечения"

29. Экспортный контроль — комплекс государственныхмер, определяющих порядок осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения (ОМП), средств егодоставки, иных видов вооружения и военной техники.

30. Участие в международных режимах нераспространения. Государство в своей внешнеэкономической деятельности должно соблюдать правила, нормыи процедуры тех режимов нераспространения, членомкоторых оно является. Сложившиеся к настоящему времени международные режимы нераспространения являются объединениями государств на основе взаимных договоренностей о том, как следует осуществлять контрольнад экспортом товаров, имеющих отношение к разработке и производству ОМП. К настоящему времени сложились следующие международные режимы нераспространения ОМП: Группа ядерных поставщиков (ГЯП), вкоторой участвуют страны, вовлеченные в оборот ядерных материалов; Режим контроля за ракетными технологиями (РКРТ); Австралийская группа (химические ибиологические технологии); Вассенаарские договоренности по контролю за двойными технологиями и обычными вооружениями. Участие страны в режимах подразумевает создание соответствующей национальной правовой базы приверженности режимам, участие в форумахстран-участников режимов, следование принципам режимов в политике страны.

 

31. Контрольные списки. Контрольные списки являются основным инструментарием экспортного контроля.Любой контрольный список в национальной системе экспортного контроля – это юридически оформленный списоктоваров, услуг и технологий, экспорт которых подвергается государственному контролю и регулированию (лицензированию).

32. Система лицензирования. Система лицензирования включает в себя правовую базу, государственные органы и различные организации, а также всю ту деятельностьи процедуры, которые связаны с разрешением или отказомв экспорте товара. Система лицензирования основана нанациональном законодательстве и национальной нормативной базе в сфере экспортного контроля, она определяетучастников и сроки принятия решений о выдаче разрешения на экспорт. Структурно в систему лицензированиявходят все органы и официальные лица, связанные с выдачей лицензии.

33. Всеобъемлющий контроль (режим "catchall"). Всеобъемлющий контроль предоставляет правовое обоснование, не дающее возможности экспортерам «обойти» правила экспортного контроля или найти в них слабыеместа и «легально» продать товары и технологии, имеющие отношение к ОМП. Основные принципы всеобъемлющего контроля декларируют, что поставщики не могут экспортировать товары, услуги и технологии подозрительным конечным пользователям или посредникам, если уэкспортера есть основания предполагать, что в конечном итоге товары или технологии могут быть использованыдля производства оружия. Основания для такого предположения могут появиться на основе соответствующего уведомления со стороны государственных органов, на основе собственной информации или на основе информации,полученной в результате специально проведенного анализаконечного использования или надежности конечного пользователя. Процедуры экспортного контроля. Процедуры системы экспортного контроля включают в себя организацию работы аппарата, участвующего в процессе контроля, предусматривают обновление существующих процедур, разработку и внедрение новых, а также принуждение к их выполнению. Правовая база экспортного контроля должна определять, какие учреждения, организации и агентства включены в процесс экспортного контроля. Законодательно-нормативная база определяет правилаи процедуры системы лицензирования, кто их разрабатывает, как составляются и модифицируются контрольныесписки, как обеспечивается оценка адекватности контрольных списков и процедур

34. Проверка (верификация). Элемент проверки включает правовую основу, органы, правила и действия,связанные с подтверждением надежности конечногопользователя, места и цели использования товара в соответствии с тем, как они были заявлены в лицензии.

35. Обмен информацией. Из всех элементов системы экспортного контроля элемент информационного обмена наиболее всеохватывающий. В него входит все, что связано с правовой и организационной базой, с осуществлением сбора и обеспечения информации в области политики экспортного контроля, законодательства, реализации экспортного контроля, а также его внутреннего и международного регулирования. Этот элемент предполагает обмен информацией с другими участниками режима по количеству запрошенных и выданных лицензий и количеству нарушений, а также допускает возможный обмен разведывательными данными об иностранных конечных пользователях.Этот элемент также включает ознакомление населения ссистемой экспортного контроля, в частности, информирование всех субъектов внешнеэкономической деятельности,а также правительственную помощь промышленности стем, чтобы избежать нарушения закона «по незнанию».

36. Таможня. Таможенная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти,осуществляющим в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела,а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. Внациональной системе экспортного контроля таможнярассматривается в качестве последнего рубежа при осуществлении экспортной сделки, на котором может бытьпресечен незаконный экспорт, представляющий угрозураспространения ОМП. Для осуществления мер по пресечению нелегального экспорта-импорта пункты таможенного контроля должны быть оснащены соответствующим оборудованием и методами для идентификацииэкспортируемых товаров.

37. Правоприменение. С целью эффективного функционирования системы экспортного контроля государство должно обеспечивать неукоснительное правоприменение в сфере экспортного контроля, в частности – уголовное и гражданское наказание за нарушения его требований. Такое наказание может включать конфискациюпредмета незаконного экспорта, штрафы, налагаемые наэкспортера за нарушение законодательства в области экспортного контроля, лишение экспортных привилегий,тюремное заключение виновных в нелегальном экспорте,а также другие меры наказания.

38. Служба экспортного контроля (СЭК). СЭКявляется структурной единицей предприятия, организации, и ее важнейшей задачей является обеспечить соблюдение предприятием норм и правил экспортного контроля. В соответствии с данным предназначением сотрудники СЭК обязаны осуществлять экспортное сопровождение товара с самого начала его производства и до момента его вывоза за границу. Деятельность СЭК на предприятии осуществляется в соответствии с Внутрифирменнойпрограммой экспортного контроля (ВПЭК).

39. Обучение. Элемент "обучение" системы экспортного контроля обеспечивает систему квалифицированными сотрудниками всех уровней, включает сеть образовательных учреждений, обеспечивает информирование экспортеров.

 

40. Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность) – исключительные права на литературные, художественные и научные произведения, программы для электронно-вычислительных машин и базы данных; смежные права; на изобретения, промышленные образцы, полезные модели, а также приравненные крезультатам интеллектуальной деятельности средстваиндивидуализации юридического лица (фирменныенаименования, товарные знаки, знаки обслуживания)и другие результаты интеллектуальной деятельности исредства индивидуализации, охрана которых предусмотрена законом.

 

41. Контролируемые товары и технологии – сырье, материалы, оборудование, научно-техническая информация, работы, услуги, результаты интеллектуальнойдеятельности, которые в силу своих особенностей исвойств могут внести существенный вклад в созданиеОМП, средств его доставки, иных видов вооружения ивоенной техники.

 

42. Критичная ядерная продукция – критичными с точкизрения нераспространения ЯО являются ядерные материалы, оборудование и соответствующие технологии: уран с обогащением 20 процентов и выше, плутоний (за исключением поставок указанных материалов, в отношении которых не требуется заверений государственных органов), установки для переработкиоблученного топлива, установки для разделения изотопов урана, установки для производства тяжелой воды, установки для конверсии обогащенного урана иплутония, основные компоненты таких установок, атакже технологии, связанные с критичной ядернойпродукцией.

43. Создание ядерных взрывных устройств – научные исследования, разработка, проектирование, изготовление, испытание, эксплуатация или техническое обслуживание любого ядерного взрывного устройства,подсистем такого устройства или его компонентов.

 

44. Услуги – предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц, заисключением деятельности, осуществляемой на основе трудовых правоотношений.

 

45. Физическое лицо – термин, употребляемый для обозначения человека (гражданина) как участника правоотношения. Одной из характеристик физического лица является его гражданство.

46. АГ Австралийская группа

47. ВНИИТФ Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики

48. ВПЭК внутрифирменная программа экспортного контроля

49. ГЯП Группа ядерных поставщиков

50. УМВС Управление международных и внешнеэкономических связей Росатома

51. ДНЯО Договор о нераспространении ядерного оружия

52. КС контрольный список

53. МАГАТЭ Международное агентство по атомной энергии

54. МОХ смешанное (уран-плутониевое) оксидное топливо, МОХ-топливо

55. МЭРТ Министерство экономического развития и торговли РФ

56. ОМП оружие массового поражения

57. ОЭМЛ отраслевая экспертно-методическая лаборатория

58. ОЯТ отработавшее ядерное топливо

59. РДМ радиоактивные и делящиеся материалы

60. РКРТ режим контроля над ракетными технологиями

61. СВР собственность высокого риска

62. СНВ Договор о стратегических наступательных вооружениях

63. СНГ Содружество независимых государств

64. СРП специально разработанный или подготовленный

65. ФАПРИД Федеральное агентство по защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения

66. ФСТЭК Федеральная служба технического и экспортного контроля

67. ФЭИ Физико-энергетический институт

68. ЭК экспортный контроль

69. ЯБП ядерный боеприпас

70. ЯВУ ядерное взрывное устройство

71. ЯЗ ядерный заряд

72. ЯМ ядерный материал

73. ЯО ядерное оружие

74. ЯТЦ ядерный топливный цикл



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: