Дидактическая игра «Ветер, ветер, ты какой?»
Цель: упражнять в подборе прилагательных.
Ход игры: воспитатель задает вопрос «Ветер какой?»
Ответы детей:(сильный, слабый, легкий, приятный, ласковый, резкий, порывистый, прохладный, свежий, холодный, теплый, влажный, утренний, летний, встречный).
Воспитатель. Ребята, а что ветер умеет делать? (Подбор разных глаголов). Ветер может шуметь, гудеть, качать деревья, шелестеть листьями, завывать, унести головной убор, налететь, освежить, закружить, развевать флаги, поднимать пыль, гнать волны, свистеть и т. д. Да, ребята, ветер многое умеет делать.
Стихотворение о ветре М. Исаковского.
Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше,
Поиграл немного
Ветками черемух,
Пожурил за что-то
Воробьев знакомых.
И, расправив бодро
Молодые крылья,
Полетел куда-то
В перегонку с пылью.
Воспитатель. Ребята, а как ветер помогает нам? (Надувает паруса, вертит крылья мельницы, разносит семена растений и т. д.)
Выводы. Ветер приносит большую пользу: опыляет растения, разносит семена, приводит в движение парусные яхты, помогает деревьям осенью освободиться от старой листвы, иначе не сбросив листья, они погибли бы под тяжестью снега. Но ветер может приносить и вред: сильные ураганы вырывают с корнем деревья, разрушают жилые дома.
Вот какой он разный, этот ветер: может быть добрым волшебником или колдуном.
Подвижная игра «Кораблики и ветер»
Цель: учить действовать по сигналу воспитателя, развивать ловкость.
Ход игры: дети подражают парусным корабликам, «плавают», выгнув спинки и разведя руки в стороны. Педагог изображает ветер: сильный ветер, слабый ветер. При сильном ветре кораблики бегут быстро-быстро – ветер надул их паруса. Ветер ослабевает, кораблики плывут медленнее. Затем ветер совсем исчезает, перестает надувать паруса, подгонять кораблики и они останавливаются. Игра повторяется несколько раз.
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СТРЕКОЗОЙ
Цель: расширять знания о внешнем виде стрекозы; воспитывать внимательное отношение ко всему живому.
Беседа: У неё четыре крыла, тело тонкое, словно стрела, и большие – большие глаза. Называют её... (стрекоза.)
Как выглядит стрекоза? Как она передвигается? Почему у стрекозы огромные глаза и короткие усики? Где живёт стрекоза? На кого она охотится? Чем питается? Есть ли у стрекозы враги? Какие стихи, загадки, сказки о стрекозе вы знаете? У стрекозы четыре сетчатых крыла, длинное стройное брюшко. Стрекоза летает быстро, ловко, увертливо, а её удлинённое тело, словно руль, помогает ей сохранить нужное направление в полёте. У стрекозы огромные глаза, помогающие ей высматривать добычу, а усики короткие, почти незаметные. Они большой роли в их жизни не играют. Стрекоза – хищное насекомое. Она питается мошками, комарами, жучками, которых хватает на лету цепкими лапками. Осенью стрекозы прячутся под сухой листвой, забиваются в щели коры или старые гнилые коряги, спят до весны.
Индивидуальная работа, дидактические игры: «Парочки». «Что за насекомое».
Пальчиковая гимнастика: «Стрекоза».
Очаровательный сорняк
Цель: дать детям представление о том, что в природе важны все растения, познакомить с внешним видом одуванчика и его изменениями в течение суток.
Беседа: Носит одуванчик желтый сарафанчик. Подрастёт – нарядится в беленькое платьице: лёгкое, воздушное, ветерку послушное. Цветок начинает раскрываться утром, а закрывается, когда садится солнце. Перед дождём одуванчики закрываются, а в ненастную погоду не открываются. Утром одуванчик закрыт. Днем головка раскрыта и повернута в сторону солнышка. В дождливую погоду одуванчики и днем стоят с закрытыми головками. Вывод: одуванчики, как и дети, просыпаются утром, а вечером засыпают. По этим цветам можно определять время суток. Одуванчик растет везде: вдоль дорог, на лугу, по краям лесных тропинок, у домов, на газонах, на огородах. Он не растет на болоте.
Труд: Сбор листьев для занятий
Индивидуальная работа, дидактические игры: «Назови одним словом». «Урожай»...
Наблюдение за грузовым транспортом
Цель: учить различать грузовой транспорт, знать его назначение и применение.
Беседа: Сам в кабину не могу я залезть пока. До чего же велико колесо грузовика. В кузов даже заглянуть не удастся мне, посмотреть, что там хранится в кузове на дне. А в кабине виден руль, дверца на замке. Но унёс ключи шофёр на своём брелке. Подожду его чуть-чуть - у него обед, может быть, меня прокатит, а быть может, нет. Для чего люди используют грузовые автомобили? (Чтобы перевозить различные грузы.) К какому виду транспорта относится автомобиль, если он перевозит грузы? (К грузовому транспорту). Назовите другой грузовой транспорт, который вы знаете. (Бывают грузовые самолёты, вертолёты, товарные поезда, грузовые пароходы, большие грузовики-самосвалы.) На какой цвет светофора едут автомобили? (На зелёный.) Как называется профессия человека, который управляет автомобилем? (Водитель, шофер.) Сколько цветов у светофора? (Три: красный, жёлтый, зелёный.)
Самостоятельная деятельность: Игры с песком – печем пироги с морковкой, картошкой.
Пальчиковая гимнастика: «В огород пойдем».
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СОРОКОЙ
Цель: пробуждать интерес к «сказочной персоне» - сороке-белобоке; учить узнавать птицу по оперению и звуку, который она издаёт; обогащать словарный запас с художественным словом; воспитывать заботливое отношение к птицам.
Беседа: Всюду я летаю, всё на свете знаю, знаю каждый куст в лесу, новость на хвосте несу. Может быть, меня за это и зовут «лесной газетой»?
Что это за птица, как она выглядит?
Вьёт ли сорока гнезда, зачем?
Какие заботы у птицы весною?
Как они берегут своё потомство?
Какие звуки произносит сорока? (Ча-ча-ча).
Труд: Посыпание скользких дорожек песком.
Индивидуальная работа, дидактические игры: «Скажи наоборот».
Пальчиковая гимнастика: «Сорока – белобока».
III. Заключительная часть
- Ребята, чем мы сегодня с вами занимались?
- За чем наблюдали?
- Что больше всего вам запомнилось?