Опера «Евгений Онегин» (1878г.)




лирические сцены в 3 актах, 7 картинах Петра Ильича Чайковского, на либретто Константина Шиловского, по одноимённому роману в стихах А. С. Пушкина. Премьера состоялась 17 марта 1879 года в Малом театре в Москве.

На самом деле идею о написании этой оперы композитору подала певица Елизавета Лавровская. Как писал Петр в письме своему брату, сначала эта идея показалась ему «дикой», но потом он всё же подумал, что она может быть «возможной». И, прочитав пушкинского «Онегина», за бессонную ночь у Чайковского появился «сценарий прелестной оперы с текстом Пушкина». Опера появилась в достаточно короткий срок и стала очень дорога композитору. В неё было вложено немало душевных сил, Чайковскому не хотелось отдавать её на сцену императорских театров. К этому произведению очень быстро пришёл большой успех.

Краткое содержание:

Картина первая. Летний вечер, сад в усадьбе Лариных. Татьяна и Ольга поют романс. Их мать — Ларина и няня Филиппьевна вспоминают о временах своей молодости. Появляются крестьяне. Их песни занимают девушек — задумчивую, мечтательную Татьяну и беззаботную, шаловливую Ольгу. Приезжает жених Ольги — помещик-сосед Владимир Ленский в сопровождении Онегина, недавно прибывшего из Петербурга молодого дворянина. Татьяна глубоко взволнована встречей с Онегиным.

Картина вторая. Комната Татьяны, поздний вечер. Девушка во власти тревожных дум. Она не может уснуть и просит няню рассказать о своей молодости. Татьяна едва слушает: её мысли поглощены Онегиным. Охваченная новым неведомым ей чувством, она пишет Онегину письмо, признаваясь в любви. В нём она видит своего избранника… Светает. Няня по просьбе Татьяны посылает внука с письмом к Онегину.

Картина третья. В саду Лариных девушки с песнями собирают ягоды. В смятении вбегает Татьяна: приехал Онегин, сейчас он будет здесь. Что он ответит на её письмо? Онегин учтив и сдержан. Он тронут искренностью Татьяны, но ответить на её любовь не может. Потрясенная девушка с горечью выслушивает нравоучения.

Картина четвёртая. Бал в доме Лариных. На именины Татьяны съехалось множество гостей. Гости танцуют, играют в карты и в зале очень душно. Провинциальный бал с пересудами и сплетнями наводят на Онегина жестокую скуку. Чтобы отомстить Ленскому, который привез его сюда, он начинает ухаживать за Ольгой. Ленский возмущен поведением друга и легкомыслием невесты. Он вызывает Онегина на дуэль. Гости и хозяева безуспешно пытаются примирить друзей.

Картина пятая. Раннее зимнее утро. Ленский и его секундант Зарецкий ожидают Онегина у места дуэли. Мысли молодого поэта обращены к Ольге и собственной судьбе. Появляется запоздавший Онегин. Противники колеблются, вспоминают былую дружбу. Но все пути к отступлению отрезаны. Дуэлянты становятся к барьеру. Раздается выстрел, и Ленский падает, сраженный насмерть.

Картина шестая. В богатом особняке собралась петербургская знать. Среди гостей Онегин, недавно возвратившийся из странствий. Ни путешествия, ни светские удовольствия не могут рассеять его тоски. Появляются князь Гремин с супругой, в которой Онегин с удивлением узнает Татьяну. Князь Гремин говорит, что жена составила счастье его жизни. Охваченный внезапной любовью к Татьяне, Онегин решает добиться свидания.

Картина седьмая. У себя в гостиной Татьяна в волнении читает письмо Онегина. Она до сих пор любит его. Неожиданно входит Онегин. В его словах признание и раскаяние. Татьяна вспоминает их первую встречу, когда счастье было ещё возможно. Но прошедшего не восстановить. Взывая к чести и гордости Онегина, Татьяна просит оставить её. Она непоколебима в сознании долга и супружеской верности. Онегин остается один.

Действующие лица:

ЛАРИНА, помещица (меццо-сопрано)
ее дочери:
ТАТЬЯНА (сопрано)
ОЛЬГА (контральто)
ФИЛИППЬЕВНА, няня (меццо-сопрано)
ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН (баритон)
ЛЕНСКИЙ (тенор)
КНЯЗЬ ГРЕМИН (бас)
РОТНЫЙ (бас)
ЗАРЕЦКИЙ (бас)
ТРИКЕ, француз-гувернер (тенор)
ГИЛЬО, француз, камердинер Онегина (персонаж без слов)
КРЕСТЬЯНЕ, КРЕСТЬЯНКИ, ПОМЕЩИКИ, ПОМЕЩИЦЫ, ОФИЦЕРЫ, ГОСТИ НА БАЛУ.

Музыкальные номера:

  • Вступление
  • «Слыхали ль вы за рощей глас ночной… Они поют… » — Татьяна, Ольга, Ларина, няня.
  • «Болят мои ноженьки… Уж как по мосту-мосточку… » — хор крестьян, Ларина.
  • Ариозо Ольги «Как я люблю под звуки песен этих… Уж как по мосту-мосточку… » — Татьяна, Ольга.
  • «Ну ты, моя вострушка… » — Ларина, няня, Татьяна, Ольга, хор.
  • «Mesdames! Я на себя взял смелость привесть приятеля… » — Ленский, Онегин, Ларина, Татьяна, Ольга.
  • Ариозо Ленского «Как счастлив, как счастлив я!.. Я люблю Вас!.. » — Ленский, Ольга, Онегин, Татьяна.
  • «А, вот и вы!…Мой дядя самых честных правил…Моя голубка!.. » — Ларина, няня, Ленский, Онегин.
  • «Ну, заболталась я!..Не спится, няня… » — няня, Татьяна.
  • Ариетта Татьяны «Пускай погибну я, но прежде… » — Татьяна («Сцена письма»).
  • «Ах, ночь минула… » — Татьяна, няня.
  • «Девицы-красавицы… » — хор крестьян.
  • «Здесь он, здесь он, Евгений!.. Вы мне писали… » — Татьяна, Онегин.
  • «Вот так сюрприз!.. » — хор гостей, ротный, Онегин, Ленский.
  • «Ужель я заслужил от вас насмешку эту?.. » — Ленский, Ольга, Онегин, хор, Трике.
  • Куплеты Трике «Какой прекрасный этот день… Ви роза, ви роза, ви роза, belle Tatyana! » — Трике, хор.
  • «Messieurs, mesdames, места занять извольте!.. Ты не танцуешь, Ленский?.. » — ротный, Онегин, Ленский, хор, Ларина.
  • «В вашем доме! В вашем доме!.. » — Ленский, Онегин, Татьяна, хор, Ларина, Ольга.
  • А рия Ленского «Ну что же?.. Куда, куда, куда вы удалились… » — Зарецкий, Ленский.
  • «А, вот они!.. » — Зарецкий, Онегин, Ленский.
  • «Враги!.. Давно ли друг от друга… » — Онегин, Ленский («Дуэт-канон»).
  • Полонез
  • Ария Онегина «И здесь мне скучно!.. Княгина Гремина! Смотрите!.. » — Онегин, хор, Татьяна, Гремин.
  • Ария Гремина «Любви все возрасты покорны… » — Гремин.
  • Ариозо Онегина «Итак, пойдём… Ужель та самая Татьяна?.. » — Гремин, Татьяна, Онегин.
  • «О! как мне тяжело!.. Онегин! Я тогда моложе… » — Татьяна, Онегин.
  • «Позор… тоска… О, жалкий жребий мой! » — финал

Интересные факты:

  • Важнейшее отличие оперы от произведения Пушкина заключается в том, что ссору Ленского и Онегина и вызов на дуэль Чайковский помещает непосредственно в сцену праздничного бала у Лариных, так что народ непосредственно присутствует при ссоре и комментирует её; у Пушкина же дуэль готовится в полной тайне: «одна бы няня знать могла, // да недогадлива была». Некоторому переосмыслению в опере подвергся также и образ Татьяны — у Чайковского она (в отличие от пушкинской Татьяны) ещё до объяснения с Онегиным сожалеет об отправленном письме.
  • В самых первых спектаклях опера заканчивалась любовными объятьями Онегина и Татьяны, прерываемыми появлением Гремина — это вызвало протест публики, после чего композитор переделал заключение оперы, приблизив его к оригиналу.
  • Опера «Евгений Онегин» стала первым оперным спектаклем, подготовленным театральной студией под руководством К. С. Станиславского. Этот спектакль ознаменовал новый этап в развитии отечественного оперно-сценического искусства и стал символом Музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко.
  • В 1892 году опера «Евгений Онегин» была поставлена в Гамбургском оперном театре под руководством Густава Малера. Чайковский слышал эту постановку и очень высоко оценил дирижёрское искусство Малера. Позднее, в 1897 году, Малер поставил «Онегина» в Венской опере.

Источники информации, используемые при создании реферата:

1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Чайковский,_Пётр_Ильич

2. https://stuki-druki.com/authors/Tchaikovsky.php

3. https://obrazovaka.ru/essay/chajkovskij/kratkaya

4. https://citaty.su/kratkaya-biografiya-chajkovskogo

5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Евгений_Онегин_(опера)

6. https://www.belcanto.ru/onegin.html

7. https://gfom.ru/opera_evgeniy_onegin_chaykovskogo.php

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: