Семинар - практикум 7. Формы организации учебного процесса




Цель: закрепить знания по теме, научить составлять конспект урока с использованием инновационных форм обучения и использовать способы реализации основных образовательных программ для учащихся различных возрастов.

На семинар предполагается подготовка конспекта учебного занятия с использованием инновационных форм обучения и включением этнопедагогического материала в содержание занятия (по выбору).

Перед обсуждением конспектов предполагается обсуждение вопросов:

1. Что такое организационные формы обучения?

2. Какими особенностями характеризуется классно-урочная форма организации обучения?

3. Каковы общие требования к современному уроку?

4. В чем сущность дидактических требований к уроку?

5. Какие воспитательные и развивающие требования реализуются на уроках?

6. По каким критериям осуществляется классификация уроков?

7. Назовите основные типы уроков и их структуры.

 

Рекомендации:

Четко выстроенная структура урока помогает последовательно провести урок и удерживать внимание учащихся в течение всего занятия.

Конспект урока включает:

ـ Тема урока;

ـ цели (образовательной, развивающей и воспитательной) и задачи;

ـ тип урока (урок по ознакомлению с новым материалом; урок по закреплению изученного; урок проверки знаний, умений и навыков; урок по систематизации и обобщению изученного материала);

ـ оборудование;

ـ распределение основных этапов урока по времени;

ـ содержание;

ـ этапы формирования базовых понятий (введение понятия; приведение примеров, к которым применимо данное понятие; выделение существенных и несущественных признаков понятия; определение понятия, основанного на существенных признаках);

ـ методы обучения: устный (индивидуальный, фронтальный) или письменный (самостоятельная, контрольная работа, диктант) опрос; лекция, объяснение, проблемное объяснение, рассказ, беседа, рассказ с элементами беседы, самостоятельная работа с источником информации, упражнение, ролевая игра, выполнение упражнений и заданий в обычной или игровой форме и т.д.;

ـ приемы работы: составление схемы, работа с таблицами, работа с текстом учебника, составление описания и т.д.

Образец плана:

ТЕМА: название темы берете из сборника учебных программ, из типового или разработанного Вами поурочного планирования.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА: Кратко перечисляете содержание образовательной, развивающей и воспитательной задач.

К задачам урока относят следующие элементы:

1. Образовательная:

  • знания (понятия, явления, величины, формулы, законы, теории и т.п., более мелкие по планам изложения)
  • умения:

1) специальные (решение задач, проведение, измерений и т.п.)

2) общеучебные (письменной и устной речи монологической и диалогической, различные приемы работы с учебной и дополнительной литературой, выделение главного в форме простого и сложного плана, памяток и алгоритмов, тезисов, конспекта, схем.; владение основными видами ответов (пересказ, тематический ответ, сравнительная характеристика, сообщение, доклад), строить определение понятий, сравнение, доказательства, определять цель работы, выбирать рациональные способы выполнения работы, владение способами контроля и взаимоконтроля, само и взаимооценки, умение коллективно работать, управлять работой коллектива и т.п.

  • навык — это умение доведенное до автоматизма.

2. Воспитательная:

  • нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения, исполнять законы.
  • потребности личности, мотивы соц. поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение.

3. Развивающая:

  • развитие речи, мышления, сенсорной (восприятие внешнего мира через органы чувств) сфер личности, эмоционально-волевой (чувства, переживания, от восприятия, воля)и потребностей- мотивационной области.
  • умственная деятельность: анализ, синтез, классификация, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, умение выделять цели и способы деятельности, проверять ее результаты, выдвигать гипотезы, строить план эксперимента.

ТИП УРОКА: определяете сами, исходя из целей и задач проводимого урока. Могут быть: комбинированный урок, урок закрепления нового материала, повторительно-обобщающий урок и др.

ОБОРУДОВАНИЕ К УРОКУ: здесь перечисляете оборудование и приборы для демонстраций, лабораторных работ и практикумов (мензурки, линейки, весы, динамометры и пр.). Сюда же включаете список технических средств обучения (ТСО), которые планируете использовать на уроке (диапроектор, кодоскоп, видеомагнитофон, ЭВМ, телекамеру и т.д.). Разрешается включать в этот раздел дидактический материал и наглядные пособия (карточки, тесты, плакаты, диафильмы, таблицы, аудиокассеты, видеофильмы и др.).

Классная доска входит в оборудование урока.

ПЛАН УРОКА: пишется в краткой форме по основным этапам урока, часто представляется в конспектах в виде таблиц следующего содержания:

1. Организационная часть – 2-3 мин.

2. Сообщение новых знаний - 8-10 мин.

3. Практическая работа учащихся – 20-26 мин.

4. Сообщение задания на дом – 3-5 мин.

5. Завершение урока – 1-2 мин.

6. Указывается домашнее задание, которые учащиеся получат на следующий урок.

ХОД УРОКА - основная часть Вашего план-конспекта. Здесь в развернутом виде изложите последовательность своих действий по проведению урока. Этот раздел в конспекте можно представить в виде таблицы.

Здесь излагается ход урока, где учитель, дает необходимые формулировки отдельных терминов и понятий, раскрывает последовательность изложений учебного материала, приемы использования наглядных пособий. Особенно внимательным надо быть при изложении методических приемов построения изображения. То, что для преподавателя является элементарным, для учащихся часто оказывается необыкновенно сложным. Поэтому в конспекте урока надо как можно подробнее излагать методику работы с классом. Если учитель желает использовать высказывания выдающихся деятелей искусства, то в конспекте их надо заключить в кавычки и дать указание, из какой книги взята цитата, указать место и год издания, издательство, страницу.

Помните, что каждый урок должен содержать "изюминку". Это может быть интересный факт, нестандартное задание, необычная форма подачи материала, интригующий эпиграф – то, что будет способствовать заинтересованности учащихся.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: