Б.А.Рыбаков и его концепция истории.




Б.А.Рыбаков (1908-2001) - крупнейший отечественный историк и археолог, исследователь древнеславянской культуры, выдающийся представитель советской историографии. Автор фундаментальных трудов по истории Древней Руси, в которых рассматривал проблемы не только политической истории, но и аспекты экономики, науки, вопросы развития ремесла, элементы языческой культуры восточных славян[60]. Антинорманнист. Несомненным достоинством книг автора является опора на широкий и разноплановый пласт источников[61]. Наиболее критикуемые положения концепции Б.А.Рыбакова: 1. Южное происхождение термина «Русь » и племени Русов на территории Полян и Северян; 2. Основание Киева в конце V-начале VI в.; 3. Существование династии киевских князей в VI-IX вв. 4. Вольная интерпретация данных о древней Руси из арабских источников[62].

Б.А.Рыбаков значительное место уделял исследованию эпохи до призвания Рюрика. Начало или середина II тысячелетия до н.э. - время отпочкования славянской языковой семьи от индоевропейского массива[63]. К этому времени предки славян прошли длительный путь развития родо-племенного общества[64]. Славянская прародина - лиственные леса Центральной и Восточной Европы с их реками и поймами[65]. Ядро Русской земли - Среднее Поднепровье от бассейна Роси до Тясмина[66]. I подъем (VII-III вв. до н.э.) - время сколотов, царство «скифов-пахарей » (праславяне времен Геродота) на Днепре и Днестре[67]. I упадок (III в. до н.э. - I в. н.э.) - нашествие сарматских племен, углубление славян-земледельцев в лесную зону[68]. II подъем (II-IV вв. н.э.) - «Траяновы века », широкая колонизация славянами Причерноморья вплоть до Дуная, вхождение в античный мир и восприятие многих элементов его культуры[69]. Славянское общество было на грани образования государственности[70]. II упадок (IV-V вв. н.э.) - нашествие гуннов, со II в. н.э. славяне принимают участие в «великом переселении народов »[71]. III подъем (VI-IX вв. н.э.) - время становления и развития Киевского княжества, оборонявшегося от кочевников и расширявшего свою территорию[72]. VI-VII в. н.э. - распространение этнонима «славяне » на все бывшие венедские и антские племена[73]. Киев, основанный в VI в., стал центром массового продвижения славян Восточной Европы на Дунай и Балканы[74]. Появление понятия «Русская земля » - объединение части восточного славянства на Среднем Днепре с центром в Киеве и бассейне р.Роси[75]. Географическое понятие противопоставлялось Галичу, Суздалю, Смоленску и Новгороду[76]. В слоях VI-VII в. н.э. встречается значительная общность археологических памятников, позволяющая говорить об исторической общности проживающих здесь племен[77]. Здесь проживало славянское племя «русов » или «росов », давшее в VI в. свое имя антскому племени северян[78]. Обе формы («рос » и «рус ») сосуществовали одновременно[79]. Название произошло от реки Рось - притока Среднего Днепра[80]. Первое условное упоминание о росах - рассказ Иордана о росо-монах, враждовавших с Германарихом Готским[81]. До V-VI вв. н.э. «русы-росы » носили имя «полян »[82]. VI-VII вв. н.э. - сложился мощный союз славянских племен, Русь отстояла независимость от авар, приняла участие в общеславянском движении на Дунай[83]. В IX-X вв. на Русь проникают отряды норманнов-варягов, их наименование «русами » в летописях ошибочно[84]. Середина X в. - «Русью » стали называть как все восточнославянские племена, так и наемные отряды варягов[85]. Объединение восточных славян под именем Руси существовало до конца XIV в. и ощущалось в более позднее время[86]. II этап развития Киевской Руси (VIII-начало IX в.) - подчинение племенных союзов власти киевского князя[87]. Уже в первой половине IX в. он обладал титулом «кагана », что говорит о высоком международном положении Руси[88]. III этап развития Киевской Руси - увеличение восточнославянских племенных союзов, входящих в состав Руси[89]. Налаживание регулярных связей со странами Востока[90]. Образование государства в IX в. было результатом процесса многовекового развития славянского общества, накопления хозяйственных и социальных предпосылок в VIII-IX вв.[91] Первенствовали плодородные лесостепные южные земли, здесь вызревала государственность; северные - догоняли[92].

А.А.Горский (род.1959) - современный российский историк, доктор исторических наук (1993), профессор кафедры истории России до XIX века Исторического факультета МГУ им.Ломоносова, специалист по истории Средневековой Руси. Исследователь «Слова о полку Игореве », доказал вторичность «Задонщины » в отношении «Слова »[93]. Автор трудов по истории Древней Руси, где, используя мощный источниковый фундамент, предлагает свежий взгляд на проблемы, решение которых является историографическим штампом[94]. Область научных интересов автора - аспекты взаимоотношения Руси и Орды, а также процесс развития русских земель в XIII-XIV вв[95].

Е.В.Пчелов (род.1971) - современный российский историк, кандидат исторических наук, источниковед, генеалог, геральдист. Заведующий кафедрой вспомогательных и специальных исторических дисциплин Историко-архивного института РГГУ. Автор комплексных трудов по истории русской генеалогии[96]. В серии «Жизнь замечательных людей » выпустил биографии, посвященные первым русским князьям - Рюрику и Олегу[97]. Создатель популярных школьных учебников по истории России[98].

А.Ю.Карпов (род.1960) - современный отечественный историк и писатель, член Союза писателей России, редактор издательства «Молодая гвардия ». Автор биографий русских князей, вышедших в серии «Жизнь замечательных людей ». В общей сложности опубликовал более 100 работ. Исследования Карпова отличаются комплексной опорой на источники - как отечественные, так и зарубежные, а также их скрупулезным анализом. Автор создал масштабное историческое полотно, состоящее из выдающихся личностей Средневековой Руси. Среди представленных персон - княгиня Ольга, Владимир Святой, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Александр Невский и хан Батый[99].

А.С.Королев (род.1972) - современный российский историк, кандидат исторических наук, доцент. Специалист по истории России домонгольского периода. Опубликовал более 100 различных работ в журналах, сборниках и энциклопедиях. Автор книг о князе Святославе и Илье Муромце, вышедших в серии «Жизнь замечательных людей »[100].

Д.М.Володихин (род.1959) - отечественный историк, доктор исторических наук, профессор Исторического факультета МГУ, является автором более чем 400 научных и научно-популярных работ. Член-корреспондент РАЕН. Основное внимание уделяет аспектам развития Средневековой Руси, церковной истории, а также вопросам политической эволюции России XVI-XVII вв. Автор биографий, вышедших в серии «Жизнь замечательных людей ». Галерея исторических портретов автора состоит как из политических персон (Рюриковичи, Иван Грозный, Федор Иванович, Федор Алексеевич, Малюта Скуратов)[101], так и из духовных деятелей и подвижников (Патриарх Гермоген, Петр и Феврония, митрополит Филипп)[102]. Придерживается государственнических взглядов.

Н.С.Борисов (род.1952) - современный российский историк, доктор исторических наук, профессор, крупнейший специалист в области политической и церковной истории Руси XIV-XV вв., ученик Б.А.Рыбакова. Заведующий кафедрой истории России до начала XIX в. Исторического факультета МГУ. Классик современной историографии. Создал фундаментальную галерею портретов выдающихся политических и церковных деятелей отечественной истории XIV-XV вв. Работы Н.С.Борисова отличаются масштабностью подборки привлекаемых источников, ярким литературным языком и исследовательской новизной. Является биографом Ивана Калиты, Михаила Тверского, Дмитрия Донского, Сергия Радонежского и Ивана III[103]. Активно исследует проблему возвышения Москвы[104]. Написал ряд популярных работ о русских полководцах, краеведческих книг по истории Ярославского края, а также прочитал цикл лекций на телевидении[105]. Автор школьного учебника по истории России[106].

А.И.Филюшкин (род.1970) - современный отечественный историк, доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории славянских и балканских стран исторического факультета СПбГУ. Автор новаторских исследований по истории Ливонской войны, а также свежих биографий Василия III и А.М.Курбского[107]. Сфера научных интересов автора - история России, Ливонского ордена, Речи Посполитой и Великого княжества Литовского в XV-XVII в.[108] Опубликовал более 300 работ. Отрицает существование Избранной рады[109]. Делит Ливонскую войну на серию международных конфликтов («Балтийские войны »), которые велись Россией не за выход к морю, а за земли и города[110].

В.Н.Козляков (род.1961) - современный отечественный историк, доктор исторических наук, профессор Рязанского государственного университета, крупнейший российский исследователь эпохи Смуты[111]. Создал широкую панораму персон Смутного времени, посвятив каждому отдельную книгу. В серии «Жизнь замечательных людей » вышли биографии Бориса Годунова, Марины Мнишек, Лжедмитрия I, Василия Шуйского, Михаила Романова[112]. В сборнике «Герои Смуты » рассказал о судьбах П.Ляпунова, И.Заруцкого, Д.Трубецкого, Д.Пожарского, К.Минина, И.Сусанина и Н.Шульгина[113]. В последние годы Козляков стал выходить за пределы привычного исследовательского периода, написав биографии царя Алексея Тишайшего и царицы Евдокии Лопухиной[114].

Л.Е.Морозова (род.1947) - советский и российский историк, доктор исторических наук, специалист по истории XIV-XVII вв., ведущий научный сотрудник Института истории РАН. Специалист по эпохе Смуты, автор работ по истории женщин Средневековой Руси[115].

Н.И.Павленко (1916-2016) - советский и российский историк, доктор исторических наук, профессор, член Союза писателей России, патриарх отечественной исторической науки, доживший до 100 лет. Крупнейший в мире специалист по Петру I и его эпохе[116]. Изначально занимался историей металлургической промышленности[117]. Начиная с 1990-х активно исследовал биографии деятелей Эпохи дворцовых переворотов и Екатерины II. Мастер биографического жанра - создал множество портретов политических персон; некоторые стали первыми в своем роде. Перу знатока XVIII в. принадлежат классические биографии Петра I, Лефорта, царевича Алексея, А.Д.Меншикова, Екатерины I, Петра II, А.И.Остермана, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петра III и Екатерины Великой[118]. В сборнике «Птенцы гнезда Петрова » подробно рассказал о личностях Б.П.Шереметева, П.А.Толстого, А.В.Макарова, С.Л.Владиславича-Рагузинского[119]. Автор популярных школьных учебников по истории России.

И.В.Курукин (род.1953) - отечественный историк, доктор исторических наук, специалист по истории России XVII-XVIII вв. в целом и Эпохи дворцовых переворотов в частности. Изначально исследовал XVI в. - эпоху Ивана Грозного и личность протопопа Сильвестра[120]. Автор ряда биографий, опубликованных в серии «Жизнь замечательных людей ». Из-под пера ученого вышли книги о Екатерине I, Анне Иоанновне, Бироне, Артемии Волынском, Анне Леопольдовне, княжне Таракановой и всей династии Романовых[121]. Активно исследовал историю Персидского похода Петра Великого[122]. Создатель популярных школьных учебников и пособий, а также сборников для подготовки к ЕГЭ[123]. Автор удачно синтезирует научный подход и литературный стиль изложения.

Е.В.Анисимов (род.1947) - современный российский историк, доктор исторических наук, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге, главный научный сотрудник Высшей школы экономики и Института истории РАН, автор более 250 работ, сценарист, телеведущий, педагог и блестящий рассказчик, популяризатор науки. Ведущий в мире специалист по Эпохе дворцовых переворотов[124]. Автор первых научных биографий Елизаветы Петровны и Анны Иоанновны[125]. Составитель сборника источников по эпохе[126]. Спектр научных интересов историка очень широк - это известные женщины XVIII в., русская история в художественных произведениях, политический сыск и Тайная канцелярия, биографии Ивана VI и П.И.Багратиона[127]. Занимается Петровской эпохой, пишет тексты для альбомов-путеводителей по Санкт-Петербургу[128]. Автор популярного издания «История России от Рюрика до Путина », а также циклов передач «Дворцовые тайны » и «Пленницы судьбы » на канале «Культура »[129]. Анисимов обладает ярким и образным стилем изложения, исполняя научно-популярные работы на высоком уровне литературного мастерства. Вышедшие из-под пера автора биографии без преувеличения можно назвать научными романами.

О.И.Елисеева (род.1967) - российский историк, кандидат исторических наук, писательница. Автор современных научных биографий Петра III, Екатерины II, Г.Потемкина, Е.Дашковой и А.Радищева[130]. В серии «Живая история » выпустила работы о повседневной жизни русских литературных героев XVIII - первой трети XIX вв. и о повседневной жизни пушкинской Одессы[131]. Создала целую россыпь художественных романов, посвященных Екатерине II, М.С.Воронцову и А.Х.Бенкендорфу[132].

А.С.Мыльников (1929-2003) - советский и российский историк-славист, доктор исторических наук. Ключевое место в научных изысканиях автора занимала история и культура Чехии. Во многом его усилиями, начиная с 1980-х гг., негативный образ Петра III стал значительно корректироваться[133]. Ввел в научный оборот комплекс новых документов исследуемого периода, в том числе и иностранных.

Н.В.Коршунова (род.1973) - современный российский историк, доктор исторических наук, заведующая кафедрой отечественной истории и права Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. Автор книги, посвященной политической доктрине императора Павла I[134].

Образование ДРГ (его значение, характер и т.д. + призвание варягов)

В.О.Ключевский. Первый факт истории России - военный союз славян под предводительством князя дулебов на Карпатах в VI в. н.э. Второй факт - расселение славян по равнине (с VII в. н.э.) из-за нашествия авар[135]. В это время начинается обособление восточных славян[136]. В VIII в. из-за успехов внешней восточной торговли у славян возникают древнейшие торговые города, вытянувшиеся вдоль пути «из варяг в греки »[137]. Чем больше было участие в торговле, тем больше становился вооруженный город, подчинявший округу с ее населением[138]. Наша история не началась в середине IX в., к тому моменту она «уже имела за собою некоторое прошедшее, только не многовековое, считавшее в себе два с чем-нибудь столетия »[139]. Балтийские варяги - скандинавы, военно-промышленный класс, это вооруженные купцы, а не пираты[140]. «Превращение варягов из союзников во властителей при благоприятных обстоятельствах совершалось довольно просто »[141]. «Призвание варягов » произошло не только для наведения порядка, но и для обороны от внешних врагов - это военный найм[142]. Чтобы подавить восстание местных жителей, с которых варяги «желали кормиться слишком сытно », «наемники превратились во властителей, а свое наемное жалованье превратили в обязательную дань с возвышением оклада »[143]. Сказание о «призвании варягов » - не народное предание, а «схематическая притча о происхождении государства, приспособленная к пониманию детей школьного возраста »[144]. Высокое значение Киева обусловлено фактором удобства торговли с Византией[145]. «Русское государство основалось деятельностью Аскольда и потом Олега в Киеве: из Киева, а не из Новгорода пошло политическое объединение русского славянства »[146]. В государстве были не только восточные славяне, но и некоторые финские племена[147]. Русское государство «еще не было государством русского народа, потому что еще не существовало самого этого народа: к половине XI в. были готовы только этнографические элементы, из которых потом долгим и трудным процессом выработается русская народность. Все эти разноплеменные элементы пока были соединены чисто механически; связь нравственная, христианство, распространялось медленно...»[148]. Связующая механическая связь Русской земли - «княжеская администрация с ее посадниками, данями и пошлинами »[149]. Главные двигатели развития Русского государства до конца XII или до начала XIII в. - волостной торговый город и внешняя торговля. Все остальные явления - последствия совокупного действия данных факторов[150].

Г.В.Вернадский. Прародина славян - течение р.Припять, куда, возможно, они пришли с востока[151]. Культурный уровень жизни славян был довольно высок уже в первобытную эпоху[152]. До распада Гуннской державы определенных сведений о славянах нет - они могли находиться в составе этой империи, их отряды, возможно, состояли сначала в гуннском, а затем и в аварском войске[153]. С VI в.н.э. началось выделение восточных славян[154]. Разгром авар в конце VIII в. Карлом Великим окончательно порвал связи между 3 ветвями славянства[155]. Вскоре часть восточных славян оказалась зависима от хазар[156]. В XI в. встретились 2 потока славянской колонизации - с низа Днепра и с запада[157]. Восточные славяне с конца VI до начала IX вв. заняли значительные территории от Ладожского озера до Черного моря, но не сумели создать своего государственного образования[158]. При этом сохранялось племенное единство - разделяясь на племена, они составляли один народ - русский[159]. С начала IX в. на земли восточных славян проникают варяги, подчинив северную часть славян и соприкоснувшись на юге с хазарами[160]. 842 г. - появление отрядов варяго-русов на Черном море[161]. 860 г. - поход на Византию, способствовавший созданию варяго-русского государства[162]. События 862 г. нельзя считать достоверными, пока летописные сведения не подтверждены другими источниками[163]. Сначала был исход первой варяжской волны на Киев и Царьград. Затем новгородские славяне попытались свергнуть варяжскую власть у себя, но вскоре призвали других норманнов, чтобы отбиться от варягов, осевших в Киеве[164]. Государство укрепилось на Днепровском торговом пути, поэтому его центром стал Киев[165]. Понятие «Русь », скорее всего, пришло с варягами; так долго назывались варяжские дружины[166]. В IX-X вв. понятие стало применяться в отношении Киевского княжества, а затем и ко всем восточным славянам[167]. Сами варяги вскоре ославянились, а варяжская дружина растворилась в славянской массе[168]. Родство со скандинавами долго теплилось лишь внутри княжеского дома[169].

Л.Н.Гумилёв. VI-VIII вв. - время больших успехов славян[170]. IX в. - раскол славянского единства, который привел к образованию новых народов[171]. «Растущая пассионарность славян разбросала их по всей Европе »[172]. Бедством для славян было соседство с русами, которые их грабили; долгая борьба завершилась в пользу русов, когда к власти пришел Рюрик[173]. Рюрик - наемный воин, по происхождению рус (варяг)[174]. В 862 г. Рюрик захватил власть при помощи старейшины Гостомысла, а затем подавил восстание Вадима Храброго[175]. Рюрик убил Вадима, подчинив Новгород и прилегающие земли[176]. «Синеус и Трувор » - «родственники » и «дружина » Рюрика[177]. Подчинив окрестных славян, финно-угров и балтов, князь создал свою державу[178]. В Киеве тогда правили рус Аскольд и вождь славян Дир[179].

Б.А.Рыбаков. Государство возникло в определенной международной обстановке, которую русы смогли сделать благоприятной уже в IX в.[180] Русь - раннефеодальная монархия со сложной системой вассалитета и натуральным хозяйством[181]. Князь - собственник земель, с которых собирал полюдье[182]. Внешние импульсы в процессе государственного строительства оказались безрезультатны[183]. Рюрик - историческое лицо, а его «братья » - неправильный перевод шведских слов[184]. Норманны не были организующей силой ни для давно организованной Киевской Руси, ни даже для федерации северных племен[185]. Варягов на труднопроходимые русские земли привлекали сведения о торговле Руси со странами Востока. Во второй половине IX в. они начали совершать набеги на племена северных славян и финнов[186]. Киевские князья в 870-е гг. принимали серьезные меры для противодействия варягам, для чего был построен Новгород[187]. Варяги не имели отношения к строительству русских городов[188]. Особая роль Рюрика в истории объясняется правкой Ладожанина «Повести временных лет » в XII в.[189] Была создана «простенькая и по-средневековому наивно персонифицирующая историю концепция...»[190]. Путь «из Варяг в Греки » (из Балтики в Черное море) - домысел норманистов[191]. Действительный путь не имел отношения к славянским землям, это была дорога вокруг Европы[192]. Аскольд и Дир - потомки Кия, последние представители местной династии; они не варяги[193]. Появление варягов на Руси не внесло существенных изменений в ход русского исторического процесса[194].

А.А.Горский. Автор утверждает, что единой дискуссии по варяжской проблеме не существовало. В XVIII-XIX вв. шел спор по вопросу: «Кем были варяги - норманнами или нет ». «С точки зрения современных научных знаний ответ на первый вопрос однозначен - варяги были норманнами »[195]. Вторая дискуссия проходила в XX в. по другому пункту: «Создали ли варяги Древнерусское государство?» Ответ здесь будет отрицательным, «реальная научная полемика может идти только о степени участия выходцев из Скандинавии в процессе образования государства у восточных славян и о характере их роли »[196]. При этом структуры, образовавшие Древнерусское государство, не являлись племенами или союзами племен, ведь «в ходе Расселения VI-VIII столетий у славян произошло крушение племенного строя »[197]. В IX в. «это были общности территориально-политического характера. Именно на их основе формировались славянские государства »[198]. Древнерусское государство не имперского типа, оно «ближе не Византийской империи и не Франкской империи Карла Великого и его потомков, а моноэтничным европейским государствам Средневековья »[199]. «Черты и статус империи Русское государство обретет только в XVI столетии »[200].

Е.В.Пчелов. «На современном уровне развития исторической науки совершенно ясно, что от национальной принадлежности правящего рода сам процесс образования государства не зависит. Формирование государства происходит в результате определенного исторического развития »[201]. Государство у восточных славян возникло в IX в., роль варягов в этом процессе «была значительной », но видеть в них «единоличных » основателей Древнерусского государства, разумеется, невозможно. Поэтому происхождение первых русских князей и самой династии Рюриковичей никак не может умалить «национальную гордость великороссов »[202]. Во время «призвания варягов » «между местным населением и пришлыми варяжскими предводителями было заключено устное соглашение, «ряд», который определял права и обязанности князя и положение призванных варягов на Руси »[203]. «Князь должен был защищать местные племена от нападений других скандинавов, обеспечивать нормальное функционирование торговли в регионе... в обмен он получал право сбора определенной части дохода, дани с населения, и право суда, но в соответствии с местными правовыми установками »[204]. «Все это показывает, что летописный рассказ донес до нас реальные сведения о таком соглашении - причем соглашении, делавшем варяжских князей не полноправными хозяевами на новой земле, а зависимыми от местных порядков управителями »[205]. Данный договор был «соглашением между «равными», то есть между системами и народами, находившимися на примерно одинаковом уровне цивилизационного развития »[206]. Призванные князья происходили не из местной среды, иностранное происхождение «отнюдь не лишало династию и элиту их прав, а, напротив, оправдывало их власть и ведущее место в обществе »[207]. «Происхождение правителя извне, из другой культурной или этнической традиции могло способствовать укреплению прав его потомков на власть, а добровольное призвание такого правителя только подтверждало законность этой династии »[208]. При «кажущейся легендарности сказания о призвании варягов во главе с Рюриком за этой историей стоит реальность середины IX века. Рюрик - бесспорно, реальное историческое лицо »[209]. «Если Рорик Ютландский и Рюрик Новгородский - одно лицо, то его можно считать первым выдающимся деятелем в русской истории датского происхождения »[210]. Его потомство огромно, «практически все ныне правящие европейские монархи являются потомками первого русского князя »[211]. Города подчинялись Рюрику, но его власть не была абсолютной[212]. Заключенный «ряд » стал основой новгородской традиции приглашения князя и заключения с ним договора[213]. Из-за подобных ограничений Олег вместе с дружиной покинул Новгород[214].

Д.М.Володихин. Кто такой Рюрик и откуда его призвали в точности неизвестно[215]. Через его биографию могла пройти славянская «струя »[216]. По мнению большинства историков, это конунг Рёрик из династии Скьёльдунгов, откуда происходили короли данов[217]. Рюрик правил Северной Русью из Городища в 2 километрах от Новгорода[218]. Синеус и Трувор, весьма возможно, существовали[219]. Рюрик, «кем бы он ни являлся, не стал правителем всей Руси. Он всего лишь оказался призван на княжение новгородцами и основал династию. Ни новой государственности он не создал, ни объединения восточнославянских земель под своей рукой не достиг »[220]. Скандинавские народы в то время были почти на той же стадии развития, что и восточные славяне, поэтому не могли передать опыт государственного строительства[221]. Государства у скандинавов сложились позже, чем на Руси[222]. Ко времени призвания Рюрика у восточных славян существовали протогосударственные объединения - племенные союзы и их коалиции[223]. «Не могли скандинавы без согласия и прямой военной помощи славян править ими, поскольку располагали слишком незначительными силами для успешного захвата огромных территорий. Они могли получать плату за использование их дружин для обороны славянских крепостей и за решение тех сложных дел, где требовался верховный арбитр, стоящий «над схваткой». Не при Рюрике, а гораздо позднее власть скандинавских пришельцев переродится из прерогатив военных вождей и судебных арбитров в прерогативы государей. К тому времени они успеют крепко ославяниться...»[224].

Деятельность первых князей

В.О.Ключевский. Ведущий фактор внутренней и внешней политики первых князей - общий интерес, основанный на внешней торговле и потребности в охране границ[225]. «Читая начальный летописный свод, встречаем ряд полуисторических и полусказочных преданий, в которых историческая правда сквозит чрез прозрачную ткань поэтической саги. Эти предания повествуют о князьях киевских IX и X вв. - Олеге, Игоре, Святославе, Ярополке, Владимире »[226]. Дело Олега - расширение владений, «собирание восточного славянства под своею властью »[227]. Цель княжеской администрации - сбор налогов с племен[228]. Эта дань питала внешнюю торговлю[229]. Византийские походы вызывались «стремлением Руси поддержать или восстановить торговые сношения с Византией. Вот почему они оканчивались обыкновенно торговыми трактатами »[230]. Порядок торговых сношений подготовил в том числе принятие христианства из Византии[231]. Еще одна задача князей - поддержка и охрана торговых путей, которые вели к заморским рынкам[232]. Третья забота - «ограждать и оборонять пределы Руси от степных варваров »[233]. Опора князя - его дружина, остававшаяся во главе русского купечества; в середине X в. оно еще не было славянорусским[234]. В отличие от Западной Европы, «у нас пришлое господствующее племя, прежде чем превратиться в сословие, сильно разбавлялось туземной примесью. Это лишало общественный склад рельефных сословных очертаний, зато смягчало социальный антагонизм »[235].

Олег

Г.В.Вернадский. Поход Олега на Киев - борьба варяго-славянского Севера с варяжским Югом (с варягами первой волны)[236]. Захват Киева - «окончательное утверждение Киевского государства »[237]. Для окрестного населения Олег «являлся как бы преемником хазар »[238]. Днепровский путь «из варяг в греки » - стержень Русского государства[239]. Походы князя на древлян, северян и радимичей были вызваны необходимостью обеспечения безопасности флангов Днепровского пути[240]. Так Олег продолжил борьбу с хазарской властью[241]. Конец IX в. был временем устройства Киевского государства и укрепления Днепровского пути[242]. Заключением договора с греками Олег «обеспечил положение Руси по отношению к Византии »[243].

Л.Н.Гумилев. Для Киева характерен славяно-русский контакт, здесь сложилась славяно-русская этническая общность[244]. Поход Олега на Византию 907 г. - это поход Аскольда 860 г.[245] После захвата Киева Олегом образовалось «русско-славянское государство », которое быстро усиливалось и расширялось к берегам Черного моря[246]. «Сближение русов и славян было настолько тесным, что русы передали славянам и свое имя, и своих князей. Земля полян стала называться Русью »[247].

Б.А.Рыбаков. Олег (швед? норвежец?) - единственный конунг, который смог обмануть бдительность киевлян и захватить власть в Киеве, истребив династию Киевичей[248]. Изначально базировался в Ладоге[249]. Совершил удачные походы на Византию благодаря тому, что стал во главе огромного соединенного войска почти всех славянских племен[250]. Олег в русских летописях - скорее литературный персонаж, а не исторический деятель[251]. Особая концепция о двух героях русской древности (Рюрике и Олеге) возникла благодаря редакции «Повести временных лет »[252].

Е.В.Пчелов. «При всем легендарном обрамлении... Олег, безусловно, являлся масштабной исторической фигурой» [253]. Его имя прочно вписано в историю, «но значимость его не вполне осознана »[254]. Это первый русский правитель, про которого сохранились красочные легенды[255]. Олег - один из немногих русских князей, предания о котором ходили не только на Руси, но и в Скандинавии[256]. «Это подчеркивает масштаб деятельности князя и его широкую известность в «международном» смысле...»[257]. Именно со времен Олега дошел самый ранний подлинный документ древнерусской истории[258]. Н.М.Карамзин так оценивал значение Олега для России: «Сей князь был истинным основателем ее величия »[259]. «Конечно, это преувеличение, но доля истины в нем несомненна »[260].

Д.М.Володихин. Олег - представитель рода Рюрика, не его сын или родной брат, а, возможно, племянник или двоюродный брат[261]. «Захватив Киев, сделав его столицей, он объединил юг и север Руси. Условно именно это событие, поставленное летописцами под 882 годом, считают истоком древнерусской государственности »[262]. Принудил к данничеству древлян и северян, на годы его правления выпало переселение враждебных венгров и победоносный поход на Византию[263]. Возможно, делил власть с сыном Рюрика: Олег являлся сакральным вождем и военным предводителем, а Игорь занимался текущими государственными делами[264]. Олег был тесно связан с волхвами, из-за чего у князя возникла репутация «Вещего »[265]. Формирующееся при нем государство богатело за счет торговли и пошлин с купеческого транзита[266]. Русь «купалась в привозном серебре »[267].

Игорь

Г.В.Вернадский. Благодаря заключенному Олегом договору с Византией Русь смогла обратить внимание на восток, куда были направлены походы Игоря[268]. Именно при Игоре русские впервые соприкоснулись с печенегами, с которыми удалось заключить мирный договор; они выступали союзниками во время набегов на Византию[269]. 941 г. - неудачный набег на византийские владения в Малой Азии[270]. 943-944 гг. - удачный большой поход на Каспийское море и Закавказье[271]. Затем был второй набег на Византию под личным руководством Игоря; в 945 г. греки были вынуждены подписать договор[272]. «Растратив силы на дальние походы, Игорь ослабил дисциплину внутри своего государства. Только что вернувшись с греческого похода, он отправился на сбор усиленной дани с древлян и был убит ими »[273].

Б.А.Рыбаков. Игорь использовал варягов как наемные отряды для похода на Византию[274]. Варяги выполняли дипломатические миссии и участвовали в заключении договоров[275]. Постепенно часть варяжской знати вливалась в состав русского боярства, но жестоко обращалась с местным славянским населением[276].

Д.М.Володихин. Игорь - «лихоимец »[277]. Он рос, во всем слушаясь Олега[278]. Во время похода Олега на Византию Игорь оставался в Киеве; возможно, это стало первым опытом самостоятельного правления князя[279]. До смерти Олега он пользовался властью частично, «а страна пребывала в состоянии «двоевластия »[280]. Летопись ничего не сообщает о двадцати годах полновластного правления Игоря[281]. «Игорь проявил себя как скверный полководец, слабый дипломат и человек, жадный до звонкой монеты. Мудрости и воинского дарования, присущих Олегу, он явно не имел. Жажда обогащения в конечном итоге и погубила князя »[282]. «В бесславной гибели Игоря Рюриковича виден прекрасный урок всем его преемникам. Русь его времени еще не получила правильной государственной организации. Это собрание областей, подчиняющихся Киеву и удерживаемых в данническом положении одной только силой. Но данничество не есть рабство: если перегнуть палку, держава, собранная Олегом, развалится, а правители ее подвергнут себя смертельной опасности »[283].

Ольга

Г.В.Вернадский. Ольга, вдова Игоря, правила около 20 лет[284]. Русь не предпринимала походов на восток; внимание княгини сосредоточилось на Византии, против которой она не делала враждебных действий[285]. Ольга «испытала на себе глубокое влияние византийской культуры. Она крестилась и лично затем отправилась в Царьград (957) »[286]. Благодаря крещению, княгиня вошла в круг византийского придворного общества[287]. «Не будучи завоевательницей, Ольга была хорошей правительницей; она постоянно объезжала свои владения и соблюдала в них строгий порядок. (О наказании Ольгою убивших ее мужа древлян сложилось целое сказание.) Время ее правления - время собирания сил молодого Русского государства. Это была, так сказать, «передышка». Летописец сохранил светлую память о княгине Ольге, называя ее «мудрейшею всех человек »[288].

Л.Н.Гумилёв. Главная проблема Руси - хазары[289]. Ольга приняла крещение, чтобы в лице Византии обрести союзника против хазар[290]. Это произошло еще в 946 г.[291]

Б.А.Рыбаков. Ольга родилась в 923-927 гг. и была молодой вдовой[292]. Сказание о мести княгини Ольги - антитеза неслыханного убийства киевского князя во время полюдья; это не отражение реальных событий, а устрашающее эпическое произведение для язычников в интересах киевской монархии[293]. Данное сказание - первый целенаправленный сказ о силе Киева[294]. При этом смерть Игоря «была как-то отомщена киевлянами »[295]. Эпоха Ольги отмечена рядом новшеств[296]. Был установлен каркас княжеского домена, оформившийся затем в Русской Правде[297]. Правление Ольги «действительно было временем усложнения феодальных отношений, временем ряда запомнившихся реформ, укреплявших и юридически оформлявших обширный, чересполосный княжеский домен...»[298]. Эпоха Игоря и Ольги - переломный момент в отношении к христианству, начало его утверждения в государственной системе[299]. Крещение Ольги - не эпизод ее личной жизни, а политический поединок двух монархов Руси и Византии[300]. Выбор имени Елена символичен - эта императрица приняла участие в утверждении христианства в Византии[301]. Возможно, княгиня думала об организации христианской церкви на Руси[302]. Государство эпохи Ольги выглядит вполне устроенным - тогда завершился 150-летний период его формирования от «каганата русов » начала IX в. до Киевской Руси середины X в.[303]

А.Ю.Карпов. Княгиня Ольга - «предтеча » христианской Руси, это «денница » - утренняя звезда, предвещающая восход солнца христианской веры[304]. В памяти народа она осталась «мудрейшей среди всех человек »[305]. Ольга была одновременно и хитра, и мудра; «принятие ею христианской веры стало торжеством разума над косностью, подлинным шагом в будущее, изменившим ход всей нашей истории, - а такое под силу очень немногим »[306]. В правление Ольги Русь «из разрозненно



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: