Соединения как карбиды, галогениды, фосфиды.




Тема урока. Гидролиз неорганических и органических веществ

 

 

Цель урока: познакомить с сущностью гидролиза солей; научить составлять уравнения реакций гидролиза солей в молекулярном и ионном виде, определять среду водного раствора электролита.

 

Классная работа. Выполнить задания:

1. Расставьте коэффициенты, укажите осадок, запишите полные и сокращенные ионные уравнения для следующих реакций:

А) ZnCl2 + NaOH → NaCl + Zn(OH)2

Б) Ba(NO3)2 + K2SO4 → BaSO4 + KNO3

B) AlCl3 + KOH → Al(OH)3 + KCl

2. Составьте уравнения реакций, запишите полные и сокращенные ионные уравнения:

А) Pb(NO3)2 + K2SO4

Б) Гидроксид калия + соляная кислота →

 

 

3. Изучение нового материала.

А.Гидролиз неорганических веществ

Постановка проблемы.

Наш сегодняшний урок мы начнем с решения задачи

 

Задача.

При сливании раствора, содержащего 0,1моль хлорида железа (III), с избытком раствора кальцинированной соды выделяется газ и выпадает осадок. Определить массу выпавшего осадка.

Задача решается на доске:

n (FeCl3) = 0,1 моль 2FeCl3 + 3Na2CO3 → 6NaCl + Fe2(CO)3

m(осадка) =?

При записи уравнения реакции выясняется,(по таблице растворимости),что вещество Fe2(CO)3 не существует или разлагается водой

 

Выполнение лабораторного опытапосмотрите видео:https://www.youtube.com/watch?v=_LiGERdEqFs

(Повторение правил техники безопасности)

 

Признаки реакции: выделяется бесцветный газ и выпадает осадок коричневого цвета

-Но по уравнению реакции газ невыделялся, а осадка Fe2(CO)3- не существует!

-Следовательно, мы что-то не учли, составляя уравнение реакции к задаче

Формулировка темы урока

«Гидролиз неорганических и органических веществ».

 

-Что же называется гидролизом? ».

«Гидро» - вода, «лизис» - разложение.

Выписать из учебника определение, что такое гидролиз

Вспомним, что вода – слабый электролит и в чистой воде происходит процесс: НОН ↔ Н+ + ОН и существует равенство концентрации:

[H+] = [OH] = 10 – 7 моль/л, pH = 7, среда нейтральная (индикатор лакмус остаётся фиолетовым).

-Что произойдет, если к дистиллированной воде прибавить НСl? (Концентрация (ОН-) останется прежней, зато концентрация (Н+) увеличится.) Какая будет среда? Записываем ответ: (Н+) > (ОН-) – среда кислая(индикатор лакмус становится красным).

- Какая будет среда, если в дистиллированной воде растворить гидроксид натрия? Почему? (Н +)< (ОН- ) – среда щелочная (индикатор лакмус становится синим).

Изменится ли значение водородного показатель среды, если в воде растворить соль?

 

Далее с помощью лакмусовой бумажки обучающиеся лабораторным путём проверяют характер среды растворов AlCl3, Na2CO3 и NaCl и убеждаются, что среда в растворе AlCl3-кислая,pH <7 в растворе Na2CO3 -щелочная, pH>7 и только в растворе NaCl-нейтральная

Какой вывод мы можем сделать на основе этих наблюдений?

 

Алгоритм составления гидролиза солей, образованных слабым основанием и сильной кислотой.

 

1.Составить уравнение диссоциации соли, определить ион слабого электролита.

AlCl3 ↔ Al3++3Cl-

Al3+ - катион алюминия, слабое основание, гидролиз по катиону.

2.Составить уравнение его взаимодействия с водой, определить продукты гидролиза в виде ионов.

Al3++H+OH↔ (AlOH)2++H+

3.Сделать вывод о среде электролита. Среда кислая, т.к. [H+]>[OH].

4.Составить уравнение в молекулярном и ионном виде.

AlCl3+HOH ↔ (AlOH)2+Cl2+HCl

Al3++3Cl+HOH ↔ (AlOH)2++3Cl+H+

Al3++HOH ↔ (AlOH)2++H+

Алгоритм составления гидролиза солей, образованных сильным основанием и слабой кислотой

1 .Na2CO3 ↔ 2Na++ CO2−3

CO2−3 карбонат-анион, слабая кислота, гидролиз по аниону.

2 .CO2−3+HOH ↔ HCO3+ OH

3.Среда щелочная, т.к. [OH]> [H+]

4 .Na2CO3+ HOH ↔ NaHCO3+NaOH

2Na++ CO2−3+H+OH↔ HCO3+ 2Na +OH

CO2−3+HOH↔HCO3+OH

 

 

Соли, образованные слабой кислотой и слабым основанием, гидролизу не подвергаются

 

Na+ + Cl+ HOH ↔ Na+ + OH + H+ + Cl

HOH ↔ OH + H+

pH=7, [H+] = [OH ]. Среда нейтральная.

 

вернемся к задаче.

-Чем образована соль Fe2(CO)3?

(Слабым основанием и слабой кислотой)

-Что же в таком случае происходит?

Обратимся за помощь к тексту учебника на странице 96. (прочитайте текст учебника и выпишите уравнение реакции гидролиза карбоната алюминия).

Такому же необратимому гидролизу подвергается соль карбоната железа (III): Fe2(CO3)3 + 3HOH → 2Fe(OH)3↓+ 3CO2

Вывод: « Соли, образованные слабым основанием и слабой летучей кислотой, подвергаются необратимому гидролизу, т.е. полностью разлагаются с образованием осадка и выделением газа».

Разрешение проблемы (решение задачи).

Запишите уравнение реакции с учётом необратимого гидролиза, и решение задачи:

2FeCl3 + 3Na2CO3 + 3H2O → 2Fe(OH)3↓+ 3CO2↑+ 6NaCl.

n (Fe(OH)3) = n (FeCl3) = 0,1 моль.

m (Fe(OH)3) = M x n = 107 x 0,1 = 10,7 г.

Ответ: масса осадка 10,7г.

Полному необратимому гидролизу также подвергаются такие бинарные

Соединения как карбиды, галогениды, фосфиды.

CaC2 + 2H2O = Ca(OH)2 + C2 H2

карбидацетилен

кальция

Al4C3+ 12H2O = 4Al(OH)3 + 3CH4

карбид метан

алюминия

SiCl4+ 3H2O = H2SiO4↓ + 4HСl

хлорид кремниевая

кремния кислота

 

Са3P2 + 6H2O = 3Са(OH)2 + 2PH3

фосфид фосфин

кальция



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: